Напоминание

"Формирование толерантного отношения к детям с речевыми нарушениями"


Автор: Устенко Зоя Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Прогимназия №1"
Населённый пункт: г.Лиски, Воронежская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование толерантного отношения к детям с речевыми нарушениями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование толерантного отношения к детям

с речевыми нарушениями»

Устенко З.А., воспитатель ВКК, МКОУ «Прогимназия №1», г. Лиски,

Воронежская обл., май 2019г.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка-одна из важных задач в

общей системе работы по обучению родному языку в современном детском

саду. Главным в деятельности современного педагога считаю толерантность,

гибкость, обучаемость, умение радоваться достижениям детей. Толерантность

здесь

понимается

именно,

как

терпимость

к

детям

с

речевым

дефектом.

Проблема толерантности очень важна в отношении детей, имеющих речевые

нарушения.

Проблемы

речевого

развития

детей

выступают

как

фактор,

снижающий возможности их социального общения

Ребенок

с

хорошо

развитой

речью

легко

вступает

в

общение

с

окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать

вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная

речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношение с людьми и нередко

накладывает

тяжелый

отпечаток

на

его

характер.

Основными

задачами

воспитания детей в нашей «Прогимназии №1» являются:

укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения нарушений

физического и психического развития;

обеспечение

прав

детей

и

родителей

в

получении

необходимого

комплекса коррекционно-образовательных услуг;

осуществление

своевременной

социальной

адаптации

и

интеграции

ребенка в общество;

своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического

развития;

формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у

детей

когнитивных,

речевых,

моторных,

социальных

способностей,

позволяющих

снизить

зависимость

от

посторонней

помощи

и

повысить

социальную компетентность.

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих

нарушения в речи, способствует формированию у «нормы» альтруистического

поведения,

эмпатии

и

гуманности.

Дети

становятся

более

терпимыми

по

отношению друг к другу. Включённость воспитанников с особыми нуждами в

среду

нормально

развивающихся

сверстников

повышает

их

опыт

общения,

формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных

ролевых

и

социальных

позициях,

что

в

целом

повышает

адаптационные

возможности детей. Мою группу посещают дети разных национальностей, это

армяне, дети из Украины, из азербайджана, русские дети. Исторически наше

государство складывается как сообщество разных этносов, культур и религий.

1

Вопрос этот очень актуален сегодня, поскольку изменения, произошедшие в

стране

в

области политики, экономики,

социальных

отношений, вызвали,

в

свою

очередь,

рост

национального

самосознания

этносов.

В

обществе

появилась

тенденция

к

межэтническому

расслоению,

обособлению,

зачастую переходящая в

национальную нетерпимость и

непримиримость.

Согласно

Декларации

принципов

толерантности,

утвержденной

ЮНЕСКО,

толерантность

это

добродетель, которая делает возможным

достижение

мира и способствует замене

культуры

в о й н ы

культурой

м и р а . Она

означает уважение, принятие

и

признание

многообразия культур нашего

мира, форм

самовыражения

и

способов

проявлений

человеческой

индивидуальности.

Поэтому

сегодня, когда

объективная

реальность

заставляет

более

пристальное

внимание

уделять

развитию

культуры

межнациональных

отношений

у

детей,

нужно

особое

внимание

уделять

этнической

толерантности.

Развивать

этническую

толерантность

как

направленность личности следует в процессе образования, создавая условия

для

конструктивного

взаимодействия

с

представителями

иных

этносов.

Наличие

толерантного

педагога,

родителя

есть

необходимое

условие

становления

личности

дошкольника.

В

диалоге

с

семьей

беру

за

основу

принцип

позитивности.

Для

формирования

у

воспитанников

доверия

к

взрослым,

чувства

собственного

достоинства

считаю

важным

трансляцию

уважительного отношения участников образовательного процесса друг к другу,

сотрудничество.

Решаем

эти

задачи

совместно

с

семьей

различными

средствами:

организовали

жизнедеятельность

ребят

так,

чтобы

одни

могли

проявить,

а

другие – увидеть особенное в ком-то или чем-то. Источники соответствующей

информации – фольклорные или литературные персонажи и реальные люди.

Пословицы,

поговорки

разных

народов

похожи

по

смыслу,

перекликаются:

«Вперед взгляни один раз – оглянись пять раз», башкирская; «Семь раз отмерь –

один отрежь», русская; «Язык острее меча», корейская; «Доброе слово – лечит»,

русская. Похожи колыбельные песни, пальчиковые игры, подвижные игры для

детей

разных

народов:

русские,

немецкие,

татарские,

удмуртские. Всё

это

частицы,

создающие

эмоциональную

отзывчивость

у

детей

и

открытость

восприятия другой культуры.

Большое

место

в

работе

с

детьми

принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника.

В

своей

работе

использую

игры

с

бытовыми,

трудовыми,

общественными

сюжетами. А также игры-драматизации по любимым сказкам, потешкам, с

использованием

различных

видов

театра:

кукольный,

пальчиковый,

перчаточный,

настольный,

плоскостной.

Работая

в

тесном

контакте

с

родителями

и

учителем-логопедом,

формируем

у

детей

познавательную

активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит

детям занять активную жизненную позицию. В любом случае на отношение

ребенка к своему дефекту огромное влияние имеет отношение родителей. И то,

какие они дают установки, как настраивают ребенка - играет важную роль в

2

формировании у него отношения к своему речевому дефекту. Если вы хотите

положительного

результата

нашей

работы,

необходимо

дома

закреплять

полученные

навыки,

выполнять

упражнения,

предлагаемые

в

тетрадях,

и

выполнять их не только на выходных, когда вы берете их домой, но и в течение

недели (записывайте себе задания, копируйте и т.д.) Только при каждодневной

работе вы сможете увидеть положительный результат.

На

конкретных

фактах

из

жизни

старших

членов

семьи

(дедушек

и

бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых

подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед

Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.

Каким станет маленький человечек, зависит от родителей и педагога.

Старшие дошкольники живут своим представлением о добре и зле, чести и

бесчестии, у них свои критерии оценки красоты, человеческого достоинства.

Чтобы проникнуть в этот «сказочный дворец детства», быть в нём наставником,

надо, по Сухомлинскому, «стать в какой-то мере ребёнком». Надо безгранично

любить этот мир, любить тех, кто в нём живёт. Становясь другом детей, педагог

должен «возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему»

и быть образцом для подражания.

Дети – это наше будущее, наше самое ценное, самое главное вложение сил,

времени и средств. При воспитании детей с нарушениями речи необходимо

находить золотую середину: не укорять, не упрекать их за дефект, но и не

оставлять его без внимания. Ребенок семи лет, несомненно, может и должен

прийти в школу с совершенно чистым произношением. Но эта работа требует

систематичности, выдержки и терпения – это длительный и кропотливый труд

педагога.

Список используемой литературы:

1.

Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие

для вузов. - Москва: Академ. проект, 2004.

2.

Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования :учеб.

пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Г. М. Шеламова. - Москва: Изд-во

Моск. психолого-соц. ин-та, 2005.

3.

Калягин В.А. Логопсихология, Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — Москва: Академия, 2006.

4.

Косякова О.О. Логопсихология. Ростов на Дону: Издательство: Феникс,

2007.

3



В раздел образования