Напоминание

ООД с детьми старшей группы "Как появилась книга"


Автор: Вельгоша Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №171
Населённый пункт: Город Киров Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ООД с детьми старшей группы "Как появилась книга"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №171» города Кирова

Примерный сценарий организованной образовательной деятельности

с детьми старшей группы

по теме

« Как появилась книга»

Подготовила:

Воспитатель высшей категории Н.И. Вельгоша

Г. Киров 2018

Цель: Создание условий для расширения представлений детей об истории

создания книги через познавательно – исследовательскую деятельность.

Задачи:

1.

Познавательная:

- содействовать расширению представлений детей об истории создания

книги.

2.

Коммуникативная:

- способствовать формированию умения строить коммуникативное

взаимодействие в парах, в небольших группах сверстников.

- развивать желание делиться своими впечатлениями об увиденном или

услышанном.

3.

Регулятивная:

- создавать условия для развития умения работать по плану.

4.

Личностная:

- развивать умение участвовать в совместной деятельности в

соответствии с мотивом( я хочу узнать).

Реализация задач:

- Через комплексно – тематическое однонедельное планирование

Образовательные области:

- познавательное развитие;

- социально – коммуникационное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие.

Формы организации:

- фронтальная;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

Оборудование:

- Презентация « Как мы ходили в библиотеку»

-слайды с изображением каменной книги, глиняных дощечек, берестяных

книг, современной книги, знака вопроса и электронной книги.

- эмблема, два камешка, глиняная масса, кусочек бересты, заострённая

палочка, чистый лист бумаги, карандаш, на каждого ребёнка.

- схема для игры « ТРИЗ» « Да – Нет»

- изображение правил пользования книгой

- схема правил работы

Ход совместной образовательной деятельности

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

1.Организационный момент

Мотивация

Звучит музыкальная заставка:

Н. Тимофеева « Новая книжка»

Вос-ль: Ребята, какое интересное

событие произошло в нашей группе на

прошлой неделе?

КОРОТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

« ЭКСКУРСИЯ В БИБЛИОТЕКУ»

Вос-ль: - Хотелось бы вам сегодня

поделиться впечатлениями об экскурсии

в библиотеку?

- Что вас заинтересовало?

- Может что-то вас удивило?

- Коля, Арина и Алёна вместе с мамами

и бабушками подготовили информацию о

книгах, которая, возможно, будет вам

интересна. Они готовы с вами ею

поделиться. А вам хотелось бы об этом

узнать?

( интересные факты о книгах).

2. Основная часть

Вос-ль: Что нового мы еще захотели

узнать после экскурсии в библиотеку?

(обсуждение на утреннем круге)

- Мне бы еще хотелось узнать ваше

мнение о том, как нужно пользоваться

книгой, чтобы она была полезна

Ответы детей

Ответы детей

Рассказывают дети ( самая тяжёлая,

самая маленькая, самая дорогая + 1 факт

от вос-ля)

- Какими были книги много лет назад?

- Из чего книги были сделаны?

человеку.

Вос-ль: Предлагаю вместе ответить на

наши вопросы.

-Чтобы узнать историю происхождения

книги, предлагаю нам стать научными

сотрудниками и переместиться в научную

лаборатория по изучению происхождения

книги.

-Предлагаю вам одеть эмблемы.

- Я бы тоже сегодня хотела поучаствовать

в исследовании.

(воспитатель одевает эмблему).

- Для работы вам необходим

исследовательский материал (подносы с

материалом расположены на отдельном

столе с маркером).

- Прошу, подготовить свое рабочее место.

-В каждой лаборатории действуют свои

правила работы: ( на доске вывешены

правила работы в картинках).

Воспитатель занимает место с детьми в

научной лаборатории.

- Я хочу поделиться с вами

интересными фактоми из истории

книги.

1 слайд (каменная книга):

- Ребята, как вы думаете, могли ли много

лет назад быть каменные книги?

- Может кто-нибудь из вас знает, как они

создавались?

Дети одевают эмблемы.

Берут подносы для работы

и рассаживаются на места

дети проговаривают правила работы:

1.

Можно работать по одному или в

паре, можно помогать друг другу.

2.

После каждого исследования мы

будем делать вывод, о чем мы

узнали.

3.

После работы убрать рабочее

место.

Ответы детей.

- Действительно, много лет назад

произошла история:

Однажды маленький мальчик сидя на

большом камне, стучал по нему другим

камнем. Вдруг у него получился значок,

похожий на человечка и он решил, что

так запечатлел себя, а потом он

рядом изобразил деревце и сказал, что

он сидит под деревцем. Так люди

стали выбивать на камне разные

силуэты людей, животных и растений.

Так появилась первая каменная книга.

- Предлагаю попробовать создать свою

каменную книгу. Выберите подходящий

материал.

Дети выполняют практическое

действие.

- Что бы сделать вывод из этого

эксперимента нам поможет знакомая игра

«Данетка».

- Предлагаю продолжить работу в нашей

лаборатории.

2 слайд: (глиняная книга)

- Как вы думаете - из чего сделана эта

книга?

- Хотите узнать, как создавались

глиняные книги?

Сначала глина раскатывалась и пока

она не высохла, на неё наносили

знаки и рисунки. После этого

глиняные дощечки клали на солнце

сушить. Когда они подсыхали, их

переносили в помещение, где хранили.

-Давайте и мы с вами попробуем нанести

рисунок на глиняных страницах.

Дети выполняют практическое

Дети с помощью воспитателя и схемы

« ДА - НЕТ» делают вывод:

Да – каменная книга очень прочная;

Нет – на каменных страницах трудно

писать и такая книга очень тяжелая.

Ответы детей

действие.

- Какой вывод мы можем сделать после

этого опыта?

3 Слайд: берестяная книга.

- Хотелось бы вам узнать, из какого

материала сделана эта книга?

- Я готова поделиться с вами этой

интересной информацией.

Это берестяная книга. Береста – это кора

дерева. На кору наносились резцы, с

помощью сухой, заострённой палочки на

конце.

-Предлагаю вам создать свою берестяную

книгу, с помощью палочки нанести

рисунок на бересте.

- Какой вывод мы можем сделать после

этого опыта?

4 слайд: книга бумажная.

- Как вы думаете, из чего сделана эта

книга?

- Знаете ли вы, где изготавливают такие

книги?

-Предлагаю нам вместе создать такую

книгу.

Дети выполняют практическое

действие.

- Какой вывод мы можем сделать после

этого опыта?

Дети выполняют задание, затем вместе с

воспитателем по схеме «ДА-НЕТ»

делают вывод:

Да – на глиняных табличках легче писать;

Нет– такая книга очень тяжелая и она

занимает много места. И еще… может

сломаться.

Ответы детей

Дети пробуют, затем вместе с

воспитателем по схеме «ДА-НЕТ» делают

вывод:

Да – книга из бересты очень легкая;

Нет– такая книга может сломаться,

быстро портится.

Ответы детей.

Дети пробуют, затем вместе с

воспитателем по схеме «ДА-НЕТ» делают

вывод:

Да – книга из бумаги очень легкая;

Нет– такая книга может порваться.

5 слайд: слайд со знаком ?( вопроса)

- А сейчас для вас, юные исследователи,

слайд-загадка и вопрос вам: какие виды

современных книг еще существуют в

настоящее время?

-слайд с изображением электронной

книги.

-Вот какой большой путь был пройден от

каменной книги до современных книг.

3. Рефлексия

Вос-ль:

- Удалось ли нам получить ответы на

интересующие вопросы?

- Какой вопрос нам еще предстоит

обсудить?

На доске – правила пользования книгой.

- Я предлагаю вам объединиться в

группы, выбрать одну картинку, подумать

и придумать как будет звучать правило к

этой картинке.

- Я бы тоже хотела присоединиться к

выполнению этого задания. И придумала

еще одно правило – (правило с закладкой,

проговаривает его).

- Для чего важно пользоваться этими

правилами?

- Где мы можем разместить эти правила в

группе? Я согласна с вашим выбором.

- У меня к вам еще одно предложение.

Попрошу вас пройти в лабораторию.

(на подносе разные варианты закладок).

-Хотите ли вы изготовить закладку для

своей любимой книги?

Ответы детей.

Правила пользования книгой.

Дети работают в подгруппах,

обдумывают правила и озвучивают их (по

одному представителю с подгруппы).

Ответы детей.

Ответы детей ( в книжкином уголке, в

библиотеке).

Дети прикрепляют правила у книжной

полки.

Дети проходят в лабораторию,

рассматривают закладки.

- Предлагаю обсудить нам: когда мы

сможем это сделать?

-Осталось нам дождаться вечера. А пока

работа в нашей лаборатории подошла к

концу и нам необходимо прибрать

материал в нашей лаборатории.

Ответы детей.

Ответы детей ( вечером)

Дети уносят подносы в лабораторию.



В раздел образования