Автор: Солдатова Татьяна Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 2 "Пчёлка"
Населённый пункт: г. Асино Томской области
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Первые шаги в мир музыки для детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Первые шаги в мир музыки для детей раннего возраста»
В детском саду дети слушают различные музыкальные произведения, как детские песенки
и пьесы, так и классическую музыку. Но дома многие родители затрудняются предложить
малышу подходящую для него музыку, и тем более наладить связь музыки и окружающего
мира. Для самых маленьких мы рекомендуем для прослушивания музыкальные пьесы с ярко
выраженным изобразительным характером. Малыши видели и птичку, и кошку, и собачку;
игрушечных и нарисованных зайку и мишку, машину и дождик. А теперь
их «знакомых» изобразит музыка.
«Птички», муз. Т. Ломовой или муз. Г. Фрида; «Воробей» А. Руббаха или «Кошка»Е.
Тиличеевой, «Собачка» М. Раухвергера; «Медведь» В. Ребикова; «Мишка» М.
Раухвергера; «Дождик» Г. Лобачева или В. Фере, «Машина» («Езда в машине») Г.
Фрида; «Автомобиль» М. Раухвергера. Это далеко не полный список. Если вы играете на
фортепиано, то найдете еще ряд пьес в нотных сборниках для детского сада
(младшая группа,можно использовать музыку в аудиозаписи, обратившись за помощью
к музыкальному руководителю или воспитателям, которые предоставят как произведения,
знакомые детям, так и другие подходящие для данного возраста. Непременное условие -
тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или
малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее
заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка - ребенок это видит.
Ее настроение, состояние передается малышу.
Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса».
Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые
мелодии в новом звучании. Старайтесь не искажать мелодию. Пойте негромко. Избегайте
преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука
движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться. Старайтесь подчеркнуть
интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни –
оживленно. Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в
моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были
простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. В текстах песен о кошке,
собачке и т. д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т. д. Такие песни
малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот
еще один шажок к совместному участию в пении. Вы поете песенку «Птичка»: Села птичка
на окошко. Посиди у нас немножко. Подожди, не улетай! Улетела. Ай! Ребенок не только
слушает песенку, но его «Ай!» - посильное участие в пении – уже очень близко к интонации,
которую передает в своем голосе мама.
Ещё шажок вперед.
Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю».
Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как
он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т. д. То есть «ля-ля» входит в его игру и
потихоньку входит в его жизнь.
Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь,
общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.
Отметим, что к концу третьего года дети легко слышат и трехчастную музыку, меняют
движения в каждой части. Трехчастная форма – это распространенное
построение музыкальных произведений, состоящее из трех разделов, из которых третий
является повторением первого. Второй отличается от первого и третьего и часто
контрастирует им.
К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто
хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием
одной ногой; умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то правую, то левую
ногу; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой, держа ее перед
собой, кружиться-переступать с ноги на ногу, присаживаться и постукивать ногами куклы по
полу. Охотно пляшет с платочком, с погремушкой.
Мы, взрослые, очень любим смотреть, как пляшут малыши. И просим, уговариваем
ребенка, чтобы он поплясал; ребенок не соглашается. И вот тогда мы объясняем всем: «Он
умеет, просто боится! Не бойся, Вовочка, тетя добрая, хорошая, попляши!» Вовочка и не
думал бояться. Он не хочет. Его в это время могут занимать другие вещи: за окном поет
птичка, папа в другой комнате рисует с братом, бабушка на кухне готовит что-то вкусное –
вот это интересно! Ребенок не хочет плясать или петь сейчас. Но вы произнесли слова «Не
бойся!» и в следующий раз малыш может бояться, поскольку вы сами сказали ему об этом. А
мы, взрослые, всегда ли хотим петь и плясать? И ребенок имеет право не хотеть.
Внимание! Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо – но негромко. Не надо
предлагать малышу плясать под музыку, не предназначенную для плясок. Пусть ваш ребенок
растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь.