Напоминание

«Сложение и вычитание вида 107, 17–7, 17–10» (урок закрепления знаний) (1 класс)


Автор: Торохова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Иванчиковская СОШ"
Населённый пункт: с. Иванчиково, Льговского района, Курской области
Наименование материала: методическая разработка открытого урока по математике
Тема: «Сложение и вычитание вида 107, 17–7, 17–10» (урок закрепления знаний) (1 класс)
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иванчиковская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

Методическая разработка урока по математике

По теме: «Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10»

(урок закрепления знаний)

(1 класс)

Торохова Елена Владимировна

учитель начальных классов

с. Иванчиково

2019 год

Открытый урок по математике в первом классе

Разработала и провела Учитель: Торохова Елена Владимировна

Тема: «Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10» (урок закрепления знаний)

Образовательная система: «Школа России»

Класс: первый.

Вид: закрепление ранее полученных знаний.

Тип урока: урок-закрепление.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Материалы и оборудование:

учебник «Математика» Моро М. И., 1 класс

сказка «Колобок»,

иллюстрации героев сказки «Колобок»,

оформление доски в соответствии с сюжетом сказки «Колобок»,

проектор,

презентация к уроку

Цель – создание условий для закрепления знаний обучающихся

по теме «Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10».

Задачи:

Обучающие:

Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 20 при решении числовых

выражений, задач.

Закрепить навык счета в пределах 20, умение решать задачи изученных видов.

Повторение порядкового счета в пределах 20, состав чисел первого десятка.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание учащихся, математическую речь.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к сказкам своего народа.

Воспитывать нравственно-этическую ориентацию, т. е. воспитание умения помогать тем,

кто нуждается.

Формирование УУД

ПознавательныеУУД:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов

деятельности; составление задачи на основе простейших математических моделей,

выявлять и корректировать причины собственного затруднения.

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД: работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие

друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УУД: контролировать свою работу и своего товарища, планировать работу в

парах, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

своей деятельности и деятельности класса на уроке, воспитывать умение преодолевать

трудности.

Планируемые результаты

Личностные Метапредметные Предметные

Желание читать сказки своего народа;

Умение оказывать помощь ближнему;

Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

Умение находить выходы из спорных ситуаций.

1.Умение анализировать, синтезировать и обобщать полученные ранее знания;

2. Умение концентрировать внимание на различных объектах урока;

3. Умение правильно составлять высказывания.

1. Умение считать в пределах 20;

2. Умение решать задачи изученных видов;

3. Знание порядкового и количественного счета;

4. Знание геометрического материала

Ход урока:

1. Организация класса

Цель: Организация обучающихся.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

2. Актуализация знаний.

Цель: Закреплять знания состава чисел, решать примеры на сложение и

вычитание чисел, развивать логику и смекалку.

- А теперь посмотрите друг другу улыбнитесь. Искренняя улыбка - успех в

любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при

любых обстоятельствах.

- Сегодня у нас необычный урок математики. Мы с вами отправляемся в мир

сказки.

Перед вами числовые выражения:

• Найдём значения выражений и узнаем, в какую сказку отправимся:

По каждому ответу найди и запиши букву, которая дана в таблице над этим

числом.

К

О

Л

Б

6

3

4

10

9-3

8-5

10-6

10-7

5+5

5-2

4+2

- В какую сказку мы с вами отправимся? («Колобок»)

- Кто главный герой сказки? (Колобок)

- Название сказки узнали, главного героя тоже, а кто её написал? (русский

народ)

Тема урока:

- Вместе с колобком мы будем учиться выполнять вычисления в пределах

чисел первого и второго десятка с опорой на знание нумерации.

- Испекла однажды бабушка колобок. Положила его на лавку остужаться, а

колобок подумал, зачем я лежу на лавке, лучше пойду по свету помогать

ребятам и от ребят набираться уму разуму.

-Покатился колобок по двору, а навстречу ему …. Угадайте, кто?

-Для того, чтобы узнать нужно, отгадать загадку.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает (Петушок).

Петушок бежит, торопится, крыльями машет.

-Что случилось, Петушок?- спрашивает Колобок.

- Да вот не могу задачу решить (устно)

-Давайте, ребята, все вместе поможем петушку.

Задача.

1.У пенёчков пять грибочков

И под ёлкой – три.

Сколько будет всех грибочков,

Ну-ка, подскажи! (8)

2.На малютках яблоньках

Росли четыре яблока.

Три яблока висело на одной

А сколько яблок висело на другой? (1)

-Вот мы и помогли петушку. Петушок очень обрадовался и прощается с нами

и с колобком.

Катится Колобок, навстречу ему … Угадайте, кто?

Любит морковку,

Прыгает так ловко…(Заяц)

-Что случилось косой? (да вот попал в ловушку)

- Давайте вместе с колобком освободим зайца.

Перед вами первое задание: Расположите числа в порядке возрастания:

Работаем вместе на компьютере, по очереди Задание №2 в теме

«Образование, название, сравнение чисел»

А теперь на минутке чистописания запишем в тетрадь только двузначные

числа из этого ряда.

-Для этого откроем тетради.

Стишок.

Сели прямо, ноги вместе

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать.

-Записываем число, классная работа

Повторите, пожалуйста, ещё раз задание! Выполняем. Потом делаем

самооценку своих записей: подчеркните карандашом самые удачные цифры!

-А кто назовет ещё раз числа в прямом и обратном порядке до 20. Назвать

соседей числа 12, 15. 10, 19.

Кто живёт перед 11, а после и т.д.

3. Самоопределение к деятельности.

Цель: мобилизация внимания, постановка задачи урока и планирование

учебных действий в соответствие с поставленной задачей и условиями её

выполнения.

Второе задание от зайчика

- Посмотрите и скажите, что записал зайка…(числовые выражения). Давайте

их решим. Работа около доски одновременно по столбикам. Числовые

выражения записаны на доске

-В чём сходство этих числовых выражений? ( Это всё равенства)

-В чём различие?

В первых двух столбиках числовые выражения составлены в пределах

десятка, а в следующих двух – в пределах двадцати.

6-3= 8+2= 10+6= 10+7=

5+2= 10-2= 16-6= 17-7=

7-2= 10-3= 16-10= 17-10=

-Как вы проводили вычитание в 3 и 4 столбиках?

16 состоит из 1 дес.и 6 ед., если мы отнимем 6 ед., то останется 1 десяток.

Дальше такое же объяснение.

- Молодцы, ребята. Вот мы освободили зайца. Он благодарит вас за помощь.

Продолжение работы по теме урока

Цель: решать и составлять задачи изученных видов.

- Катится Колобок и видит: сидит… Кто? Нужно отгадать загадку

Кто зимой холодной

Бродит по лесу голодный. (Волк)- вывешиваем картинку

Работа с учебником.

- Волк сидит и читает задачу №3 из учебника, стр. 47. Он не знает, как

решить эту задачу, и спрашивает у колобка: «Ты можешь мне помочь?»

«Интересно, - подумал колобок, - смогу ли я помочь?» И решил попробовать.

Да запутался! Да ещё и забыл состав чисел . Помогите ребята сначала в

карточке разобраться с заданием, а потом приступим к задаче.

Учитель выдаёт карточки по составу чисел. Дети самостоятельно заполняют

пропуски и проводят взаимопроверку.

- Давайте, ребята, выручать колобка. Прочитаем задачу и решим её. Дети

предлагают решение. Запись задачи в тетради.

- Вот, ребята, теперь колобок и волк поняли, как решать задачу.

-Молодцы, снова мы выручили Колобка и помогли Волку.

Физминутка.

Цель: снять усталость и мышечное напряжение

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора

Закрепление.

Цель: выявит качество и уровень усвоения обучающимися знаний и способы

деятельности.

Катится Колобок, а на встречу.

Отгадайте загадку.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Вот сидит медведь и не может решить примеры под №5 на с.52 учебника.

Дети выходят к доске по очереди. Учитель диктует примеры.

Запись в тетради.

- Молодец колобок, справился с заданием.

- Пока мы решали, Колобок соскучился по бабушке и решил вернуться

домой. Катится по дороге, вдруг из-за елки Лиса.

- Хитро, ласково так заговорила: “Здравствуй, колобок, румяненький бочок.

Слышала – гуляешь, зверушкам помогаешь, задачки решаешь. А вот сможешь

ли моё задание выполнить? Я ведь в лесу лучший математик. А не

выполнишь я тебя съем”. Делать нечего, испугался колобок рыжей лисы.

Пришлось ему соглашаться.

1. Найди ошибку. Выпиши только те примеры, в которых допущены ошибки

и реши их. Примеры записаны на доске.

7+3-2=8 2+7-8=2

6- 4+7=10 1+8-6=3

8-7+6=8 9-6+5=8

10-7+4=6 10-6+5=9

10-9+7=7 10-4+3=9

2. Геометрическое задание.

Посмотрите, на что похожа дорожка, по которой катится Колобок? (На

отрезок) Попрошу вас начертить отрезок, у которого длина больше числа 5

на 2. (Это 7 см)

- Молодец колобок, справился с заданием. Делать нечего пришлось лисе

отпустить колобка, осталась она ни с чем.

Закрепление.

Цель: выявить качество и уровень усвоения обучающимися знаний и

способы деятельности.

- Прикатился Колобок домой, а бабушка хоть и обрадовалась, но все же

решила немного проучить его за непослушание и велела выполнить задание в

рабочей тетради на печатной основе на с.26 №3 после синей черты .

- Ребята, за что бабушка наказала колобка?

Дети: - Нужно слушать взрослых, без разрешения нельзя уходить. Если вы

хотите идти куда-то, то надо обязательно отпрашиваться у взрослых.

-Ребята, вспомните, с какими сказочными персонажами встретился Колобок

во время своего путешествия?

-Как вы думаете, кто здесь лишний?

-Где живут эти животные?

- Как вы думаете, зверям трудно зимой?

- Зверям трудно зимой во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В

такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, так же как и

птиц, зимой нужно подкармливать.

-Только настоящие друзья придут быстро на помощь. Давайте всегда

помогать друг другу и своим близким.

Одному или одной

Трудно справится с бедой.

Слово МЫ

Сильней, чем «я»

Мы- семья

И мы- друзья.

Рефлексия

Цель: умение обучающихся оценивать себя, границы своего знания и

незнания.

- Большое спасибо всем за отличную работу. Если вам понравился урок, и вы

почувствовали себя комфортно на уроке, покажите солнышко. Если вам что-

то непонятно или вы скучали на уроке, покажите тучку.

Подведение итогов урока

Цель: дать качественную оценку работы класса.

- Чем вам запомнился урок?

- Я вам тоже хочу сказать «огромное спасибо» за такое удивительное

общение. Спасибо, что вы дружно помогали друг другу и героям сказки.

- Пусть добро навеки побеждает зло!

Ход урока:

1.

Организация класса

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Какие качества мы должны взять на урок? (Сообразительность, смекалку,

внимание, память, старание, дружбу и др.)

Чему мы учимся на уроке математики?: рассуждать, вычислять.

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Искренняя улыбка -

успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не

унывают при любых обстоятельствах.

- Сегодня у нас необычный урок математики. Мы с вами отправляемся в мир

сказки.

Перед вами числовые выражения:

• Найдём значения выражений и узнаем, в какую сказку мы отправимся:

По каждому ответу найди и запиши букву, которая дана в таблице над этим

числом.

К

О

Л

Б

6

3

4

10

9-3

8-5

10-6

10-7

5+5

5-2

4+2

- В какую сказку мы с вами отправимся? («Колобок»)

- Кто главный герой сказки? (Колобок)

- Название сказки узнали, главного героя тоже, а кто её написал? (русский

народ)

- Вместе с колобком мы будем закреплять приёмы сложения и вычитания в

пределах чисел первого и второго десятка .

- Испекла однажды бабушка колобок. Положила его на лавку остужаться, а

колобок подумал, зачем я лежу на лавке, лучше пойду по свету помогать

ребятам и от ребят набираться уму разуму.

-Покатился колобок по двору, а навстречу ему ….Угадайте, кто?

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает (Петушок). (Вывешиваем петушка)

-Петушок бежит, торопится, крыльями машет.

-Что случилось, Петушок?- спрашивает Колобок.

- Да вот не могу задачки решить.

-Давайте, ребята, все вместе поможем петушку. (Устно)

Задача.

1.У пенёчков пять грибочков

И под ёлкой – три.

Сколько будет всех грибочков,

Ну-ка, подскажи! (8)

2.На малютках яблоньках

Росли четыре яблока.

Три яблока висело на одной

А сколько яблок висело на другой? (1)

-Вот мы и помогли петушку. Петушок очень обрадовался и прощается с нами

и с колобком.

Катится Колобок, навстречу ему … Угадайте, кто?

Любит морковку,

Прыгает так ловко…(Заяц)

-Что случилось косой? (да вот попал в ловушку)

- Давайте вместе с колобком освободим зайца.

Итак, первое задание. Работаем на компьютере. Расположите числа в

порядке возрастания: по очереди Задание №2 в теме «Образование,

название, сравнение чисел».

- Мы со сказочным зайцем предлагаем вам открыть тетрадь.

Стишок.

Сели прямо, ноги вместе

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать.

- Записываем число, классная работа.

- Проведём минутку чистописания, запишем в тетрадь только двузначные

числа из этого задания.

- После каждого числа ставим запятую. Оцените свою работу и подчеркните

самые удачные и правильно написанные цифры.

Учитель: - Я задумала число, прибавила к нему 1. У меня получилось 15.

Какое число я задумала? (14) и т.д.

Кто живёт перед 10, а после и т.д.

3.Самостоятельная работа.

Чтобы освободить зайца из ловушки необходимо выполнить ещё одно

задание.

- Посмотрите и скажите, что записал зайка…(числовые выражения). Давайте

их решим. Работа около доски одновременно по столбикам. Числовые

выражения уже записаны на доске

-В чём сходство этих числовых выражений? ( Это всё равенства)

-В чём различие?

В первых двух столбиках числовые выражения составлены в пределах

десятка, а в следующих двух – в пределах двадцати.

6-3= 8+2= 10+6= 10+7=

5+2= 10-2= 16-6= 17-7=

7-2= 10-3= 16-10= 17-10=

-Как вы проводили вычитание в 3 и 4 столбиках?

16 состоит из 1 дес. и 6 ед., если мы отнимем 6 ед., то останется 1 десяток.

Дальше такое же объяснение.

- Молодцы, ребята. Вот мы освободили зайца. Он благодарит вас за помощь.

Продолжение работы по теме урока

- Катится Колобок и видит: сидит… Кто? Нужно отгадать загадку

Кто зимой холодной

Бродит по лесу голодный. (Волк)- вывешиваем картинку

Работа с карточками.

- Волк сидит и читает задачу. Он не знает, как решить эту задачу, и

спрашивает у колобка: «Ты можешь мне помочь?» «Интересно, - подумал

колобок, - смогу ли я помочь?» И решил попробовать. Да запутался! Да ещё и

забыл состав чисел. Помогите, ребята, сначала заполнить таблицу по составу

числа, а потом уже приступим к задаче.

Учитель выдаёт карточки по составу чисел. Дети самостоятельно заполняют

пропуски и проводят взаимопроверку.

- Давайте, ребята, выручать колобка. Прочитаем задачу и решим её.

Задача. Чтобы сделать кормушки для птиц, Ваня выпилил 10 дощечек, а

Вася 8 дощечек. Сколько всего дощечек выпилили мальчики?

- Дети предлагают решение. Запись задачи в тетради.

- Вот, ребята, теперь колобок и волк поняли, как решать задачу.

-Молодцы, снова мы выручили Колобка и помогли Волку.

Физминутка.

Цель: снять усталость и мышечное напряжение

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора

Учитель:

Катится Колобок, а навстречу.

Отгадайте кто?

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Вот сидит медведь и не может решить примеры под №1 на с.52 учебника.

Дети выходят к доске по очереди. Учитель диктует примеры.

Записываем в тетрадь.

- Молодец колобок, справился с заданием.

- Пока мы решали, Колобок соскучился по бабушке и решил вернуться

домой. Катится по дороге, вдруг из-за елки Лиса.

- Хитро, ласково так заговорила: “Здравствуй, колобок, румяненький бочок.

Слышала – гуляешь, зверушкам помогаешь, задачки решаешь. А вот сможешь

ли моё задание выполнить? Я ведь в лесу лучший математик. А не

выполнишь я тебя съем”. Делать нечего, испугался колобок рыжей лисы.

Пришлось ему соглашаться.

Раздать листы с примерами!

1. Найди ошибку. Найди примеры, в которых допущены ошибки и реши их

правильно. Дети решают примеры за партами по столбику, проводят

взаимопроверку, а потом вывешивают на доску.

2. Геометрическое задание.( Выполнить в тетради).

Посмотрите, на что похожа дорожка, по которой катится Колобок? (На

отрезок) Попрошу вас начертить отрезок, у которого длина больше числа 5

на 2. (Это 7 см)

- Молодец колобок, справился с заданием. Делать нечего пришлось лисе

отпустить колобка, осталась она ни с чем.

Закрепление.

- Прикатился Колобок домой, а бабушка хоть и обрадовалась, но все же

решила немного проучить его за непослушание и велела выполнить задание в

рабочей тетради на печатной основе на с.26 №3 после синей черты .

- Ребята, за что бабушка наказала колобка?

Дети: - Нужно слушать взрослых, без разрешения нельзя уходить. Если вы

хотите идти куда-то, то надо обязательно отпрашиваться у взрослых.

-Ребята, вспомните, с какими сказочными персонажами встретился Колобок

во время своего путешествия?

-Как вы думаете, кто здесь лишний?

-Где живут эти животные?

- Как вы думаете, зверям трудно зимой?

- Зверям трудно зимой во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В

такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, так же как и

птиц, зимой нужно подкармливать.

-Только настоящие друзья придут быстро на помощь. Давайте всегда

помогать друг другу и своим близким.

Одному или одной

Трудно справится с бедой.

Слово МЫ

Сильней, чем «я»

Мы- семья

И мы- друзья.

Рефлексия

Цель: умение обучающихся оценивать себя, границы своего знания и

незнания.

-Заполните лесенку успеха. Начертить шкалу на полях в тетради и

обозначить своё место на ней.

-Если у вас всё получалось и вам было всё понятно, то вы на вершине

лестницы.

-Если у вас были некоторые затруднения, то вы посередине лестницы.

- Если вам было почти всё непонятно и нужна помощь учителя, то вы на

нижней ступеньке.

-Что лучше всего у вас получалось на уроке?

- Большое спасибо всем за отличную работу. Если вам понравился урок, и вы

почувствовали себя комфортно на уроке, покажите солнышко. Если вы

скучали на уроке, покажите тучку.

Подведение итогов урока

Цель: дать качественную оценку работы класса.

- Чем вам запомнился урок?

- Я вам тоже хочу сказать «огромное спасибо» за такое удивительное

общение. Спасибо, что вы дружно помогали друг другу и героям сказки.

8

1

3

4

2

7

5

6

9

8

2

1

3

4

7

5

6

Задача.

Чтобы сделать кормушки для птиц, Ваня выпилил 10 дощечек, а

Вася 8 дощечек. Сколько всего дощечек выпилили мальчики?

Задача.

Чтобы сделать кормушки для птиц, Ваня выпилил 10 дощечек, а

Вася 8 дощечек. Сколько всего дощечек выпилили мальчики?

К

О

6

3

Л

Б

4

10

9 - 3

8 - 5

10 - 6

10 - 7 5 + 5 5 - 2 4 + 2

7+3-2=8

2+7-8=2

6- 4+7=10

1+8-6=3

8-7+6=8

9-6+5=8

10-7+4=6

10-6+5=9

10-9+7=7

10-4+3=9

К

О

Л

6

3

4

9-3 8-5 10-6 10-7 5+5



В раздел образования