Автор: Торохова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Иванчиковская СОШ"
Населённый пункт: с. Иванчиково, Льговского района, Курской области
Наименование материала: методическая разработка открытого урока по математике
Тема: «Сложение и вычитание вида 107, 17–7, 17–10» (урок закрепления знаний) (1 класс)
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иванчиковская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Методическая разработка урока по математике
По теме: «Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10»
(урок закрепления знаний)
(1 класс)
Торохова Елена Владимировна
учитель начальных классов
с. Иванчиково
2019 год
Открытый урок по математике в первом классе
Разработала и провела Учитель: Торохова Елена Владимировна
Тема: «Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10» (урок закрепления знаний)
Образовательная система: «Школа России»
Класс: первый.
Вид: закрепление ранее полученных знаний.
Тип урока: урок-закрепление.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Материалы и оборудование:
учебник «Математика» Моро М. И., 1 класс
сказка «Колобок»,
иллюстрации героев сказки «Колобок»,
оформление доски в соответствии с сюжетом сказки «Колобок»,
проектор,
презентация к уроку
Цель – создание условий для закрепления знаний обучающихся
по теме «Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10».
Задачи:
Обучающие:
Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 20 при решении числовых
выражений, задач.
Закрепить навык счета в пределах 20, умение решать задачи изученных видов.
Повторение порядкового счета в пределах 20, состав чисел первого десятка.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание учащихся, математическую речь.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к сказкам своего народа.
Воспитывать нравственно-этическую ориентацию, т. е. воспитание умения помогать тем,
кто нуждается.
Формирование УУД
ПознавательныеУУД:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности; составление задачи на основе простейших математических моделей,
выявлять и корректировать причины собственного затруднения.
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Коммуникативные УУД: работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие
друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные УУД: контролировать свою работу и своего товарища, планировать работу в
парах, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
своей деятельности и деятельности класса на уроке, воспитывать умение преодолевать
трудности.
Планируемые результаты
Личностные Метапредметные Предметные
Желание читать сказки своего народа;
Умение оказывать помощь ближнему;
Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
Умение находить выходы из спорных ситуаций.
1.Умение анализировать, синтезировать и обобщать полученные ранее знания;
2. Умение концентрировать внимание на различных объектах урока;
3. Умение правильно составлять высказывания.
1. Умение считать в пределах 20;
2. Умение решать задачи изученных видов;
3. Знание порядкового и количественного счета;
4. Знание геометрического материала
Ход урока:
1. Организация класса
Цель: Организация обучающихся.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
2. Актуализация знаний.
Цель: Закреплять знания состава чисел, решать примеры на сложение и
вычитание чисел, развивать логику и смекалку.
- А теперь посмотрите друг другу улыбнитесь. Искренняя улыбка - успех в
любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при
любых обстоятельствах.
- Сегодня у нас необычный урок математики. Мы с вами отправляемся в мир
сказки.
Перед вами числовые выражения:
• Найдём значения выражений и узнаем, в какую сказку отправимся:
По каждому ответу найди и запиши букву, которая дана в таблице над этим
числом.
К
О
Л
Б
6
3
4
10
9-3
8-5
10-6
10-7
5+5
5-2
4+2
- В какую сказку мы с вами отправимся? («Колобок»)
- Кто главный герой сказки? (Колобок)
- Название сказки узнали, главного героя тоже, а кто её написал? (русский
народ)
Тема урока:
- Вместе с колобком мы будем учиться выполнять вычисления в пределах
чисел первого и второго десятка с опорой на знание нумерации.
- Испекла однажды бабушка колобок. Положила его на лавку остужаться, а
колобок подумал, зачем я лежу на лавке, лучше пойду по свету помогать
ребятам и от ребят набираться уму разуму.
-Покатился колобок по двору, а навстречу ему …. Угадайте, кто?
-Для того, чтобы узнать нужно, отгадать загадку.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает (Петушок).
Петушок бежит, торопится, крыльями машет.
-Что случилось, Петушок?- спрашивает Колобок.
- Да вот не могу задачу решить (устно)
-Давайте, ребята, все вместе поможем петушку.
Задача.
1.У пенёчков пять грибочков
И под ёлкой – три.
Сколько будет всех грибочков,
Ну-ка, подскажи! (8)
2.На малютках яблоньках
Росли четыре яблока.
Три яблока висело на одной
А сколько яблок висело на другой? (1)
-Вот мы и помогли петушку. Петушок очень обрадовался и прощается с нами
и с колобком.
Катится Колобок, навстречу ему … Угадайте, кто?
Любит морковку,
Прыгает так ловко…(Заяц)
-Что случилось косой? (да вот попал в ловушку)
- Давайте вместе с колобком освободим зайца.
Перед вами первое задание: Расположите числа в порядке возрастания:
Работаем вместе на компьютере, по очереди Задание №2 в теме
«Образование, название, сравнение чисел»
А теперь на минутке чистописания запишем в тетрадь только двузначные
числа из этого ряда.
-Для этого откроем тетради.
Стишок.
Сели прямо, ноги вместе
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.
-Записываем число, классная работа
Повторите, пожалуйста, ещё раз задание! Выполняем. Потом делаем
самооценку своих записей: подчеркните карандашом самые удачные цифры!
-А кто назовет ещё раз числа в прямом и обратном порядке до 20. Назвать
соседей числа 12, 15. 10, 19.
Кто живёт перед 11, а после и т.д.
3. Самоопределение к деятельности.
Цель: мобилизация внимания, постановка задачи урока и планирование
учебных действий в соответствие с поставленной задачей и условиями её
выполнения.
Второе задание от зайчика
- Посмотрите и скажите, что записал зайка…(числовые выражения). Давайте
их решим. Работа около доски одновременно по столбикам. Числовые
выражения записаны на доске
-В чём сходство этих числовых выражений? ( Это всё равенства)
-В чём различие?
В первых двух столбиках числовые выражения составлены в пределах
десятка, а в следующих двух – в пределах двадцати.
6-3= 8+2= 10+6= 10+7=
5+2= 10-2= 16-6= 17-7=
7-2= 10-3= 16-10= 17-10=
-Как вы проводили вычитание в 3 и 4 столбиках?
16 состоит из 1 дес.и 6 ед., если мы отнимем 6 ед., то останется 1 десяток.
Дальше такое же объяснение.
- Молодцы, ребята. Вот мы освободили зайца. Он благодарит вас за помощь.
Продолжение работы по теме урока
Цель: решать и составлять задачи изученных видов.
- Катится Колобок и видит: сидит… Кто? Нужно отгадать загадку
Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный. (Волк)- вывешиваем картинку
Работа с учебником.
- Волк сидит и читает задачу №3 из учебника, стр. 47. Он не знает, как
решить эту задачу, и спрашивает у колобка: «Ты можешь мне помочь?»
«Интересно, - подумал колобок, - смогу ли я помочь?» И решил попробовать.
Да запутался! Да ещё и забыл состав чисел . Помогите ребята сначала в
карточке разобраться с заданием, а потом приступим к задаче.
Учитель выдаёт карточки по составу чисел. Дети самостоятельно заполняют
пропуски и проводят взаимопроверку.
- Давайте, ребята, выручать колобка. Прочитаем задачу и решим её. Дети
предлагают решение. Запись задачи в тетради.
- Вот, ребята, теперь колобок и волк поняли, как решать задачу.
-Молодцы, снова мы выручили Колобка и помогли Волку.
Физминутка.
Цель: снять усталость и мышечное напряжение
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора
Закрепление.
Цель: выявит качество и уровень усвоения обучающимися знаний и способы
деятельности.
Катится Колобок, а на встречу.
Отгадайте загадку.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Вот сидит медведь и не может решить примеры под №5 на с.52 учебника.
Дети выходят к доске по очереди. Учитель диктует примеры.
Запись в тетради.
- Молодец колобок, справился с заданием.
- Пока мы решали, Колобок соскучился по бабушке и решил вернуться
домой. Катится по дороге, вдруг из-за елки Лиса.
- Хитро, ласково так заговорила: “Здравствуй, колобок, румяненький бочок.
Слышала – гуляешь, зверушкам помогаешь, задачки решаешь. А вот сможешь
ли моё задание выполнить? Я ведь в лесу лучший математик. А не
выполнишь я тебя съем”. Делать нечего, испугался колобок рыжей лисы.
Пришлось ему соглашаться.
1. Найди ошибку. Выпиши только те примеры, в которых допущены ошибки
и реши их. Примеры записаны на доске.
7+3-2=8 2+7-8=2
6- 4+7=10 1+8-6=3
8-7+6=8 9-6+5=8
10-7+4=6 10-6+5=9
10-9+7=7 10-4+3=9
2. Геометрическое задание.
Посмотрите, на что похожа дорожка, по которой катится Колобок? (На
отрезок) Попрошу вас начертить отрезок, у которого длина больше числа 5
на 2. (Это 7 см)
- Молодец колобок, справился с заданием. Делать нечего пришлось лисе
отпустить колобка, осталась она ни с чем.
Закрепление.
Цель: выявить качество и уровень усвоения обучающимися знаний и
способы деятельности.
- Прикатился Колобок домой, а бабушка хоть и обрадовалась, но все же
решила немного проучить его за непослушание и велела выполнить задание в
рабочей тетради на печатной основе на с.26 №3 после синей черты .
- Ребята, за что бабушка наказала колобка?
Дети: - Нужно слушать взрослых, без разрешения нельзя уходить. Если вы
хотите идти куда-то, то надо обязательно отпрашиваться у взрослых.
-Ребята, вспомните, с какими сказочными персонажами встретился Колобок
во время своего путешествия?
-Как вы думаете, кто здесь лишний?
-Где живут эти животные?
- Как вы думаете, зверям трудно зимой?
- Зверям трудно зимой во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В
такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, так же как и
птиц, зимой нужно подкармливать.
-Только настоящие друзья придут быстро на помощь. Давайте всегда
помогать друг другу и своим близким.
Одному или одной
Трудно справится с бедой.
Слово МЫ
Сильней, чем «я»
Мы- семья
И мы- друзья.
Рефлексия
Цель: умение обучающихся оценивать себя, границы своего знания и
незнания.
- Большое спасибо всем за отличную работу. Если вам понравился урок, и вы
почувствовали себя комфортно на уроке, покажите солнышко. Если вам что-
то непонятно или вы скучали на уроке, покажите тучку.
Подведение итогов урока
Цель: дать качественную оценку работы класса.
- Чем вам запомнился урок?
- Я вам тоже хочу сказать «огромное спасибо» за такое удивительное
общение. Спасибо, что вы дружно помогали друг другу и героям сказки.
- Пусть добро навеки побеждает зло!
Ход урока:
1.
Организация класса
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Какие качества мы должны взять на урок? (Сообразительность, смекалку,
внимание, память, старание, дружбу и др.)
Чему мы учимся на уроке математики?: рассуждать, вычислять.
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
- А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Искренняя улыбка -
успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не
унывают при любых обстоятельствах.
- Сегодня у нас необычный урок математики. Мы с вами отправляемся в мир
сказки.
Перед вами числовые выражения:
• Найдём значения выражений и узнаем, в какую сказку мы отправимся:
По каждому ответу найди и запиши букву, которая дана в таблице над этим
числом.
К
О
Л
Б
6
3
4
10
9-3
8-5
10-6
10-7
5+5
5-2
4+2
- В какую сказку мы с вами отправимся? («Колобок»)
- Кто главный герой сказки? (Колобок)
- Название сказки узнали, главного героя тоже, а кто её написал? (русский
народ)
- Вместе с колобком мы будем закреплять приёмы сложения и вычитания в
пределах чисел первого и второго десятка .
- Испекла однажды бабушка колобок. Положила его на лавку остужаться, а
колобок подумал, зачем я лежу на лавке, лучше пойду по свету помогать
ребятам и от ребят набираться уму разуму.
-Покатился колобок по двору, а навстречу ему ….Угадайте, кто?
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает (Петушок). (Вывешиваем петушка)
-Петушок бежит, торопится, крыльями машет.
-Что случилось, Петушок?- спрашивает Колобок.
- Да вот не могу задачки решить.
-Давайте, ребята, все вместе поможем петушку. (Устно)
Задача.
1.У пенёчков пять грибочков
И под ёлкой – три.
Сколько будет всех грибочков,
Ну-ка, подскажи! (8)
2.На малютках яблоньках
Росли четыре яблока.
Три яблока висело на одной
А сколько яблок висело на другой? (1)
-Вот мы и помогли петушку. Петушок очень обрадовался и прощается с нами
и с колобком.
Катится Колобок, навстречу ему … Угадайте, кто?
Любит морковку,
Прыгает так ловко…(Заяц)
-Что случилось косой? (да вот попал в ловушку)
- Давайте вместе с колобком освободим зайца.
Итак, первое задание. Работаем на компьютере. Расположите числа в
порядке возрастания: по очереди Задание №2 в теме «Образование,
название, сравнение чисел».
- Мы со сказочным зайцем предлагаем вам открыть тетрадь.
Стишок.
Сели прямо, ноги вместе
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.
- Записываем число, классная работа.
- Проведём минутку чистописания, запишем в тетрадь только двузначные
числа из этого задания.
- После каждого числа ставим запятую. Оцените свою работу и подчеркните
самые удачные и правильно написанные цифры.
Учитель: - Я задумала число, прибавила к нему 1. У меня получилось 15.
Какое число я задумала? (14) и т.д.
Кто живёт перед 10, а после и т.д.
3.Самостоятельная работа.
Чтобы освободить зайца из ловушки необходимо выполнить ещё одно
задание.
- Посмотрите и скажите, что записал зайка…(числовые выражения). Давайте
их решим. Работа около доски одновременно по столбикам. Числовые
выражения уже записаны на доске
-В чём сходство этих числовых выражений? ( Это всё равенства)
-В чём различие?
В первых двух столбиках числовые выражения составлены в пределах
десятка, а в следующих двух – в пределах двадцати.
6-3= 8+2= 10+6= 10+7=
5+2= 10-2= 16-6= 17-7=
7-2= 10-3= 16-10= 17-10=
-Как вы проводили вычитание в 3 и 4 столбиках?
16 состоит из 1 дес. и 6 ед., если мы отнимем 6 ед., то останется 1 десяток.
Дальше такое же объяснение.
- Молодцы, ребята. Вот мы освободили зайца. Он благодарит вас за помощь.
Продолжение работы по теме урока
- Катится Колобок и видит: сидит… Кто? Нужно отгадать загадку
Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный. (Волк)- вывешиваем картинку
Работа с карточками.
- Волк сидит и читает задачу. Он не знает, как решить эту задачу, и
спрашивает у колобка: «Ты можешь мне помочь?» «Интересно, - подумал
колобок, - смогу ли я помочь?» И решил попробовать. Да запутался! Да ещё и
забыл состав чисел. Помогите, ребята, сначала заполнить таблицу по составу
числа, а потом уже приступим к задаче.
Учитель выдаёт карточки по составу чисел. Дети самостоятельно заполняют
пропуски и проводят взаимопроверку.
- Давайте, ребята, выручать колобка. Прочитаем задачу и решим её.
Задача. Чтобы сделать кормушки для птиц, Ваня выпилил 10 дощечек, а
Вася 8 дощечек. Сколько всего дощечек выпилили мальчики?
- Дети предлагают решение. Запись задачи в тетради.
- Вот, ребята, теперь колобок и волк поняли, как решать задачу.
-Молодцы, снова мы выручили Колобка и помогли Волку.
Физминутка.
Цель: снять усталость и мышечное напряжение
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора
Учитель:
Катится Колобок, а навстречу.
Отгадайте кто?
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Вот сидит медведь и не может решить примеры под №1 на с.52 учебника.
Дети выходят к доске по очереди. Учитель диктует примеры.
Записываем в тетрадь.
- Молодец колобок, справился с заданием.
- Пока мы решали, Колобок соскучился по бабушке и решил вернуться
домой. Катится по дороге, вдруг из-за елки Лиса.
- Хитро, ласково так заговорила: “Здравствуй, колобок, румяненький бочок.
Слышала – гуляешь, зверушкам помогаешь, задачки решаешь. А вот сможешь
ли моё задание выполнить? Я ведь в лесу лучший математик. А не
выполнишь я тебя съем”. Делать нечего, испугался колобок рыжей лисы.
Пришлось ему соглашаться.
Раздать листы с примерами!
1. Найди ошибку. Найди примеры, в которых допущены ошибки и реши их
правильно. Дети решают примеры за партами по столбику, проводят
взаимопроверку, а потом вывешивают на доску.
2. Геометрическое задание.( Выполнить в тетради).
Посмотрите, на что похожа дорожка, по которой катится Колобок? (На
отрезок) Попрошу вас начертить отрезок, у которого длина больше числа 5
на 2. (Это 7 см)
- Молодец колобок, справился с заданием. Делать нечего пришлось лисе
отпустить колобка, осталась она ни с чем.
Закрепление.
- Прикатился Колобок домой, а бабушка хоть и обрадовалась, но все же
решила немного проучить его за непослушание и велела выполнить задание в
рабочей тетради на печатной основе на с.26 №3 после синей черты .
- Ребята, за что бабушка наказала колобка?
Дети: - Нужно слушать взрослых, без разрешения нельзя уходить. Если вы
хотите идти куда-то, то надо обязательно отпрашиваться у взрослых.
-Ребята, вспомните, с какими сказочными персонажами встретился Колобок
во время своего путешествия?
-Как вы думаете, кто здесь лишний?
-Где живут эти животные?
- Как вы думаете, зверям трудно зимой?
- Зверям трудно зимой во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В
такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, так же как и
птиц, зимой нужно подкармливать.
-Только настоящие друзья придут быстро на помощь. Давайте всегда
помогать друг другу и своим близким.
Одному или одной
Трудно справится с бедой.
Слово МЫ
Сильней, чем «я»
Мы- семья
И мы- друзья.
Рефлексия
Цель: умение обучающихся оценивать себя, границы своего знания и
незнания.
-Заполните лесенку успеха. Начертить шкалу на полях в тетради и
обозначить своё место на ней.
-Если у вас всё получалось и вам было всё понятно, то вы на вершине
лестницы.
-Если у вас были некоторые затруднения, то вы посередине лестницы.
- Если вам было почти всё непонятно и нужна помощь учителя, то вы на
нижней ступеньке.
-Что лучше всего у вас получалось на уроке?
- Большое спасибо всем за отличную работу. Если вам понравился урок, и вы
почувствовали себя комфортно на уроке, покажите солнышко. Если вы
скучали на уроке, покажите тучку.
Подведение итогов урока
Цель: дать качественную оценку работы класса.
- Чем вам запомнился урок?
- Я вам тоже хочу сказать «огромное спасибо» за такое удивительное
общение. Спасибо, что вы дружно помогали друг другу и героям сказки.
8
1
3
4
2
7
5
6
9
8
2
1
3
4
7
5
6
Задача.
Чтобы сделать кормушки для птиц, Ваня выпилил 10 дощечек, а
Вася 8 дощечек. Сколько всего дощечек выпилили мальчики?
Задача.
Чтобы сделать кормушки для птиц, Ваня выпилил 10 дощечек, а
Вася 8 дощечек. Сколько всего дощечек выпилили мальчики?
К
О
6
3
Л
Б
4
10
9 - 3
8 - 5
10 - 6
10 - 7 5 + 5 5 - 2 4 + 2
7+3-2=8
2+7-8=2
6- 4+7=10
1+8-6=3
8-7+6=8
9-6+5=8
10-7+4=6
10-6+5=9
10-9+7=7
10-4+3=9
К
О
Л
6
3
4
9-3 8-5 10-6 10-7 5+5