Напоминание

" Род имён существительных"


Автор: Осипова Валентина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ№1"
Населённый пункт: г.Губкинский, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Род имён существительных"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка УМК « Школа России» 3 класс

Тема: Род имён существительных

Цель урока: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по

определению рода имени существительного

Задачи:

содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование;

познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей,

умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);

актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;

обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный

контекст;

актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени

существительного;

познакомить со способом определения рода существительного;

Планируемые результаты:

Личностные:

принимать и осваивать социальную роль ученика;

устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?), целью деятельности и ее

результатом;

осознавать роль языка и речи в жизни людей, ценности изучаемого способа определения рода

существительного, умение удерживать учебную задачу;

осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока;

Предметные:

определять грамматические признаки имени существительного;

систематизировать признаки имени существительного как части речи;

формировать у учащихся умения находить способы решения поставленной цели по определению

рода существительных , планировать, контролировать и оценивать свои действия,

слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

Метапредметные:

Познавательные:

формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени

существительного;

добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками

информации;

ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять

границы знания / незнания);

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

проводить анализ учебного материала;

делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной речи;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с

партнером;

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

1

учиться работать в группе;

Регулятивные умения:

готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

Оборудование: карточки для работы в паре, карточки для работы групповой, презентация.

Ход урока

I. Организация внимания

-Ребята, к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их, пожалуйста.

-Посмотрите друг на друга ,улыбнитесь друг другу. Надеюсь, у вас хорошее настроение ,потому что оно

всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

- Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну

русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий

.

II. Актуализация ранее изученного

1.Орографическая работа

-Откройте тетради, запишите дату, вид работы, покажите свою готовность.

(Запись под диктовку)

вьюга, окно, город, Волга , воробей, ручка ,яблоко, Барсик, пенал

-Сравните свою запись с записью на экране (слайд 1). Объясните орфограммы.

2. Повторение об имени существительном

-Что объединяет все эти слова? (Это все имена существительные)

- Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном. Предлагаю вам ответить на вопросы

« Блиц- турнира», который поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя

существительное».

«Блиц- турнир»

- Отвечайте быстро и чётко (вопросы задаю по рядам):

1.Часть речи, обозначающая предмет…(имя существительное) (слайд 2)

2.Отвечает на вопросы…(кто? что?) (на доске солнышко с надписью имя сущ. ,кто? что?)

3.Имена существительные бывают…(одушевлённые и неодушевлённые) (на доске лучики с этими

названиями)

4.Какие имена существительные относятся имена, отчества , фамилии людей, клички животных,

географические названия и т.д.? ( собственным) (лучик)

5. Все остальные имена существительные относятся к (нарицательным) (лучик)

6.Имена существительные изменяются по…(числам)

7.Имена существительные, обозначающие 1 предмет стоят в …(ед.числе) (лучик)

8.Когда имена существительные употребляются во множественном числе?(когда называют 2 или

несколько предметов) (лучик)

7.При изменении числа имени существительного изменяется его…(форма)

МОЛОДЦЫ!

2

-

Как вы считаете все перечисленные признаки у существительных постоянные или непостоянные?

III. Изучение нового материала

1. Знакомство с понятием «род»

- Возвращаемся к записанным словам. На какие 2 группы их можно распределить? ( одуш., неодуш.,

собств., нариц.)

- Назовите слова, которые относятся к одушевлённым предметам, к неодушевлённым предметам, к

именам собственным, к именам нарицательным. Проверяем. ( слайд 3,4)

- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому

признаку.

- Вы можете выполнить это задание?

- В чем затруднение?

- Почему не получается выполнить?

- Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на

группы.

- На помощь придёт ребус. Разгадайте его. (слайд 5)

- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)

-Что такое род? (семья, родня)

-Сформулируйте тему урока. (Род имени существительного)

2.Работа над темой

(Учитель берёт пенал ученика)

- Чей пенал? Запишите . (Пенал мой)

- Подчеркните слово мой.

- Какой он? Запишите. (Он красивый)

- Подчеркните слово он.

-Так обращаются к мужчине или женщине?

-Какой вывод можно сделать? ( Если к словам можно поставить он, мой, значит это существительное

м.р.) На письме кратко обозначается так: м.р.

( Возвращаемся к записанным словам)

-Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой. Обозначьте их род.

(Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода).

- На какие же 3 группы можно разделить записанные слова? ( слайд 6)

-Вывод.

-Сравним свой вывод с выводом Мудрой совы. (учебник стр.25)

-Скажите, пожалуйста, какой это признак – постоянный или непостоянный. Может ли сущ. ж.р. стать

сущ. м.р. или ср. р.?

- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение.( слайд 7)

Женский род запомню я

И скажу: она, моя

И запомню род мужской

И опять скажу: он, мой

Средний род – оно моё

Это правило твоё!

- Давайте вспомним, что мы делали, когда определяли род этих существительных. По какому алгоритму

работали?

3

Алгоритм

Как определить род имени существительного?

1. Произнесу слово.

2. Подставлю к нему слова – помощники

3. Если подходит Он мой – это слово М. р.

Если подходит Она моя – это слово Ж.р.

Если подходит Оно моё – это слово С. р.

(слайд 8)

3.Первичное закрепление . Работа в парах (слайд 9)

Игра «Забей мяч в корзину» (устно)

- В конверте лежат карточки с названием рода. Достаньте и разложите перед собой. Появится слово. Вы

по алгоритму определяете род и показываете карточку.

-Прежде, чем начнём работать в парах, произнесём волшебные слова:

-Желаю (большой)

- Успеха (указательный)

- Большого (средний)

- Во всём (безымянный)

- И везде (мизинец)

- Здравствуй! (вся ладошка)

4.Физкультминутка (на 5 мин)

Задание: женский род – похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.

(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)

5. Работа по учебнику.

Выборочное списывание

Упражнение 39 в учебнике с. 25

-Какие главные слова выделили, читая задание ?

1 ряд - выписывает слова м.р.

2 ряд - выписывает слова ж.р.

3 ряд -выписывает слова ср.р.

-Проверяем, доказывая, почему? Работаем по принципу эстафеты.

(слайд 10)

-Чему учились, выполняя это упражнение?

Упражнение 40, стр.26

-Какие главные слова выделили, читая задание ?

- Назовите окончания имён существительных мужского рода, женского рода, среднего рода.

-Как вы думаете, можно ли определить род имени существительного по его окончанию?

-Сравните свой вывод с выводом в учебнике.

5. Закрепление ( Работа в парах) (слайд 11)

-Прежде, чем начнём работать в парах, произнесём волшебные слова:

-Желаю (большой)

- Успеха (указательный)

- Большого (средний)

- Во всём (безымянный)

4

- И везде (мизинец)

- Здравствуй! (вся ладошка)

-У вас на столах карточки со словами. Спишите слова, выделите в них окончание. Найдите «лишнее»

слово, подчеркните его. Определите род существительных, выделите окончание.

Морковь, свёкла, капуста, огурец.

Карандаш, линейка, циркуль, портфель.

Солнце, туча, облако, поле, дерево.

-Проверяем. Обоснуйте свой ответ.

- Посмотрите ,какие слова я выделила. (слайд 12)

( Если останется время)

Игра «Кто быстрее »

- Ребята, а сейчас мы проведем игру « Кто быстрее», в которой вы проявите свои знания и умения.

Каждый ряд получает карточку со словами, начиная с первой парты ,определяете и указываете род у

одного слова и передаете карточку следующей парте. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу,

тот и победит.

Одеяло –

Подушка –

Компот –

Трава –

Ковёр –

Лампа –

Покрывало –

Диван –

Полено –

Лошадь –

Ручка –

Столб –

Небо –

Ветер –

Ведро –

-На старт, внимание. марш!

-Победила дружба.

V. Рефлексия

-Закончите предложения (слайд 13)

- Оцените свою работу на уроке.

«Светофор»

- Ребята, выберите кружочек красного, желтого или зеленого цвета в зависимости от полученного

результата на уроке и наклейте на кружок светофора соответствующего цвета (красный – я

затрудняюсь; желтый – у меня получается; зеленый – я умею).

-А теперь посмотрим, какие светофоры у вас получились.( Каждый выходит к доске и вывешивает свой

светофор)

Молодцы!

-Всем спасибо за работу!!!

5



В раздел образования