Автор: Анипченко Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ СО "ОРЦДиПОВ"
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации развивающей предметно–пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
Особенности организации развивающей предметно-
пространственной среды для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Автор:
Анипченко
Светлана
С ергеевна,
во спит атель
п е р в о й
квалификационной категории ГБУ СО «ОРЦДиПОВ»
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-
пространственной
среды,
является
одним
из
эффективных
условий
реализации
образовательного
процесса
ребенка
с
ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ).
При планировании развивающей предметно-
пространственной
среды
используется
принцип
командной
работы,
где
необходима многоплановая и творческая деятельность всех педагогов.
Учитывая
потребности,
особенности
развития,
наблюдая
за
самостоятельными
действиями,
интересами
и
возможностями
ребенка,
специалисты: психолог, дефектолог, логопед, воспитатели при содействии
родителей
планируют
и
организуют
предметно-пространственную
среду.
Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у
ребёнка
в
освоении
окружающего
мира,
ему
предлагают
способы,
позволяющие
преодолеть
эти
препятствия
(поручни,
держатели
и
т.п.)
Педагоги
наполняют
среду
предметами,
атрибутами,
пособиями,
побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельно, так и в
совместной со взрослыми и сверстниками.
В чем же заключается особенности организации развивающей предметно-
пространственной среды в реабилитационном центре для детей с ОВЗ?
Если в центр поступает ребенок с заболеванием или повреждениями
опорно-двигательного
аппарата,
то
педагоги
при
взаимодействии
с
ним
учитывают
такие
психологические
особенности
как:
низкий
темп
и
продуктивность
деятельности;
недостаточную
критичность,
где-то
адекватность,
в
том
числе
в
поведении.
Затруднения
в
понимании
инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов
действий;
явную
неравномерность
развития
компонентов
познавательной
деятельности;
потребность
в
большом
объеме
помощи
взрослого
при
обучении, особых дидактических и методических приемах; ориентировку на
оценку взрослого (или другого), а не на собственный контроль.
Но ведущим нарушением является двигательный дефицит. Большинство
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которым требуется
специально
организованная
пространственная
среда,
составляют
дети
с
церебральным параличом (ДЦП). И первое условие успешного обучения –
это вертикализация и движения ребенка.
Самое главное при поддержке активности ребенка, помочь ему создать
устойчивое равновесие, хорошо фиксированное положение. Вертикализация
помогает ребенку не думать о переносе центра тяжести при любой смене
позы
(поворот
головы,
движение
рукой),
а
обеспечивает
правильное
восприятие окружающего мира, ориентировку в нем, дает силы для игровой,
продуктивной деятельности. Вертикализация обеспечивается специальными
приемами лечебной физкультуры, а также ортезами (фиксаторами головы и
конечностей),
вертикализаторами.
Организация
движения
связана
с
соблюдением
индивидуального
ортопедического
режима
для
каждого
ребенка. В соответствии с рекомендациями врача-ортопеда/инструктора ЛФК
определяются правила посадки и передвижения ребенка с использованием
технических средств реабилитации.
Создание специального пространства — это и организация рабочего
места
для
занятий
с
ребенком:
подбор
мебели
и
технических
средств
в
соответствии
с
антропометрическими
данными
ребенка
(ростом,
весом),
спецификой двигательных нарушений (спастикой или гипотонусом, наличием
гиперкинезов и др.).
На рабочем месте должно быть комфортное освещение, минимальное
количество предметов в поле зрения ребенка, специальные приспособления
для закрепления предметов на поверхности стола, и др. Предпочтительным
является
зонирование
пространства
группы
на
зоны
игры,
для
отдыха,
занятий
и
прочего
с
закреплением
местоположения
в
каждой
зоне
определенных объектов и предметов.
Если в центр приходит ребенок с нарушениями зрительного восприятия (с
нарушением зрения, слабовидящий), уделяется большое внимание развитию
зрительно-двигательной
ориентировке
в
пространстве,
что
помогает
закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать
жизненный опыт.
Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения предметно-
про странственная
среда
насыщенна
различными
с е н с о р н ы м и
раздражителями
и
условиями
для
двигательной
активности:
сенсорные
уголки,
заводные,
звучащие,
сделанные
из
разного
материала
игрушки,
дощечки
с
разными
тактильными
поверхностями,
пространство
для
подвижных игр со сверстниками, детские аудиокниги и т.п.
Один из видов нарушений эмоционально-волевой сферы – расстройства
аутистического
спектра
(РАС).
По
современным
классификациям
к
ним
относятся аутизм (синдром Каннера), синдром Аспергера, синдром Ретта,
атипичный аутизм. Специалистами учитываются различия в предпочтениях
детей, проявляющиеся в повышенной или пониженной чувствительности к
определенным
воздействиям
внешней
среды,
что
свойственно
детям
с
расстройством
аутистического
спектра.
Например,
ребенок
может
испытывать
дискомфорт
при
предъявлении
сенсорного
стимула
определенной модальности (звуковые, тактильные и другие ощущения) или к
интенсивности
данного
стимула.
В
данном
случае
следует
избегать
перенасыщения внешнего пространства разными яркими и интенсивными
стимулами
(обилие
игрушек,
громкая
музыка)
по-другому,
необходимо
«обеднение
пространства».
Поэтому
для
того,
чтобы предметно-
пространственная среда была комфортна для ребенка с РАС, следует провести
некоторые изменения в помещениях.
Во-первых,
визуальная
поддержка:
алгоритмы
деятельности,
схемы,
режим
дня
в
картинках.
Зонирование
групповой
комнаты,
например,
выделение
зоны
для
творчества,
оборудование
игровой
зоны
и
других;
расположение
атрибутики
для
соответствующей
де яте л ь н о с ти .
Наполняемость
зон
должна
соответствовать
принципу
учета
зоны
актуального
развития
самого
слабого
ребенка
и
учета
зоны
ближайшего
развития самого сильного ребенка в группе.
Во-вторых, оборудование места для релаксации: уголок например, ширма,
кресло, коврик, где ребенок мог бы уединиться, успокоиться, почувствовать
себя защищенным, и через некоторое время иметь возможность вернуться к
другим детям.
Пространственно-временная
структура
среды
–
мощное
средство
выстраивания
поведения
ребенка
с
РАС.
Целесообразно
использовать
не
только помещения группы, но и различные помещения для разных типов
занятий.
Это
помогает
преодолевать
страхи
и
сложности
освоения
пространства,
облегчает
переключение,
так
как
в
каждом
помещении
закрепляется
свой
стереотип
поведения:
приход
в
физкультурный
зал
настраивает
на
занятия
физкультурой
и
подвижные
игры;
посещение
музыкального зала – на слушание музыки, пение, танцы, движения в кругу;
небольшие комнаты – кабинеты для индивидуальных занятий с психологом,
дефектологом и логопедом с необходимым для этого набором игрушек и
пособий и т.д.
Организация предметно-пространственной среды имеет важно значение
для
формирования
игровой
деятельности
у
детей
с
нарушениями
когнитивной сферы. Прежде всего, должен быть достаточный ассортимент
игрушек,
обеспечивающий
возможность
участия
в
игре
всех
детей.
Неустойчивое
внимание
и
пониженная
эмоциональная
отзывчивость,
свойственные
детям
с
ОВЗ,
требуют,
чтобы
игрушки
были
красочной,
простой и одновременно выразительной формы, в тоже время они должны
реалистично
изображать
объекты,
быть
безопасными
в
употреблении
и
соответствовать уровню психического развития ребенка.
Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития
важно
поддерживать
у
детей
чувство
эмоционального
комфорта
и
психологической
защищённости.
Любому
ребёнку
важно
ощущать
себя
любимым
и
неповторимым,
особенно
ребенку
с
ограниченными
возможностями здоровья.