Автор: Вельгоша Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №171
Населённый пункт: Город Киров Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ООД с детьми старшей группы "Как появилась книга"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №171» города Кирова
Примерный сценарий организованной образовательной деятельности
с детьми старшей группы
по теме
« Как появилась книга»
Подготовила:
Воспитатель высшей категории Н.И. Вельгоша
Г. Киров 2018
Цель: Создание условий для расширения представлений детей об истории
создания книги через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи:
1.
Познавательная:
- содействовать расширению представлений детей об истории создания
книги.
2.
Коммуникативная:
- способствовать формированию умения строить коммуникативное
взаимодействие в парах, в небольших группах сверстников.
- развивать желание делиться своими впечатлениями об увиденном или
услышанном.
3.
Регулятивная:
- создавать условия для развития умения работать по плану.
4.
Личностная:
- развивать умение участвовать в совместной деятельности в
соответствии с мотивом( я хочу узнать).
Реализация задач:
- Через комплексно – тематическое однонедельное планирование
Образовательные области:
- познавательное развитие;
- социально – коммуникационное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Формы организации:
- фронтальная;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Оборудование:
- Презентация « Как мы ходили в библиотеку»
-слайды с изображением каменной книги, глиняных дощечек, берестяных
книг, современной книги, знака вопроса и электронной книги.
- эмблема, два камешка, глиняная масса, кусочек бересты, заострённая
палочка, чистый лист бумаги, карандаш, на каждого ребёнка.
- схема для игры « ТРИЗ» « Да – Нет»
- изображение правил пользования книгой
- схема правил работы
Ход совместной образовательной деятельности
Деятельность педагога
Предполагаемая деятельность детей
1.Организационный момент
Мотивация
Звучит музыкальная заставка:
Н. Тимофеева « Новая книжка»
Вос-ль: Ребята, какое интересное
событие произошло в нашей группе на
прошлой неделе?
КОРОТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
« ЭКСКУРСИЯ В БИБЛИОТЕКУ»
Вос-ль: - Хотелось бы вам сегодня
поделиться впечатлениями об экскурсии
в библиотеку?
- Что вас заинтересовало?
- Может что-то вас удивило?
- Коля, Арина и Алёна вместе с мамами
и бабушками подготовили информацию о
книгах, которая, возможно, будет вам
интересна. Они готовы с вами ею
поделиться. А вам хотелось бы об этом
узнать?
( интересные факты о книгах).
2. Основная часть
Вос-ль: Что нового мы еще захотели
узнать после экскурсии в библиотеку?
(обсуждение на утреннем круге)
- Мне бы еще хотелось узнать ваше
мнение о том, как нужно пользоваться
книгой, чтобы она была полезна
Ответы детей
Ответы детей
Рассказывают дети ( самая тяжёлая,
самая маленькая, самая дорогая + 1 факт
от вос-ля)
- Какими были книги много лет назад?
- Из чего книги были сделаны?
человеку.
Вос-ль: Предлагаю вместе ответить на
наши вопросы.
-Чтобы узнать историю происхождения
книги, предлагаю нам стать научными
сотрудниками и переместиться в научную
лаборатория по изучению происхождения
книги.
-Предлагаю вам одеть эмблемы.
- Я бы тоже сегодня хотела поучаствовать
в исследовании.
(воспитатель одевает эмблему).
- Для работы вам необходим
исследовательский материал (подносы с
материалом расположены на отдельном
столе с маркером).
- Прошу, подготовить свое рабочее место.
-В каждой лаборатории действуют свои
правила работы: ( на доске вывешены
правила работы в картинках).
Воспитатель занимает место с детьми в
научной лаборатории.
- Я хочу поделиться с вами
интересными фактоми из истории
книги.
1 слайд (каменная книга):
- Ребята, как вы думаете, могли ли много
лет назад быть каменные книги?
- Может кто-нибудь из вас знает, как они
создавались?
Дети одевают эмблемы.
Берут подносы для работы
и рассаживаются на места
дети проговаривают правила работы:
1.
Можно работать по одному или в
паре, можно помогать друг другу.
2.
После каждого исследования мы
будем делать вывод, о чем мы
узнали.
3.
После работы убрать рабочее
место.
Ответы детей.
- Действительно, много лет назад
произошла история:
Однажды маленький мальчик сидя на
большом камне, стучал по нему другим
камнем. Вдруг у него получился значок,
похожий на человечка и он решил, что
так запечатлел себя, а потом он
рядом изобразил деревце и сказал, что
он сидит под деревцем. Так люди
стали выбивать на камне разные
силуэты людей, животных и растений.
Так появилась первая каменная книга.
- Предлагаю попробовать создать свою
каменную книгу. Выберите подходящий
материал.
Дети выполняют практическое
действие.
- Что бы сделать вывод из этого
эксперимента нам поможет знакомая игра
«Данетка».
- Предлагаю продолжить работу в нашей
лаборатории.
2 слайд: (глиняная книга)
- Как вы думаете - из чего сделана эта
книга?
- Хотите узнать, как создавались
глиняные книги?
Сначала глина раскатывалась и пока
она не высохла, на неё наносили
знаки и рисунки. После этого
глиняные дощечки клали на солнце
сушить. Когда они подсыхали, их
переносили в помещение, где хранили.
-Давайте и мы с вами попробуем нанести
рисунок на глиняных страницах.
Дети выполняют практическое
Дети с помощью воспитателя и схемы
« ДА - НЕТ» делают вывод:
Да – каменная книга очень прочная;
Нет – на каменных страницах трудно
писать и такая книга очень тяжелая.
Ответы детей
действие.
- Какой вывод мы можем сделать после
этого опыта?
3 Слайд: берестяная книга.
- Хотелось бы вам узнать, из какого
материала сделана эта книга?
- Я готова поделиться с вами этой
интересной информацией.
Это берестяная книга. Береста – это кора
дерева. На кору наносились резцы, с
помощью сухой, заострённой палочки на
конце.
-Предлагаю вам создать свою берестяную
книгу, с помощью палочки нанести
рисунок на бересте.
- Какой вывод мы можем сделать после
этого опыта?
4 слайд: книга бумажная.
- Как вы думаете, из чего сделана эта
книга?
- Знаете ли вы, где изготавливают такие
книги?
-Предлагаю нам вместе создать такую
книгу.
Дети выполняют практическое
действие.
- Какой вывод мы можем сделать после
этого опыта?
Дети выполняют задание, затем вместе с
воспитателем по схеме «ДА-НЕТ»
делают вывод:
Да – на глиняных табличках легче писать;
Нет– такая книга очень тяжелая и она
занимает много места. И еще… может
сломаться.
Ответы детей
Дети пробуют, затем вместе с
воспитателем по схеме «ДА-НЕТ» делают
вывод:
Да – книга из бересты очень легкая;
Нет– такая книга может сломаться,
быстро портится.
Ответы детей.
Дети пробуют, затем вместе с
воспитателем по схеме «ДА-НЕТ» делают
вывод:
Да – книга из бумаги очень легкая;
Нет– такая книга может порваться.
5 слайд: слайд со знаком ?( вопроса)
- А сейчас для вас, юные исследователи,
слайд-загадка и вопрос вам: какие виды
современных книг еще существуют в
настоящее время?
-слайд с изображением электронной
книги.
-Вот какой большой путь был пройден от
каменной книги до современных книг.
3. Рефлексия
Вос-ль:
- Удалось ли нам получить ответы на
интересующие вопросы?
- Какой вопрос нам еще предстоит
обсудить?
На доске – правила пользования книгой.
- Я предлагаю вам объединиться в
группы, выбрать одну картинку, подумать
и придумать как будет звучать правило к
этой картинке.
- Я бы тоже хотела присоединиться к
выполнению этого задания. И придумала
еще одно правило – (правило с закладкой,
проговаривает его).
- Для чего важно пользоваться этими
правилами?
- Где мы можем разместить эти правила в
группе? Я согласна с вашим выбором.
- У меня к вам еще одно предложение.
Попрошу вас пройти в лабораторию.
(на подносе разные варианты закладок).
-Хотите ли вы изготовить закладку для
своей любимой книги?
Ответы детей.
Правила пользования книгой.
Дети работают в подгруппах,
обдумывают правила и озвучивают их (по
одному представителю с подгруппы).
Ответы детей.
Ответы детей ( в книжкином уголке, в
библиотеке).
Дети прикрепляют правила у книжной
полки.
Дети проходят в лабораторию,
рассматривают закладки.
- Предлагаю обсудить нам: когда мы
сможем это сделать?
-Осталось нам дождаться вечера. А пока
работа в нашей лаборатории подошла к
концу и нам необходимо прибрать
материал в нашей лаборатории.
Ответы детей.
Ответы детей ( вечером)
Дети уносят подносы в лабораторию.