Напоминание

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников


Автор: Шмидт Татьяна Геннадьевна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 21 "Сказка" комбинированного вида города Белово"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Белово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у

дошкольников

«Все

должны

знать,

что

профилактика

нежелательных

проявлений

это

трудный

процесс,

но

очень

важный

в

формировании

личности ребенка».

А.С. Макаренко

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства,

мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми,

улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда

получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.

Мне часто приходится слышать от обеспокоенных родителей: “Мой ребенок

не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!”, “ У моего малыша

совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!”, “Проблема с

речью не решается вот уже больше года!” и т.п.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития

детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои

мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности,

содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем

активнее осуществляется его психическое развитие. Речь – один из наиболее

мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека

– это его визитная карточка.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о

её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения,

которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Вопрос о речевом развитии ребенка в нынешнее время стоит очень остро, т.к.

с каждым годом увеличивается число детей с различными речевыми патологиями.

Например, всё больше становится неговорящих малышей, детей с неразборчивой,

смазанной речью, которые к 5 годам не могут овладеть чётким произношением

всех

звуков. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и

мелкой

моторики,

дыхание

у

них

зачастую

поверхностное.

Одни

дети

гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы.

Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена

истощаемость,

наблюдается

дефицит

внимания;

память,

работоспособность

снижены.

При

нормальном

развитии

овладение

звуковым

строем

языка

у

дошкольников

заканчивается

к

4-5

годам.

Но

иногда

в

силу

ряда

причин

(нарушения

в

анатомическом

строении

речевого

аппарата,

функциональная

незрелость

речевых

зон

головного

мозга,

несформированность произвольных

движений и т.д.) этот процесс затягивается.

В средней группе детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых

малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются

или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих

ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в

своих силах, что ведёт к ряду негативных последствий. Речевые нарушения часто

влекут

за

собой

отставание

в

физическом

и

умственном

развитии,

в

разной

степени

отражаются

на

формировании

личности

детей,

их

деятельности,

поведении. А впоследствии все эти факторы приводят к серьёзным проблемам в

период начального школьного обучения.

Чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в

логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после

5-ти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст

(сенситивный

период),

который

длится

до

3-4

лет.

Если

своевременно

не

скорректировать

имеющиеся

нарушения,

то

клубок

проблем

значительно

нарастает.

К тому же, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить

помощь специалиста логопеда и имеет возможность посещать логопедическую

группу. Как же быть детям, которым недоступна логопедическая помощь?

Работая

в

обычной

группе

детского

сада, систематически обследуя речь

своих воспитанников, я пришла к выводу, что основной причиной нарушений

звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте является отсутствие ранней

профилактической

работы

по

укреплению

мышц

речевого

аппарата.

Этому

способствуют

и

социально-бытовые

факторы

(сосание

соски,

употребление

протертой пищи и т.д.) и недостаточно проводимое педагогическое просвещение

родителей. Поэтому назрела необходимость в изменении сложившейся ситуации,

а это поставило меня в ситуацию поиска новых средств осуществления ранней

профилактики нарушений звукопроизношения.

В самом начале своей работы с малышами, имеющими нарушения речевой

функции,

я

использовала

различные

методы

и

приемы.

Изучила множество

психолого-педагогической

литературы. Оказалось,

что

вопрос

о

воспитании

правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста интересен многим

ученым,

рассматривается

с

разных

сторон;

изучаются

средства

устранения

дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых

является логопедическая ритмика.

Логоритмика

одно

из

средств

оздоровления

речи.

Прежде

всего,

это

комплексная

методика,

включающая

в

себя

средства

логопедического,

музыкально-ритмического

и

физического

воспитания.

Основой

логоритмики

являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных

методов работы

по

развитию речи

малыша.

В

педагогической

практике

логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее

эффективной,

так

как

логоритмические

занятия включают

в

с е бя

здоровьесберегающие

технологии,

что

не

только

благотворно

влияет

на

весь

организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению

уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного

запаса

детей

дошкольного

возраста.

Поэтому

на

сегодняшний

день помимо

традиционных

упражнений по

исправлению

звукопроизношения,

коррекции

нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания детей

в

обычной

группе

детского

сада

я

использую

такой

эффективный

метод

преодоления речевых нарушений, как «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА», девиз

которой «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

Логоритмику я начала осуществлять впервые в 2010-2011 учебном году. Моя

работа

началась с

изучения

методических

рекомендаций

и

обширного

практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю.

Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)

Основой моей программы являются еженедельная логоритмическая работа в

рамках

кружка

«Веселая

логоритмика»,

а

так

же

совместная

деятельность

с

детьми в течение дня.

В

ходе

работы

кружка

реализую

следующие

задачи:

уточнение

артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического

запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование

общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во

взаимосвязи

с

речью,

развитие

мелодико-интонационных

и

просодических

компонентов, творческой фантазии и воображения.

Апробируя

данную методику, уже

в течение первого года работы, я

выявила положительную динамику, прежде всего в речевом развитии детей:

на начало года в группе было:

четверо не говорящих детей;

двое детей имеющих двуязычие в семье;

и четверо детей - с тяжёлыми нарушениями речи.

К концу уч. года у всех детей отметилась положительная динамика:

отмечены положительные результаты в формировании слоговой структуры

слова: дети имеют средний и высокий уровень.

Положительная динамика развития речевой деятельности у дошкольников

дала толчок для моей дальнейшей продуктивной деятельности.

В ходе систематической работы мною были разработаны перспективные

планы логоритмических занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Разработаны

и

проведены

консультации

для

педагогов:

«Коррекционная

помощь

детям

в

массовых

группах

детского

сада»,

«Развитие

голоса

у

дошкольников», «Роль речи взрослого в развитии голоса детей». Консультации

«Хорошая речь слаще меда», «Развиваем пальчики», «Научите ребенка общаться»,

«Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» позволили

включить в работу и родителей воспитанников. Так же мною были выработаны

методические

рекомендации

воспитателям,

которые

планируют

использовать

логоритмику в целях комплексной коррекции речи детей:

-каждое занятие по развитию речи начинать с артикуляционной гимнастики;

-в работу с детьми ввести элементы самомассажа;

-включать в физкультурные минутки логоритмические игры и упражнения как

средство профилактики речевого нарушения у дошкольников;

-внедрять комплекс упражнений на развитие дыхания и голоса у детей.

Систематически, вводя элементы логоритмики в своей работе, я убедилась,

что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность,

уверенность в себе, своих силах.

В

структуру работы

кружка

«Веселая

логоритмика»

тесно

вплетены

различные элементы музыкальной и речевой деятельности , подчиненные одной

цели — формированию правильного звуко- произношения:

-логопедическая

гимнастика

(комплекс

упражнений

для

укрепления

мышц

органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке

звуков);

-чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

-пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;

-упражнения

на

развитие

общей

моторики,

соответствующие

возрастным

особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

-фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и

привития навыков речевого дыхания;

-вокально-артикуляционные

упражнения

для

развития

певческих

данных

и

дыхания;

-песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и

выразительности

речи,

речевого

слуха

и

речевой

памяти,

координационного

тренинга;

-музыкальные

игры,

способствующие

развитию

речи,

внимания,

умению

ориентироваться в пространстве;

-мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;

-упражнения

для

развития

мимических

мышц,

эмоциональной

сферы,

воображения и ассоциативно-образного мышления;

-коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения,

эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения,

позитивного самоощущения;

-упражнения

на

релаксацию

для

снятия

эмоционального

и

физического

напряжения.

Вся моя деятельность с детьми отличается вариативностью. Я могу заменить

какую-либо часть образовательной области, включить в нее чистоговорки или

упражнения артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей.

Так, в песенный репертуар могу включать знакомые песни, возможно изменение

игрового материала, использование знакомых стихотворений и т.п.

Занятия в кружке не регламентированы строго по времени. Я всегда учитываю

самочувствие

детей,

их

эмоциональное

состояние.

При

необходимости

время

работы в кружке можно сократить.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный

подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых

возможностей.

В основу методики моей работы положен комплексно-тематический метод в

сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании использую

принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых

ежегодно

лексических

тем

(времена

года,

урожай,

новогодний

праздник,

зимующие птицы и т.д).

Одна

из

особенностей

моей программы

использование

малых

форм

народного

фольклора

(потешек,

приговорок,

закличек,

прибауток)

для

оздоровительных

пауз,

что

способствует

воспитанию

детей

в

национальных

традициях.

В

построении

многих

занятий

использованы

сюжеты

русских

народных сказок.

Важнейшую роль играет музыка как интегральная основа всего курса. С

помощью

музыки

проводится

развивающий

дозированный

эмоциональный

тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического

состояния организма ребенка.

Особое внимание уделяю развитию чувства ритма с помощью пластики,

звучащих

жестов,

речевых

игр,

использования

ритмосхем,

игры

на

детских

музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию.

Также

я

нашла возможность включения

логоритмики

в

совместную

деятельность с детьми в течении дня:

-Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями

-Проговаривание

потешек,

приговорок,

чистоговорок

во

время

режимных

процессов — умывания, одевания на прогулку

-Речевые игры перед едой

- Логоритмические паузы во время образовательной деятельности

-Динамические паузы между видами образовательной деятельности

-Физкультурные, театрализованные виды деятельности с использованием речевого

материала

- Бодрящая гимнастика со звукоподражанием

- Подвижные игры с пением (на прогулке)

- Игры малой подвижности (в группе)

- Логоритмические досуги

Один воспитатель не может обеспечить детям необходимую двигательную и

речевую

активность

в

течение

всего

дня,

поэтому

результативность

работы

зависит от тесной взаимосвязи и преемственности в работе с родителями.

Чтобы наладить отношения с родителями , сделать их конструктивными, я

пересмотрела основы взаимоотношения с ними, т.к. считаю , прежде чем решать

проблему ребёнка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что

родители порой некомпетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают

возрастных особенностей детей или несерьёзно относятся ко всему тому, что

происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию

поведения. Наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьёй

такими, как

беседы,

консультации,

собрания,

оформление

информационных

стендов, в ходе апробации своей методики, удачно зарекомендовали себя новые

формы

и

методы

работы

с

родителями: круглый

стол,

деловая

игра,

педагогические

тренинги,

домашние

задания(«домашний

театр»,

коллективное

чтение в семье).

На сегодняшний день хороший родитель- это компетентный родитель. Моя

программа построена на активном участии родителей в процессе совместной

деятельности и подразумевает решение ряда задач:

-налаживание способов конструктивного взаимодействия педагогов и родителей;

-налаживание тесного эмоционального контакта между родителями и детьми в

процессе совместной деятельности;

-повышение уровня продуктивности в усвоении знаний, приобретения навыков и

умений детьми;

-обучение

родителей

необходимым

знаниям,

методам

и

способам

занятий

с

малышом в домашних условиях.

-педагогическому посвящению родителей по вопросам: укрепления мышечной

системы языка, губ, щек; улучшению в звукопроизношении; обогащению лексики;

улучшению

подвижности

мелкой

моторики;

проявлению

творческих

способностей.

В

любом

возрасте

дети

активно

подражают

речи

взрослого,

поэтому

я

убедила

родителей

в

том,

что

если

говорить

неправильно,

то

малыш

будет

усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два

«золотых нельзя»:

Нельзя искажать слова

Нельзя подражать

детскому

произношению

и

«сюсюкать».

Нужно: Разговаривая с ребенком, следить, чтобы речь была четкой и

выразительной, грамотной, простой, ясной.

Имеющееся в личном арсенале методическое обеспечение позволяет мне

предлагать

родителям

для

использования

в

домашних

условиях

фонограммы,

тексты песен, игр и упражнений.

В

состав

аудиопособий

входят

колыбельные,

песенки-игры,

песенки

-

потешки,

сказки

и

многое

другое,

а

также

мелодии,

которые

могут

использоваться в качестве сопровождения на занятиях физкультурой.

Сейчас можно приобрести прекрасный практический материал на СД и ДВД

дисках.

Я

приобрела

и

уже

использую в

работе

многие

из

них:

-«Горелки»,«Догоняй-ка» - эти сборники я использую для

п р о в ед е н и я

п од в и ж н ы х

и г р

в

п ом е щ е н и и

д е т с ко го

с а д а

и

н а

улице;

-«Игры для здоровья», «Аэробика», «Весёлые уроки» и «Игровая гимнастика» -

помогают

планировать

утреннюю

гимнастику,

занятие

по

физкультуре

и физ.

досуг;

-диски

«Музыкальный

зоопарк»,

«Гав,

мяу»,

«Мамины

уроки»

и

«Топ

-

топ», помогают подобрать музыкально-речевые, хороводные, пальчиковые игры

и игры направленные на развитие слухового внимания в соответствии с темой

занятия;

-диски

«Золотые

ворота»

и

«Золотая

рыбка»

являются

прекрасным речевым

материалом, так как содержат много потешек, стихов, чистоговорок;

-два диска «Сказочки - шумелочки» и «Музыкальные сказки» - я использую для

проведения развлечений и досугов;

-«Физминутки»,

«Пять

поросят»,

«Колыбельные»

и

«Игровой

массаж:»

помогают мне в проведении режимных моментов.

Использование

логоритмических

приемов

в

моей

повседневной

работе

позволяет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создает благоприятную

атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.

Знания стали усваиваться детьми быстре , так как их подача сопровождается

разнообразными

движениями

под

музыку,

что

позволяет

активизировать

одновременно

все

виды

памяти

(слуховую,

двигательную.

Логоритмика

содействует

и

эстетическому

воспитанию дошкольников

,вводя

их

с

самого

раннего детства в мир музыки, научила эмоциональной отзывчивости, прививает

любовь

к

прекрасному,

развивая

тем

самым

художественный

вкус.

Любая

непосредственно

образовательная

деятельность с

элементами

логоритмики, на мой взгляд, стала продуктивнее, проходит на более высоком

эмоциональном уровне. Дети ждут с радостью, активно включаясь в игровые

действия речевых упражнений.

В

результате

сочетания

слова,

музыки

и

движения

дети

стали

более

раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические

способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и

внимательнее. Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры, проговаривание

стихов с движением и под музыку улучшили качественный уровень ритмического

чувства.

У

многих

детей

заметна

динамика

в

развитии

голоса,

дыхания

и

артикуляции,

слухового

внимания

и

зрительной

ориентировки.

Психологи

отметили,

что

работа

в

системе

логоритмики

позволила

скорректировать

отклонения в эмоциональном развитии, у детей снизился страх перед неудачей.

Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, также

отметили,

что

дети

стали

более

раскрепощенными,

непосредственными,

естественными.

Они

активны

и

инициативны

не

только

на

занятиях,

на

развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни.

Благодаря системной и целенаправленной работе по использованию

логоритмики

во

в с е х

с ферах

ж и з н и

детей,

мои

воспитанники

систематически

являются

призёрами проводимых

ежегодно внутри детского

сада

конкурсов

выразительного

чтения. Несколько

детей поступили в

музыкальную школу,

а

танцами

продолжают

заниматься

в

танцевальных

коллективах,

в

частности,

в

ансамбле

«Славяночка» под руководством Т.Д.

Литвиненко .Так же своим достижением считаю, что в результате работы к концу

средней группы в логопедическую группу берут на 60% меньше детей, чем

планировалось в начале года.

Огромным

плюсом

проводимой

работы

считаю

игровую

форму

подачи

материала, комплексный характер, доступность и практичность использования,

что превращает занятия с дошкольниками в весёлую обучающую игру, которая

способствует не только музыкальному развитию малышей, но и мелкой моторики,

речи,

творческих

способностей,

а

также

обучению

счету.

Развитие

ребенка

происходит в игровой форме, где есть и пальчиковые игры, и физкультминутки, и

инсценировки.

В

дальнейшем

планирую

продолжать

и

совершенствовать

работу

в

системе

логоритмики для

большего

раскрепощения

тела

и

духа

ребенка.

На

основе

развития пластических возможностей, расширения двигательного опыта подвести

детей к развитию творческого потенциала личности, к творческой интерпретации

музыкального

произведения,

раскрытию

собственной

индивидуальности,

способности к самовыражению.

Список литературы

Алямовская

В.Г.

Как

воспитать

здорового

ребенка.

М.:

ЛИНКА-

ПРЕСС,1993;

Буренина

А.

И.,

Колунтаева

Л.

И.

Проектирование

интегративной

программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое

пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;

Галанов

А.С.

Оздоровительные

игры

для

дошкольников

и

младших

школьников. СПб.: Речь, 2007;

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. –

Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;

Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;

Картушина

М.Ю.

Зеленый

огонек

здоровья:

Программа

оздоровления

дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;

Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми

3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;

Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое

пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;

Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические

разработки

физкультминуток,

игровых

упражнений,

гимнастических

комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;

Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с

тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;

Куликовская

Т.А.

Артикуляционная

гимнастика

в

стихах

и

картинках.

Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство

Гном и Д», 2005;

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для

детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;

Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,

2003;

Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9,

с. 115-119;

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.:

ООО «Издательство АСТ», 2004;

Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;

Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос,

1995;



В раздел образования