Напоминание

Особенности и подходы в работе с детьми в комбинированной группе.


Автор: Горелова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР– Детский сад №5
Населённый пункт: г.Лиски Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности и подходы в работе с детьми в комбинированной группе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности и подходы в работе с детьми

в комбинированной группе.

Подготовила воспитатель 1КК Горелова Ю.Н.

В нашем мире всегда существовала проблема образования детей с

ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.

Эта проблема складывается из множества факторов, которые приходится преодолевать

совместными усилиями всех участников образовательного процесса. Внедрение

Федеральных государственных образовательных стандартов позволило сделать еще

один шаг навстречу детям. Для этого в нашем учреждении была создана инклюзивная

группа комбинированного типа. В этой группе находятся разновозрастные дети, а

также дети с ограниченными возможностями. Все они очень разные, но дружные.

Потому что основой инклюзивного образования в нашей группе является

идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает

равное отношение ко всем людям и создает особые условия, для детей имеющих

особые потребности.

Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то

нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо

научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Как же соединить в педагогической деятельности требования дошкольной

программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить?

Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана

развития ребенка, при планировании работы в группе?

Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей

с учетом их индивидуальных различий?

При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей,

инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже

отстроенный процесс знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в

том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания

новых форм и способов организации образовательного процесса.

В нашей группе мы используем множество различных форм и способов работы -

это беседы, индивидуальные занятия, родительские собрания, игры по станциям,

праздники и т. д.

Все они строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм,

методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных

образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные

программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния

ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного

ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам

ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою

индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Этот принцип является важным условием для успешности инклюзивного

образования. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально

активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и

социально значимой деятельности.

Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о

ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои

возможности, формируется «выученная беспомощность», когда ребенок ожидает

внешней инициативы, сам оставаясь пассивным.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его

участников. Он предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга

с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области

образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение

общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества

как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных

характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к

определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты

(воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии

старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и

в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как

на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в

развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых

развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды,

вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования

педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной

педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны

родителями,

понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста –

установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими

ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно

и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях,

направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные

подразделения, новых специалистов, новые развивающие методы и средства.

Мастер класс «Играем вместе!»

Я хочу поделиться с вами одним из наиболее выгодных вариантов работы как с

детьми и их родителями, так и с педагогами. Но прежде чем перейти к мастер классу, я

хочу зачитать вам одно стихотворение.

Детский сад- это тоже одна большая семья. И в нашей многодетной семье много

разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить детей

уважению, взаимопониманию, добру, любви ко всем без исключения, чтобы сделать

нашу большую семью счастливой…Что бы мы всегда могли сказать: «Мы вместе! Мы

счастливы!»

Давайте сделаем первый шаг навстречу взаимопониманию – выберем

добровольцев, которым предстоит помочь мне в дальнейшем развитии мероприятия.

Перед собой вы видите нитки, разноцветные салфетки и ножницы, из них мы

будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в

качестве оберегов, но мы найдем им иное применение. (изготавливаем куклы)

А теперь я предлагаю вам придумать характер и историю своей кукле, наделить

ее качествами толерантной личности, основываясь на цвете салфеток, своих

впечатлениях, жизненном опыте.

Например:

- Мой человечек появился на свет из салфеток ярко-желтого и зелёного цветов,

он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и

жизнелюбие.

Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка,

последним выступает заранее подготовленный участник (он изготавливает куклу с

одной рукой) и дает описание:

- Мой человечек появился на свет из салфеток синего и белого цветов, он

инвалид, но обладает качествами очень сильной личности и огромной силой духа…

Конечно, мы заранее придумали эту ситуацию. Но именно через неё, мы хотели

показать, что дети с ОВЗ также, как и взрослые сильны духом, хотят счастливой

жизни, хотят быть с нами вместе!

Перед вами находится плакат с изображением нашей планеты, все мы, ее

жители, должны уважительно относиться друг другу, соблюдать права и свободы

каждого гражданина, уметь сострадать, помогать и прощать, принимать человека

таким, какой он есть, а самое главное сохранять культуру мира – это и есть

толерантность – гармония в многообразии…

Пожалуйста, возьмите своих человечков и прикрепите их к плакату, так, чтобы

они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая наш большой дом,

символизировали согласие и единение.

Скажите, пожалуйста, как вы считаете:

- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного

существования в обществе?

- Готово ли современное общество к принятию людей с ограниченными

возможностями и внедрению инклюзивного образования?

- Как вы думаете, мы должны помогать этим людям?

Конечно, ДА! Я очень рада и благодарна вам за то, что наше мнение не

разделилось. Только вместе мы можем справиться с поставленными задачами,

бесконечной любовью «вылечить» наше уставшее общество и посеять

росточки добра в сердцах наших воспитанников.

И в конце я хочу рассказать вам притчу.

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с

песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с

песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке —

миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя

ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то

погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы

морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее

в море и сказал:

— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на

пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И

когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если

мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем

сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что

МЫ ВМЕСТЕ!



В раздел образования