Напоминание

«Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях»


Автор: Николаенко Елена Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Адаптация младших дошкольников на музыкальных

занятиях»

Из опыта работы музыкального руководителя Николаенко Е.Л.

Ребенок... Малыш... Это маленькое солнышко, чудо, радость для папы и

мамы... Но вот и пора в детский сад. И родители слышат пугающее их слово:

«Адаптация». Им и в голову не приходит, что вместе с малышом они уже

проживали этот процесс. Дословно понятие «адаптация» означает

приспособление. Но это не только приспособление к новым условиям, но и

этап развития находящихся в этом процессе. После момента рождения

малыша ребенок и родители прожили процесс адаптации и каждый получил

свою долю нового для себя.

И вот новый этап в жизни малыша. Он идет в детский сад. Кардинально

меняется обстановка и его окружение. Из мира семьи, где около него

ежеминутно были родные с первых минут жизни люди, он попадает в совсем

иной, разнообразный, привлекательный, но и пугающий его мир. Ребенок

входит в социум.

Для наиболее оптимального и комфортного существования ребенка в период

адаптации одним из компонентов этих условий используется музыка.

Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у

большинства из них постоянный интерес. Чтобы развитие детей в этом

направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по

музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных

возможностей детей.

Термин «маленькие» дети применим скорее к их росту. У «маленьких» детей

нет маленьких проблем, для них все очень важно и серьезно, в их сознании

идет ежесекундная работа, формирующая дальнейшее отношение к миру, и к

нам, взрослым, мотивация поступков, и конечно, их любовь к музыке,

желание творить и познавать. И нельзя решение «маленьких» проблем

перенести на завтра, на следующую неделю.

Моя задача пробудить у малышей желание познать мир музыки.

Какую же роль в период адаптации выполняю я - музыкальный

руководитель?

В этот период у меня не только музыкальная деятельность.

В течение месяца -полутора (это зависит от контингента новичков, от

времени формирования группы и ее состава) регулярно посещаю группу.

Первые посещения только наблюдаю за детьми, у воспитателей получаю

сведения об особенностях каждого ребенка, о его семье, о течении

адаптационного периода. По мере привыкания ребенка к обстановке делаю

первые попытки сближения, т.е. в зависимости от ситуации могу помочь

воспитателям проводить на прогулку, взять ребенка на руки, пожалеть его,

посочувствовать, разглядеть его игрушку, похвалить и т.д.

Наконец, я понимаю, что перестала быть чужой. Дети привыкли к моим

посещениям, чаще идут на контакт. Созрел момент для первого

музыкального занятия. Это занятие должно быть проведено обязательно в

группе и без использования музыкальных инструментов. Голос - это

универсальный музыкальный инструмент, знакомый и доступный детям.

В помощь себе беру игрушку (собачку или кошку). Сообщаю, что к ним

пришли гости. Усаживаю детей вокруг себя, даю возможность пообщаться с

игрушкой и предлагаю послушать меня: «Я сейчас буду петь». И исполняю

песню. Как правило, это песня «Жучка» муз. Клоковой, или «Кошка» муз.

А.Н.Александрова. Первое знакомство с музыкой не должно быть затянуто.

Чаще это всего 4-5 минут, пока детям интересно. Далее могу зайти в группу в

течение дня и предложить детям меня послушать. Каждый раз заостряю

внимание на фразе: «Я пою». Моя задача в этот период - научить детей

слушать меня и пробудить зачатки желания делать как я. Далее прошу детей

помочь спеть для кошки или собачки. Активизирую процесс подпевания:

«Как кошка молочка просила?» «Мяу» «А как спасибо говорила?» «Мур» «А

как Жучка лаяла?».

Следующая установка: «я пою, я широко открываю рот». Открыть рот - это

же так знакомо детям. И они делают это с удовольствием - просто открывают

рот, без звука. Не стоит смеяться, они уже целенаправленно запоминают это

ощущение открытого рта. А затем соединяют эти два действия - открыть рот

и извлечь звук. Вот так дети поняли смысл слова петь. На первом этапе

поощряю любые «упражнения со звуком» - пение, подпевание, допевание,

запаздывающее пение и любой набор звуков. Главное, чтобы ребенок

включился в этот процесс, а не замолчал.

Но вот на занятие Жучка «приносит» погремушку. И опять знакомая тема. Я

пою и манипулирую погремушкой, предлагаю наиболее активным детям

повторить - рукой с погремушкой управляю сама. Даю далее возможность

попробовать каждому ребенку в отдельности, помогая ему, если нужно

(песенка звучит многократно). И, наконец, приношу погремушки для всех

детей. Как правило, к этому времени большая часть детей справляется с

заданием самостоятельно и с удовольствием. Под сопровождение

погремушки теперь уже можно выполнить несложные танцевальные

движения.

Теперь уже дети воспринимают мой приход в группу с радостью, могут

просто подбежать и обнять. Значит пришла пора познакомиться с залом.

В группу приходят игрушки. Я им сообщаю: «Жучка вас приглашает в гости.

Хотите посмотреть, где живут Жучка и Кошка?». Дети озадачены. Но

любопытство берет вверх.

При помощи воспитателя и няни «кучкой» идем в зал, проходим по его

периметру и приближаемся к инструменту . Дети располагаются на

стульчиках около инструмента. Игрушки усаживаю на фортепиано и говорю:

«Сейчас я буду исполнять музыку. Хотите послушать? Жучка и Кошка тоже

любят слушать музыку. А какую вам сыграть музыку - веселую или

грустную?». Чаще дети выбирают веселую. Затем предлагаю помочь мне

«Вы будете хлопать, а я играть».

Игровая форма проведения занятий становится основной. Занятия

превращаются в маленький спектакль. Мы «гуляем» и пляшем,

превращаемся в цветочки и листочки, ищем любимые игрушки и для них

поем, приглашаем в гости игрушки из группы или из дома и учим их тому,

чему уже сами научились, катаемся на лошадке, на поезде, на самолете.

И я рада, когда в конце занятия дети говорят мне: «Мы еще прилетим (или

приедем)», в зависимости от ситуации.

Таким образом, в условиях особого взаимодействия музыкального

руководителя и детей формируется баланс в отношениях взрослый —

ребенок и выстраиваются гармоничные отношения ребенка со сверстниками;

малыши начинают активно проявлять себя в музыкальной деятельности.

При такой организации музыкальной деятельности в период адаптации дети

чувствуют себя комфортно, не испытывают психологических стрессов.



В раздел образования