Напоминание

Особенности организации развивающей предметно–пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Анипченко Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ СО "ОРЦДиПОВ"
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации развивающей предметно–пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности организации развивающей предметно-

пространственной среды для детей

с ограниченными возможностями здоровья

Автор:

Анипченко

Светлана

С ергеевна,

во спит атель

п е р в о й

квалификационной категории ГБУ СО «ОРЦДиПОВ»

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-

пространственной

среды,

является

одним

из

эффективных

условий

реализации

образовательного

процесса

ребенка

с

ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ).

При планировании развивающей предметно-

пространственной

среды

используется

принцип

командной

работы,

где

необходима многоплановая и творческая деятельность всех педагогов.

Учитывая

потребности,

особенности

развития,

наблюдая

за

самостоятельными

действиями,

интересами

и

возможностями

ребенка,

специалисты: психолог, дефектолог, логопед, воспитатели при содействии

родителей

планируют

и

организуют

предметно-пространственную

среду.

Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у

ребёнка

в

освоении

окружающего

мира,

ему

предлагают

способы,

позволяющие

преодолеть

эти

препятствия

(поручни,

держатели

и

т.п.)

Педагоги

наполняют

среду

предметами,

атрибутами,

пособиями,

побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельно, так и в

совместной со взрослыми и сверстниками.

В чем же заключается особенности организации развивающей предметно-

пространственной среды в реабилитационном центре для детей с ОВЗ?

Если в центр поступает ребенок с заболеванием или повреждениями

опорно-двигательного

аппарата,

то

педагоги

при

взаимодействии

с

ним

учитывают

такие

психологические

особенности

как:

низкий

темп

и

продуктивность

деятельности;

недостаточную

критичность,

где-то

адекватность,

в

том

числе

в

поведении.

Затруднения

в

понимании

инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов

действий;

явную

неравномерность

развития

компонентов

познавательной

деятельности;

потребность

в

большом

объеме

помощи

взрослого

при

обучении, особых дидактических и методических приемах; ориентировку на

оценку взрослого (или другого), а не на собственный контроль.

Но ведущим нарушением является двигательный дефицит. Большинство

детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которым требуется

специально

организованная

пространственная

среда,

составляют

дети

с

церебральным параличом (ДЦП). И первое условие успешного обучения –

это вертикализация и движения ребенка.

Самое главное при поддержке активности ребенка, помочь ему создать

устойчивое равновесие, хорошо фиксированное положение. Вертикализация

помогает ребенку не думать о переносе центра тяжести при любой смене

позы

(поворот

головы,

движение

рукой),

а

обеспечивает

правильное

восприятие окружающего мира, ориентировку в нем, дает силы для игровой,

продуктивной деятельности. Вертикализация обеспечивается специальными

приемами лечебной физкультуры, а также ортезами (фиксаторами головы и

конечностей),

вертикализаторами.

Организация

движения

связана

с

соблюдением

индивидуального

ортопедического

режима

для

каждого

ребенка. В соответствии с рекомендациями врача-ортопеда/инструктора ЛФК

определяются правила посадки и передвижения ребенка с использованием

технических средств реабилитации.

Создание специального пространства — это и организация рабочего

места

для

занятий

с

ребенком:

подбор

мебели

и

технических

средств

в

соответствии

с

антропометрическими

данными

ребенка

(ростом,

весом),

спецификой двигательных нарушений (спастикой или гипотонусом, наличием

гиперкинезов и др.).

На рабочем месте должно быть комфортное освещение, минимальное

количество предметов в поле зрения ребенка, специальные приспособления

для закрепления предметов на поверхности стола, и др. Предпочтительным

является

зонирование

пространства

группы

на

зоны

игры,

для

отдыха,

занятий

и

прочего

с

закреплением

местоположения

в

каждой

зоне

определенных объектов и предметов.

Если в центр приходит ребенок с нарушениями зрительного восприятия (с

нарушением зрения, слабовидящий), уделяется большое внимание развитию

зрительно-двигательной

ориентировке

в

пространстве,

что

помогает

закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать

жизненный опыт.

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения предметно-

про странственная

среда

насыщенна

различными

с е н с о р н ы м и

раздражителями

и

условиями

для

двигательной

активности:

сенсорные

уголки,

заводные,

звучащие,

сделанные

из

разного

материала

игрушки,

дощечки

с

разными

тактильными

поверхностями,

пространство

для

подвижных игр со сверстниками, детские аудиокниги и т.п.

Один из видов нарушений эмоционально-волевой сферы – расстройства

аутистического

спектра

(РАС).

По

современным

классификациям

к

ним

относятся аутизм (синдром Каннера), синдром Аспергера, синдром Ретта,

атипичный аутизм. Специалистами учитываются различия в предпочтениях

детей, проявляющиеся в повышенной или пониженной чувствительности к

определенным

воздействиям

внешней

среды,

что

свойственно

детям

с

расстройством

аутистического

спектра.

Например,

ребенок

может

испытывать

дискомфорт

при

предъявлении

сенсорного

стимула

определенной модальности (звуковые, тактильные и другие ощущения) или к

интенсивности

данного

стимула.

В

данном

случае

следует

избегать

перенасыщения внешнего пространства разными яркими и интенсивными

стимулами

(обилие

игрушек,

громкая

музыка)

по-другому,

необходимо

«обеднение

пространства».

Поэтому

для

того,

чтобы предметно-

пространственная среда была комфортна для ребенка с РАС, следует провести

некоторые изменения в помещениях.

Во-первых,

визуальная

поддержка:

алгоритмы

деятельности,

схемы,

режим

дня

в

картинках.

Зонирование

групповой

комнаты,

например,

выделение

зоны

для

творчества,

оборудование

игровой

зоны

и

других;

расположение

атрибутики

для

соответствующей

де яте л ь н о с ти .

Наполняемость

зон

должна

соответствовать

принципу

учета

зоны

актуального

развития

самого

слабого

ребенка

и

учета

зоны

ближайшего

развития самого сильного ребенка в группе.

Во-вторых, оборудование места для релаксации: уголок например, ширма,

кресло, коврик, где ребенок мог бы уединиться, успокоиться, почувствовать

себя защищенным, и через некоторое время иметь возможность вернуться к

другим детям.

Пространственно-временная

структура

среды

мощное

средство

выстраивания

поведения

ребенка

с

РАС.

Целесообразно

использовать

не

только помещения группы, но и различные помещения для разных типов

занятий.

Это

помогает

преодолевать

страхи

и

сложности

освоения

пространства,

облегчает

переключение,

так

как

в

каждом

помещении

закрепляется

свой

стереотип

поведения:

приход

в

физкультурный

зал

настраивает

на

занятия

физкультурой

и

подвижные

игры;

посещение

музыкального зала – на слушание музыки, пение, танцы, движения в кругу;

небольшие комнаты – кабинеты для индивидуальных занятий с психологом,

дефектологом и логопедом с необходимым для этого набором игрушек и

пособий и т.д.

Организация предметно-пространственной среды имеет важно значение

для

формирования

игровой

деятельности

у

детей

с

нарушениями

когнитивной сферы. Прежде всего, должен быть достаточный ассортимент

игрушек,

обеспечивающий

возможность

участия

в

игре

всех

детей.

Неустойчивое

внимание

и

пониженная

эмоциональная

отзывчивость,

свойственные

детям

с

ОВЗ,

требуют,

чтобы

игрушки

были

красочной,

простой и одновременно выразительной формы, в тоже время они должны

реалистично

изображать

объекты,

быть

безопасными

в

употреблении

и

соответствовать уровню психического развития ребенка.

Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития

важно

поддерживать

у

детей

чувство

эмоционального

комфорта

и

психологической

защищённости.

Любому

ребёнку

важно

ощущать

себя

любимым

и

неповторимым,

особенно

ребенку

с

ограниченными

возможностями здоровья.



В раздел образования