Автор: Беззубенко Светлана Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №19
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Азбука туризма"
Раздел: среднее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для 6 класса общеобразовательных учреждений
«Азбука туризма»
Автор-составитель: Беззубенко С.А., учитель географии МАОУ СОШ №19
г.Томска
Пояснительная записка.
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и
образовательного уровня детей. Туризм - средство расширения кругозора, обогащения духовной
жизни воспитанников, средство познавания красоты природы. Походы, экскурсии, путешествия
прививают
любовь
к
родному
краю,
родной
стране,
навыки
в исследовательской работе,
приучают к наблюдениям за явлениями природы, воспитывают любовь к творчеству, силу воли,
прививают такие ценные качества характера, как сознание ответственности за порученное дело,
настойчивость
в
разрешении
поставленных
задач, находчивость, выносливость, смелость,
аккуратность; дисциплинирует и организует детей, способствует развитию чувства дружбы и
товарищеской взаимопомощи. Туризм -прекрасное средство, которое естественным путём
удовлетворяет
стремление
ребенка
к новизне, необычности, к приключениям, и романтике.
Занятия туризмом улучшают самочувствие детей, укрепляют физическое здоровье.
Главной целью работы туристического кружка является развитие личности ребенка и его
способностей, укрепление физического здоровья детей, пропаганда и популяризация туризма и
здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения детей.
Для достижения данной цели поставлены:
1. Образовательные задачи:
- Обучать учащихся теоретическим знаниям и практическим навыкам техники и тактики
пешеходного туризма;
- Формировать навыки исследовательской работы, умения устанавливать взаимосвязи в
природе;
- Знакомить обучающихся с природными, культурно - историческими особенностями родного
края, центрами и объектами российского и международного туризма.
2. Воспитательные задачи:
-
Воспитывать
силу
воли,
выносливость,
ответственность
за
порученное
дело,
настойчивость в решении поставленных задач, дружбу и товарищество в коллективе;
- Прививать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
- Осуществлять взаимосвязь с родителями.
3. Развивающие задачи:
- Развивать познавательные способности детей, речь, мышление, восприятие, память,
двигательную и эмоциональную сферу ребёнка;
- Укреплять физическое здоровье детей.
Сроки реализации программы - 1 год. Программа может быть продолжена, расширена с учетом
отработанного материала. В реализации программы принимают участие дети 12-13 лет. Занятия
проводятся для одной группы обучающихся — 2 часа в неделю.
Планируются различные приёмы и методы проведения теоретических и практических занятий
(беседы, игры, конкурсы, соревнования), спортивная подготовка обучающихся,
посещение
бассейна,
пешие
и
лыжные
походы,
экскурсии,
встречи
с
интересными
людьми
(путешественниками), посещение туристических клубов города, фестивалей путешественников.
Используются групповые и индивидуальные формы проведения занятий.
Допускается
корректировка
содержания
программы,
перестановка
тем,
изменение
количества часов на изучение темы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
туристического кружка: участие в городском туристическом слёте, выпуск стенгазет,
рисунков,
поделок, статей в газету; фотовыставка, подготовка методического пособия конкурса для детей
"Путешествие по родному краю".
Содержание дополнительной образовательной программы туристического
кружка.
Раздел I. Азбука туризма.
Вводный инструктаж. Организационное занятие. Воспоминания о лете. Тема 1.
Туристская топография.
Топографические карты и план местности. Ориентирование (по звёздам, по Луне, по Солнцу, по
местным признакам). Азимут. Определение расстояний и направлений. Масштаб.
Условные знаки.
Практические работы:
Ориентирование.
Определение направлений и расстояний.
Составление поперечного профиля местности
Тема 2. Основы техники и тактики туризма.
Особенности
пешего,
лыжного,
водного,
горного
туризма.
Разработка
маршрута,
техника
передвижения
на
маршруте.
Групповое
и
личное
снаряжение.
Укладка рюкзака.
Питание в походе. Обязанности в походе. Установка и снятие палатки. Бивак (организация
бивачных работ). Костры и костровое хозяйство. Ночлег. "Походные эталоны". Узлы. Полезные
самоделки.
Досуг
(игры,
песни
в
походе),
тренинг
общения (школа личностного роста).
Подготовка к однодневному походу и городскому туристическому слёту. Составление отчёта о
походе и слёте.
Спортивная
подготовка
(полоса
препятствий,
игры
на
все
свежем
воздухе
и
в
спортзале).Лыжные походы.
Практические работы:
Узлы.
Установка палатки.
Раздел II. Школа выживания.
Тема 1. Экстремальные ситуации.
История российской школы выживания. Экстремальные ситуации. Опасности и сигналы
бедствия. Препятствия и переправы. Спасение утопающих. Первая помощь в походе при
травмах, ранах, солнечном ударе, ожоге, обморожении, отравлении. Медицинская аптечка.
Грибы. Растения - целители.
Практические работы:
Оказание первой медицинской помощи.
Обучение плаванию в бассейне "Кедр".
Раздел III. Краеведение и туризм.
Тема 1. Природа Томской области.
Карта
Томской
области
и
г.
Томска.
Достопримечательности
родного
города.
Растительный
и
животный
мир
Томской
области.
Биологические наблюдения в походе.
Фенологические наблюдения. Метеорологические наблюдения.
Гидрологические наблюдения.
Геологические
наблюдения.
Занимательная
минералогия.
"Каменная
книга природы".
Мистические свойства камней. Экология родного края.Заказники Томской области.
Конкурс - кругосветка "Путешествие по родному краю".
Практические работы:
Гербарий.
Работа с коллекцией горных пород и минералов.
Экскурсии:
В минералогический музей.
По городу (пешеходная).
Раздел IV. Заочное путешествие.
Тема 1. Туристические центры России и мира.
Выдающиеся путешественники. Великие кругосветки. Туристические центры России
("Золотое кольцо", край дальневосточный, Алтай,Хакасия, оз. Байкал). Горы и альпинизм. Покорение
вершин. Международный туризм. Национальные парки мира - как центры туризма. Чудеса
природы. Культурно - исторические достопримечательности. Архитектурные памятники мира.
Великие творения людей.
Тема 2. Глазами очевидцев.
Поездка в один из турклубов города ("Кедр", "Зодиак", "Наша гавань"), Посещение
выставки в Доме путешественника. Встречи с интересными людьми, путешественниками:
Коренев В. И. (Корея, США); Прокопьева Л. П. (Великобритания); Курилова С. В. (Германия,
Италия); Афонина И. А. (Франция); Уколов И. А. (Байкал, Алтай).
Материально -техническое и дидактическое оснащение дополнительной образовательной
программы туристического кружка.
Для
проведения
теоретических
и
практических
занятий
туристического
кружка
используется оборудование:
1. Туристское снаряжение: палатка, рюкзаки, верёвки, медицинская аптечка.
2. Приборы. инструменты: компасы, термометры, гигрометр, барометр, нивелир, секундомер,
рулетка, линейки, циркуль - измеритель для работы на местности.
3. Объекты натуральные и модели: коллекция минералов и горных пород, гербарий, глобусы,
макеты форм поверхности суши.
4 . Карты, картины, таблицы: топографические карты разного масштаба, планы местности,
географические карты, картины по начальному курсу физической географии, таблицы по
топографии и наблюдениями за погодой.
5.
Литература: для педагогов и обучающихся, видеофильмы "Великие чудеса света",
слайды
"Природа Томской области".
Учебно — тематический план на 35 недель (всего 70 часов, 2ч. в неделю)
Название раздела, темы
Теория
Практик
а
Походы,
экскурси
и
Всего
Раздел I. Азбука туризма
10
8
10
28
Введение
2
-
-
2
Тема 1. Туристская топография
3
1
-
4
Тема 2. Основы техники и тактики туризма
4
2
-
6
- городской туристский слёт
1
-
3
4
- спортивная подготовка
-
5
-
5
- лыжные походы
-
-
7
7
Раздел II. Школа выживания
6
13
-
19
Тема 1. Экстремальные ситуации
6
1
-
7
- обучение плаванию в бассейне
-
12
-
12
Раздел III. Краеведение и туризм
5
1
3
9
Тема 1. Природа Томской области
5
1
-
6
- экскурсии
-
-
3
3
Раздел IV. Заочное путешествие
13
-
1
14
Тема 1. Туристические центры России и мира
11
-
-
11
Тема 2. Глазами очевидцев
-
-
-
-
- посещение выставок, встреч
2
-
1
3
ИТОГО:
34
22
14
70
Предполагаемые результаты.
В соответствии с поставленными целями и задачами в результате реализации
дополнителыюй программы туристического кружка воспитанники приобретут знания о
природных, культурно - исторических особенностях родного края, г. Томска, центрах и
объектах российского и международного туризма, выдающихся путешественниках. Расширится
кругозор детей. Они приобретут картографические знания, элементарные основы техники и
тактики пешеходного туризма.
Дети овладеют умениями применять полученные знания на практике: ориентироваться на
местности, определять азимут расстояния, направления на плане и на местности, проводить
глазомерную съёмку, составлять план простейшими способами.
Ребята освоят навыки подбора туристского снаряжения и экипировки, установки
палатки, разбивки бивака, разведения костра, разведения первой медицинской помощи в
походе. Сформируются элементарные навыки исследовательской работы и проведения
наблюдений в природе. Все дети научатся плавать, совершать пешие и лыжные походы.
Произойдут изменения в личностной сфере воспитанников, улучшится эмоциональное,
психическое и физическое здоровье.