Напоминание

"Азбука туризма"


Автор: Беззубенко Светлана Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №19
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Азбука туризма"
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для 6 класса общеобразовательных учреждений

«Азбука туризма»

Автор-составитель: Беззубенко С.А., учитель географии МАОУ СОШ №19

г.Томска

Пояснительная записка.

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и

образовательного уровня детей. Туризм - средство расширения кругозора, обогащения духовной

жизни воспитанников, средство познавания красоты природы. Походы, экскурсии, путешествия

прививают

любовь

к

родному

краю,

родной

стране,

навыки

в исследовательской работе,

приучают к наблюдениям за явлениями природы, воспитывают любовь к творчеству, силу воли,

прививают такие ценные качества характера, как сознание ответственности за порученное дело,

настойчивость

в

разрешении

поставленных

задач, находчивость, выносливость, смелость,

аккуратность; дисциплинирует и организует детей, способствует развитию чувства дружбы и

товарищеской взаимопомощи. Туризм -прекрасное средство, которое естественным путём

удовлетворяет

стремление

ребенка

к новизне, необычности, к приключениям, и романтике.

Занятия туризмом улучшают самочувствие детей, укрепляют физическое здоровье.

Главной целью работы туристического кружка является развитие личности ребенка и его

способностей, укрепление физического здоровья детей, пропаганда и популяризация туризма и

здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения детей.

Для достижения данной цели поставлены:

1. Образовательные задачи:

- Обучать учащихся теоретическим знаниям и практическим навыкам техники и тактики

пешеходного туризма;

- Формировать навыки исследовательской работы, умения устанавливать взаимосвязи в

природе;

- Знакомить обучающихся с природными, культурно - историческими особенностями родного

края, центрами и объектами российского и международного туризма.

2. Воспитательные задачи:

-

Воспитывать

силу

воли,

выносливость,

ответственность

за

порученное

дело,

настойчивость в решении поставленных задач, дружбу и товарищество в коллективе;

- Прививать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;

- Осуществлять взаимосвязь с родителями.

3. Развивающие задачи:

- Развивать познавательные способности детей, речь, мышление, восприятие, память,

двигательную и эмоциональную сферу ребёнка;

- Укреплять физическое здоровье детей.

Сроки реализации программы - 1 год. Программа может быть продолжена, расширена с учетом

отработанного материала. В реализации программы принимают участие дети 12-13 лет. Занятия

проводятся для одной группы обучающихся — 2 часа в неделю.

Планируются различные приёмы и методы проведения теоретических и практических занятий

(беседы, игры, конкурсы, соревнования), спортивная подготовка обучающихся,

посещение

бассейна,

пешие

и

лыжные

походы,

экскурсии,

встречи

с

интересными

людьми

(путешественниками), посещение туристических клубов города, фестивалей путешественников.

Используются групповые и индивидуальные формы проведения занятий.

Допускается

корректировка

содержания

программы,

перестановка

тем,

изменение

количества часов на изучение темы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

туристического кружка: участие в городском туристическом слёте, выпуск стенгазет,

рисунков,

поделок, статей в газету; фотовыставка, подготовка методического пособия конкурса для детей

"Путешествие по родному краю".

Содержание дополнительной образовательной программы туристического

кружка.

Раздел I. Азбука туризма.

Вводный инструктаж. Организационное занятие. Воспоминания о лете. Тема 1.

Туристская топография.

Топографические карты и план местности. Ориентирование (по звёздам, по Луне, по Солнцу, по

местным признакам). Азимут. Определение расстояний и направлений. Масштаб.

Условные знаки.

Практические работы:

Ориентирование.

Определение направлений и расстояний.

Составление поперечного профиля местности

Тема 2. Основы техники и тактики туризма.

Особенности

пешего,

лыжного,

водного,

горного

туризма.

Разработка

маршрута,

техника

передвижения

на

маршруте.

Групповое

и

личное

снаряжение.

Укладка рюкзака.

Питание в походе. Обязанности в походе. Установка и снятие палатки. Бивак (организация

бивачных работ). Костры и костровое хозяйство. Ночлег. "Походные эталоны". Узлы. Полезные

самоделки.

Досуг

(игры,

песни

в

походе),

тренинг

общения (школа личностного роста).

Подготовка к однодневному походу и городскому туристическому слёту. Составление отчёта о

походе и слёте.

Спортивная

подготовка

(полоса

препятствий,

игры

на

все

свежем

воздухе

и

в

спортзале).Лыжные походы.

Практические работы:

Узлы.

Установка палатки.

Раздел II. Школа выживания.

Тема 1. Экстремальные ситуации.

История российской школы выживания. Экстремальные ситуации. Опасности и сигналы

бедствия. Препятствия и переправы. Спасение утопающих. Первая помощь в походе при

травмах, ранах, солнечном ударе, ожоге, обморожении, отравлении. Медицинская аптечка.

Грибы. Растения - целители.

Практические работы:

Оказание первой медицинской помощи.

Обучение плаванию в бассейне "Кедр".

Раздел III. Краеведение и туризм.

Тема 1. Природа Томской области.

Карта

Томской

области

и

г.

Томска.

Достопримечательности

родного

города.

Растительный

и

животный

мир

Томской

области.

Биологические наблюдения в походе.

Фенологические наблюдения. Метеорологические наблюдения.

Гидрологические наблюдения.

Геологические

наблюдения.

Занимательная

минералогия.

"Каменная

книга природы".

Мистические свойства камней. Экология родного края.Заказники Томской области.

Конкурс - кругосветка "Путешествие по родному краю".

Практические работы:

Гербарий.

Работа с коллекцией горных пород и минералов.

Экскурсии:

В минералогический музей.

По городу (пешеходная).

Раздел IV. Заочное путешествие.

Тема 1. Туристические центры России и мира.

Выдающиеся путешественники. Великие кругосветки. Туристические центры России

("Золотое кольцо", край дальневосточный, Алтай,Хакасия, оз. Байкал). Горы и альпинизм. Покорение

вершин. Международный туризм. Национальные парки мира - как центры туризма. Чудеса

природы. Культурно - исторические достопримечательности. Архитектурные памятники мира.

Великие творения людей.

Тема 2. Глазами очевидцев.

Поездка в один из турклубов города ("Кедр", "Зодиак", "Наша гавань"), Посещение

выставки в Доме путешественника. Встречи с интересными людьми, путешественниками:

Коренев В. И. (Корея, США); Прокопьева Л. П. (Великобритания); Курилова С. В. (Германия,

Италия); Афонина И. А. (Франция); Уколов И. А. (Байкал, Алтай).

Материально -техническое и дидактическое оснащение дополнительной образовательной

программы туристического кружка.

Для

проведения

теоретических

и

практических

занятий

туристического

кружка

используется оборудование:

1. Туристское снаряжение: палатка, рюкзаки, верёвки, медицинская аптечка.

2. Приборы. инструменты: компасы, термометры, гигрометр, барометр, нивелир, секундомер,

рулетка, линейки, циркуль - измеритель для работы на местности.

3. Объекты натуральные и модели: коллекция минералов и горных пород, гербарий, глобусы,

макеты форм поверхности суши.

4 . Карты, картины, таблицы: топографические карты разного масштаба, планы местности,

географические карты, картины по начальному курсу физической географии, таблицы по

топографии и наблюдениями за погодой.

5.

Литература: для педагогов и обучающихся, видеофильмы "Великие чудеса света",

слайды

"Природа Томской области".

Учебно — тематический план на 35 недель (всего 70 часов, 2ч. в неделю)

Название раздела, темы

Теория

Практик

а

Походы,

экскурси

и

Всего

Раздел I. Азбука туризма

10

8

10

28

Введение

2

-

-

2

Тема 1. Туристская топография

3

1

-

4

Тема 2. Основы техники и тактики туризма

4

2

-

6

- городской туристский слёт

1

-

3

4

- спортивная подготовка

-

5

-

5

- лыжные походы

-

-

7

7

Раздел II. Школа выживания

6

13

-

19

Тема 1. Экстремальные ситуации

6

1

-

7

- обучение плаванию в бассейне

-

12

-

12

Раздел III. Краеведение и туризм

5

1

3

9

Тема 1. Природа Томской области

5

1

-

6

- экскурсии

-

-

3

3

Раздел IV. Заочное путешествие

13

-

1

14

Тема 1. Туристические центры России и мира

11

-

-

11

Тема 2. Глазами очевидцев

-

-

-

-

- посещение выставок, встреч

2

-

1

3

ИТОГО:

34

22

14

70

Предполагаемые результаты.

В соответствии с поставленными целями и задачами в результате реализации

дополнителыюй программы туристического кружка воспитанники приобретут знания о

природных, культурно - исторических особенностях родного края, г. Томска, центрах и

объектах российского и международного туризма, выдающихся путешественниках. Расширится

кругозор детей. Они приобретут картографические знания, элементарные основы техники и

тактики пешеходного туризма.

Дети овладеют умениями применять полученные знания на практике: ориентироваться на

местности, определять азимут расстояния, направления на плане и на местности, проводить

глазомерную съёмку, составлять план простейшими способами.

Ребята освоят навыки подбора туристского снаряжения и экипировки, установки

палатки, разбивки бивака, разведения костра, разведения первой медицинской помощи в

походе. Сформируются элементарные навыки исследовательской работы и проведения

наблюдений в природе. Все дети научатся плавать, совершать пешие и лыжные походы.

Произойдут изменения в личностной сфере воспитанников, улучшится эмоциональное,

психическое и физическое здоровье.



В раздел образования