Автор: Никандрова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 47 "Гусельки"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей как средство подготовки руки к письму
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 «Гусельки»
Статья
Тема
«
Развитие мелкой моторики у детей как средство подготовки руки к
письму»
Воспитатель
Никандрова Е.В.
Сургут
2019
Развитие мелкой моторики у детей как средство подготовки руки к письму
«Рука – это щупальца мозга»
И. М. Сеченов
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки
мелкой
моторики
формируются
в
контексте
общего
развития
ребенка,
включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу.
Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали
физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная
сторона
–
ухудшение
физического
развития
человека
и
как
следствие
ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мелкая
моторика
в
жизни
и
деятельности
детей
дошкольного
возраста,
выполняет
много
разных
функций.
Моторика
активизирует
нужные
и
тормозит
ненужные
в
данный
момент
психологические
процессы,
способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в
организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
На
начальном
этапе
жизни
именно
мелкая
моторика
отражает
то,
как
развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,
не
могут
застегивать
пуговицы,
шнуровать
ботинки.
Им
бывает
трудно
собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными
палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки
и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Поэтому педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких
движений пальцев рук, ручной моторики.
Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных
на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В
этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная
системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных
жестов до самых мелких манипуляций.
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка
потребует
использования
точных,
координированных
движений
кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а
также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для личностного
развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития
становится
более
самостоятельным,
автономным
и
независимым
от
взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах
детской деятельности.
Умение
свободно
и
непринуждённо
пользоваться
движениями
своих
рук
воспитывается специальными упражнениями.
На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети
учатся точно выполнять произвольные упражнения по команде взрослого.
Для
развития
тонкой
ручной
координации
важно,
чтобы
ребёнок
систематически
занимался
разнообразными
видами
ручной
деятельности:
лепка из глины и теста, рисование и аппликация, вышивание и выжигание,
застёгивание мелких пуговиц, шнуровки и нанизывание бусин.
В
своей
работе
использую
как
традиционный,
так
и
нетрадиционный
материал
по
развитию
и
совершенствованию
тонкой
моторики
кистей
и
пальцев
рук,
формированию
графического
навыка
письма.
Работа
по
подготовке руки к письму носит систематический и комплексный характер,
осуществляется по следующим направлениям:
1.Ежедневная пальчиковая гимнастика.
2. Упражнения с массажными мячиками.
3.Упражнения «Обводка
по
контуру»,
«Штриховка»
(вертикальная,
горизонтальная,
наклонная),
«Закрашивание
контурных
предметов»,
«Фигурные дорожки»
4. Игровой набор Фребеля «Мозайка со шнуровкой»
5.Дидактические
игры:
«Сухой
бассейн»,
«Чудесный
мешочек»,
«Что
внутри?»,
«Волшебные
прищепки»,
«Шнуровка»,
«Ножницы»,
«Собери
бусы», «Пришей пуговицу»
6.Игры с резиночками (для волос или для денежных купюр) – растягиваем
резиночку по типу «гармошки».
7.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка», «Елочка», «Флажок»,
«Домик».
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование вызывает
радостное настроение, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,
непосредственнее, развивает
воображение,
дает
полную
свободу
для
самовыражения.
Таким образом, систематическая работа в данном направлении позволяет
достичь
положительных
результатов:
кисть
приобретает
хорошую
подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что
в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Литература
1.Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика, изд. АСТ, 2007г.
2. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург,
2013.
3. Светлова И. Развиваем мелкую моторику ЭКСМО - Пресс, 2001г