Автор: Добраш Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 комбинированного вида Калининского района
Населённый пункт: Санкт–Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Организация совместной деятельности детей и взрослых.
Раздел: дошкольное образование
Организация совместной деятельности детей и взрослых.
Совместная деятельность – взаимосвязь двух явлений – взаимодействия и
взаимных отношений, которые отличаются высокой динамичностью и
процессуальностью. (Е. В. Шорохова).
Важнейшую роль в обучении и воспитании детей играет совместная
деятельность детей и взрослых. В дошкольном возрасте осознание
правильного отношения к различным объектам строится на знании
особенностей жизни, эти знания ребенок получает благодаря и совместной
деятельности со взрослыми. Благодаря совместной деятельности ребенка и
взрослого развивается взаимопонимание, сочувствие, согласие, умение
согласовывать свои действия с другими участниками, объединяет всех
достижением общей цели.
Совместная деятельность возможна в процессе организации различных
видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-
художественной, чтения. Основной и ведущей формой работы с детьми
дошкольного возраста является игра.
Очень важно в совместной деятельности отношение взрослого к объекту
деятельности. Взрослый в процессе совместной деятельности создает
образец взаимодействия с объектом, демонстрирует необходимость и
значимость всего того, что происходит на глазах у детей. Взрослый
обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность,
уверенность и инициативу, труд детей, становится осмысленным.
Характерные особенности совместной деятельности :
- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и
информацией;
- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного
результата;
-наличие руководителя, который организует совместную деятельность,
распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
-возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных
отношений, характер и окраска которых, влияет на достижение конечного
результата.
Необходимо отметить , что взрослые в большей степени должны быть
«партнером» или «координатором», чем непосредственным источником
информации. Позиция взрослого по отношению к детям сегодня изменяется
и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации
совместной со взрослым деятельности и общения, равноправным партнером.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: « Родители являются
первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем
возрасте».
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский.
Формы совместной деятельности детей с родителями:
1. Организация семейных праздников с участием всех членов семьи. Именно
подготовка и проведение подобных праздников всех сближает, дает ребенку
возможность почувствовать себя полноценным и значимым членом семьи.
2. Совместное детско-родительское творчество. Инициатором данной
деятельности может быть как взрослый, так и ребенок .Совместное
творчество способствует развитию детского воображения, проявлению
самостоятельности и самовыражению.
3. Чтение книг. Во время чтения книг у ребенка наряду с развитием
познавательной сферы происходит формирование нравственно-личностных
качеств без прямых нравоучений.
4. Совместные развивающие детско-взрослые игры. Любые виды настольных
игр : лото, домино; настольно-печатные игры; словесно-логические и т.д.
Вданном виде деятельности происходит формирование нравственно-волевых
качеств ребенка усиливается взаимодействие детей и родителей.
5. Организация детско-взрослой театрализации . В театрализации дети
самореализуются в раскрепощенной форме, отрабатывая и приобретая новые
формы вербального и невербального общения.
6. Семейные экскурсии и путешествия. Данные походы планируются детьми
и родителями совместно, дети должны принимать непосредственное участие
в подготовке мероприятия.
7. Посещение театров, кинотеатров .Вначале инициаторами посещений
данных мероприятий выступают родители, затем ребенок сам выбирает
мероприятия.
8. Ведение семейных альбомов, заполнение «Альбома открытий». Познание
окружающего мира, других людей, себя.
К большому сожалению, данное время большинство семей озабочено
решением проблем экономического, а порой физического выживания,
родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного
развития ребёнка, не владеют в достаточной мере знанием возрастных и
интеллектуальных особенностей развития ребёнка, осуществляют
воспитание вслепую, забывают о сотрудничестве с педагогами и
психологами. Задача педагога - напомнить родителям о том, что они главные
воспитатели детей.