Автор: Сенина Маргарита Сергеевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 63 "Зеленый огонек"
Населённый пункт: г. Петропавловск–Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: «Формирование связной речи дошкольников через пальчиковые игры»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №63 общеразвивающего вида»
Консультация для родителей:
«
Формирование связной речи дошкольников
через пальчиковые игры
»
Подготовили и провели:
учитель-логопед Сенина Маргарита Сергеевна
г. Петропавловск-Камчатский
2019 г.
Формирование связной речи дошкольников
через пальчиковые игры
Цель:
- укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства
в речевом развитии дошкольников,
с использованием пальчиковых игр в
работе с детьми;
-
повысить
педагогическую
грамотность родителей о
роли
мелкой
моторики в развитии речи детей;
- познакомить родителей с видами нетрадиционных пальчиковых игр и
их использование в образовательном процессе.
Задачи:
-
показать
важность
работы
по развитию мелкой
моторики
у
детей
дошкольного возраста;
-
поделиться
с родителями
методами
использования
пальчиковой
гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка;
- повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр;
-
закрепить
умения
участников
применять
полученные
знания
на
практике;
- создать условия для эмоционально-доверительных взаимоотношений в
группе.
Оборудование: цветные карандаши, крупы, мячики су-джок, прищепки,
шнуровки, шарики ирбис, ложечки, стаканчики, куклы Бибабо, теневой
теарт, пальчиковый театр.
Ход консультации
Активизация участников консультации
-Крикните громко и хором друзья
Деток вы любите? Нет или Да?
Пришли на собрание сил совсем нет
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да)
Что же такое связная речь?
Связная
речь
–
это
умение
ребенка
излагать
свои
мысли
живо,
последовательно,
без
отвлечения
на
лишние
детали.
По
мнению
исследователей, существуют две разновидности устной связной речи -
диалог и монолог, которым присущи свои особенности:
Диалогическая речь - речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она
более
простая,
в
ней
могут
присутствовать
интонации,
жесты,
паузы,
ударения.
Для
нее
характерно
использование
разговорной
лексики
и
фразеологии.
Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение
мыслей,
знаний
одним
лицом,
протекающее
относительно
долго
во
времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Для нее
характерна
литературная
лексика,
развернутые
высказывания,
законченность и логическая завершенность.
Извеcтный педагог В. А. Cухомлинский сказал: «Ум ребёнка находитcя
на кончиках его пальцев».
«Рука – это инструмент всех инcтрументов», заключал Аристотель.
«Рука – это внешний мозг» - писал Кант.
Учёные,
изучая
деятельность
детского
мозга,
отмечают
большое
стимулирующее
значение
двигательной
функции
руки.
Сотрудники
Института
физиологии детей
установили,
что
уровень развития
речи
детей находится в прямой взаимосвязи с уровнем развития общей и точной
моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых
облаcтей совершается под влиянием кинеcтетических импульсов от рук, а
точнее от пальцев. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только
тренировать
его
артикуляционный
аппарат,
но
и развивать
мелкую
моторику
рук,
которая
ведёт
к
улучшению
взаимосвязи
между
полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что
в
головном
мозге
человека
центры,
отвечающие
за
речь
и
движения пальцев рук
раcположены
очень
близко.
Стимулируя
тонкую
моторику и активизируем и cоединение зоны, отвечающие за речь.
У
cамых
разных
народов пальчиковые игры
были
распространены
издавна.
В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими
шарами.
Регулярные
занятия
с
ними
улучшают
память,
деятельность
сердечнососудистой и пищеварительной cистем, устраняет эмоциональное
напряжение, развивают
координацию
движений
силу
и
ловкость
рук,
поддерживают жизненный тонус.
А в Японии широко иcпользуются упражнения для ладоней и пальцев с
грецкими орехами.
Замечательное воздействие оказывает перекатывание между ладонями
шестигранного карандаша.
И
у
нас
с
малолетства
учили
играть
в «Ладушки», «Cорока
–
белобока», «Коза
рогатая».
Сегодня
специалисты
возрождают
старые
игры, придумывают новые. И так, наибольшее воздействие импульсации от
мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском
возрасте,
пока
идёт
формирование
моторной
области.
Поэтому
работа
по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет
особое значение.
Развивая м е л ку ю
м ото р и ку
ру к
р е б ё н ка ,
р е ш а е т с я
с р а з у
несколько задач:
-стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
-тренировка внимания, пространственного мышления;
-воспитание эмоциональной выразительности;
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития
мелкой
моторики
и
речи в
их
единстве
и
взаимосвязи.
Они
очень
эмоциональны, увлекательны, захватывают ребёнка своей импровизацией,
непосредственностью,
театрализацией,
элементами
cюрпризности,
способствуют развитию
речи,
творческой
мыслительной
деятельности.
Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные
впечатления,
у
него развивается внимательность
и
способность
сосредотачиваться.
Такие
игры
формируют
добрые
отношения
между
взрослым и ребёнком.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и
пытаться
уйти.
Держать
силой
не
надо,
исключите
причину отказа:
поменяйте игру, подождите, когда ребёнок будет более расслаблен. Лучше
всего выбрать определённо время для пальчиковых игр, в результате чего
такие игры станут для ребёнка привычной процедурой.
Приступая к этим занятиям, следует помнить о принципах проведения:
перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы
создать необходимый эмоциональный настрой.
Выбрав одно или два упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
Наиболее понравившиеся игры можно оставить в репертуаре и по желанию
малыша возвращаться к ним.
Игры – подготовки
( н а
к а ж д ы й
уд а р н ы й
с л о г
п е р в о й
ф р а з ы
т р о г а е м
–
покачиваем пальчики от большого к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши,
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке,
Круг помладше, (рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке,
Круг совсем малыши (ставим – щекочем точечкой в серединке).
Первичные игры или игры – манипуляции
Эти
игры
ориентированы
на
простое
соприкосновение пальцев,
поглаживание
взрослым пальцев
и
рук,
простые
круговые
движения
внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы
активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет
мама, управляя руками ребёнка. Постепенно чуть усложняем игры - не
просто
дотрагиваясь
и
оперируя
с пальцами
ребёнка,
а
быстрыми
движениями массажируя палец от основания пальца до подушечки.
Сюда
можно
отнести: «Пальчик,
мальчик?», «Этот пальчик
хочет
спать», «Этот пальчик
– дедушка…», «Пальчики пошли гулять…», «Раз,
два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?» - ребёнок поочерёдно
загибает пальчик.
Он
может
выполнять
эти
упражнения
с
помощью
взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит
тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые упражнения
«Пальчики
здороваются» -
подушечки пальцев соприкасаются
с
большим пальцем (правой, левой руки одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака «появляются» пальцы
«Грабли» -ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Ёлка» - ладони на себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к
другу).
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям
изображать предметы транспорта, мебели, домашних и диких животных,
деревьев, птиц, насекомых.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Ребёнок
может
поочерёдно
соединять пальцы каждой
руки
друг
с
другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в
кулак и разжимать, и в это время произносить звуки: б- п, к – г, д – т.
Пальчиковые кинезеологические
упражнения
(«гимнастика
для
мозга»).
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с
каждым пальцем последовательно – указательный, средний и т. д.
«Кулак – ребро – ладонь» _ последовательно менять три положения:
сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой
рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо
–
нос» -
левой
рукой
взяться
за
кончик
носа,
правой
–
за
противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их
положение.
«Симметричные
рисунки» -
нарисовать
в
воздухе
обеими
руками
зеркально симметричные рисунки (лучше начинать с круглого предмета:
яблоко, арбуз и т. д. Важно, чтобы ребёнок смотрел во время рисования на
свою руку).
Пальчиковые упражнения
в
сочетании
с
самомассажем
кистей
и пальцев рук
В
данных
упражнениях
используются
традиционные
для
массажа
движения
-
разминание,
растирание,
надавливание,
пощипывание (от
периферии к центру).
«Помоем руки горячей водой» - движения, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательными пальцами правой и
левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху
вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь
левой руки:
постукивание,
пиление.
Движения
обеих кистей:
имитация
посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» -
ф а л а н г а м и
с ж а т ы х
в
к ул а к пальцев
правой
руки «забивать гвозди».
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кистей рук используется грецкий
орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Театр в руке
Позволяет
повысить
общий
тонус, развивает
внимание
и
память,
снимает
психоэмоциональное
напряжение. «Бабочка» -
сжать пальцы в
кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а
б о л ь ш о й
и
у к а з а т е л ь н ы й
с о е д и н и т ь
в
к о л ь ц о .
Выпрямленными пальцами д е л а т ь
б ы с т р ы е
д в и ж е н и я
(«трепетание пальцев»).
«Сказка» -
детям
предлагается
разыграть
сказку,
в
которой
каждый
палец – какой – либо персонаж.
«Осьминожка» -
правая
рука,
осторожно
и
по
очереди
передвигая
свои щупальцы
-
пальцы,
путешествуют
по
морскому
дну.
Навстречу
движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга - замерли, а потом
стали обследовать морское дно вместе.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее:
пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития
мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Разучивание
текстов
с
использованием пальчиковой гимнастики
стимулирует развитие речи, мышления произвольного и непроизвольного
внимания,
слухового
и
зрительного
восприятия,
быстроту
реакции
и
эмоциональную
выразительность,
способность
сосредотачиваются.
Помимо
этого, пальчиковые игры
расширяют
кругозор
и
словарный
запас детей,
дают
первоначальные
математические
представления
и
экологические
знания,
обогащают
знания детей
о
собственном
теле,
создают
положительное
эмоциональное
состояние,
воспитывают
уверенность в себе.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой
моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.