Автор: Шмидт Татьяна Геннадьевна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 21 "Сказка" комбинированного вида города Белово"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Белово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у
дошкольников
«Все
должны
знать,
что
профилактика
нежелательных
проявлений
–
это
трудный
процесс,
но
очень
важный
в
формировании
личности ребенка».
А.С. Макаренко
Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства,
мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми,
улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда
получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.
Мне часто приходится слышать от обеспокоенных родителей: “Мой ребенок
не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!”, “ У моего малыша
совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!”, “Проблема с
речью не решается вот уже больше года!” и т.п.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои
мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности,
содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем
активнее осуществляется его психическое развитие. Речь – один из наиболее
мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека
– это его визитная карточка.
Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о
её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения,
которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Вопрос о речевом развитии ребенка в нынешнее время стоит очень остро, т.к.
с каждым годом увеличивается число детей с различными речевыми патологиями.
Например, всё больше становится неговорящих малышей, детей с неразборчивой,
смазанной речью, которые к 5 годам не могут овладеть чётким произношением
всех
звуков. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и
мелкой
моторики,
дыхание
у
них
зачастую
поверхностное.
Одни
дети
гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы.
Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена
истощаемость,
наблюдается
дефицит
внимания;
память,
работоспособность
снижены.
При
нормальном
развитии
овладение
звуковым
строем
языка
у
дошкольников
заканчивается
к
4-5
годам.
Но
иногда
в
силу
ряда
причин
(нарушения
в
анатомическом
строении
речевого
аппарата,
функциональная
незрелость
речевых
зон
головного
мозга,
несформированность произвольных
движений и т.д.) этот процесс затягивается.
В средней группе детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых
малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются
или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих
ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в
своих силах, что ведёт к ряду негативных последствий. Речевые нарушения часто
влекут
за
собой
отставание
в
физическом
и
умственном
развитии,
в
разной
степени
отражаются
на
формировании
личности
детей,
их
деятельности,
поведении. А впоследствии все эти факторы приводят к серьёзным проблемам в
период начального школьного обучения.
Чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в
логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после
5-ти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст
(сенситивный
период),
который
длится
до
3-4
лет.
Если
своевременно
не
скорректировать
имеющиеся
нарушения,
то
клубок
проблем
значительно
нарастает.
К тому же, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить
помощь специалиста логопеда и имеет возможность посещать логопедическую
группу. Как же быть детям, которым недоступна логопедическая помощь?
Работая
в
обычной
группе
детского
сада, систематически обследуя речь
своих воспитанников, я пришла к выводу, что основной причиной нарушений
звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте является отсутствие ранней
профилактической
работы
по
укреплению
мышц
речевого
аппарата.
Этому
способствуют
и
социально-бытовые
факторы
(сосание
соски,
употребление
протертой пищи и т.д.) и недостаточно проводимое педагогическое просвещение
родителей. Поэтому назрела необходимость в изменении сложившейся ситуации,
а это поставило меня в ситуацию поиска новых средств осуществления ранней
профилактики нарушений звукопроизношения.
В самом начале своей работы с малышами, имеющими нарушения речевой
функции,
я
использовала
различные
методы
и
приемы.
Изучила множество
психолого-педагогической
литературы. Оказалось,
что
вопрос
о
воспитании
правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста интересен многим
ученым,
рассматривается
с
разных
сторон;
изучаются
средства
устранения
дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых
является логопедическая ритмика.
Логоритмика
–
одно
из
средств
оздоровления
речи.
Прежде
всего,
это
комплексная
методика,
включающая
в
себя
средства
логопедического,
музыкально-ритмического
и
физического
воспитания.
Основой
логоритмики
являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных
методов работы
по
развитию речи
малыша.
В
педагогической
практике
логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее
эффективной,
так
как
логоритмические
занятия включают
в
с е бя
здоровьесберегающие
технологии,
что
не
только
благотворно
влияет
на
весь
организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению
уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного
запаса
детей
дошкольного
возраста.
Поэтому
на
сегодняшний
день помимо
традиционных
упражнений по
исправлению
звукопроизношения,
коррекции
нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания детей
в
обычной
группе
детского
сада
я
использую
такой
эффективный
метод
преодоления речевых нарушений, как «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА», девиз
которой «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».
Логоритмику я начала осуществлять впервые в 2010-2011 учебном году. Моя
работа
началась с
изучения
методических
рекомендаций
и
обширного
практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю.
Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)
Основой моей программы являются еженедельная логоритмическая работа в
рамках
кружка
«Веселая
логоритмика»,
а
так
же
совместная
деятельность
с
детьми в течение дня.
В
ходе
работы
кружка
реализую
следующие
задачи:
уточнение
артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического
запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование
общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во
взаимосвязи
с
речью,
развитие
мелодико-интонационных
и
просодических
компонентов, творческой фантазии и воображения.
Апробируя
данную методику, уже
в течение первого года работы, я
выявила положительную динамику, прежде всего в речевом развитии детей:
на начало года в группе было:
четверо не говорящих детей;
двое детей имеющих двуязычие в семье;
и четверо детей - с тяжёлыми нарушениями речи.
К концу уч. года у всех детей отметилась положительная динамика:
отмечены положительные результаты в формировании слоговой структуры
слова: дети имеют средний и высокий уровень.
Положительная динамика развития речевой деятельности у дошкольников
дала толчок для моей дальнейшей продуктивной деятельности.
В ходе систематической работы мною были разработаны перспективные
планы логоритмических занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Разработаны
и
проведены
консультации
для
педагогов:
«Коррекционная
помощь
детям
в
массовых
группах
детского
сада»,
«Развитие
голоса
у
дошкольников», «Роль речи взрослого в развитии голоса детей». Консультации
«Хорошая речь слаще меда», «Развиваем пальчики», «Научите ребенка общаться»,
«Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» позволили
включить в работу и родителей воспитанников. Так же мною были выработаны
методические
рекомендации
воспитателям,
которые
планируют
использовать
логоритмику в целях комплексной коррекции речи детей:
-каждое занятие по развитию речи начинать с артикуляционной гимнастики;
-в работу с детьми ввести элементы самомассажа;
-включать в физкультурные минутки логоритмические игры и упражнения как
средство профилактики речевого нарушения у дошкольников;
-внедрять комплекс упражнений на развитие дыхания и голоса у детей.
Систематически, вводя элементы логоритмики в своей работе, я убедилась,
что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность,
уверенность в себе, своих силах.
В
структуру работы
кружка
«Веселая
логоритмика»
тесно
вплетены
различные элементы музыкальной и речевой деятельности , подчиненные одной
цели — формированию правильного звуко- произношения:
-логопедическая
гимнастика
(комплекс
упражнений
для
укрепления
мышц
органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке
звуков);
-чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
-пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
-упражнения
на
развитие
общей
моторики,
соответствующие
возрастным
особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
-фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и
привития навыков речевого дыхания;
-вокально-артикуляционные
упражнения
для
развития
певческих
данных
и
дыхания;
-песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и
выразительности
речи,
речевого
слуха
и
речевой
памяти,
координационного
тренинга;
-музыкальные
игры,
способствующие
развитию
речи,
внимания,
умению
ориентироваться в пространстве;
-мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;
-упражнения
для
развития
мимических
мышц,
эмоциональной
сферы,
воображения и ассоциативно-образного мышления;
-коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения,
эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения,
позитивного самоощущения;
-упражнения
на
релаксацию
для
снятия
эмоционального
и
физического
напряжения.
Вся моя деятельность с детьми отличается вариативностью. Я могу заменить
какую-либо часть образовательной области, включить в нее чистоговорки или
упражнения артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей.
Так, в песенный репертуар могу включать знакомые песни, возможно изменение
игрового материала, использование знакомых стихотворений и т.п.
Занятия в кружке не регламентированы строго по времени. Я всегда учитываю
самочувствие
детей,
их
эмоциональное
состояние.
При
необходимости
время
работы в кружке можно сократить.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный
подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых
возможностей.
В основу методики моей работы положен комплексно-тематический метод в
сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании использую
принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых
ежегодно
лексических
тем
(времена
года,
урожай,
новогодний
праздник,
зимующие птицы и т.д).
Одна
из
особенностей
моей программы
—
использование
малых
форм
народного
фольклора
(потешек,
приговорок,
закличек,
прибауток)
для
оздоровительных
пауз,
что
способствует
воспитанию
детей
в
национальных
традициях.
В
построении
многих
занятий
использованы
сюжеты
русских
народных сказок.
Важнейшую роль играет музыка как интегральная основа всего курса. С
помощью
музыки
проводится
развивающий
дозированный
эмоциональный
тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического
состояния организма ребенка.
Особое внимание уделяю развитию чувства ритма с помощью пластики,
звучащих
жестов,
речевых
игр,
использования
ритмосхем,
игры
на
детских
музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию.
Также
я
нашла возможность включения
логоритмики
в
совместную
деятельность с детьми в течении дня:
-Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями
-Проговаривание
потешек,
приговорок,
чистоговорок
во
время
режимных
процессов — умывания, одевания на прогулку
-Речевые игры перед едой
- Логоритмические паузы во время образовательной деятельности
-Динамические паузы между видами образовательной деятельности
-Физкультурные, театрализованные виды деятельности с использованием речевого
материала
- Бодрящая гимнастика со звукоподражанием
- Подвижные игры с пением (на прогулке)
- Игры малой подвижности (в группе)
- Логоритмические досуги
Один воспитатель не может обеспечить детям необходимую двигательную и
речевую
активность
в
течение
всего
дня,
поэтому
результативность
работы
зависит от тесной взаимосвязи и преемственности в работе с родителями.
Чтобы наладить отношения с родителями , сделать их конструктивными, я
пересмотрела основы взаимоотношения с ними, т.к. считаю , прежде чем решать
проблему ребёнка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что
родители порой некомпетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают
возрастных особенностей детей или несерьёзно относятся ко всему тому, что
происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию
поведения. Наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьёй
такими, как
беседы,
консультации,
собрания,
оформление
информационных
стендов, в ходе апробации своей методики, удачно зарекомендовали себя новые
формы
и
методы
работы
с
родителями: круглый
стол,
деловая
игра,
педагогические
тренинги,
домашние
задания(«домашний
театр»,
коллективное
чтение в семье).
На сегодняшний день хороший родитель- это компетентный родитель. Моя
программа построена на активном участии родителей в процессе совместной
деятельности и подразумевает решение ряда задач:
-налаживание способов конструктивного взаимодействия педагогов и родителей;
-налаживание тесного эмоционального контакта между родителями и детьми в
процессе совместной деятельности;
-повышение уровня продуктивности в усвоении знаний, приобретения навыков и
умений детьми;
-обучение
родителей
необходимым
знаниям,
методам
и
способам
занятий
с
малышом в домашних условиях.
-педагогическому посвящению родителей по вопросам: укрепления мышечной
системы языка, губ, щек; улучшению в звукопроизношении; обогащению лексики;
улучшению
подвижности
мелкой
моторики;
проявлению
творческих
способностей.
В
любом
возрасте
дети
активно
подражают
речи
взрослого,
поэтому
я
убедила
родителей
в
том,
что
если
говорить
неправильно,
то
малыш
будет
усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два
«золотых нельзя»:
Нельзя искажать слова
Нельзя подражать
детскому
произношению
и
«сюсюкать».
Нужно: Разговаривая с ребенком, следить, чтобы речь была четкой и
выразительной, грамотной, простой, ясной.
Имеющееся в личном арсенале методическое обеспечение позволяет мне
предлагать
родителям
для
использования
в
домашних
условиях
фонограммы,
тексты песен, игр и упражнений.
В
состав
аудиопособий
входят
колыбельные,
песенки-игры,
песенки
-
потешки,
сказки
и
многое
другое,
а
также
мелодии,
которые
могут
использоваться в качестве сопровождения на занятиях физкультурой.
Сейчас можно приобрести прекрасный практический материал на СД и ДВД
дисках.
Я
приобрела
и
уже
использую в
работе
многие
из
них:
-«Горелки»,«Догоняй-ка» - эти сборники я использую для
п р о в ед е н и я
п од в и ж н ы х
и г р
в
п ом е щ е н и и
д е т с ко го
с а д а
и
н а
улице;
-«Игры для здоровья», «Аэробика», «Весёлые уроки» и «Игровая гимнастика» -
помогают
планировать
утреннюю
гимнастику,
занятие
по
физкультуре
и физ.
досуг;
-диски
«Музыкальный
зоопарк»,
«Гав,
мяу»,
«Мамины
уроки»
и
«Топ
-
топ», помогают подобрать музыкально-речевые, хороводные, пальчиковые игры
и игры направленные на развитие слухового внимания в соответствии с темой
занятия;
-диски
«Золотые
ворота»
и
«Золотая
рыбка»
являются
прекрасным речевым
материалом, так как содержат много потешек, стихов, чистоговорок;
-два диска «Сказочки - шумелочки» и «Музыкальные сказки» - я использую для
проведения развлечений и досугов;
-«Физминутки»,
«Пять
поросят»,
«Колыбельные»
и
«Игровой
массаж:»
помогают мне в проведении режимных моментов.
Использование
логоритмических
приемов
в
моей
повседневной
работе
позволяет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создает благоприятную
атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.
Знания стали усваиваться детьми быстре , так как их подача сопровождается
разнообразными
движениями
под
музыку,
что
позволяет
активизировать
одновременно
все
виды
памяти
(слуховую,
двигательную.
Логоритмика
содействует
и
эстетическому
воспитанию дошкольников
,вводя
их
с
самого
раннего детства в мир музыки, научила эмоциональной отзывчивости, прививает
любовь
к
прекрасному,
развивая
тем
самым
художественный
вкус.
Любая
непосредственно
образовательная
деятельность с
элементами
логоритмики, на мой взгляд, стала продуктивнее, проходит на более высоком
эмоциональном уровне. Дети ждут с радостью, активно включаясь в игровые
действия речевых упражнений.
В
результате
сочетания
слова,
музыки
и
движения
дети
стали
более
раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические
способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и
внимательнее. Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры, проговаривание
стихов с движением и под музыку улучшили качественный уровень ритмического
чувства.
У
многих
детей
заметна
динамика
в
развитии
голоса,
дыхания
и
артикуляции,
слухового
внимания
и
зрительной
ориентировки.
Психологи
отметили,
что
работа
в
системе
логоритмики
позволила
скорректировать
отклонения в эмоциональном развитии, у детей снизился страх перед неудачей.
Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, также
отметили,
что
дети
стали
более
раскрепощенными,
непосредственными,
естественными.
Они
активны
и
инициативны
не
только
на
занятиях,
на
развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни.
Благодаря системной и целенаправленной работе по использованию
логоритмики
во
в с е х
с ферах
ж и з н и
детей,
мои
воспитанники
систематически
являются
призёрами проводимых
ежегодно внутри детского
сада
конкурсов
выразительного
чтения. Несколько
детей поступили в
музыкальную школу,
а
танцами
продолжают
заниматься
в
танцевальных
коллективах,
в
частности,
в
ансамбле
«Славяночка» под руководством Т.Д.
Литвиненко .Так же своим достижением считаю, что в результате работы к концу
средней группы в логопедическую группу берут на 60% меньше детей, чем
планировалось в начале года.
Огромным
плюсом
проводимой
работы
считаю
игровую
форму
подачи
материала, комплексный характер, доступность и практичность использования,
что превращает занятия с дошкольниками в весёлую обучающую игру, которая
способствует не только музыкальному развитию малышей, но и мелкой моторики,
речи,
творческих
способностей,
а
также
обучению
счету.
Развитие
ребенка
происходит в игровой форме, где есть и пальчиковые игры, и физкультминутки, и
инсценировки.
В
дальнейшем
планирую
продолжать
и
совершенствовать
работу
в
системе
логоритмики для
большего
раскрепощения
тела
и
духа
ребенка.
На
основе
развития пластических возможностей, расширения двигательного опыта подвести
детей к развитию творческого потенциала личности, к творческой интерпретации
музыкального
произведения,
раскрытию
собственной
индивидуальности,
способности к самовыражению.
Список литературы
Алямовская
В.Г.
Как
воспитать
здорового
ребенка.
М.:
ЛИНКА-
ПРЕСС,1993;
Буренина
А.
И.,
Колунтаева
Л.
И.
Проектирование
интегративной
программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое
пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
Галанов
А.С.
Оздоровительные
игры
для
дошкольников
и
младших
школьников. СПб.: Речь, 2007;
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. –
Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
Картушина
М.Ю.
Зеленый
огонек
здоровья:
Программа
оздоровления
дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми
3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические
разработки
физкультминуток,
игровых
упражнений,
гимнастических
комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
Куликовская
Т.А.
Артикуляционная
гимнастика
в
стихах
и
картинках.
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство
Гном и Д», 2005;
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,
2003;
Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9,
с. 115-119;
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.:
ООО «Издательство АСТ», 2004;
Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос,
1995;