Автор: Ильина Светлана Александровна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ№ 92 "Парус" г. Калуги
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование мелкой моторики рук"
Раздел: дошкольное образование
Ильина Светлана Александровна
педагог-психолог, 1 кв. категории
МБДОУ №92 «Парус», г. Калуги
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
От состояния мелкой моторики рук у детей зависит не только освоение ими элементар-
ных бытовых умений и навыков, таких как одевание, расстегивание и застегивание пуговичек
или кнопок одежды, овладение столовыми предметами и др., с состоянием мелкой моторики
связано и умственное развитие ребенка, а как же развитие его речи.
Одним из способов развития мелкой моторики и стимуляции умственного развития ре-
бенка являются так называемые «пальчиковые игры».
Ход игры очень прост, ребенок повторяет за взрослым движения рук. Но за кажущейся
простотой игры скрыта огромная работа мышления. В процессе игры вырабатывается координа-
ция движений, умение управлять своим телом, ребенок учится концентрировать внимание. Тек-
стовое сопровождение «пальчиковых игр» стимулирует развитие воображения, ведь само содер-
жание потешек, как правило, отражает что-либо из окружающего мира – предметы, людей их
поступки, или деятельность, явления природы, или животных. «Пальчиковые игры» захватыва-
ют внимание детей за счет своей эмоциональности и увлекательности, а так же наличием сюр-
призного момента, чем способствуют развитию творческой деятельности ребенка.
Как правило, длительность «пальчиковых игр» и упражнений не велика, и рассчитана на
1,5-2 минуты, а выполнять упражнения могут не только педагоги, но и родители. Наличие доста-
точного количества дидактического материала позволяет выбрать игры с учетом различной те-
матики, возраста и оптимального темпа игры для ребенка. Систематическое выполнение упраж-
нений по развитию мелкой моторки дает быстрый и видимый эффект, а доступность самого за-
дания предполагает наличие успеха, чем подкрепляет положительное психо-эмоциональное со-
стояние ребенка.
Пример «пальчиковой игры» - «ИГРУШКИ»:
Текст
Движения
Все, что только захотим,
Из песка мы смастерим.
Хлопки в ладоши.
Миша лепит колобок,
Ладошки сложить «ковшиком»,
лепить колобок.
А Танюша – теремок,
Соединить прямые ладони
над головой («крыша»).
Лера лепит разных рыб,
Прижать ладони друг к другу
и двигать ими вправо-влево.
Ну а Настя – белый гриб.
Одну руку сжать в кулак
и сверху прикрыть ее ладонью
другой руки («шляпка грибка»).