Напоминание

Тема урока:"Как муравьишка домой спешил"


Автор: Воронова Любовь Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" п.г.т. Уренгой Пуровского района
Населённый пункт: п.г.т. Уренгой Ямало–ненецкий автономный округ
Наименование материала: Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Система РО Л.В. Занкова
Тема: Тема урока:"Как муравьишка домой спешил"
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Система РО Л.В. Занкова

Разработал и составил: Воронова Любовь Александровна, учитель начальных классов

2 класс Тема: «Может ли писатель быть ученым? Сложный авторский взгляд на мир».

В.В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы литературных понятий.

Задачи:

1. Помочь учащимся понять сложную природу дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и учёного-зна-

тока природы, (т. е. знание законов сказки, использование художественных приёмов - дар писателя и употребление выра-

жений, точное описание, требующее научных знаний - дар учёного), помочь детям эмоционально вжиться в текст, почув-

ствовать точность и яркость языка писателя.

2. Развивать навыки работы с художественным текстом, исследовательские умения, мыслительную деятельность (сравне-

ние, обобщение), коммуникативные умения работы в группах.

3. Расширить представления об окружающем мире; прививать интерес к чтению, к изучению природы, воспитывать бе-

режное отношение к живой природе.

Форма организации урока: диалог.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределе-

ние к деятельно-

сти.

Организационный

момент.

Введение в тему

урока

Проверка готовности.

Начинается урок

Он пойдет вам дети впрок.

Постарайтесь все понять

Ну и многое узнать.

- Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте товари-

щам хорошего настроения.

А теперь, посмотрите на меня. Я тоже желаю вам хорошего настрое-

ния и интересной работы на уроке.

Подготовка

класса к уроку

Р е а к ц и я

н а

учителя,

г о-

стей,

концен-

трация

внима-

ния.

личностные:

самоопределе-

ние;

регулятивные:

целеполага-

ние;

коммуникативные:

планиро-

вание

учебного

сотрудниче-

ствас учителем и сверстника-

ми

- Посмотрите на доску и прочитайте

Природа – это дом, в котором мы живем.

Чтобы любить и оберегать наш дом, нам нужны знания.

2. Актуализация

знаний и фиксация

затруднений в дея-

тельности

Презентация. Краткая библиографическая справка. СЛАЙДЫ №1-6

Учащиеся

чи-

тают

текст

на

слайдах,

отра-

батывая техни-

ку чтения.

коммуникативные:

планиро-

вание

учебного

сотрудниче-

ства

с учителем и сверст-

никами;

познавательные:

логические

анализ

объектов

с

целью

выделения признаков.

3 Постановка

учебной задачи

Активизация знаний уч-ся

Упражнение «Найди слова»

- В данных рядах букв найдите “спрятавшиеся слова”:

атвкакчев

меньмуравьишкавгр

асбдомойшвалчс

варсипрспешилаорн

-Назовите слова, которые вы отыскали. (Как Муравьишка домой спе-

шил).

Попробуйте определить тему урока.

Т: В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Слайд №7-8

А знаете ли вы, как муравьи ориентируются и находят дорогу домой?

( Свои пути муравьи метят, прикасаясь брюшком к земле и выделяя

пахучие вещества — ФЕРОМОНЫ.)

-Объясните смысл пословицы:

ТРУДОЛЮБИВЫЙ, КАК МУРАВЕЙ

Эти маленькие труженики могут поднять груз в 100 раз больше соб-

Ставят

цели,

уточняют тему

урока

регулятивные:

целеполага-

ние;

коммуникативные: постанов-

ка вопросов;

познавательные:

общеучеб-

ные – самостоятельное выде-

ление – формулирование по-

знавательной

цели;

логиче-

ские

-

формули рова н и е

проблемы.

ственного леса. Они защищают лес от вредителей насекомых, в сутки

1 муравейник уничтожает около 1 кг вредителей.

. Постановка проблемного вопроса.

- Как вы думаете, писатели, которые пишут о природе, они сами всё

придумывают или где-то берут информацию?

- Что, по вашему мнению, заставило, подтолкнуло В. Бианки к напи-

санию рассказов о природе? (любовь к природе, интерес к наблюде-

ниям)

- Как называют писателей, которые пишут о природе, по своим на-

блюдениям? (писатели – натуралисты).

- К таким писателям относят В. Бианки.

Может ли писатель (художник слова) быть УЧЁНЫМ?

Попробуем разобраться:

В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СЛОЖНЫЙ АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД НА

МИР?

4. Построение

проекта выхода из

затруднения

Для этого нам нужно прочитать отрывок из сказки.

Перед чтением словарная работа. СЛАЙД №9

В чем заключается отличие задач писателя от задач учёного?

Для того, чтобы хорошо разобраться в этом, подумаем, чем отличает-

ся писатель от учёного СЛАЙД №10

ПИСАТЕЛЬ

УЧЁНЫЙ

Соблюдает законы жанра

Даёт точные научные зна-

ния

Создаёт художественный

образ мира в красках, зву-

ках

Даёт точные научные зна-

ния

Использует художествен-

ные приёмы

Сообщает факты

Воздействует на чувства

Пишет научные тексты

Учащиеся

чи-

тают

отрывок

вслух

регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные: моделирова-

ние,

логические

решение

проблемы, построение логи-

ческой

цепи

рассуждений,

дока

читателей

Выражает своё отношение

Пишет художественные

тексты

-Где вы встречали научные тексты? (в энциклопедиях, словарях, в

учебниках).

- А художественные? (проблемный вопрос)

--Как вы думаете, В. БИАНКИ — писатель или учёный? Докажи-

те.

- Сравним тексты, взятые из детских энциклопедий о природе, напе-

чатанные на карточках и отрывки из сказки В. Бианки? Подчеркните

и прочитайте одинаковые слова и выражения, которые использованы

при описании насекомых. Убедимся, что его наблюдения, знания

совпадают с научным описанием. Подтвердите своё мнение словами

из текста.

Тексты

Гусеница-землемер

Гусеница изгибает среднюю (безногую) часть тела петлеобразно

вверх и придвигает брюшные ноги к грудным; затем она вытягивает

тело вперёд, снова укрепляется грудными ногами и т. д. Таким об-

разом ползущая гусеница измеряет проходимое ею пространство как

бы землемерной цепью, откуда и произошло название этого се-

мейства.

Сравни в учебнике: с 58, 5й абзац (Гусеница-Землемер: «Червяк чер-

вяком, только спереди – ножки и сзади – ножки. Изогнулся дугой…

скрючился».)

Жужелица.

У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окраше-

ны в тёмные тона и активны в сумерках. На своих ногах жужелица

может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.

Сравни в учебнике: с 60, 4й абзац (Жужелица: «Ноги у нее ровные,

как у коня; шестиногая».)

Обобщение:

- Что вы можете сказать о В. Бианки как об учёном? Как хорошо он

знает жизнь природы?

Вывод: Сравнивая научные тексты и отрывки из сказки «Как Мура-

вьишка домой спешил», можно отметить сходство в описании разных

насекомых, В. Бианки использует точные и научные слова и выраже-

ния, а значит, обладает даром УЧЁНОГО.

5. Первичное за-

крепление

А теперь выясним, как решает В. Бианки задачи писателя,

соблюдает ли он законы сказочного жанра? Вспомните сказку “Ко-

лобок ”. Сравним эти сказки. Заполните таблицу по образцу.

«Колобок»

«Как муравьишка домой спешил»

1.Животные разговаривают.

1. Насекомые разговаривают

2. Повторы (пел одну и ту же песенку)

2. Повторы («Снеси меня домой! У

меня ножки устали!»

3. Встречал разных зверей.

3. Встречал разных насекомых.

- С чего начинаются его испытания? Давайте повторим путь Мура-

вьишки. -Сколько видов транспорта сменил?(3)

- С кем он встретился в прочитанном отрывке? (Гусеница-Землемер,

Паук-Сенокосец, Жужелица)

Писатель учился у народа, у народной сказки, поэтому в его сказках -

юмор, простота, яркость языка, стремительность действия. Обобще-

ние: Только писатель даёт возможность вжиться в образ героя, встать

на его место, представить себя им, наука не даёт нам такой возмож-

ности. Что вы можете сказать о В. Бианки как о писателе?

Вывод: В Бианки обладает ярким даром ПИСАТЕЛЯ.

Продолжение работы по схеме:

В. Бианки--Учёный --Писатель

Учащиеся

парах запол-

няют правую

часть

табли-

цы)

регулятивные:

конт роль,

оценка, коррекция;

познавательные:

общеучеб-

ные

умение

структуриро-

вать знания, умение осознан-

но и произвольно строить ре-

чевое высказывание, рефлек-

сия способов и условий дей-

ствия;

коммуникативные:

управле-

ние

поведением

партнера

контроль, коррекция, оценка

действий партнера.

- Талант В. Бианки многогранный, это талант учёного и писателя,

поэтому книги, которые он создал - особые, в них присутствует науч-

ное и художественное видение мира, они так и называются

НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ книги для детей, среди которых

«Страна зверей», «Заячьи хитрости», «Наши птицы». В течение 40

лет выпускал сборники под названием «Лесная газета на каждый

год».

6. Самостоятель-

ная работа с само-

проверкой по эта-

лону

Прочитать текст еще раз. Выбрать наиболее понравившийся отрывок.

Самостоятель-

н а я

р а б о т а .

Осуществляют

самопроверку.

регулятивные: контроль, кор-

рекция, выделение и осозна-

ние того, что уже усвоено и

что еще подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

освоения;

личностные:

самоопределе-

ние.

7. Рефлексия дея-

тельности (итог)

-Каким вы представляете В. Бианки ? (умным, добрым, с чувством

юмора, наблюдательным. . .) Посмотрите на его пытливые глаза, за-

помните этот добрый взгляд. А для чего В. Бианки писал такие

произведения? (чтобы мы тоже знали и понимали природу, любили и

берегли её, осознавая, как сложен и хрупок мир)

Наш урок – это дань памяти замечательному писателю и биологу, ко-

торый хорошо знал и любил русскую природу.

- Каким для вас был сегодняшний урок?

- Чему научил вас этот урок?

- О чем заставил задуматься?

Дом. задание (по выбору):

- Нарисовать картинку к сказке, можно слепить из пластилина Мура-

вьишку или любое другое насекомое;

Выбрать отрывок из сказки и подготовиться к чтению по ролям (вме-

сте со словами - описанием насекомых)

- Спасибо за урок! Хорошего вам дня!

Осуществляют

самооценку

собственной

учебной

дея-

тельности,

со-

относят цель и

результаты,

степень их со-

ответствия

коммуникативные: умение с

достаточной

полнотой

и

точностью

выражать

свои

мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные:

смыслообразо-

вание



В раздел образования