Автор: Храпова Галина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 2
Населённый пункт: город Александров, Владимирской области
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Инновационные формы работы с обучающимися и воспитанниками в
условиях реализации ФГОС»
Формирование каллиграфических навыков
младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Доклад
учителя начальных классов
МБОУ гимназии № 2
Храповой Г. В.
Одной из главных задач современной школы является планомерная и
систематическая
работа
по
формированию
каллиграфически
правильного
письма. Эта задача наполняется еще более глубоким содержанием, так как,
кроме достижения чисто учебных целей, сам процесс такого письма служит
важным
средством
формирования
грамотности,
развития
эстетических
вкусов, речи, волевых интеллектуальных качеств младших школьников.
В восьмидесятых годах двадцатого века крупная японская компания,
специализирующаяся
на
внедрении
новейших
технологий,
провела
исследование на предмет применения
наилучших методик для подготовки
специалистов
по
разным
направлениям.
Десять
лет
поиска
увенчались
успехом.
Наилучшей
методикой,
к
всеобщему
удивлению,
оказалась
каллиграфия. Было рекомендовано ввести каллиграфию с 1 по 11 классы в
школах
и
в
вузах,
чтобы
сформировать
у
подрастающего
поколения
необходимые качества для внедрения инновационных технологий.
Многие
крупные японские компании приглашают учителей на занятия каллиграфией с
сотрудниками
по
полчаса
в
день
для
здоровья
и
развития
творческого
потенциала специалистов.
Китайские специалисты утверждают, занятия каллиграфией
положительно влияют на мозговую активность человека и продолжительность
жизни. Так как акт письма самый трудоемкий и сложный, это развивает спину,
плечи, пальцы, тренирует мышцы и нервы. Процесс письма восстанавливает
дыхание,
развивает
воображение,
внимательность,
наблюдательность,
стимулирует
работу
мозга,
развивает
мелкую
моторику.
Каллиграфия
продлевает жизнь. Нет таких болезней, которые не поддались бы излечению.
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать
правильность
линий,
структуру
симметрии,
ритм
и
темп,
развивает
внимательность,
наблюдательность
и
воображение.
Юань
Пу
пришел
к
выводу,
что
студенты,
которые
изучают
каллиграфию,
гораздо
быстрее
остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия
продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су
Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци
Гун,
современный
каллиграф,
бывший
член
Китайской
ассоциации
каллиграфов, прожил 95 лет.
Результаты показывают, что занятия каллиграфическим письмом
способствуют расслаблению и эмоциональному спокойствию, выражающиеся
в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и
уменьшении
мускульного
напряжения.
Улучшаются
ответная
реакция,
способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к
ориентации в пространстве, снижается гиперактивность.
Практические и клинические исследования показали положительное
влияние
лечения
каллиграфическим
письмом
при
поведенче ских
расстройствах
пациентов,
страдающих
аутизмом,
синдромом
нарушенного
внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась
способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой
умственной
отсталостью;
также
укреплялась
память,
улучшались
концентрация,
ориентация
в
пространстве
и
координация
движений
у
пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно
применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии
и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и
неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.
Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как
правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского
Царскосельского
лицея
Александр
Сергеевич
Пушкин
занимался
каллиграфией 18 часов в неделю.
Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на
здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и
отечественные специалисты.
В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная
группой
энтузиастов
для
детей
с
отклонениями
в
умственном
развитии.
Образовательный
процесс
в
ней
основывался
на
русских
методических
материалах XIX века.
Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде
чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью
каллиграфии
заложить
крепкий
фундамент
–
основу,
состоящую
из
трёх
важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам
запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок
начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–
8-му классу.
Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что
так
могли
писать
дети,
к
тому
же
с
психическими
и
физическими
отклонениями,
настолько
красивой,
четкой
и
упорядоченной
была
форма
письма.
У
этих
детей
раскрывались
способности
к
математике,
поэзии
и
искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы
Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в
итоге снимали инвалидность.
Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс.
Подобранные
упражнения
способствуют
развитию
мелкой
моторики
и
координации
движения
руки,
формированию
навыков
анализа,
сравнения,
распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания.
В
период
школьного
обучения
каллиграфия,
прямо
или
косвенно,
взаимодействует с другими дисциплинами. Это способствует выстраиванию
устойчивых межпредметных связей.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают
формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по
каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.
Систематическое
использование
методов
и
приёмов
обучению
каллиграфии
способствует
совершенствованию
и
формированию
общеучебных
навыков
младших
школьников,
которые
необходимы
им
на
протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других
школьных дисциплин.
Достижение цели по формированию графически правильного, чёткого,
достаточного скорого письма зависит от решения многих задач, встающих
перед учителем.
Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи
по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников.
Формирование
навыка
письма
основывается
на
определённых
принципах
обучения.
Принципы обучения каллиграфии включают
как общедидактические,
так и специфические принципы формирования графических навыков письма.
Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он
обеспечивается
демонстрацией
учителем
процесса
письма
на
доске
и
в
тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно
обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания
почерку
учителя
и
копирование
образцов
хорошего
письма
–
один
из
основных путей формирования чёткого почерка.
Очень
важно,
чтобы
обучение
графическим
навыкам
письма
было
сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или
иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с
наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота
букв,
как
держать
ручку,
сидеть
при
письме.
Сознательному
усвоению
графических навыков письма способствует также умение детей замечать и
исправлять свои и чужие недочёты.
Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков
письма.
В
процессе
упражнения
всякий
навык
закрепляется
и
совершенствуется , приобретает точность и скорость. Но любое упражнение
должно быть сознательным и эффективным. Обучение графическим навыкам
письма
обязательно
проводится
с
учётом
особенностей
детей:
развития
восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движения кисти и
нервно
–
мышечного
управления
движениями
со
стороны
центральной
нервной системы. Особенности развития организма ребёнка учитываются при
дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения.
Важно,
чтобы
обучение
несколько
опережало
развитие
детей
и
способствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип
постепенного
нарастания
трудностей
–
переход
от
простого
к
сложному,
который происходит в процессе работы над формами букв.
Непосредственно организация работы над формами букв называется в
каллиграфии генетическим принципом. Обучая детей каллиграфии, учитель
должен опираться на принцип учёта индивидуальных особенностей детей:
хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения,
замечать
отклонения
в
моторике.
Такое
знание
возможностей
учеников
позволяет
учителю
правильно
организовывать
работу,
подбирать
индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям.
Работа
по
каллиграфии
направлена
на
формирование
двигательного
навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков
письма очень важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для
пишущего,
и
способствовал
овладению
наиболее
прочными
и
скорыми
движениями всех звеньев руки.
Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование
основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного
чтения, правильного написания элементов каллиграфии.
Основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам
письма:
1) Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем
процесса
письма
и
объяснение
способов
написания
букв,
слогов,
слов,
предложений во время этого показа.
2) Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на
доске
или
в
тетради.
Приём
основан
на
том,
что
учащиеся
подражают,
воспроизводят образцы письма.
3) Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что
обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания
процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование
осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном
случае копирование не даёт нужного эффекта и может привести к закреплению
неправильных движений.
4) Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся
на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец.
5) Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами.
Можно
анализировать
формы
буквы,
раскладывать
её
на
составляющие,
зрительно выделяемые элементы.
6)
Письмо
под
счёт,
или
в
такт
счёту
способствует
выработке
плавного,
ритмичного письма в определённом темпе.
Почерк учащихся успешно
формируется с использованием методики
Потаповой
Е.Н.,
основанной
на
развитии
мелкой
моторики
с
помощью
штриховки, и
системы «Письмо с открытыми правилами», разработанной
Илюхиной В.А.
Использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует
совершенствованию
и
формированию
общеучебных
навыков
младших
школьников,
которые
необходимы
им
на
протяжении
всей
учебной
деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Увлекательные упражнения и игры способствуют успешному овладению
каллиграфией
и
формированию
устойчивого,
удобно
читаемого
почерка
учащихся на долгие годы обучения в школе.
Интересные виды работ «Почетная тетрадь», коллективные выставки с
образцами почерка детей дают прекрасные результаты в развитии мотивации
учащихся, стимулируют на более качественную работу и в своих рабочих
тетрадях.
Виды упражнений по каллиграфии.
1.
Штриховка, письмо бордюров, узоров, росчерков.
2.
Упражнения на развитие мышц руки:
«ходьба пальчиками»; «игра на пианино»;
«юла»; «посолим суп»; «пальчики здороваются»;
«человечек ходит»; «дождик капает»;
«пилим дрова»; «стреляем из лука»;
«рисуем в воздухе»; зарядка под рифму;
«запускаем вьюнки».
3.
Игровые ситуации:
«Бюро находок» (закрепление знания элементов). Учитель показывает
элементы, а дети должны узнать, какая буква их «потеряла»;
«Доктор Айболит» (развитие каллиграфической зоркости и предупреждение
ошибок). Доктор (ученик) «ставит диагноз больной букве» и рассказывает, как
надо её лечить (правильно писать).
«Поле чудес» (отгадывание букв по алгоритму, складывание в слова)
«Разведчики» ( два капитана собирают команду – детей с буквами, имеющими
те же элементы, что и капитаны в своем «предписании»).
Методическое и материально-техническое обеспечение.
. Илюхина В.А.Чудо – пропись.1,2,3,4 ч. - М. Просвещение,2018.
1. Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.- М.Дрофа.
2. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и
анализа ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8.
3.
Потапова
Е.Н.
Радость
познания:
Книга
для
учителя.
–
М.
Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя).
4. Карнаухова Г. И. Красиво писать — красоту творить
//Начальная школа. — 1997. №5. С. 37-39
5. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4.
6. Альбомы для штриховки.
7. Линейки – трафареты с геометрическими фигурами, шаблоны
фигурок.
8. Карточки с алгоритмом букв, буквами и элементами букв для
дидактических игр.
9. Доска.
10. Цветные мелки для учителя.
11. Цветные карандаши для учащихся.
12. Вьюнки для развития мелкой моторики.