Напоминание

"Ознакомление детей с русской народной культурой"


Автор: Бажанова Любовь Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №14 "Колосок"
Населённый пункт: х.Большой Лог, Ростовская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Ознакомление детей с русской народной культурой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интерес

к

фольклору

и

декоративно-прикладному

искусству

это

проявление интереса к культуре и истории своей страны, к жизни народа в

разные времена, его самобытности, мечтам, творениям; проявление интереса

к

русскому

языку

его

богатству,

образности,

напевности.

Именно

в

фольклоре,

мастерстве

отражаются

душа

народа,

его

глубинная

связь

с

окружающей средой, его светлые обычаи и традиции.

Меткое слово, ритм, музыка, движение, звучащий голос – все это сохранено

в детском фольклоре. Потешки, прибаутки удовлетворяют детское требование

радости,

развивают

воображение.

Загадки

знакомят

детей

с

радостью

мышления, направляют внимание на предметы и их признаки, побуждают

проникать

в

смысл

словесных

обозначений

этих

предметов.

Припевки,

колядки, авсеньки, дразнилки, скороговорки – все они легко воспринимаются

детьми, так как содержат в себе элементы игры; способствуют развитию

дыхательного аппарата, четкой дикции, нормального темпа речи, обогащают

речь.

Считалки

отличаются

четкостью,

ритмичностью,

краткостью

и

одновременно

выразительностью;

они

помогают

развить

чувство

ритма,

умение четко и внятно проговаривать слова, помогают детям самостоятельно

распределить роли, определить очередность, постепенно включить в игру

всех детей. Песни поддерживают у детей интерес к поэтическому слову,

развивают

чувство

юмора,

учат

петь

естественным

голосом,

помогают

растить

весёлых,

жизнерадостных

детей.

Народные

игры

словесные,

подвижные,

музыкальные

влияют

на

развитие

ума,

характера,

воли,

нравственных чувств ребёнка и укрепляют его здоровье. Именно игровая

форма

способствует

успешному

освоению

фольклорного

языка.

В

игре

ребёнок входит в образ, у него обостряются чувства, он воображает, искренне

переживает изображаемые действия, верит в их правду. Сказки, особенно в

сочетании

с

зачинами

и

присказками,

помогают

создать

сказочную

атмосферу, необходимое настроение, настроиться на конкретный диалект.

Сказку легко перевести в песню, песню – в игру.

Использование устного, музыкального, декоративно-прикладного народного

творчества в работе с детьми дошкольного возраста – это приобщение к

истокам

национальной

культуры

и

истории

с

раннего

возраста,

это

знакомство современных детей с народными праздниками и возрождение

русских

традиций

их

ожидания

и

проведения,

это

духовно-нравственное

развитие, познание ребёнком нравственных ценностей, «кладези народной

мудрости».

Дошкольный возраст отличается большой восприимчивостью. Занятия по

знакомству

с

русской

культурой

отличаются

от

традиционных,

так

как

предполагают следующее.

1.

Непосредственное общение педагога с ребёнком, непосредственный

эмоциональный контакт.

2.

Игру

как

ведущий

и

самый

любимый

вид

деятельности

детей

дошкольного возраста.

3.

Объединение детей и взрослых в творческий коллектив, проявление

искренней заинтересованности в результатах друг друга.

4.

Совместную

интересную

творческую

деятельность:

игру,

пение,

хоровод,

драматизацию

сказки,

инсценировку

песни,

пальчиковую

гимнастику по потешке, рисование, лепку и роспись и др.

5.

Реализацию творческого потенциала и педагога, и ребёнка в разных

видах деятельности

6.

Развитие способностей:

Интеллектуальных

(любознательность,

инициатива,

умение

задавать

вопросы, делать выводы и умозаключения, умение проявлять смекалку и

исследовать происхождение слов);

К речевому творчеству (развитие инициативы и самостоятельности в

общении,

умения

использовать

разнообразные

средства

речевой

выразительности);

К музыке (развитие самостоятельного детского творчества – песенного,

музыкально-игрового,

танцевального,

импровизационно

мелодического;

владения музыкальной культурой);

К

изобразительной

деятельности

(развитие

художественного

восприятия,

эмоционально-эстетического

вкуса;

осознанного

построения

композиции в украшении; создание оригинальных композиций, конструкций,

цветового решения проблемы);

К разнообразным движениям и проявлению быстроты, координации

движений, ловкости, гибкости, а также смелости, выдержки, выносливости,

проявлению дружеских качеств.

7.

Знакомство с различными видами и жанрами народного искусства.

8.

Воспитание

уважения

к

труду

народных

умельцев,

понимания

традиционности образов, узоров, орнаментов, их связи с обычаями и

традициями русского народа.

9.

Знакомство

с

русскими

народными

праздниками,

традициями

и

обычаями, связанными с этими праздниками.

10.Активное

участие

детей

и

взрослых

в

оформлении

выставок

совместных работ по изодеятельности и ручному труду, интерьера в

русском стиле, альбомов и фотогазет.

11.Формирование

активной

гражданской

позиции

с

раннего

возраста,

понимания

собственной

принадлежности

к

русскому

народу,

причастности

к

возрождению

и

продолжению

русских

обычаев

и

традиций, воспитание бережного отношения ко всему, что делает нас

р у с с к и м и ,

-

г о с т е п р и и м с т в у,

б л а г о т в о р и т е л ь н о с т и ,

доброжелательности, искренности.

Целью

работы

является

создание

условий

для

обучения,

воспитания

и

развития

творческих

способностей

личности

через

активацию

познавательной

поисково-исследовательской

деятельности

дошкольников

через ознакомление детей с русской народной культурой.

Для достижения цели необходимо выделить следующие задачи:

Образовательные:

Знакомить

детей

с

русским

народным,

поэтическим

и

музыкальным

творчеством, традиционными праздниками;

Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования,

движения;

Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих

хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Воспитательные:

Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;

Создавать

условия

для

проявления

детьми

любви

к

родной

земле,

уважения к традициям и труду людей;

Развивающие:

Развивать

самостоятельность,

инициативу

и

импровизационные

способности у детей;

Развивать восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство,

музыкально-слуховые представления;

Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;

Развивать

коммуникативные

качества

детей

посредством

народных

танцев, игр, забав.

В процессе работы применяются такие методические приемы как:

Наглядный;

Словесный;

Практический.

Ожидаемые результаты освоения программы следующие, дети способны:

Инсценировать русские народные сказки и песни;

Применять

речевые

фольклорные

обороты

в

быту

(пословицы,

поговорки);

Принимать активное участие в традиционных народных праздниках,

играх.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сентябрь

Недел

я

Тема

Задачи

1

«У медведя во

бору, грибы,

ягоды беру»

Познакомить детей со съедобными и

несъедобными грибами. Познакомить детей

со сказкой В.Даля «Война грибов с ягодами»,

русскими народными сказками «Снегурушка

и Лиса», «Кривая уточка»; учить оценивать

поступки героев. Дать понятия: о деревянной

бытовой посуде и утвари; приговорках,

припевках, обычаях их употребления;

необходимости соблюдения правил поведения

в лесу. Развивать интерес к жизни русского

народа в старину, его обычаям, труду;

русскому народному поэтическому

творчеству: припевкам, приговоркам, песням,

играм; художественной литературе,

ежедневному общению с книгой. Обогащать

словарный запас. Развивать художественное

восприятие, приобщать к миру прекрасного.

Развивать интерес к русскому языку, умение

слышать рифму, передавать диалог героев

сказок. Продолжать развивать речь как

средство общения. Воспитывать бережное

отношение к родной природе, умение

соблюдать правила безопасного поведения и

разумных действий в опасных ситуациях.

2

«Картофель –

Закрепить знания об овощах, их

хлебу подспорье»

выращивании, уборке, хранении; о труде

овощевода, огородника. Дать представления о

роли труда взрослых в жизни людей, роли

современной техники в трудовой

деятельности. Познакомить с русской

народной сказкой «Вершки и корешки».

Учить оценивать поступки героев. Развивать

сообразительность, смекалку, быстроту

реакции при отгадывании загадок,

определении родственных слов, интерес к

языку как особому объекту познания.

Обогащать словарный запас. Продолжать

развивать речь как средство общения.

Формировать эмоциональное отношение к

произведениям устного народного творчества.

Воспитывать уважение и чувство

благодарности к людям, выращивающим

овощи.

3

«Что нам осень

принесла?»

Уточнить представления детей об овощах,

труде взрослых по их выращиванию.

Познакомить с русской народной сказкой

«Петушок и жерновцы», с особыми

жанровыми особенностями сказок. Дать

понятие о творчестве русских поэтов,

художников, композиторов. Познакомить с

произведениями пейзажной живописи:

И.Левитан «Золотая осень», «Золотая осень.

Слободка»; И.Остроухов «Золотая осень»;

В.Поленов «Золотая осень». Развивать

художественное восприятие детей при

рассматривании пейзажной живописи,

способность видеть и чувствовать состояние

осенней природы. Обогащать словарный

запас. Формировать эмоциональное

отношение к произведениям устного

народного творчества. Воспитывать уважение

к труду взрослых по выращиванию урожая,

бережное отношение к результатам их труда.

4

«Оспожинки.

Осенняя ярмарка»

Уточнить знания детей об осени. Познакомить

с праздником урожая – Оспожинки, традицией

проведения осенней ярмарки.

Систематизировать знания детей о труде

взрослых по выращиванию хлеба. Развивать

интерес к миру словесного и художественного

искусства, способность испытывать

удовольствие от встречи с произведениями

литературы, устного народного творчества,

живописи. Формировать эмоциональное

отношение к произведениям устного

народного творчества. Расширять словарь.

Развивать самостоятельное детское

творчество. Воспитывать уважение к

хлеборобам, бережное отношение к хлебу.

Октябрь

1

«Семья вместе –

душа на месте»

Обогащать представления детей о семье,

родственных отношениях, роли семьи в жизни

человека. Учить прочитывать эмоции в

мимике, жестах, интонации речи и

соответственно реагировать, проявлять

эмоциональную отзывчивость: пожалеть,

помочь, утешить, угостить. Познакомить с

нанайской сказкой «Айога», басней

Л.Толстого «Отец и сыновья». Развивать

пристальное внимание к содержанию

произведений, способность и желание

постигнуть их внутренний смысл.

Способствовать развитию интереса к

поэтическому слову, богатству и

выразительности русской речи. Формировать

умение сравнивать сказки (русские народные

и нанайскую). Развивать умение пользоваться

различными средствами интонационной

выразительности – темпом, ритмом речи,

логическим ударением. Обогащать словарный

запас. Воспитывать доброе отношение к

близким, умение активно выражать его в

поступках и действиях.

2

«Покров»

Развивать художественное восприятие

произведений изобразительного искусства

(Е.Волков «Октябрь»). Познакомить детей с

праздником Покрова Пресвятой Богородицы,

с первыми посиделками, традициями

проведения Покровских ярмарок.

Способствовать открытию словесного

искусства: пониманию ритмического склада

речи, созвучия ритма и рифмы,

выразительности интонации. Развивать

интерес к внутреннему миру людей, помогая

видеть космическое и драматическое в жизни,

с юмором относиться к некоторым ситуациям.

Развивать умение пользоваться различными

средствами интонационной выразительности:

темпом, ритмом речи, логическим ударением.

Обогащать словарный запас. Воспитывать

интерес к культурно-историческому наследию

русского народа. Развивать желание

совершать положительные поступки (помочь,

утешить, порадовать, проявить внимание).

3

«Сия прялка

изрядна,

хозяюшка

обрядна»

Познакомить детей с прялкой, прядением

пряжи в старые времена. Развивать интерес к

ручному труду. Познакомить со сказкой

Ш.Перро «Спящая красавица». Помочь детям

понять скрытые мотивы поведения сказочных

героев; учить сравнивать авторское

произведение с русскими народными

сказками: видеть различия и сходство сказки

как литературного жанра. Развивать интерес к

историческому прошлому русского народа,

его культуре; умение эмоционально

откликаться на настроение, ярко переданное в

произведениях устного народного творчества,

декоративно-прикладного искусства; умение

пользоваться различными средствами

интонационной выразительности: темпом,

ритмом речи, логическим ударением.

Обогащать словарный запас. Воспитывать

интерес к труду взрослых, уважение к людям,

создающим разнообразные предметы (прялка,

пряжа, вязаные вещи), необходимые другим;

стремление принимать участие в трудовой

деятельности, проявлять бережное отношение

к вещам (аккуратность).

4

«Всякому

молодцу ремесло

к лицу»

Дать детям представление о значении труда и

трудовых умениях в жизни каждого человека.

Познакомить со старинными ремеслами

(сапожник, гончар), с народными игрушками

(дымковскими и каргопольскими), дать

представления об особенностях изготовления,

традиционных фигурках, характерной

росписи, цветах; с русскими народными

сказками «Горшок», «Летучий корабль».

Продолжать воспитывать чуткость к

художественному слову, обыгрывать отрывки

с наиболее яркими, запоминающимися

диалогами, описаниями, сравнениями,

эпитетами. Развивать интерес к

историческому прошлому русского народа,

его культуре, эстетический вкус,

самостоятельность и творчество; умение

эмоционально откликаться на настроение,

ярко переданное в произведениях устного

народного творчества, декоративно-

прикладного искусства. Помочь детям

осознать значимость трудовой деятельности

взрослых. Воспитывать уважение к труду

взрослых, ценить результаты труда и

предметы материальной культуры.

Ноябрь

1

«С хлебом –

солью всякая

шутка хороша»

Уточнить представления детей о традиции

русского гостеприимства, об одном из

любимых угощений – пряниках. Познакомить

с русскими народными сказками «Каша из

топора», «Лиса и Журавль». Побуждать

рассказывать о своём отношении к

конкретным поступкам героев сказки,

подмечать смекалку, ловкость, юмор.

Развивать интерес к народной мудрости –

пословицам, поговоркам: их меткости,

лаконичности, глубокому смыслу; интерес к

историческому прошлому русского народа,

его культуре; обогащать словарный запас.

Воспитывать желание продолжать традиции

наших предков: быть добрыми,

гостеприимными, чуткими, заботливыми,

милосердными. Приобщать детей к искусству

и художественной литературе.

2

«Кузьминки»

Познакомить детей с народным праздником

«Кузьминки», традициями его проведения; со

старинными видами русского народного

творчества – резьбой по дереву, скульптурой

из дерева, изделиями Городца, резьбы по

дереву в украшении строений, изделий,

домашней утвари. Обогащать словарный

запас. Продолжать формировать интерес к

Родине. Воспитывать уважение к труду

взрослых, их мастерству; гордость за

достижения – произведения декоративно-

прикладного искусства. Учить относиться к

труду, рукоделию, мастерству с любовью,

радением, терпением. Воспитывать желание

быть трудолюбивыми, терпеливыми,

самостоятельными.

3

«Милости просим

Познакомить детей с традицией чаепития из

чайку откушать

да песенку

послушать»

самовара. Уточнить представление о

традиции русского гостеприимства (чаепитие

– не простая трапеза, а особый ритуал,

объединяющий людей за неспешным

разговором). Рассказать о традиции

культурного времяпрепровождения: об играх,

танцах, исполнении песен. Познакомить детей

с русской народной сказкой «Лиса и кувшин»,

обратить внимание на оформление книги,

иллюстрации; учить сравнивать иллюстрации

разных художников к сказке. Развивать

эстетические чувства, эмоции, интерес к

искусству.

4

«Русские

народные сказки»

Познакомить детей с творчеством

художников-иллюстраторов русских народных

сказок – Е.Рачева, Т.Мавриной. Развивать

интерес к русской народной сказке как

произведению устного фольклора. Обогащать

словарный запас. Расширять представления

детей о многообразии художественных

выразительных средств, помочь

почувствовать красоту и выразительность

языка литературных произведений, развивать

чуткость к поэтическому слову.

Способствовать развитию творческой

активности детей в деятельности

(изображении сказочного героя, драматизации

сказки, игре, словотворчестве). Воспитывать

читателя, способного испытывать

сострадание к героям сказок, желание помочь.

Продолжать совершенствовать

художественно-речевые исполнительские

навыки детей при драматизации

(эмоциональность исполнения,

естественность поведения, умение

интонацией, жестом, мимикой передать свое

отношение к содержанию литературной

фразы).

Декабрь

1

«Поёт зима,

аукает, мохнатый

лес баюкает»

Закрепить знания детей о зимних явлениях в

природе. Дать понятие о приспособлении

животных к зимним условиям. Познакомить с

пейзажной живописью: И.Грабарь «Зимний

пейзаж», Н.Крылов «Зима», А.Саврасов

«Зимний пейзаж», В.Токарев «Зимушка-

Зима». Подвести к пониманию того, что

искусство отражает окружающий мир, и

художник изображает то, что вызвало его

интерес, удивление. Развивать

художественное восприятие детьми

произведений искусства, умение любоваться

ими. Развивать смекалку, сообразительность.

Обогащать словарный запас: умение точно и

правильно использовать слова, обозначающие

свойства и качества, использовать средства

языковой выразительности при составлении

загадок, рассказов. Воспитывать щедрость

души, терпение, скромность, умение быть

благодарным, желание помогать попавшему в

беду.

2

«Медведюшко-

Дать детям понятие о любимом герое русских

батюшко»

народных сказок – медведе – как хозяине леса,

которого боялись, почитали, уважали.

Продолжить знакомить с литературными

произведениями, где есть герой медведь, с

изображением родной природы в картинах

художников, познакомить с картиной

И.Шишкина «Утро в сосновом бору».

Развивать интерес к речи, умения

вслушиваться в слова, объяснять их смысл,

задавать вопросы. Развивать художественно-

речевые исполнительские навыки детей в

драматизации (эмоциональность,

выразительность, естественность, умение

передать своё отношение к содержанию

литературной фразы), собственное речевое

творчество (сочинение и драматизация

сказки). Продолжать воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми, привычку

сообща отгадывать загадки, сочинять и

обыгрывать сказку, встречать и провожать

гостей – сказочных персонажей.

3

«Мороз не велик,

да стоять не

велит»

Развивать у детей интерес к природе, умение

видеть ее красоту, понимать её в

музыкальных, поэтических, художественных

и прикладных произведениях. Развивать

устойчивый интерес, эмоционально-

эстетические чувства, вкусы, оценки и

суждения при рассматривании пейзажной

живописи. Обогащать словарный запас.

Познакомить детей с кружевными изделиями.

Формировать устойчивый интерес к устному

народному творчеству, ежедневному чтению.

Воспитывать милосердие, сострадание,

чуткость, доброжелательность, желание

помогать попавшим в беду.

4

«Валенки, да

валенки»

Дать детям представления о старинной

одежде и обуви, о процессе изготовления

русских валенок, их пользе. Развивать

познавательные интересы детей, их

стремление к активной деятельности и

творчеству, чуткость к художественному

слову, умение использовать средства языковой

выразительности при составлении загадок,

сказок. Обогащать словарный запас. Вызвать

желание дарить людям добро, учить быть

благодарными.

Январь

1

«Здравствуй,

гостья зима!»

Расширять и обогащать знания детей об

особенностях зимней природы (холода,

заморозки, снегопады, сильные ветры). Учить

вслушиваться в ритм и мелодику поэтических

текстов. Развивать сообразительность,

смекалку, умение использовать речь-

доказательство при отгадывании загадок.

Учить выразительно, с естественными

интонациями читать стихи. Обогащать речь

детей существительными, обозначающими

зимние природные явления. Воспитывать

основы художественной культуры через

знакомство с музыкальным, поэтическим

творчеством, произведениями пейзажной

живописи.

2

«Зимние святки»

Дать детям представление о зимних Святках,

традиции проведения праздника на Руси.

Познакомить с колядками, учить передавать

характер колядок при их исполнении.

Обогащать словарный запас. Воспитывать

гостеприимство, умение проявить черты

русского характера – доброжелательность,

смекалку, задор, удаль.

3

«Балалаечка

играет,

балалаечка поёт!»

Познакомить детей с народными деревянными

музыкальными инструментами – балалайкой,

трещоткой, ложкой. Учить определять и

различать русские народные инструменты по

звучанию. Развивать интерес к речи:

происхождению, звучанию и значению слова,

его звуковой форме, сочетанию и

согласованию слов в речи. Воспитывать

основы музыкальной культуры, интерес к

музыкальному фольклору.

4

«Без частушки

прожить можно,

да чего-то не

живут»

Познакомить детей с частушкой как жанром

народного творчества. Развивать умение

замечать юмор в частушках, их игровой,

задорный характер. Развивать песенное,

танцевальное творчество, приобщить к

культуре своего народа.

Февраль

1

«Россия -

матушка»

Продолжать формировать у детей

представления о России. Развивать интерес к

речи как особому объекту познания.

Воспитывать любовь к родной стране,

родному краю. Приобщать к культуре своего

народа, его традициям и обычаям.

2

«Золотая

хохлома»

Продолжать знакомство детей с декоративно-

прикладным творчеством русского народа.

Формировать представления об общественной

значимости труда мастера прикладного

искусства. Развивать самостоятельную

творческую деятельность. Обогащать

словарный запас. Учить замечать узоры из

растительных элементов (травка, кудрина,

ягоды, цветы, усики, завитки, листочки,

кустики) на изделиях хохломского промысла.

Воспитывать эстетическое и художественное

восприятие детьми произведений искусства,

уважение к мастерству народных умельцев.

3

«Солдатушки,

бравы

ребятушки»

Рассказать детям о том, что армия –

защитница страны, о подвиге Дмитрия

Донского. Развивать познавательную

активность и интересы детей. Пробуждать

стремление к чтению (овладению чтением)

книг об исторических событиях, героях нашей

Родины. Воспитывать уважение к мужеству

воинов – защитников Родины. Направлять

чувства и действия детей на желание

совершать положительные поступки.

Создавать ощущение единства, дружбы,

взаимопонимания.

4

«Как гармошка

заиграла, я не

удержалася»

Познакомить детей с русской гармошкой.

Подвести к пониманию того, что трудом,

мастерством взрослых создано богатство

нашего мира, в том числе и музыкальные

инструменты. Развивать культуру

слушательского восприятия, самостоятельную

творческую музыкальную деятельность детей

– желание спеть или сплясать под звучание

гармошки, участвовать в импровизациях.

Обогащать словарный запас. Воспитывать

эмоциональную отзывчивость на песню

задорного, игрового характера.

Март

1

«При солнышке

тепло, при матери

добро»

Формировать у детей понимание ценности

семьи в жизни человека. Подвести к

пониманию того, что поведение по

отношению к членам семьи должно зависеть

от их эмоционального и физического

состояния (если взрослый устал – предложить

помощь, проявить заботу и

предупредительность и пр.). Развивать

интерес к эмоциям и чувствам людей, умение

выражать свои добрые чувства по отношению

к маме в деятельности. Воспитывать

доброжелательность, заботливое отношение,

чуткость, трудолюбие, уважение и любовь к

маме, её труду, уважение ко всем членам

семьи.

2

«Как на масляной

неделе»

Приобщать детей к культуре и истории

русского народа. Познакомить детей с

праздником Масленица, традиционной едой,

песнями и играми. Развивать устойчивый

интерес к культуре, истории русского народа,

общечеловеческие, эмоционально-

нравственные ориентации, самостоятельную

творческую деятельность детей. Воспитывать

доброжелательность, желание быть

гостеприимными, щедрыми, радушными,

потребность активно выражать в словах,

поступках и действиях доброжелательное

отношение к близким, сверстникам. Развивать

умение элементарного самоконтроля и

саморегуляции своих действий.

3

«Зима недаром

злится»

Познакомить детей с произведениями устного

народного творчества о весне (пословицами,

поговорками, приметами, загадками), с

народным искусством на примере

произведений декоративно-прикладного

творчества, изображающих птиц. Развивать

речевые навыки детей: речь-рассуждение,

речь-доказательство, речь-планирование;

умение использовать средства языковой

выразительности при сочинении загадок,

сказок. Развивать детскую самостоятельность

и инициативу, стремление к активной

деятельности и творчеству. Воспитывать

культуру общения, эмоциональную

отзывчивость, доброжелательность к людям,

желание продолжать традиции русского

народа.

4

«Приди, весна, с

радостью…»

Продолжать знакомить детей с характерными

признаками начала весны. Познакомить с

картинами русских художников:

А.Венецианов «На пашне. Весна», В.Бакшеев

«Голубая весна», А.Грицай «Половодье»,

К.Юон «Мартовское солнце», И.Левитан

«Март», И.Грабарь «Мартовский снег».

Развивать художественно-эстетические

чувства через восприятие произведений

устного народного творчества,

художественных произведений пейзажной

живописи. Развивать внимание к языку:

умение чувствовать и понимать некоторые

средства речевой выразительности

(сравнение, эпитет); творческие способности

в ролевых играх по литературным сюжетам, в

инсценировках и драматизациях,

выразительном чтении стихов. Поддерживать

активное тяготение старших дошкольников к

книге, воспитывать интерес к произведениям

различных жанров. Помогать осваивать

культуру речи и общения со взрослыми и

сверстниками, культуру поведения.

Апрель

1

«Светлая Пасха»

Познакомить детей с праздником Пасхи,

связанными с ним традициями, пасхальными

играми и развлечениями. Развивать

устойчивый интерес к русским праздникам,

потребность в общении с прекрасным в

окружающем и произведениях искусства.

Обогащать словарный запас.

2

«Домом жить –

обо всём тужить»

Рассказать о труде взрослых и детей по дому и

хозяйству, о стремлении сделать свое жилище

уютным, чистым, красивым. Развивать

интерес к жизни людей в старину: их

обычаям, традициям, устоям. Развивать

интерес к фольклору: богатству, яркости,

образности, напевности русской речи.

Развивать стремление проявлять

самостоятельность, уважение к старшим,

заботу о младших членах семьи. Формировать

понимание о том, что старшие в семье

(бабушка, дедушка, мама, папа) нуждаются в

помощи, заботливом и внимательном

отношении; младшие – в заботе и внимании

старших. Закреплять представления о

правилах культурного поведения и

необходимости их соблюдения.

3

«Друга нет – так

ищи, а нашел –

так береги»

Познакомить детей с произведениями

Л.Толстого «Два товарища», «Лев и собачка».

Помочь понять смысл литературных

произведений, оценить поступки героев,

самостоятельно сделать выводы. Развивать

умение понимать жизненные потребности

всего живого, состояний животных и людей,

способность к сопереживанию и проявлению

активного участия к другим – близким,

сверстникам, другим людям, животным.

Формировать умение дружно играть и

трудиться, справедливо оценивать поступки –

свои и других детей. Воспитывать чуткость к

художественному слову, умение использовать

в речи наиболее яркие описания, сравнения,

эпитеты.

4

«Эх, топни, нога,

топни,

правенькая»

Познакомить детей с плясовой песней как

жанром музыкального творчества. Обратить

внимание на неповторимую прелесть

плясовой песни: доступность мелодии,

четкость ритма, простоту формы, поэтичность

и правдивость текста. Развивать творческие

способности на примере импровизации

танцевальных движений под музыку русской

пляски и имитации игры на музыкальных и

шумовых инструментах. Развивать память,

вокальные и певческие навыки при

разучивании и исполнении русских народных

песен. Воспитывать интерес к задорной

частушке, веселой плясовой песне.

Воспитывать позитивное отношение к

народному творчеству, прививать культуру

слушания музыки.

Май

1

«Всяк дом

хозяином

славится»

Познакомить детей с русской избой,

расположением предметов обихода, с трудом

хозяев дома, распределением некоторых

обязанностей между членами семьи.

Поддерживать интерес детей к сказке,

поэтическому слову, развивать чувство юмора,

побуждать проникать глубже в смысл

сказочных слов и выражений. Формировать

навыки выразительного исполнения

колыбельных песен. Способствовать

поддержания позитивного эмоционального

настроя.

2

«Уж я сеяла,

сеяла ленок»

Познакомить детей с музыкальными и

поэтическими произведениями народного

творчества, посвященными весенним

полевым работам. Учить отгадывать загадки,

проявляя внимание, смекалку, умение

сравнивать, делать выводы. Вызвать чувство

«радости мышления». Воспитывать уважение

к труду взрослых, желание быть

трудолюбивым. Воспитывать весёлых,

жизнерадостных детей, с развитым чувством

юмора.

3

«Пастушок,

пастушок,

заиграй во

рожок»

Познакомить детей с трудом взрослых по

уходу за домашними животными, с посильной

помощью детей взрослым. Развивать интерес

к музыкальному и поэтическому народному

творчеству, художественно-творческие

способности детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Азбука православия. – Минск: Белорусская православная церковь,

2009.

2.

Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах.

Художественная обработка бересты и соломки. Плетение из лозы,

корня, рогоза. – М.: Просвещение, 1979.

3.

Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и

сувениры. – Минск: Высшая школа, 1977.

4.

Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы/

Собрал и пересказал Г.Науменко; рис. А.Матросова. – М.: Детская

литература, 1980.

5.

Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Мы гордимся стариной, стала нам она

родной. – Апатиты: Кировский рабочий, 1999.

6.

Волшебные лапоточки. Русские сказки/ пересказ Т.Комзаловой. –

Смоленск: Русич, 2009.

7.

Гуленьки. Русские народные прибаутки, заклички, приговорки. – М.:

Малыш, 1982.

8.

Жегалова С.К., Жижина С.Г. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. – М.:

Просвещение, 1983.

9.

Жнивка, жнивка… - М.: Изд-во «Малыш», 1985.

10. Заря-заряница. Русские народные сказки, песенки, потешки, загадки,

пословицы. – М.: Детская литература, 1988.

11. Как старик домовничал. Русские народные сказки. – М.: Детская

литература, 1981.

12. Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. Русские

народные песьни в детском саду. Пособие для музыкальных

руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: Композитор,

2003.

13. Каплунова И., Новоскольцева И. Пойди туда, не знаю куда. Осенние

праздники на основе фольклора. – СПб.: Композитор, 2005.

14. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М.:

ТЦ «Сфера», 2006.

15. Курочкина Н.А. «Знакомим со сказочно-былинной живописью». –

СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

16. Куценко Т.А., Медянова Т.Ю. 365 весёлых игр для дошколят. – Ростов

н/Д: Феникс, 2006.

17. Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н. В гостях у истории. – Смоленск:

Русич, 2000.

18. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.

19. Народные русские сказки. – М.: Художественная литература, 1991.

20. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. Л.,

1974.

21. Первые шаги в православном храме. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая

Сергиева лавра, 2008.

22. Погодой год припоминается. Русский народный земледельческий

календарь. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1994.

23. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: КАРО, 2004.

24. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Учим чувствовать, познавать и

действовать: в 2 ч. – СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2004.

25. По лужочку прыг-прыг. Русские народные прибаутки для детей. – М.:

Малыш, 1978.

26. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.:

Знание, 1984.

27. Сказки. – М.: АСТ – Астрель, 2002.

28. Сказки. Русские народные сказки для самых маленьких. – М.: Омега,

1997.

29. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с

народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

30. Тридцать три пирога/ собрал и обработал М.Булатов. – М.: Детская

литература, 1988.

31. Трынцы-брынцы, бубенцы. Русские народные потешки, прибаутки,

заклички, считалки, дразнилки, колыбельные. – М.: Детская

литература, 1984.

32. Узорова О., Нефёдова Е. Большая книга загадок. – М.: Астрель; АСТ,

2006.

33. Умный Ивашка, жар-птица и золотое зерно. Русские народные загадки.

– М.: Детская литература, 1991.

34. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования.

35. Чудесный короб. Русские народные песни, сказка, игры, загадки/

составил и обработал Г.Науменко. – М.: Детская литература, 1988.

36. Чудо-юдо. Русские волшебные сказки. – Минск: Книжный дом, 2005.

37. Шевченко Л.Л. Основы православной культуры. – М.: Центр

поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.

38. Энциклопедия обрядов и обычаев/ сост.: Л.М. Брудная, З.М. Гуревич,

О.Л. Дмитриева. – СПб.: Респекс, 1997.

39.

Янин В.Л. Берестяная почта столетий. – М.: Педагогика, 1979.



В раздел образования