Напоминание

«Выпускник–предприниматель: миф или реальность?»


Авторы: Пахалова Елена Николаевна, Краснова Ольга Александровна
Должность: преподаватели специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ ИО "Иркутский технологический колледж"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка (круглый стол)
Тема: «Выпускник–предприниматель: миф или реальность?»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Дискуссия на тему

«Выпускник-предприниматель: миф или реальность?»

Пахалова Е.Н.

Краснова О.А.,

преподаватели высшей

квалификационной категории

ГАПОУ ИО «ИТК»

Предприниматель – это навык или талант?

Может ли специалист любой профессии стать предпринимателем?

Можно

ли

стать

предпринимателем

без

определенного

набора

знаний

и

умений?

Можно ли научить предпринимательству?

Какое образование необходимо иметь предпринимателю?

Ответы,

как

правило,

всегда

звучат

неоднозначные,

сегодня

происходит

много

злоупотреблений и путаницы с использованием данных понятий

Давайте

рассмотрим

подробнее

вопросы,

связанные

с

сущностью

предпринимательства, моделями и процессами предпринимательства, ролью людей и

технологий в данных процессах и начнем с определения предприниматель.

Итак,

в

современном

обществе

понятие

«предприниматель»

имеет

следующее

определение – субъект, который занимается предпринимательской деятельностью.

Примерно такой ответ можно услышать в девяти из десяти случаев.

При этом многие даже не задумываются над тем, что именно подразумевается под

предпринимательской деятельностью.

Другими

словами,

под

предпринимательством

подразумевается

воплощение

деятельности

(предоставление

специализированных

консультаций,

выполнение

специфических видов работ, продажа товаров) в определенной сфере (финансовой,

медицинской, социально-культурной).

И все это делается лишь с одной целью – получение денег.

Исходя из вышесказанного, можно дать более точный ответ на вопрос, кто такой

предприниматель. Это субъект, который на собственный риск занимается экономической

деятельностью

с

целью

получения

прибыли

от

продажи

продукции,

предоставления

услуги или выполнения работы.

Если

прочесть

понятие,

не

задумываясь

над

смыслом,

можно

ошибочно

предположить,

что любой

гражданин,

который

осуществляет

какую-либо

деятельность, получает за это деньги, и есть предприниматель. Но это не так.

Осуществление экономической деятельности – это еще не повод назвать человека

предпринимателем. Ведь, в таком случае, можно назвать оным и дядю Петю с соседнего

подъезда, который в свободное от работы время помогает знакомым грузоперевозками.

1

Суть предпринимателя в том, чтобы:

управлять предприятием либо организацией,

формировать первоначальный капитал;

использовать

полученную

прибыль

на

свое

усмотрение

и

принимать

различные решения по ее увеличению или вложению;

нести полную ответственность за принятые решения по ведению бизнеса и

быть готовым к дальнейшим последствиям.

Выше перечислены лишь основные признаки, характерные для предпринимателя.

Но, к примеру, частное предпринимательство имеет свои интересные нюансы.

Основная деятельность предпринимателя заключаются в следующем:

регистрация правового статуса и получение разрешения на конкретный вид

деятельности;

ведение

налоговой,

бухгалтерской

и

другой

финансовой

отчетности,

своевременная выплата налогов;

предоставление

товара,

услуг

или

выполнение

работы

согласно

заключенному договору с поставщиками, инвесторами, клиентами и др.;

обеспечение

комфортных

и

безопасных

условий

труда

для

наемных

работников (если таковые есть);

выплата заработной платы наемным работникам (если таковые есть).

Другими словами, предприниматель обязан следить за выполнением тех или иных

задач, которые необходимы для получения дальнейшей прибыли. Каким образом будет

достигнута эта цель, самостоятельно или же с помощью наемных работников, зависит от

решений самого субъекта предпринимательской деятельности.

Что такое успех?

Каковы слагаемые успеха?

Кто он – успешный предприниматель?

Рассмотрим слагаемые успеха на примере известных людей большого бизнеса:

Билл

Гейтс.

Основатель

корпорации

«Майкрософт»

-

мирового

лидера

в

производстве программного обеспечения компьютерной техники. Самый богатый человек

делового мира, вошедший в историю как самый молодой миллиардер. Он им стал в 25

лет.

В школе он проявлял особые способности в математике, проводил всё свободное

время за компьютером.

Биллу было 15 лет, когда он написал программу оптимизации уличного движения и

образовал

компанию

«Треэф

Дейта»

по

её

распространению.

На

этом

проекте

он

заработал 20 тысяч долларов. Так из обычного оператора ПК он стал программистом и

бизнесменом, проявив качества менеджера. В 1975 году Гейтс и его друг Ален основали

«Майкрософт». Сегодня более 200 млн. чел. используют эти программы для своих ПК.

Коко

Шанель,

настоящее

имя

Габриель

Шанель,

годы

жизни

1883

1971.

Выдающийся французский модельер, основательница «Дома Шанель», обладательница

многомиллионного состояния

2

Она быстро заслужила доверие и уважение, так как мастерски шила женскую

одежду. Она была целеустремлённой и настойчивой, и открыла собственный бутик.

До самой старости Коко сохраняла поразительную работоспособность, она творила

и днём и ночью. Инициалы СС и по сей день на миллионах вещей, которые ежегодно

выпускаются во всём мире.

Томас Эдисон. Имя этого человека знакомо многим и по сей день. Благодаря его

новаторским идеям электрические приборы стали привычной нормой. Телефон – это одно

из первых его творений, за которое он получил 100 тыс. долларов от компании «Вестерн

Юнион». Среди прочих его заслуг можно отметить кинескоп, а также модернизацию

лампы накаливания. После себя Эдисон оставил компанию GeneralElectric, ставшую

одним из ведущих производителей электрических приборов в мире.

Генри Форд. Основатель великой корпорации FordMotorCompany, чью славу нельзя

выразить словами. Но не в автомобильном деле кроется успех Генри, нет. Прежде всего

он был великим предпринимателем, который всегда умел подмять под себя конкурентов

благодаря своим идеям по организации труда.

Рей Крок. Основатель сети фастфудов McDonald’s. Рей не был кулинаром, более

того, даже не он придумал меню в первом ресторане. Сама идея принадлежала братьям

Макдональдам, но дальновидный Крок, учуяв выгоду, в 1961 году выкупил все права на

компанию. После долгих стараний его сеть фирменных закусочных расползлась по всему

миру.

Стив Джобс. Еще один гений информационных технологий, бросивший колледж

ради своей мечты. Многие знают его как отца-основателя такого гиганта, как Apple. Также

благодаря

своим

идеям

Джобс

сумел

сделать

свой

бренд

мечтой

миллионов,

что

значительно увеличило его доходы от продаж.

Игорь

Рубанов,

(пример

пока

малоизвестного,

но

уже

успешного

молодого

земляка-предпринимателя)

основатель

проекта

RubisCookies,

Санкт-Петербург

Бюро

сладкой

архитектуры

RubisCookies,

основаного

в

2013

году.

Студия

специализируется на производстве необычных сладостей. До запуска бизнеса Игорь

Рубанов

учился

в Иркутском государственном лингвистическом университете на

преподавателя-лингвиста и несколько лет работал барменом.

Он готов согласиться с тем, что талант, цепкость, силу воли и характер в рамках

образования вряд ли получится воспитать. В целом обучение находит полезным, тем, что

оно открывает огромное количество возможностей перед молодыми людьми:

«Конкурсы, гранты, стипендии - пробуй, смотри и участвуй. Неизвестно, чем это всё

обернётся. В процессе поймёшь и отсеешь лишнее».

Познакомившись с биографиями этих предпринимателей, мы пришли к выводу, что

они имеют довольно много общего:

Не

имели

должного

образования

в

начале

и

много

занимались

самообразованием в дальнейшем.

Путь к успеху начинался с работы в качестве простого рабочего, ученика,

служащего.

Имели

стремление

к

определённому

виду

деятельности

(талант),

что

впоследствии станет основой их бизнеса.

Все добились невероятного успеха, став известными на весь мир.

3

Обобщив

литературные

источники

и

рассмотрев

биографии

известных

предпринимателей, мы пришли к выводу:

1.Успешный человек – это человек, ставящий перед собой перспективные цели и

умеющий грамотно их достигать.

2.Важная черта успешного человека — позитивное отношение к жизни. Нужно

научиться верить в свои силы и доверять окружающему миру.

3.Коммуникабельность является главным средством достижения успеха.

4.Одним из главных факторов успешности является образование. Важно научиться

пользоваться своими способностями для достижения целей. Полученные знания нужно

обновлять постоянно, заниматься самообразованием.

Если человек захочет открыть собственное дело, он должен, прежде всего,

убедиться, а есть ли такие качества у него самого.

Обобщив перечисленные качества, можно выделить группы предпринимательских

компетенций:

Предпринимательские компетенции

Успехи и достижения

Взаимодействие

и

отношения

Образование

• Использование

возможностей

• Инициатива

• Владение и

использование информации

• Настойчивость

• Ответственность за

обязательства

• Надежность и честность

• Признание важности

деловых отношений

• Развитие деловых

контактов

• Имидж

• Стремление к

самосовершенствованию

• Ориентация в

профессиональной сфере

Личностные

возможности

Лидерство

Предприниматель

ское мышление

• Работоспособность и

трудолюбие

• Самоорганизация

• Осознание собственных

возможностей

• Креативность и

нестандартное мышление

• Последовательность

• Уверенность в себе

• Влияние и убеждение

• Умение работать в

команде

• Директивность

• Повышение уровня

образования сотрудников

• Целенаправленность

и планирование

• Разрешение

проблемных ситуаций

• Эффективность

• Результативность

Успешный предприниматель это независимый, ответственный, ориентированный на

достижение цели, уверенный в себе, образованный, созидательный и готовый взять на

себя риск человек.

Как вы считаете, возможно ли в рамках учебного заведения сформировать у

студентов перечисленные качества?

4

Возможно это или невозможно?

Мы

считаем,

что

это

возможно,

в

современном

образовании

существуют

пути

формирования

данных

качеств,

хотя

существуют

некоторые

трудности.

Необходимо

работать

над

их

устранением

и

активно

внедрять

методы

формирования

предпринимательских компетенций.

Любой, кто собирается заняться предпринимательством, должен разработать план

развития своих личных способностей и реализации начинаний, отвечающих его сильным

качествам.

Мы представим Вам опыт формирования предпринимательских компетенций в

рамках нашего образовательного учреждения:

1.

Одним

из

разделов

Программы

развития

Государственного

автономного

профессионального

образовательного

учреждения

Иркутской

области

«Иркутский технологический колледж» на 2018-2023 годы является Проект «От

предпринимательской идеи до успешного бизнеса». Целью реализации проекта

является

разработка

и

внедрение

системы

механизмов

освоения

всеми

студентами колледжа предпринимательской компетенции на уровне требований

стандартов WorldSkills на основе расширения спектра видов и форм работы в

учебном и воспитательном процессах деятельности учреждения.

2.

В рамках реализации данного проекта: используется метод проектов на уроках;

введение

дисциплины

«Основы

предпринимательской

деятельности»

в

программу

обучения

всех

специальностей;

участие

студентов

в

ежегодной

научно-практической конференции колледжа с исследовательскими работами.

3.

Участие в международной неделе предпринимательства.

4.

Участие в чемпионате WorldSkillsRussia c 2016 года.

5.

Наше

учебное

заведение

(ГАПОУ

ИО

«ИТК»)

является

организатором

площадки

специализированного

центра

компетенции

предпринимательство

(СЦК) на открытом региональном Чемпионате WorldSkills с 2017 года.

6.

Команда нашего колледжа в 2017 и 2018 году заняла первые места, в 2019 –

второе.

Подводя

итог,

можно

сказать,

что

исследования,

выявившие

набор

качеств

и

свойств, общих для успешных предпринимателей, показали, что многие из этих умений и

качеств можно приобрести. Предприниматели развивали свои способности при помощи

образования,

трудовой

подготовки,

опыта,

ученичества

и

экспериментов.

5



В раздел образования