Напоминание

«Формирование связной речи дошкольников через пальчиковые игры»


Автор: Сенина Маргарита Сергеевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 63 "Зеленый огонек"
Населённый пункт: г. Петропавловск–Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: «Формирование связной речи дошкольников через пальчиковые игры»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №63 общеразвивающего вида»

Консультация для родителей:

«

Формирование связной речи дошкольников

через пальчиковые игры

»

Подготовили и провели:

учитель-логопед Сенина Маргарита Сергеевна

г. Петропавловск-Камчатский

2019 г.

Формирование связной речи дошкольников

через пальчиковые игры

Цель:

- укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства

в речевом развитии дошкольников,

с использованием пальчиковых игр в

работе с детьми;

-

повысить

педагогическую

грамотность родителей о

роли

мелкой

моторики в развитии речи детей;

- познакомить родителей с видами нетрадиционных пальчиковых игр и

их использование в образовательном процессе.

Задачи:

-

показать

важность

работы

по развитию мелкой

моторики

у

детей

дошкольного возраста;

-

поделиться

с родителями

методами

использования

пальчиковой

гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка;

- повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр;

-

закрепить

умения

участников

применять

полученные

знания

на

практике;

- создать условия для эмоционально-доверительных взаимоотношений в

группе.

Оборудование: цветные карандаши, крупы, мячики су-джок, прищепки,

шнуровки, шарики ирбис, ложечки, стаканчики, куклы Бибабо, теневой

теарт, пальчиковый театр.

Ход консультации

Активизация участников консультации

-Крикните громко и хором друзья

Деток вы любите? Нет или Да?

Пришли на собрание сил совсем нет

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да)

Что же такое связная речь?

Связная

речь

это

умение

ребенка

излагать

свои

мысли

живо,

последовательно,

без

отвлечения

на

лишние

детали.

По

мнению

исследователей, существуют две разновидности устной связной речи -

диалог и монолог, которым присущи свои особенности:

Диалогическая речь - речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она

более

простая,

в

ней

могут

присутствовать

интонации,

жесты,

паузы,

ударения.

Для

нее

характерно

использование

разговорной

лексики

и

фразеологии.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение

мыслей,

знаний

одним

лицом,

протекающее

относительно

долго

во

времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Для нее

характерна

литературная

лексика,

развернутые

высказывания,

законченность и логическая завершенность.

Извеcтный педагог В. А. Cухомлинский сказал: «Ум ребёнка находитcя

на кончиках его пальцев».

«Рука – это инструмент всех инcтрументов», заключал Аристотель.

«Рука – это внешний мозг» - писал Кант.

Учёные,

изучая

деятельность

детского

мозга,

отмечают

большое

стимулирующее

значение

двигательной

функции

руки.

Сотрудники

Института

физиологии детей

установили,

что

уровень развития

речи

детей находится в прямой взаимосвязи с уровнем развития общей и точной

моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых

облаcтей совершается под влиянием кинеcтетических импульсов от рук, а

точнее от пальцев. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только

тренировать

его

артикуляционный

аппарат,

но

и развивать

мелкую

моторику

рук,

которая

ведёт

к

улучшению

взаимосвязи

между

полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что

в

головном

мозге

человека

центры,

отвечающие

за

речь

и

движения пальцев рук

раcположены

очень

близко.

Стимулируя

тонкую

моторику и активизируем и cоединение зоны, отвечающие за речь.

У

cамых

разных

народов пальчиковые игры

были

распространены

издавна.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими

шарами.

Регулярные

занятия

с

ними

улучшают

память,

деятельность

сердечнососудистой и пищеварительной cистем, устраняет эмоциональное

напряжение, развивают

координацию

движений

силу

и

ловкость

рук,

поддерживают жизненный тонус.

А в Японии широко иcпользуются упражнения для ладоней и пальцев с

грецкими орехами.

Замечательное воздействие оказывает перекатывание между ладонями

шестигранного карандаша.

И

у

нас

с

малолетства

учили

играть

в «Ладушки», «Cорока

белобока», «Коза

рогатая».

Сегодня

специалисты

возрождают

старые

игры, придумывают новые. И так, наибольшее воздействие импульсации от

мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском

возрасте,

пока

идёт

формирование

моторной

области.

Поэтому

работа

по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет

особое значение.

Развивая м е л ку ю

м ото р и ку

ру к

р е б ё н ка ,

р е ш а е т с я

с р а з у

несколько задач:

-стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

-тренировка внимания, пространственного мышления;

-воспитание эмоциональной выразительности;

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития

мелкой

моторики

и

речи в

их

единстве

и

взаимосвязи.

Они

очень

эмоциональны, увлекательны, захватывают ребёнка своей импровизацией,

непосредственностью,

театрализацией,

элементами

cюрпризности,

способствуют развитию

речи,

творческой

мыслительной

деятельности.

Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные

впечатления,

у

него развивается внимательность

и

способность

сосредотачиваться.

Такие

игры

формируют

добрые

отношения

между

взрослым и ребёнком.

При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и

пытаться

уйти.

Держать

силой

не

надо,

исключите

причину отказа:

поменяйте игру, подождите, когда ребёнок будет более расслаблен. Лучше

всего выбрать определённо время для пальчиковых игр, в результате чего

такие игры станут для ребёнка привычной процедурой.

Приступая к этим занятиям, следует помнить о принципах проведения:

перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы

создать необходимый эмоциональный настрой.

Выбрав одно или два упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

Наиболее понравившиеся игры можно оставить в репертуаре и по желанию

малыша возвращаться к ним.

Игры – подготовки

( н а

к а ж д ы й

уд а р н ы й

с л о г

п е р в о й

ф р а з ы

т р о г а е м

покачиваем пальчики от большого к мизинцу и обратно).

На реке камыши, расплескались там ерши,

Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке,

Круг помладше, (рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке,

Круг совсем малыши (ставим – щекочем точечкой в серединке).

Первичные игры или игры – манипуляции

Эти

игры

ориентированы

на

простое

соприкосновение пальцев,

поглаживание

взрослым пальцев

и

рук,

простые

круговые

движения

внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы

активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет

мама, управляя руками ребёнка. Постепенно чуть усложняем игры - не

просто

дотрагиваясь

и

оперируя

с пальцами

ребёнка,

а

быстрыми

движениями массажируя палец от основания пальца до подушечки.

Сюда

можно

отнести: «Пальчик,

мальчик?», «Этот пальчик

хочет

спать», «Этот пальчик

дедушка…», «Пальчики пошли гулять…», «Раз,

два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?» - ребёнок поочерёдно

загибает пальчик.

Он

может

выполнять

эти

упражнения

с

помощью

взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит

тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения

«Пальчики

здороваются» -

подушечки пальцев соприкасаются

с

большим пальцем (правой, левой руки одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака «появляются» пальцы

«Грабли» -ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони на себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к

другу).

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям

изображать предметы транспорта, мебели, домашних и диких животных,

деревьев, птиц, насекомых.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Ребёнок

может

поочерёдно

соединять пальцы каждой

руки

друг

с

другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в

кулак и разжимать, и в это время произносить звуки: б- п, к – г, д – т.

Пальчиковые кинезеологические

упражнения

(«гимнастика

для

мозга»).

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с

каждым пальцем последовательно – указательный, средний и т. д.

«Кулак – ребро – ладонь» _ последовательно менять три положения:

сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой

рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо

нос» -

левой

рукой

взяться

за

кончик

носа,

правой

за

противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их

положение.

«Симметричные

рисунки» -

нарисовать

в

воздухе

обеими

руками

зеркально симметричные рисунки (лучше начинать с круглого предмета:

яблоко, арбуз и т. д. Важно, чтобы ребёнок смотрел во время рисования на

свою руку).

Пальчиковые упражнения

в

сочетании

с

самомассажем

кистей

и пальцев рук

В

данных

упражнениях

используются

традиционные

для

массажа

движения

-

разминание,

растирание,

надавливание,

пощипывание (от

периферии к центру).

«Помоем руки горячей водой» - движения, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательными пальцами правой и

левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху

вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь

левой руки:

постукивание,

пиление.

Движения

обеих кистей:

имитация

посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» -

ф а л а н г а м и

с ж а т ы х

в

к ул а к пальцев

правой

руки «забивать гвозди».

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кистей рук используется грецкий

орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке

Позволяет

повысить

общий

тонус, развивает

внимание

и

память,

снимает

психоэмоциональное

напряжение. «Бабочка» -

сжать пальцы в

кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а

б о л ь ш о й

и

у к а з а т е л ь н ы й

с о е д и н и т ь

в

к о л ь ц о .

Выпрямленными пальцами д е л а т ь

б ы с т р ы е

д в и ж е н и я

(«трепетание пальцев»).

«Сказка» -

детям

предлагается

разыграть

сказку,

в

которой

каждый

палец – какой – либо персонаж.

«Осьминожка» -

правая

рука,

осторожно

и

по

очереди

передвигая

свои щупальцы

-

пальцы,

путешествуют

по

морскому

дну.

Навстречу

движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга - замерли, а потом

стали обследовать морское дно вместе.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее:

пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития

мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Разучивание

текстов

с

использованием пальчиковой гимнастики

стимулирует развитие речи, мышления произвольного и непроизвольного

внимания,

слухового

и

зрительного

восприятия,

быстроту

реакции

и

эмоциональную

выразительность,

способность

сосредотачиваются.

Помимо

этого, пальчиковые игры

расширяют

кругозор

и

словарный

запас детей,

дают

первоначальные

математические

представления

и

экологические

знания,

обогащают

знания детей

о

собственном

теле,

создают

положительное

эмоциональное

состояние,

воспитывают

уверенность в себе.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой

моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.



В раздел образования