Автор: Орлова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №85"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
Тема: "Этикет и культура общения"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. УЛЬЯНОВСКА
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 85»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей начальных
классов
ПРОТОКОЛ № 1 от 29 августа 2016 г.
Руководитель МО ________ Долгова С.В.
(подпись)
СОГЛАСОВАНО _______________
(подпись)
Заместитель директора по УВР
Дубинец Л.А.
Дата 31 августа 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ___________________
(подпись)
Директор МБОУ СОШ № 85
Селезнёв М.Ю.
Приказ № 267
Дата 31 августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Этикет и культура общения»
для
1
класса Е
на 2016-2017 учебный год
учитель: Орлова Валентина Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1) Нормативные документы, регламентирующие реализацию рабочей программы:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » № 273 – ФЗ 29.12.2012 г.
2.
Конвенция о правах ребенка
3.
Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"
4.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования от 05. 03. 2004
5.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
6.
Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении и внедрении в действие государственного образовательного стандарта
начального общего образования» от 06. 10 2009 № 373
7.
Приказ Министерства образования РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06. 10 2009 № 373» от 26. 11. 2010 г № 1214
8.
Приказ Министерства образования РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06. 10 2009 № 373» от 22.09.2011 № 2357
9.
Письмо МО РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»
02.04 2002 г. № 13-51-28/13
10. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих
общеобразовательные программы начального общего образования
11. Устав МБОУ СШ № 85
12. Положение о внеурочной деятельности МБОУ СШ № 85
13. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ № 85, утверждённая на педагогическом совете –
протокол №1 от 29.08.16 г.
14. Изменения в основную образовательную программу начального общего образования МБОУ СШ № 85 (приказ № 267 от 31.08.2016 г.)
15. Учебный план по внеурочной деятельности МБОУ СШ № 85 на 2016-2017 учебный год
16. Приказ № 271 от 31.08.2016 г. МБОУ СШ № 85 « Об организации внеурочной деятельности»
2) Курс внеурочной деятельности «Этикет и культура общения» (направление – общекультурное) реализуется в рамках основной
образовательной программы начального общего образования и является продолжением учебного предмета « Окружающий мир и
литературное чтение».
3)
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм
человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий
процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действи тельности формируется в совместной
деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
При изучении курса «Этикет» учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые
человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала.
Помимо навыков общения учащиеся получают основные навыки по формированию здорового образа жизни. Занятия по программе «Этикет»
предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем»,
«Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя
пробуют составлять «невредные советы», из которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».
Цель курса:
воспитание грамотной культурной личности.
Задачи курса:
познакомить воспитанников с понятием «этикет», с историей этикета, с навыками культурного поведения, с правилами, нормами
поведения в общественных местах;
воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное отношение к лич ности другого человека;
развивать коммуникативные качества личности;
развивать речь;
будить у воспитанников желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично;
формировать устойчивую положительную самооценку школьников
4) Общая характеристика курса
Этика общения
Беседы
о
вежливости,
режиме
дня,
об
уважении.
Правила
поведения
на
улице.
Обсуждение
и
сопоставление
правил
этикета
с
иллюстрациями и жизненными ситуациями. Обсуждение пословиц, рассказов и сказок: «Белка и волк», «Вежливый кролик», «Кто наказал
его?» В.Осеева. Знакомство с волшебными словами.
Этикет
История правил этикета. Разбор ситуаций связанных с повседневным этикетом, через стихи С.Михалкова «Одна рифма», А.Барто «почему
телефон занят». Знакомство с правилами хорошего тона
по книге А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах».Правила
поведения за столом.
Этика отношений с окружающими
Знакомство с понятиями: Родина, государство, народ, культурные ценности, любимый уголок природы, толерантность, гражданин. Народные
изречения о природе. Стихотворения, пословицы и поговорки о Родине.
Этика отношений в коллективе
Правило для всех: «Уважая человека, уважаешь себя». Понятия: нормы морали, нравственно – этические нормы,дискуссия. Знакомство с
характеристиками
поступков (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.). Рассказ В.Осеевой «Долг», Е.Пермяка «Надёжный
человек».
Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год
Количество часов в неделю – 1;
количество часов в год – 33;
количество часов в 1 четверти – 9 ч ;
количество часов во 2 четверти – 7 ч;
количество часов в 3 четверти – 11 ч;
количество часов в 4 четверти – 8 ч.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
5) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремленности,
умения
преодолевать
трудности
–
качеств
весьма
важных
в
практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Развитие положительного отношения и интереса к изучению математики.
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний
и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Развитие навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры.
Познавательные универсальные учебные действия:
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Готовность слушать собеседника и вести диалог;
Готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Формы представления результатов внеурочной деятельности.
1.
Праздники.
2.
Конкурсы.
3.
Выставка работ учащихся.
Система оценки результатов внеурочной деятельности - диагностирующая и корректирующая
Используемые методики диагностики:
1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
2. Методика «Цветик – семицветик».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. «ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
№
п/п
Тема
Количество часов
Дата
Примечание
1 четверть
9ч
Этика общения
7ч
1
День Знаний.
1
2
Если вы вежливы
1
3
Да здравствует мыло душистое
1
4
Когда идешь по улице
1
5
Узнай себя
1
6
Нам счастья не сулит обида чья-то
1
7
Подарок коллективу
1
Этикет.
8ч
8
Простые правила этикета
1
9
Повседневный этикет
1
2 четверть
7 ч
10
Веселые правила хорошего тона
1
11
Сказка об этикете
1
12
Продолжение сказки об этикете
1
13
Путешествие в страну этикета
1
14
Просим к столу
1
15
Просим к столу
1
Этические нормы отношений с окружающими.
9ч
16
Путешествие в волшебную сказку
1
3 четверть
10ч
17
Я могу быть волшебником
1
18
Маленькое дело лучше большого безделья
1
19
Любимый уголок родной Отчизны
1
20
У каждого героя свои герои
1
21
Мы соберем большой хоровод
1
22
Я люблю маму милую мою
1
23
Поздравляем наших мам
1
24
Люби все живое
1
Этика отношений в коллективе.
9ч
25
Если радость на всех одна
1
26
Мой класс - мои друзья
1
4 четверть
7ч
27
Самолюб никому не люб
1
28
Поиграем и подумаем
1
29
Поиграем и подумаем
1
30
О дружбе мальчиков и девочек
1
31
Путешествие в мир добрых мыслей
1
32
Доброта что солнце
1
33
Итоговое занятие.
1
Список литературы
для учителя:
1.
И.В.Зубарева , Е.Ю.Ломтева «Этикет и культура общения». Сборник программ «Организация внеурочной деятельности в начальной школе». Методическое пособие/
составители А.П.Мишина, Н.Г.Шевцова. – М.: Планета, 2015 (Образовательный стандарт).
2. Т.В.Рыжова. Культура в твоей жизни. 1-2 класс.Методическое пособие. – ИНФОФОНД, Ульяновск, 2012.
для учащихся:
1. Т.В.Рыжова. Культура в твоей жизни. Рабочая тетрадь.1, 2 часть – ИНФОФОНД, Ульяновск, 2012
2. Т.В.Рыжова. Культура в твоей жизни. 1-2 класс.Учебное пособие. – ИНФОФОНД, Ульяновск, 2012.