Автор: Труфанова Анна Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: Северо–Кавказского федерального университета
Населённый пункт: г. Ставрополя
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе"
Раздел: дошкольное образование
Изучение проблемы подготовки детей дошкольного возраста
обучению в школе
Под готовностью к обучению в школе подразумевается определенный
уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития
ребёнка,
который
позволяет
ему
включиться
в
новый
режим
жизни,
выполнять
требования
систематического
обучения
и
различные
виды
учебной нагрузки без чрезмерного переутомления. Однако, переход от одного
возрастного периода к другому характеризуется некоторыми стрессовыми
воздействиями
на
ребенка,
т.к.
это
начало
нового
этапа
в
его
жизни,
вхождение
в
новый
для
него
мир
знаний,
новых
требований,
прав
и
обязанностей,
сложных
и
разнообразных
отношений
со
сверстниками
и
взрослыми.
В
этот
период
жизни
происходит
перестройка
психических
процессов, изменение социальной ситуации развития ребенка и на первый
план выступает требование «хорошо учиться», правильно воспроизводить
задаваемые педагогами образцы, усваивать определенные способы решения
различных учебно-познавательных задач.
Итак,
ребёнок
к
школе
должен
быть
зрелым
не
только
в
физиологическом и социальном отношении, но и достичь определённого
уровня умственного и эмоционально-волевого развития, поэтому одним из
важных и ключевых вопросов в системе дошкольного образования детей
является вопрос их готовности к обучению в школе.
Проблема
подготовки
детей
к
школьному
обучению
не
нова,
но
в
настоящее время она приобретает особую актуальность во-первых, в связи с
постоянным повышением требований к начальному обучению, во-вторых, в
связи с увеличением количества детей не имеющих особенностей развития,
но у которых наблюдаются низкие показатели готовности по критериям, ха-
рактеризующим
возможность
обучения
в
школе:
интеллектуальной
го-
товности, физической готовности, мотивационной (личностной) готовности,
речевой
готовности
(В.Я.
Леонтьева,
Д.Б.
Эльконин,
А.В.
Запорожец,
И.
Шванур, У.В. Ульенкова, Т.Д. Марцинковская, и др.).
На современном этапе подготовка к школьному обучению из психолого-
педагогической переросла в проблему большой социальной значимости, и
решать её нужно только при единстве педагогического влияния детского сада,
школы и семьи. Связь детского сада и школы, двух смежных звеньев системы
образования, строится на основе осуществления принципа преемственности
и
правильного
понимания
готовности
к
школьному
обучению.
Если
определять преемственность с позиции школы, то это опора на знания и
умения,
которые
приобретены
ребенком
в
детском
саду,
осмысление
освоенного на более высоком уровне. Преемственность с позиции детского
сада - это направленность на требования, предъявляемые школой. Следует
помнить, что преемственность не исключает своеобразия в содержании и
формах работы старших и подготовительных групп детского сада и школы.
В старшем дошкольном возрасте большой удельный вес должны за-
нимать вопросы развития сенсорной культуры, умения отражать впечатления
в рисунках, речи, вопросы формирования нравственных качеств в процессе
деятельности детей (игры, пение и др.).
Поступление в школу является важным событием в жизни ребенка,
поэтому совместными усилиями воспитателей, учителей и родителей надо
сделать
его
радостным,
надолго
запоминающимся
и
предупредить
возникновение возможных психологических трудностей.
В детском саду эта работа ведётся систематически. У детей формирует
разнообразные ориентировки в окружающем их мире, событиях, в простран-
стве (в помещении, на улице, в пути, по которому они ходят в детский сад и
будут ходить в школу); воспитывают умение учиться, т.е. слушать, понимать
и выполнять требования педагога, контролировать себя, быть внимательным,
сохранять активность в течение занятия. Уже в детском саду детей обучают
некоторым правилам поведения на уроке, например, ответам по определен-
ной форме, правильной посадке, умению пользоваться книгой, раздаточным
материалом и т.д., а главное, у ребенка формируют эмоционально-волевую
готовность,
желание
и
способность
действовать
активно,
доводить
до
результата начатое дело.
Наблюдения показывают, что если у детей подготовительной группы
учебная деятельность сформирована в достаточной мере, они легче привы-
кают к требованиям школы, быстрее восстанавливают в памяти забытый
материал, учатся более равномерно, сохраняя работоспособность в течении
всего времени занятия. Трудности при прохождении отдельных тем ими
преодолеваются с большей легкостью, дети отличаются сообразительностью,
умением применять знания на практике, они с успехом участвуют в матема-
тических и других олимпиадах.
Чтобы подготовка к школе была максимально успешной, многие авторы
разрабатывают методики для формирования различных компонентов учебной
деятельности, а также диагностики готовности ребенка к школе.
Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все
сферы жизни ребенка.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения ин-
тенсифицируют
поиски
новых,
более
эффективных
психолого-
педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в
соответствие с требованиями жизни. Готовность дошкольников к обучению в
школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и
принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.
В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения
детей в школе.