Автор: Устенко Зоя Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Прогимназия №1"
Населённый пункт: г.Лиски, Воронежская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование толерантного отношения к детям с речевыми нарушениями"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование толерантного отношения к детям
с речевыми нарушениями»
Устенко З.А., воспитатель ВКК, МКОУ «Прогимназия №1», г. Лиски,
Воронежская обл., май 2019г.
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка-одна из важных задач в
общей системе работы по обучению родному языку в современном детском
саду. Главным в деятельности современного педагога считаю толерантность,
гибкость, обучаемость, умение радоваться достижениям детей. Толерантность
здесь
понимается
именно,
как
терпимость
к
детям
с
речевым
дефектом.
Проблема толерантности очень важна в отношении детей, имеющих речевые
нарушения.
Проблемы
речевого
развития
детей
выступают
как
фактор,
снижающий возможности их социального общения
Ребенок
с
хорошо
развитой
речью
легко
вступает
в
общение
с
окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать
вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная
речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношение с людьми и нередко
накладывает
тяжелый
отпечаток
на
его
характер.
Основными
задачами
воспитания детей в нашей «Прогимназии №1» являются:
укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения нарушений
физического и психического развития;
обеспечение
прав
детей
и
родителей
в
получении
необходимого
комплекса коррекционно-образовательных услуг;
осуществление
своевременной
социальной
адаптации
и
интеграции
ребенка в общество;
своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического
развития;
формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у
детей
когнитивных,
речевых,
моторных,
социальных
способностей,
позволяющих
снизить
зависимость
от
посторонней
помощи
и
повысить
социальную компетентность.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих
нарушения в речи, способствует формированию у «нормы» альтруистического
поведения,
эмпатии
и
гуманности.
Дети
становятся
более
терпимыми
по
отношению друг к другу. Включённость воспитанников с особыми нуждами в
среду
нормально
развивающихся
сверстников
повышает
их
опыт
общения,
формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных
ролевых
и
социальных
позициях,
что
в
целом
повышает
адаптационные
возможности детей. Мою группу посещают дети разных национальностей, это
армяне, дети из Украины, из азербайджана, русские дети. Исторически наше
государство складывается как сообщество разных этносов, культур и религий.
1
Вопрос этот очень актуален сегодня, поскольку изменения, произошедшие в
стране
в
области политики, экономики,
социальных
отношений, вызвали,
в
свою
очередь,
рост
национального
самосознания
этносов.
В
обществе
появилась
тенденция
к
межэтническому
расслоению,
обособлению,
зачастую переходящая в
национальную нетерпимость и
непримиримость.
Согласно
Декларации
принципов
толерантности,
утвержденной
ЮНЕСКО,
толерантность
–
это
добродетель, которая делает возможным
достижение
мира и способствует замене
культуры
в о й н ы
культурой
м и р а . Она
означает уважение, принятие
и
признание
многообразия культур нашего
мира, форм
самовыражения
и
способов
проявлений
человеческой
индивидуальности.
Поэтому
сегодня, когда
объективная
реальность
заставляет
более
пристальное
внимание
уделять
развитию
культуры
межнациональных
отношений
у
детей,
нужно
особое
внимание
уделять
этнической
толерантности.
Развивать
этническую
толерантность
как
направленность личности следует в процессе образования, создавая условия
для
конструктивного
взаимодействия
с
представителями
иных
этносов.
Наличие
толерантного
педагога,
родителя
есть
необходимое
условие
становления
личности
дошкольника.
В
диалоге
с
семьей
беру
за
основу
принцип
позитивности.
Для
формирования
у
воспитанников
доверия
к
взрослым,
чувства
собственного
достоинства
считаю
важным
трансляцию
уважительного отношения участников образовательного процесса друг к другу,
сотрудничество.
Решаем
эти
задачи
совместно
с
семьей
различными
средствами:
организовали
жизнедеятельность
ребят
так,
чтобы
одни
могли
проявить,
а
другие – увидеть особенное в ком-то или чем-то. Источники соответствующей
информации – фольклорные или литературные персонажи и реальные люди.
Пословицы,
поговорки
разных
народов
похожи
по
смыслу,
перекликаются:
«Вперед взгляни один раз – оглянись пять раз», башкирская; «Семь раз отмерь –
один отрежь», русская; «Язык острее меча», корейская; «Доброе слово – лечит»,
русская. Похожи колыбельные песни, пальчиковые игры, подвижные игры для
детей
разных
народов:
русские,
немецкие,
татарские,
удмуртские. Всё
это
частицы,
создающие
эмоциональную
отзывчивость
у
детей
и
открытость
восприятия другой культуры.
Большое
место
в
работе
с
детьми
принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника.
В
своей
работе
использую
игры
с
бытовыми,
трудовыми,
общественными
сюжетами. А также игры-драматизации по любимым сказкам, потешкам, с
использованием
различных
видов
театра:
кукольный,
пальчиковый,
перчаточный,
настольный,
плоскостной.
Работая
в
тесном
контакте
с
родителями
и
учителем-логопедом,
формируем
у
детей
познавательную
активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит
детям занять активную жизненную позицию. В любом случае на отношение
ребенка к своему дефекту огромное влияние имеет отношение родителей. И то,
какие они дают установки, как настраивают ребенка - играет важную роль в
2
формировании у него отношения к своему речевому дефекту. Если вы хотите
положительного
результата
нашей
работы,
необходимо
дома
закреплять
полученные
навыки,
выполнять
упражнения,
предлагаемые
в
тетрадях,
и
выполнять их не только на выходных, когда вы берете их домой, но и в течение
недели (записывайте себе задания, копируйте и т.д.) Только при каждодневной
работе вы сможете увидеть положительный результат.
На
конкретных
фактах
из
жизни
старших
членов
семьи
(дедушек
и
бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых
подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед
Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.
Каким станет маленький человечек, зависит от родителей и педагога.
Старшие дошкольники живут своим представлением о добре и зле, чести и
бесчестии, у них свои критерии оценки красоты, человеческого достоинства.
Чтобы проникнуть в этот «сказочный дворец детства», быть в нём наставником,
надо, по Сухомлинскому, «стать в какой-то мере ребёнком». Надо безгранично
любить этот мир, любить тех, кто в нём живёт. Становясь другом детей, педагог
должен «возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему»
и быть образцом для подражания.
Дети – это наше будущее, наше самое ценное, самое главное вложение сил,
времени и средств. При воспитании детей с нарушениями речи необходимо
находить золотую середину: не укорять, не упрекать их за дефект, но и не
оставлять его без внимания. Ребенок семи лет, несомненно, может и должен
прийти в школу с совершенно чистым произношением. Но эта работа требует
систематичности, выдержки и терпения – это длительный и кропотливый труд
педагога.
Список используемой литературы:
1.
Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие
для вузов. - Москва: Академ. проект, 2004.
2.
Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования :учеб.
пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Г. М. Шеламова. - Москва: Изд-во
Моск. психолого-соц. ин-та, 2005.
3.
Калягин В.А. Логопсихология, Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — Москва: Академия, 2006.
4.
Косякова О.О. Логопсихология. Ростов на Дону: Издательство: Феникс,
2007.
3