Автор: Осипова Валентина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ№1"
Населённый пункт: г.Губкинский, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Род имён существительных"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка УМК « Школа России» 3 класс
Тема: Род имён существительных
Цель урока: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по
определению рода имени существительного
Задачи:
содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование;
познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей,
умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);
актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;
развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;
обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный
контекст;
актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени
существительного;
познакомить со способом определения рода существительного;
Планируемые результаты:
Личностные:
принимать и осваивать социальную роль ученика;
устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?), целью деятельности и ее
результатом;
осознавать роль языка и речи в жизни людей, ценности изучаемого способа определения рода
существительного, умение удерживать учебную задачу;
осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока;
Предметные:
определять грамматические признаки имени существительного;
систематизировать признаки имени существительного как части речи;
формировать у учащихся умения находить способы решения поставленной цели по определению
рода существительных , планировать, контролировать и оценивать свои действия,
слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
Метапредметные:
Познавательные:
формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени
существительного;
добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками
информации;
ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять
границы знания / незнания);
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
проводить анализ учебного материала;
делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли в устной речи;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
1
учиться работать в группе;
Регулятивные умения:
готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
отличать верно выполненное задание от неверного;
осуществлять самоконтроль;
совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
Оборудование: карточки для работы в паре, карточки для работы групповой, презентация.
Ход урока
I. Организация внимания
-Ребята, к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их, пожалуйста.
-Посмотрите друг на друга ,улыбнитесь друг другу. Надеюсь, у вас хорошее настроение ,потому что оно
всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
- Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну
русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий
.
II. Актуализация ранее изученного
1.Орографическая работа
-Откройте тетради, запишите дату, вид работы, покажите свою готовность.
(Запись под диктовку)
вьюга, окно, город, Волга , воробей, ручка ,яблоко, Барсик, пенал
-Сравните свою запись с записью на экране (слайд 1). Объясните орфограммы.
2. Повторение об имени существительном
-Что объединяет все эти слова? (Это все имена существительные)
- Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном. Предлагаю вам ответить на вопросы
« Блиц- турнира», который поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя
существительное».
«Блиц- турнир»
- Отвечайте быстро и чётко (вопросы задаю по рядам):
1.Часть речи, обозначающая предмет…(имя существительное) (слайд 2)
2.Отвечает на вопросы…(кто? что?) (на доске солнышко с надписью имя сущ. ,кто? что?)
3.Имена существительные бывают…(одушевлённые и неодушевлённые) (на доске лучики с этими
названиями)
4.Какие имена существительные относятся имена, отчества , фамилии людей, клички животных,
географические названия и т.д.? ( собственным) (лучик)
5. Все остальные имена существительные относятся к (нарицательным) (лучик)
6.Имена существительные изменяются по…(числам)
7.Имена существительные, обозначающие 1 предмет стоят в …(ед.числе) (лучик)
8.Когда имена существительные употребляются во множественном числе?(когда называют 2 или
несколько предметов) (лучик)
7.При изменении числа имени существительного изменяется его…(форма)
МОЛОДЦЫ!
2
-
Как вы считаете все перечисленные признаки у существительных постоянные или непостоянные?
III. Изучение нового материала
1. Знакомство с понятием «род»
- Возвращаемся к записанным словам. На какие 2 группы их можно распределить? ( одуш., неодуш.,
собств., нариц.)
- Назовите слова, которые относятся к одушевлённым предметам, к неодушевлённым предметам, к
именам собственным, к именам нарицательным. Проверяем. ( слайд 3,4)
- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому
признаку.
- Вы можете выполнить это задание?
- В чем затруднение?
- Почему не получается выполнить?
- Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на
группы.
- На помощь придёт ребус. Разгадайте его. (слайд 5)
- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)
-Что такое род? (семья, родня)
-Сформулируйте тему урока. (Род имени существительного)
2.Работа над темой
(Учитель берёт пенал ученика)
- Чей пенал? Запишите . (Пенал мой)
- Подчеркните слово мой.
- Какой он? Запишите. (Он красивый)
- Подчеркните слово он.
-Так обращаются к мужчине или женщине?
-Какой вывод можно сделать? ( Если к словам можно поставить он, мой, значит это существительное
м.р.) На письме кратко обозначается так: м.р.
( Возвращаемся к записанным словам)
-Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой. Обозначьте их род.
(Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода).
- На какие же 3 группы можно разделить записанные слова? ( слайд 6)
-Вывод.
-Сравним свой вывод с выводом Мудрой совы. (учебник стр.25)
-Скажите, пожалуйста, какой это признак – постоянный или непостоянный. Может ли сущ. ж.р. стать
сущ. м.р. или ср. р.?
- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение.( слайд 7)
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!
- Давайте вспомним, что мы делали, когда определяли род этих существительных. По какому алгоритму
работали?
3
Алгоритм
Как определить род имени существительного?
1. Произнесу слово.
2. Подставлю к нему слова – помощники
3. Если подходит Он мой – это слово М. р.
Если подходит Она моя – это слово Ж.р.
Если подходит Оно моё – это слово С. р.
(слайд 8)
3.Первичное закрепление . Работа в парах (слайд 9)
Игра «Забей мяч в корзину» (устно)
- В конверте лежат карточки с названием рода. Достаньте и разложите перед собой. Появится слово. Вы
по алгоритму определяете род и показываете карточку.
-Прежде, чем начнём работать в парах, произнесём волшебные слова:
-Желаю (большой)
- Успеха (указательный)
- Большого (средний)
- Во всём (безымянный)
- И везде (мизинец)
- Здравствуй! (вся ладошка)
4.Физкультминутка (на 5 мин)
Задание: женский род – похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.
(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)
5. Работа по учебнику.
Выборочное списывание
Упражнение 39 в учебнике с. 25
-Какие главные слова выделили, читая задание ?
1 ряд - выписывает слова м.р.
2 ряд - выписывает слова ж.р.
3 ряд -выписывает слова ср.р.
-Проверяем, доказывая, почему? Работаем по принципу эстафеты.
(слайд 10)
-Чему учились, выполняя это упражнение?
Упражнение 40, стр.26
-Какие главные слова выделили, читая задание ?
- Назовите окончания имён существительных мужского рода, женского рода, среднего рода.
-Как вы думаете, можно ли определить род имени существительного по его окончанию?
-Сравните свой вывод с выводом в учебнике.
5. Закрепление ( Работа в парах) (слайд 11)
-Прежде, чем начнём работать в парах, произнесём волшебные слова:
-Желаю (большой)
- Успеха (указательный)
- Большого (средний)
- Во всём (безымянный)
4
- И везде (мизинец)
- Здравствуй! (вся ладошка)
-У вас на столах карточки со словами. Спишите слова, выделите в них окончание. Найдите «лишнее»
слово, подчеркните его. Определите род существительных, выделите окончание.
Морковь, свёкла, капуста, огурец.
Карандаш, линейка, циркуль, портфель.
Солнце, туча, облако, поле, дерево.
-Проверяем. Обоснуйте свой ответ.
- Посмотрите ,какие слова я выделила. (слайд 12)
( Если останется время)
Игра «Кто быстрее »
- Ребята, а сейчас мы проведем игру « Кто быстрее», в которой вы проявите свои знания и умения.
Каждый ряд получает карточку со словами, начиная с первой парты ,определяете и указываете род у
одного слова и передаете карточку следующей парте. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу,
тот и победит.
Одеяло –
Подушка –
Компот –
Трава –
Ковёр –
Лампа –
Покрывало –
Диван –
Полено –
Лошадь –
Ручка –
Столб –
Небо –
Ветер –
Ведро –
-На старт, внимание. марш!
-Победила дружба.
V. Рефлексия
-Закончите предложения (слайд 13)
- Оцените свою работу на уроке.
«Светофор»
- Ребята, выберите кружочек красного, желтого или зеленого цвета в зависимости от полученного
результата на уроке и наклейте на кружок светофора соответствующего цвета (красный – я
затрудняюсь; желтый – у меня получается; зеленый – я умею).
-А теперь посмотрим, какие светофоры у вас получились.( Каждый выходит к доске и вывешивает свой
светофор)
Молодцы!
-Всем спасибо за работу!!!
5