Автор: Шамсадова Макка Арбиевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 1 "Радость""
Населённый пункт: Чеченская Республика,с. Новый Энгеной
Наименование материала: Доклад
Тема: Духовно–нравственное воспитание дошкольников в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ
Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознательное стремление к идеалам добра и
правды и, наконец, постепенное образование
твердой и свободной воли.
Н. И. Пирогов
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в
своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество
сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в
разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над
духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и
патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом
агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная,
волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-
нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из
создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость
перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция
дошкольного воспитания с учетом современных требований общества.
Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и
вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в
возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания,
основанного на религиозных духовных ценностях.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой
частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой
возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-
нравственного воспитания в детском саду является интеграция его
содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности
и традиционные методики дошкольного образования.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных,
приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных
навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное
накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается
- так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и
становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное
воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное
социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно-нравственное воспитание на основе исламских традиций
формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы
взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое
развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции,
патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал,
эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.Это
доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по
духовно-нравственному образованию и воспитанию детей! Особенность
существующих программ Основ ислама в том, что они содействуют
сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами ислама.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями
семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем
современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не
соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются
возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки
зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними
проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-
нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой
деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что
именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм,
моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в
первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные
духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно
родители ответственны за воспитание детей.
Цель воспитания:
1.
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной
жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному
взаимодействию с другими людьми.
2.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды,
желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во
взаимоотношениях со всеми.
3.
Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла,
зависти - довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения,
поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
4.
Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
4. Задачи:
1.
Развивать базу для духовно-нравственного воспитания в процессе .
2.
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
3.
Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
4.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий
потенциал каждого ребенка.
5.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь
детей.
6.
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение
ислама в жизни человека, как действие любви, добра, человечности,
единения.
7.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей,
ознакомление родителей с основами исламской педагогики и
психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
5. Предполагаемый результат:
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце
ребенка. Он понесет его людям
С помощью систематической работы по духовно-нравственному
воспитанию, на основе Ислама, мы надеемся достичь следующих
результатов:
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в
гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному
творчеству;
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в
усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в
стремлении его к