Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей как средство подготовки руки к письму


Автор: Никандрова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 47 "Гусельки"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей как средство подготовки руки к письму
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №47 «Гусельки»

Статья

Тема

«

Развитие мелкой моторики у детей как средство подготовки руки к

письму»

Воспитатель

Никандрова Е.В.

Сургут

2019

Развитие мелкой моторики у детей как средство подготовки руки к письму

«Рука – это щупальца мозга»

И. М. Сеченов

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки

мелкой

моторики

формируются

в

контексте

общего

развития

ребенка,

включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу.

Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали

физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная

сторона

ухудшение

физического

развития

человека

и

как

следствие

ухудшение развития моторики рук у современных детей.

Мелкая

моторика

в

жизни

и

деятельности

детей

дошкольного

возраста,

выполняет

много

разных

функций.

Моторика

активизирует

нужные

и

тормозит

ненужные

в

данный

момент

психологические

процессы,

способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в

организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

На

начальном

этапе

жизни

именно

мелкая

моторика

отражает

то,

как

развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,

не

могут

застегивать

пуговицы,

шнуровать

ботинки.

Им

бывает

трудно

собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными

палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки

и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Поэтому педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких

движений пальцев рук, ручной моторики.

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных

на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В

этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная

системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных

жестов до самых мелких манипуляций.

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь

ребенка

потребует

использования

точных,

координированных

движений

кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а

также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для личностного

развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития

становится

более

самостоятельным,

автономным

и

независимым

от

взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах

детской деятельности.

Умение

свободно

и

непринуждённо

пользоваться

движениями

своих

рук

воспитывается специальными упражнениями.

На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети

учатся точно выполнять произвольные упражнения по команде взрослого.

Для

развития

тонкой

ручной

координации

важно,

чтобы

ребёнок

систематически

занимался

разнообразными

видами

ручной

деятельности:

лепка из глины и теста, рисование и аппликация, вышивание и выжигание,

застёгивание мелких пуговиц, шнуровки и нанизывание бусин.

В

своей

работе

использую

как

традиционный,

так

и

нетрадиционный

материал

по

развитию

и

совершенствованию

тонкой

моторики

кистей

и

пальцев

рук,

формированию

графического

навыка

письма.

Работа

по

подготовке руки к письму носит систематический и комплексный характер,

осуществляется по следующим направлениям:

1.Ежедневная пальчиковая гимнастика.

2. Упражнения с массажными мячиками.

3.Упражнения «Обводка

по

контуру»,

«Штриховка»

(вертикальная,

горизонтальная,

наклонная),

«Закрашивание

контурных

предметов»,

«Фигурные дорожки»

4. Игровой набор Фребеля «Мозайка со шнуровкой»

5.Дидактические

игры:

«Сухой

бассейн»,

«Чудесный

мешочек»,

«Что

внутри?»,

«Волшебные

прищепки»,

«Шнуровка»,

«Ножницы»,

«Собери

бусы», «Пришей пуговицу»

6.Игры с резиночками (для волос или для денежных купюр) – растягиваем

резиночку по типу «гармошки».

7.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка», «Елочка», «Флажок»,

«Домик».

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование вызывает

радостное настроение, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,

непосредственнее, развивает

воображение,

дает

полную

свободу

для

самовыражения.

Таким образом, систематическая работа в данном направлении позволяет

достичь

положительных

результатов:

кисть

приобретает

хорошую

подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что

в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Литература

1.Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика, изд. АСТ, 2007г.

2. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург,

2013.

3. Светлова И. Развиваем мелкую моторику ЭКСМО - Пресс, 2001г



В раздел образования