Напоминание

"Изучение проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе"


Автор: Труфанова Анна Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: Северо–Кавказского федерального университета
Населённый пункт: г. Ставрополя
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Изучение проблемы подготовки детей дошкольного возраста

обучению в школе

Под готовностью к обучению в школе подразумевается определенный

уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития

ребёнка,

который

позволяет

ему

включиться

в

новый

режим

жизни,

выполнять

требования

систематического

обучения

и

различные

виды

учебной нагрузки без чрезмерного переутомления. Однако, переход от одного

возрастного периода к другому характеризуется некоторыми стрессовыми

воздействиями

на

ребенка,

т.к.

это

начало

нового

этапа

в

его

жизни,

вхождение

в

новый

для

него

мир

знаний,

новых

требований,

прав

и

обязанностей,

сложных

и

разнообразных

отношений

со

сверстниками

и

взрослыми.

В

этот

период

жизни

происходит

перестройка

психических

процессов, изменение социальной ситуации развития ребенка и на первый

план выступает требование «хорошо учиться», правильно воспроизводить

задаваемые педагогами образцы, усваивать определенные способы решения

различных учебно-познавательных задач.

Итак,

ребёнок

к

школе

должен

быть

зрелым

не

только

в

физиологическом и социальном отношении, но и достичь определённого

уровня умственного и эмоционально-волевого развития, поэтому одним из

важных и ключевых вопросов в системе дошкольного образования детей

является вопрос их готовности к обучению в школе.

Проблема

подготовки

детей

к

школьному

обучению

не

нова,

но

в

настоящее время она приобретает особую актуальность во-первых, в связи с

постоянным повышением требований к начальному обучению, во-вторых, в

связи с увеличением количества детей не имеющих особенностей развития,

но у которых наблюдаются низкие показатели готовности по критериям, ха-

рактеризующим

возможность

обучения

в

школе:

интеллектуальной

го-

товности, физической готовности, мотивационной (личностной) готовности,

речевой

готовности

(В.Я.

Леонтьева,

Д.Б.

Эльконин,

А.В.

Запорожец,

И.

Шванур, У.В. Ульенкова, Т.Д. Марцинковская, и др.).

На современном этапе подготовка к школьному обучению из психолого-

педагогической переросла в проблему большой социальной значимости, и

решать её нужно только при единстве педагогического влияния детского сада,

школы и семьи. Связь детского сада и школы, двух смежных звеньев системы

образования, строится на основе осуществления принципа преемственности

и

правильного

понимания

готовности

к

школьному

обучению.

Если

определять преемственность с позиции школы, то это опора на знания и

умения,

которые

приобретены

ребенком

в

детском

саду,

осмысление

освоенного на более высоком уровне. Преемственность с позиции детского

сада - это направленность на требования, предъявляемые школой. Следует

помнить, что преемственность не исключает своеобразия в содержании и

формах работы старших и подготовительных групп детского сада и школы.

В старшем дошкольном возрасте большой удельный вес должны за-

нимать вопросы развития сенсорной культуры, умения отражать впечатления

в рисунках, речи, вопросы формирования нравственных качеств в процессе

деятельности детей (игры, пение и др.).

Поступление в школу является важным событием в жизни ребенка,

поэтому совместными усилиями воспитателей, учителей и родителей надо

сделать

его

радостным,

надолго

запоминающимся

и

предупредить

возникновение возможных психологических трудностей.

В детском саду эта работа ведётся систематически. У детей формирует

разнообразные ориентировки в окружающем их мире, событиях, в простран-

стве (в помещении, на улице, в пути, по которому они ходят в детский сад и

будут ходить в школу); воспитывают умение учиться, т.е. слушать, понимать

и выполнять требования педагога, контролировать себя, быть внимательным,

сохранять активность в течение занятия. Уже в детском саду детей обучают

некоторым правилам поведения на уроке, например, ответам по определен-

ной форме, правильной посадке, умению пользоваться книгой, раздаточным

материалом и т.д., а главное, у ребенка формируют эмоционально-волевую

готовность,

желание

и

способность

действовать

активно,

доводить

до

результата начатое дело.

Наблюдения показывают, что если у детей подготовительной группы

учебная деятельность сформирована в достаточной мере, они легче привы-

кают к требованиям школы, быстрее восстанавливают в памяти забытый

материал, учатся более равномерно, сохраняя работоспособность в течении

всего времени занятия. Трудности при прохождении отдельных тем ими

преодолеваются с большей легкостью, дети отличаются сообразительностью,

умением применять знания на практике, они с успехом участвуют в матема-

тических и других олимпиадах.

Чтобы подготовка к школе была максимально успешной, многие авторы

разрабатывают методики для формирования различных компонентов учебной

деятельности, а также диагностики готовности ребенка к школе.

Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все

сферы жизни ребенка.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения ин-

тенсифицируют

поиски

новых,

более

эффективных

психолого-

педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в

соответствие с требованиями жизни. Готовность дошкольников к обучению в

школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и

принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения

детей в школе.



В раздел образования