Авторы: Хурматуллина Ландыш Ильгизовна, Садыкова Расима Мухаметовна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №28"
Населённый пункт: г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: татья
Тема: "Духовно– нравственное воспитание школьников на основе традиций и обычаев татарского народа"
Раздел: начальное образование
Духовно- нравственное воспитание школьников
на основе традиций и обычаев татарского народа
« Без памяти исторической – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности – нет народа»
Г.Н.Волков.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения
всегда была актуальной.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно –
нравственных идеалов. В настоящее время происходит смещение акцентов
в
развитии
детей
в
сторону
ранней
интеллектуализации,
что
не
способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта
упускается
воспитание
души,
нравственное
и
духовное
развитие
маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться
бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная
незрелость. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и
развития духовных традиций нашего Отечества.
В связи с этим ключевая роль школы - создание оптимальных условий
для
всестороннего
развития
духовно-нравственного
потенциала
школьников через гармоничное построение целостного педагогического
процесса
в
образовательном
учреждении
основанного
на
культурных
ценностях родного края.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать
полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями татарского
народа
помогает
воспитывать
любовь
к
истории,
культуре
татарского
народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной
культуры,
татарского
народного
творчества,
народного
фольклора,
положительно
влияет
на
эстетическое
развитие
детей,
раскрывает
творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную
культуру. Так же формирует у детей чувство толерантности, уважения к
другим народам, их традициям.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны
занимать народные обычаи и традиции. Обычаи и праздники зародились
давно- давно, они являются выражением эмоциональной жизни народов
Татарстана. Татары очень уважительны к истории своего народа. Обычаи и
праздники
татары
чтут
и
соблюдают
по
сей
день.
Самые
любимые
татарские праздники Сабантуй, Науруз, Нардуган, «Карга боткасы» и т.д.
Многие
из
этих
праздников
родились
ещё
в
древности
—
несколько
столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи,
одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают
и продолжают жить. Потому что такие праздники — это праздники сердца,
души
народа.
Татарские
народные
праздники
восхищают
чувством
благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к
другу.
В давние-давние времена, говорят, люди не знали, почему приходит
весна. Они думали, что весну приносят на крыльях грачи. Поэтому в знак
благодарности
грачам
люди
устраивали
праздник
"Карга
боткасы".
Деревенские
дети
пели
частушки,
приглашая
взрослых
на
праздник.
Взрослые на берегу реки начинали варить кашу для всей деревни, пели
песни,
играли
в
разные
игры,
танцевали
и
шутили.
В
самом
конце
праздника все вместе ели кашу, не забывая оставить её и птицам. Когда
люди уходили, грачи прилетали и клевали остатки каши.
Раньше на Востоке Новый год встречали 22 марта, его называли
"Науруз". Он не связан с мусульманским календарём. 22 марта день равен
ночи. Праздник длился 2 недели. Заранее для набухания закладывались
зёрна пшеницы, чтобы к 22 марта они уже проросли, будучи символом
нового урожая. В лесу собирались сухие ветки и жглись костры. Мужчины
и
женщины
прыгали
через
огонь
-
символ
солнца,
чтобы
всё
плохое
сгорело в нём. В день Нового года накрывались богатые столы, раздавались
подарки
родственникам
и
пожертвования
бедным.
В
наши
дни
в
Татарстане
этот
праздник
проходит
как
праздник
согласия
и
дружбы
народов, как гимн родной природе.
Сабантуй - это один из любимых праздников татарского народа. В нём
воедино связаны радость труда с любовью к родной природе, к весенне-
летнему её обновлению. Так было и в традиционном быту, ещё ярче эти
качества проявляются сегодня. Что касается названия, то у слова "сабан"
есть два значения - это "плуг" и "весенний сев"; "туй" - это праздник. Это
праздник земледелия, почитание матушки - земли, день поклонения ей.
В этот день все дышит красотой: и весенняя природа, и народ, словом, все
пронизывается
духом
праздника.
Организуются
праздничные
игрища
с
состязаниями, песнями и плясками. На этом празднике уж каждый сможет
себя показать! Девушки готовят подарки, сделанные своими руками. На
этом празднике чествуют землепашцев, лучших тружеников, вручая им
подарки.
Затем
выступают
на
майдане
борцы,
соревнуясь
в
силе,
проводятся конные состязания. В своём мастерстве состязаются певцы,
танцоры, чтецы.
Сабантуй внесён в Золотой Фонд Культурного Наследия Человечества. И
сегодня
татарские
народные
праздники
продолжают
хранить
национальную
самобытность
и
духовность
татарского
народа.
Они
укрепляют родственные и дружеские отношения, сплачивают людей: люди
чувствуют себя в дни этого праздника одной семьёй.
Сценарий внеклассного мероприятия «Татарстан – мой край родной»
(Звучит татарская мелодия «Тэфтилэу». Дети выходят на сцену.)
Все: Исэнмесез!
Ученик: Так здороваются татары.
Ученик: Татары – второй по численности народ в России. Представителей
этого
народа
можно
встретить
по
всему
миру:
и
в
Финляндии,
и
в
Австралии, в Германии и в Америке...
Ученик: Но все же большинство татар живут в России, в Татарстане.
Столица Татарстана – древний город Казань.
Ученик:
Славный город! Древний град!
Встал у волжского простора:
Минаретов острых ряд,
Церкви, звонницы, соборы.
Ученик:
Белокаменным венцом
Кремль свои возносит стены.
Твои были – с серебром,
Сказы – необыкновенны!
Ученик:
Вот соборная мечеть
Отливает бирюзою:
Можно целый век смотреть
На сокровище такое!
Ученик:
С чудной вестью Божья Мать
Этот город посетила:
Лик иконный, благодать
Всем народам подарила!
Ученик:
Веселись же, град Казань,
Громче славься по России!
Краше и светлее стань
На просторах Волги синей!
Ученик:
Среди татар много известных людей, прославивших свою нацию.
Это Герой Советского Союза поэт Муса Джалиль, Абдулла Алиш, актрисы
театра и кино Чулпан Хамматова и Рената Литвинова, теннисист Марат
Сафин, кардиохирург Ренат Акчурин, шахматист Гата Камский и многие
другие.
Ученик:
Ребята, а вы знаете, кто это? (на экране слайд с фотографией фигуристки
Алины Загитовой)
Это фигуристка Алина Загитова. Помните, совсем недавно она завоевала
такую важную для нашей страны золотую медаль на олимпийских играх в
соревнованиях по фигурному катанию.
Алина Загитова по национальности татарка.
Ученик:
А
я
знаю
еще
одну
олимпийскую
чемпионку
по
имени
Алина.
Это
гимнастка Алина Кабаева. И она тоже татарка.
Ученик:
У татарского народа много традиций и праздников. И самый веселый
праздник – это Сабантуй.
Ученик:
Праздник Сабантуй, посвящён окончанию весенних полевых работ. Его
ещё иногда называют праздником плуга.
Ученик: А я знаю почему он так называется! Потому что слово «сабан» с
татарского
языка
переводится
как
«плуг»,
а
«туй»
-
праздник.
Вот
и
получается «Праздник плуга».
Ученик:
Торжество проводится на открытом воздухе и длится целый день. Песни,
танцы, веселье – вот с чего начинается Сабантуй.
Ученик:
Все на праздник наряжаются,
Все на праздник собираются
«Сабантуй» уж у ворот,
Выходи скорей, народ!
(Дети поют татарскую песню и танцуют татарский танец)
Ученик:
Но главное в сабантуе - состязания. Здесь молодые джигиты показывают
свою удаль, силу и ловкость, а девушки – красоту и хозяйственность.
И для нас, детей, много состязаний и забав.
Ученик:
Бегать можно и в мешках.
Победитель - в трёх шагах.
Я догнать его хочу.
Спотыкаюсь и лечу…
Ученик:
Во рту - ложка, в ней - яйцо.
Добегу, в конце концов.
Добежать – то добежала,
Только ложку потеряла.
Ученик:
Вот сижу я на бревне.
Вот мешок вручили мне.
Им в соперника б попасть!
… Не успел. Пришлось упасть.
Ученик:
Сабантуя не бывает без борьбы и скачек.
Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит.
Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, удалым!
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.
Ученик:
Сабантуй–борьба на воле,
Нету в удали греха,
Подними, свали на поле
Эх! Эх-ха!
Ученик:
Сабантуй – веселый праздник
Это всем давно известно.
Сколько игр и зрелищ разных
Приходите – интересно!
Ученик:
Внимание, внимание,
Начинаем игры, соревнования.
Ну, давайте начинать,
Кто желает поиграть?
Ну, давайте, не робейте,
Вы горшочек нам разбейте.
Ученик:
Не боюсь я, не хвалюсь,
А с горшочком разберусь.
(игры «Разбивание горшка», «Тюбетейка», «Бег в мешках», «Бег с ложкой
во рту»)
Ученик:
Сабантуй на том закончен,
Весело вам было?
Все: Очень!
Учитель (с чак-чаком в руках):
На Руси традиционно дорогих гостей потчуют хлебом-солью. А татары
встречают и угощают своих гостей сладким лакомством - чак-чаком. (пьют
чай с чак-чаком).
(Звучит татарская мелодия. Дети расходятся.)