Автор: Рахимова Сария Расуловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Дельфин"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ознакомление основами грамоты в подготовительной к школе группе "Путешествие в Царство Грамоты"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дельфин»
Ознакомление основами первоначальной грамоты
в подготовительной к школе группе
«Путешествие в Царство Грамоты»
Воспитатель: Рахимова С.Р.
г. Муравленко
Обучающие
Учить детей проводить звуковой анализ слова «книга»; различать твердые и
мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные; качественно
характеризовать звуки, вычленять словесное ударение.
Развивающие
Развитие фонематического слуха
Развивать связную речь, формирования грамматического строя речи
Развивать словарь детей
Развивать воображение, фантазию, внимание, сообразительность.
Формировать устойчивый интерес к дидактическим играм по грамоте.
Воспитательные
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Создавать положительный эмоциональный настрой.
Материал:
Демонстрационный: письмо от Царицы Грамоты, журналы, газеты, книги,
корзины синего, зеленого и красного цвета для игры, муляжи овощей и фруктов
(капуста, банан, лимон, виноград, апельсин, огурец, лук, морковь) указка, 5-ти
звуковая схема, фишки красного, зеленого, синего, черного цветов, дидактическая
кукла «Царица Грамота», грамм –запись слов «Царицы Грамоты».
Раздаточный: указка, 5-ти звуковая схема, фишки красного, зеленого, синего,
черного цветов, сигнальные карточки, медали на каждого ребенка, смайлы
-настроений.
Словарная работа: письменная речь, книга, препятствие.
Предварительная работа: знакомство с понятием «речь» и её видов, развитие
способностей подбирать слова к заданным 4-х и 5-ти звуковым моделям слова,
овладение умениями работы с сигнальными карточками.
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный,
художественное слово.
Использованная литература: планы занятий по программе «Развитие»
Л. А. Венгера; конспекты занятия в детском саду О.Н.Иванова, Г.Н. Короткова,
Ярославль, Академия развития, 2008;
Организационный
момент
Постановка
проблемы
Актуализация
ранее изученного
материала
Воспитатель: Встаньте рядышком друг другом, словно
месяц полукругом!
- Ребята к нам пришли гости давайте поздороваемся
(раздаётся стук в дверь) – Вам письмо.
Воспитатель: Ребята, узнаем от кого письмо? (отвечают)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада, что вы
скоро пойдете в школу, и мы с вами будем часто
встречаться. Но случилась беда, злое войско «ошибок»
заколдовало мое царство и заточило меня в замке.
Помогите, от злого войска освободите!»
Царица Грамоты.
- Ребята освободим царицу Грамоту от злого войска
«ошибок»? (дети отвечают)
- Не испугаетесь? Ведь на пути вас ждут испытания.
Помните, что вы должны быть очень внимательными,
дружными в преодолении трудностей.
- А поможет нам проходить путь волшебное заклинание,
повторяйте за мной, отправляемся в царство Грамоты.
Через улицы, дома,
Через реки и моря
Испытания пройдем
В царство грамоты пройдем
(воспитатель подводит детей к мольберту с книгами,
детскими журналами)
- Мы с вами, уже в царстве Грамоты и первая улица, это
«Рассуждай-ка».
Нам нужно снять чары злого войска и освободить путь
дальше, если ответим на все вопросы и разгадаем задачки.
- Ребята, как называется то, что мы говорим или пишем?
(речью). Какая бывает речь? (речь бывает устной и
письменной). Посмотрите, здесь книги, журналы, какую
речь использовали авторы? (авторы использовали
письменную речь). Молодцы! А какую речь использовала я,
чтобы прочитать письмо царицы Грамоты (устную).
Молодцы!
- А из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из слов).
Из чего состоят слова? (слова состоят из звуков).
Вспомните, какие бывают звуки? (звуки бывают согласные