Автор: Исмаилова Пери Магамедхановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ – д/с № 11 ст.Андреевской
Населённый пункт: Краснодарский край, Калининский район, станица Андреевская
Наименование материала: Познавательный проект
Тема: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад №11 станицы Андреевской.
Познавательный проект
"Приобщение детей младшего дошкольного
возраста к культуре и традициям русского
народа через устное народное творчество"
Руководитель:
Исмаилова П.М.
Воспитатель МБДОУ-д/с №11
ст.Андреевской
2019 г.
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность: краткосрочный, с 28.02.2019 -01.09.2019 г.
Участники: воспитатель, средняя группа, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Суть патриотического воспитания у младшего дошкольного возраста в
том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной
природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной
трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной поставка
культуры распределением
в самом услуг
нежном являясь
возрасте элемент
– это прибыли
и
есть конечный
самый представлено
естественный, особенности
а потому продвижении
и
верный развивающейся
с п о с о б производитель
п а т р и о т и ч е с к о г о элемент
воспитания, также
воспитания процесс
чувства распределение
любви удобством
к
Отечеству.
Каждому системе
человеку процесс
и
к а ж д о м у этом
народу, системы
чтобы относятся
жить развивающейся
осмысленно внутренней
и с достоинством, этом
чтобы более
пользоваться изыскание
уважением обеспечивающие
окружающих, увязать
надо активную
знать связанные
себя, разделении
понимать элемент
с в о ё элементы
место изыскание
в мире установление
природы, товаров
других процесс
людей, установление
других услуг
народов.
Такое разделение
з н а н и е места
и
п о н и м а н и е также
возможны услуг
только внутренней
т о гд а , коммерческая
к о г д а управление
органически розничной
освоена особенности
русская управление
культура, развивающейся
ко гд а конечный
понято отличительным
и осмысленно широкого
прошлое представлено
– далёкое внешней
и близкое. Вот внутренней
тогда увязать
можно более
самостоятельно экономическая
и с
успехом места
п л а н и р о в ат ь элементы
с в о ё системы
б у д у щ е е , особенности
выстраивая факторов
е г о этапом
фундамент распределение
в
н а с т о я щ е м .
Связаны этапом
п р о ш л о е , распределение
н а с т о я щ е е сопровождаются
и
будущее установление
в
личности относятся
каждого удобством
человека, спроса
в
творческой процесс
деятельности представлено
каждого системы
народа. Если степени
эти активную
с в я з и управление
рвутся, конечный
т о связаны
снижаются этапом
эффективность этапом
и
т е м п ы разделении
е сте ственного предоставление
развития конечный
каждого внешней
человека розничной
и
общества зависимости
в
целом.
В
устном удобством
народном элементов
творчестве продвижении
как элемент
нигде розничной
сохранились распределением
особенные системы
черты представляют
русского элементы
характера, воздействуют
п р и су щ и е спроса
е м у установление
нравственные внешней
ценности, спроса
представления этом о доброте, коммерческая
красоте, продвижении
п р а в д е , сопровождаются
х р а б р о с т и , представляют
трудолюбии, активную
в е р н о с т и .
З н а ком я прибыли
д е т е й предприятия
с
поговорками, увязать
загадками, мероприятий
пословицами, также
сказками, спроса
тем этом приобщаем спроса
их увязать
к общечеловеческим разделение
нравственно-
эстетическим торговых
ценностям.
Адресованные разделение
д е т я м представляют
п о т е ш к и , прибыли
прибаутки, факторов
заклички широкого
звучат целом
как целом
ласковый деятельности
говорок, элемент
выражая увязать
заботу, конечный
нежность, торгового
веру элемент
в
благополучное закупочной
будущее.
Благодаря представляют
э т о м у, розничной
фольклор первой
я в л я е т с я этом
б о г ат е й ш и м первой
и с точ н и ком элемент
познавательного связанные
и нравственного системы
развития распределением
детей.
И
именно также
с
р а н н е г о представляют
дошкольного информационное
возраста конечный
необходимо конечный
воспитывать широкого
уважение связанные
к
трудовым этапом
т рад иция м сопровождаются
п р е д ко в , продвижении
и х первой
мудрости закупочной
и культуре, представляют
обрядам системе
и обычаям.
Проблема: удобством
Р а з в и т и е деятельности
и н т е р е с а относятся
к
национальной розничной
к у л ь т у р е , распределением
б ы т у развивающейся
фольклору, мероприятий
особенно конечному
важно сопровождаются
в
наши уходящие
дни, воздействуют
когда отличительным
материальные деятельности
ценности спроса
доминируют степени
н а д продвижении
д у х о в н ы м и , связанные
а
компьютеризация изыскание
в с е широкого
гл у б ж е факторов
и
ш и р е только
внедряется производитель
в жизнь товаров
ребенка.
Цель: спроса
воспитание сопровождаются
у детей конечному
интереса поставка
и
любви управление
к русской связанные
национальной отличительным
культуре, связаны
народному активную
творчеству, этом
обычаям, этапом
традициям, распределение
к
народным широкого
и г р а м ; более
создание предоставление
условий, внутренней
способствующих закупочной
д у х о в н о - н р а в с т в е н н о м у относятся
воспитанию развивающейся
детей торговых
младшего поставка
дошкольного закупочной
возраста элементов
посредством управление
приобщения элемент
к устному относятся
народному коммерческая
творчеству.
Задачи:
показать факторов
д е т я м информационное
красоту места
русского распределением
языка целом
через первой
устное представлено
народное спроса
творчество, элемент
выраженное поставка
в сказках, закупочной
потешках, производитель
закличках, системы
песнях, поставка
припевках;
познакомить воздействуют
д е т е й отличительным
с
н а р о д н ы м и закупочной
традициями зависимости
и
включать увязать
и х прибыли
в
дет скую конечный
жизнь, заключение
т.к.
в
них торговых
отражена распределением
глубокая мероприятий
мудрость товаров
и
творческий предприятия
потенциал разделении
русского товаров
народа;
воспитывать прибыли
и н т е р е с развивающейся
к
и с т о р и и представлено
и
народному продвижении
творчеству, представляют
уважение торговых
к его продвижении
традициям;
привлечь конечному
родителей разделении
воспитанников предоставление
к
сотрудничеству продвижении
в
во с п и т ат е л ь н о – о б р а зо ват е л ь н ом товаров
процессе, являясь
в
о к а з а н и и факторов
п о м о щ и факторов
п о представляют
созданию воздействуют
в
г р у п п е внутренней
р а з в и в а ю щ е й сопровождаются
предметно– степени
пространственной услуг
среды, распределение
к активному увязать
совместному сопровождаются
участию внутренней
в праздниках, разделение
играх;
способствовать сопровождаются
р а з в и т и ю системы
п о з н а в а т е л ь н о й более
активности, закупочной
любознательности конечному
у детей.
Интеграция элементов
образовательных только
областей:
"Социально-коммуникативное мероприятий
развитие", элемент
"Речевое уходящие
развитие", первой
"Познавательное факторов
развитие", внутренней
Художественно-
эстетическое экономическая
р а з в и т и е " , обеспечивающие
"Физиче ско е воздействие
развитие".
Формы увязать
работы прибыли
с детьми
•
Организованная также
образовательная представлено
деятельность
•
Чтение особенности
художественной процесс
литературы
•
Использование торгового
фольклора системе
в режимных элементы
моментах
•
Праздники управление
и развлечения
•
Просмотр мероприятий
видеофильмов, продвижении
слушание продвижении
музыки
•
Игровая разделение
деятельно сть: мероприятий
п о д в и ж н ы е мероприятий
игры, удобством
и г р ы - хо р о в од ы , особенности
п а л ьч и к о в ы е широкого
игры, системе
игры развивающейся
с пением, мероприятий
театрализация
Фольклор увязать
в работе системе
с детьми
•
Потешки
•
Загадки
•
Сказки
•
Колыбельные особенности
песни
•
Пестушки
•
Песенки
•
Пословицы, целом
поговорки
•
Считалки
•
Дразнилки
•
Заклички
Прогнозируемый торговых
результат:
Расширение обеспечивающие
кругозора первой
детей только
о ценностях степени
русского закупочной
народа, коммерческая
о традициях зависимости
и праздниках.
Пробуждение более
интереса системе
к истории заключение
и культуре развивающейся
своей деятельности
Родины, продвижении
народу системе
и любви первой
к
родному увязать
краю.
Формирование установление
представлений распределение
о культуре сопровождаются
своего развивающейся
народа, удобством
обычаях; увязать
чувств управление
национального внутренней
достоинства; торговых
морально-
нравственных отличительным
ценностей: заключение
доброта,
правда, степени
красота, элемент
трудолюбие, элемент
храбрость только
и отвага.
Развитие разделение
коммуникативных зависимости
навыков: коммерческая
уважительное места
отношение увязать
к взрослым, розничной
сверстникам.
Обогащение деятельности
словаря связанные
детей: информационное
потешками, целом
закличками, активную
пословицами, предприятия
знанием увязать
предметов системы
быта, поставка
элементов являясь
русского связанные
костюма разделении
и т.д..
Повышение факторов
родительской первой
компетенции являясь
по обеспечивающие
теме распределение
проекта.
Этапы развивающейся
работы распределение
над степени
проектом:
Подготовительный:
создание установление
проблемы, воздействие
подготовка представлено
цели поставка
и
задач;
подбор конечному
методической увязать
литературы, связаны
материала относятся
для продвижении
детей;
подбор являясь
д и д а к т и ч е с к и х , обеспечивающие
с л о в е с н ы х , продвижении
подвижных воздействие
игр;
работа экономическая
с родителями увязать
по продвижении
взаимодействию особенности
в рамках заключение
проекта.
Основной:
проведение этапом
мероприятий.
Заключительный:
выставка заключение
с о в м е с т н о й заключение
в з р о с л о - д е т с ко й изыскание
деятельности воздействие
« П ом н я связаны
прошлое только
-
м ы мероприятий
создаем связанные
будущее»;
Презентация только
проекта деятельности
на сопровождаются
педсовете обеспечивающие
ДОУ.
Реализация разделении
проекта:
Цикл распределение
О О Д относятся
п о информационное
ознакомлению являясь
детей внешней
с устным более
народным розничной
творчеством
•
«Русские разделении
потешки»
•
«Баю, широкого
баю, элементов
бай! Поскорее элементы
засыпай!»
•
«В системы
гости только
в терем деятельности
расписной»
•
«Живая удобством
связь факторов
времен»
•
«В обеспечивающие
гости коммерческая
в сказочное системы
царство»
Подобрала внутренней
с е р и ю предоставление
п о т е ш е к , торгового
пестушек, торгового
прибауток предоставление
и использовала экономическая
их системы
в
работе информационное
с детьми. В этих распределением
незамысловатых распределение
стишках предприятия
много производитель
нежности, обеспечивающие
такта, отличительным
рациональности, зависимости
они элементы
удовлетворяют розничной
рано системы
возникающую спроса
у
р е б е н к а процесс
п о т р е б н о с т ь товаров
в
художественном удобством
слове, особенности
в
ритмичных элементы
движениях.
Далее этапом
я знакомила системы
детей товаров
с колыбельными факторов
песнями.
Малыши представляют
не связанные
только разделении
слушали поставка
песенки, также
но розничной
и сами элементы
пели спроса
куклам особенности
– и про установление
кота-
воркота, закупочной
и
про связаны
гулей, этапом
приучая только
ухо представлено
к
интонационному прибыли
с т р о ю места
р о д н о й обеспечивающие
р е ч и .
Очень установление
интересно деятельности
б ы л о также
знакомиться элемент
с
малыми предприятия
ж а н р а м и сопровождаются
р у с с к о г о распределение
фольклора изыскание
–
пословицами, экономическая
поговорками, обеспечивающие
загадками, деятельности
которые удобством
значительно увязать
ш и р е , торгового
нежели конечный
любой увязать
другой увязать
жанр, этапом
охватывают более
разнообразные внешней
с то р о н ы увязать
действительности.
Особое также
место поставка
з а н и м а л и продвижении
з а н я т и я степени
п о торгового
составлению развивающейся
и
разгадыванию внутренней
загадок разделение
о
предметах этапом
старинного представлено
русского уходящие
быта. Я старалась только
раскрыть товаров
смысл управление
загадок. Составить связаны
загадку информационное
–
э т о развивающейся
значит, коммерческая
обычным целом
мыслям услуг
и
предметам распределение
придать спроса
метафорическую также
форму связанные
в ы р а ж е н и я .
И , разделение
н а о б о р о т , внутренней
р а з г а д а т ь представляют
загадку представлено
–
е е конечному
метафорические элементы
образы прибыли
заменить представляют
о б р а з а м и конечный
р е а л ь н ы м и .
Э т о развивающейся
развивает закупочной
сообразительно сть, торговых
л о г и ч е с к о е мероприятий
мышление.
Изучение места
календарного сопровождаются
детского изыскание
фольклора развивающейся
о с у щ е с т в л я л и спроса
с о в м е с т н о элементов
с
музыкальным целом
руководителем мероприятий
через воздействие
участие воздействие
детей элементы
в
к а л е н д а р н ы х системе
п р а з д н и к а х .
Н а связаны
музыкальных отличительным
занятиях удобством
дети закупочной
знакомились конечный
с
р у с с ко й места
п е с н е й , внешней
хороводом, спроса
частушкой, целом
игрой информационное
н а также
н а р од н ы х воздействуют
музыкальных степени
инструментах.
Русская относятся
п е с н я , внешней
р у с с к о е элементы
поэтическое продвижении
с л о в о , разделение
с т а л и конечный
бл и з к и м и спроса
детям, уходящие
любимыми элементов
ими, мероприятий
пробудили распределением
интерес товаров
к
национальному поставка
искусству, целом
истории торгового
народа, услуг
его первой
быту.
Цикл прибыли
совместной этом образовательной производитель
деятельности увязать
по системе
ознакомлению спроса
с предметами спроса
быта обеспечивающие
«Русской являясь
избы»
Беседы зависимости
с использованием деятельности
наглядного предоставление
материала:
•
«В элементы
гости воздействуют
к хозяюшке»
•
«О поставка
чем экономическая
могут элемент
рассказать управление
вещи, связанные
которые факторов
окружали отличительным
наших увязать
бабушек»
•
«Знакомство воздействие
с русским конечный
самоваром»
Уже целом
первые предоставление
ш а г и отличительным
в
э т о м уходящие
направлении распределение
п о к а з а л и , торговых
к а к товаров
в е л и к системы
интерес широкого
детей товаров
к народной предприятия
культуре. Воссоздав относятся
обстановку информационное
русской разделение
избы, этапом
я знакомила распределением
детей торговых
с русской связанные
печкой, изыскание
прялкой, связаны
зыбкой, системы
предметами распределение
русского распределение
старинного установление
быта, широкого
с
ру с с к и м и распределением
м у ж с к и м факторов
и
ж е н с к и м заключение
национальным изыскание
ко с т юм а м и .
О с о бу ю активную
р а д о с т ь элементы
доставляет связаны
детям продвижении
знакомство установление
с русской зависимости
печкой, целом
особенно, услуг
когда места
«хозяйка» установление
достает поставка
из места
н е е производитель
испеченные элемент
пироги.
Зде сь сопровождаются
же распределение
произошло системе
знакомство системы
с
самоваром, воздействие
которое широкого
закончило сь торговых
ч а е п и т и е м .
В
« и з б е » более
совсем воздействуют
по-другому экономическая
з в у ч а т системы
р у с с к и е услуг
песни, предоставление
сказки.
Цикл установление
совместной процесс
деятельности элементы
по являясь
ознакомлению широкого
детей связанные
с русской производитель
народной широкого
сказкой
Действенным удобством
м е т о д о м целом
в
в о с п и т а н и и предоставление
моральных представлено
качеств воздействуют
у детей торгового
младшего развивающейся
дошкольного торговых
возраста услуг
личности поставка
является информационное
сказка.
Русская системе
педагогика широкого
еще отличительным
много особенности
лет элемент
назад удобством
отзывалась мероприятий
о
сказках представляют
не этом
только целом
как также
о воспитательном управление
и образовательном активную
материале, увязать
н о воздействие
и
к а к первой
о
педагогическом отличительным
средстве, установление
м е т о д е .
С к а з к и производитель
представляют степени
богатый активную
материа л внешней
д л я экономическая
нравственного увязать
воспитания торгового
детей.
Она обеспечивающие
учит также
любить услуг
и
уважать более
с в о й распределение
н а р о д , поставка
с
ч е с т ь ю деятельности
выходить отличительным
и з спроса
т р у д н ы х торговых
п ол оже н и й , элементов
преодолевать коммерческая
препятствия.
В
споре степени
народного воздействуют
героя зависимости
с
о т р и ц а т е л ь н ы м поставка
п е р с о н а ж е м внутренней
решается экономическая
вопрос целом
о
торжестве деятельности
добра воздействуют
и
наказании поставка
з л а .
С л о ж н а я системы
к а р т и н а внешней
действительности представляют
представляется коммерческая
д е т я м элемент
в
сказке предоставление
в
в и д е спроса
про стой, изыскание
наглядной связанные
схемы являясь
б о р ю щ и х с я распределение
п р и н ц и п о в , распределение
руководствуясь спроса
которой деятельности
легче прибыли
разобраться представлено
в
самой производитель
д е й с т в и т е л ь н о с т и .
Р а б о т у распределение
с о связаны
сказкой разделении
я вела предоставление
в различных более
формах:
Чтение изыскание
ру с с к и х системы
народных торговых
с ка зо к , поставка
беседы поставка
по элементы
их заключение
содержанию
ООД: степени
«Знакомство степени
с о экономическая
сказочным воздействие
царством удобством
– небывалым системе
государством»
ООД прибыли
«Колобок торгового
живет сопровождаются
в комнате развивающейся
сказок»
Прослушивание элементов
аудио-сказок
Просмотр закупочной
видеофильмов
Драматизация активную
сказок
Знакомство сопровождаются
с
р у с с к и м и производитель
народными первой
промыслами. Слайд-шоу разделение
с использованием розничной
наглядного являясь
материала.
Большой системе
интерес экономическая
вызывают обеспечивающие
у
детей розничной
и
п р е д м е т ы информационное
декоративно-прикладного более
искусства:
•
Золотая конечному
хохлома
•
Русская элементы
матрешка
•
Дымковская целом
игрушка
•
Гжель
•
Жостовская внутренней
роспись
•
Городецкая управление
роспись
Знакомство зависимости
р е б е н к а факторов
с
н а р о д н ы м целом
искусством факторов
развивает факторов
у
него коммерческая
вкус разделение
и
бережное развивающейся
о т н о ш е н и е первой
к
м а т е р и а л ь н ы м поставка
ценностям, прибыли
созданным относятся
предшествующими спроса
поколениями.
Знакомство товаров
с народными информационное
играми
Народные экономическая
и г р ы производитель
к а к целом
ж а н р поставка
устного удобством
народного места
творчества только
–
своеобразная относятся
школа особенности
ребенка.
Они товаров
развивают этом
ловкость, удобством
быстроту, особенности
с и л у, степени
меткость, этапом
приучают особенности
к
сообразительности, факторов
вниманию.
В
детских поставка
народных конечный
играх сопровождаются
сохранились также
отголоски закупочной
старины, торговых
реалии торгового
давно торговых
ушедшего воздействуют
быта. Разнообразные уходящие
игры степени
в
прятки экономическая
–
отголоски широкого
старинных управление
приемов обеспечивающие
воспитания также
детей,
когда
с у щ е с т в о в а л и
своеобразные
школы
подготовки
их
к
боям,
охоте.
В
своей
работе
мы
познакомили детей со следующими народными играми:
•
«Репка-репонька»
•
«Гуси-гуси»
•
«У медведя во бору»
•
«Краски»
•
«Горелки»
•
«Заря-зарница»
•
«Стадо»
•
«Молчанка»
Разученные с детьми считалки, прибаутки, скороговорки сделали игру более
интересной, обогатили ее содержание.
Работа с родителями
Все методы воспитания в русской семье основаны на тонком мудром
понимании основных психологических и педагогических сторон воспитания
ребенка, выработанных многовековым опытом народа. Поэтому так важно
помочь современной русской семье возродить и творчески развить лучшие
традиции векового народного опыта воспитания детей.
Формы работы с родителями:
Анкетирование
Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к русской народной
культуре»
Консультация: «Влияние потешки на процесс формирования словаря у
детей раннего возраста»
Участие родителей в фольклорном празднике "Масленица"
Участие родителей в проекте детского сада «Читающая мама-читающая
страна».
Принимание участие родителей в акции детского сада «Обменяемся
книгой».
Все
это
способствует
просвещению
родителей
в
области
народной
педагогики, особенностей воспитания высоконравственной, духовно богатой
личности дошкольников в лучших традициях русского народа.
Практическая значимость проекта
Созданы игровые макеты русских народных сказок
Оформлена в книжном уголке выставка книг р.н. сказок и малых
фольклорных жанров;
Создана картотека малых фольклорных жанров, русских народных .
игр; подвижных кубанских игр.
Пополнена
и
обновлена
развивающая
предметно-пространственная
среда
Создана подборка сценариев развлечений и народных праздников
Пополнена книгами библиотека детского сада.
Распространение результатов проекта
Презентация проекта на педсовете МБДОУ-д/с №11.
Размещение на личном сайте
Публикация проекта в СМИ
Вывод
В ходе реализации проекта я
пришла к выводу, что нам, педагогам,
необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от
возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания
своего
народа,
до
приобщения
к
высотам
классической
отечественной
литературы,
театра,
музыки,
так
как
именно
в
дошкольном
возрасте
происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.
Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с
раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают
эту
любовь,
именно
на
этой
основе
закладываются
предпосылки
гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Методическое обеспечение проекта:
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
(О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.).
Мартынова А.Н. «Потешки. Считалки. Небылицы». «Современник».
Москва. 1989
Орлова А.В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в
детском саду». Владимир 1995
Клюева Т.Д. «Приобщение дошкольников к национальной культуре».
Тамбов 1996
Журналы «Ребенок в детском саду» 4- 2008, 2 – 2009, 1 – 2006.
М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» «ТЦ Сфера» Москва 2010
Т.Н.Доронова «Играют взрослые и дети» «ЛИНКА-ПРЕСС Москва
2006
С.И.Мерзлякова «Фольклор – музыка – театр» « ГИЦ ВЛАДОС» 1999
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 станицы Андреевская.
Конспект занятия по ознакомлению с
окружающим миром на тему: «Театр» в
смешанной дошкольной группе.
Выполнила
Воспитатель: Яценко Е.И.
2019 г.