Автор: Николаенко Елена Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях»
Раздел: дошкольное образование
Статья «Адаптация младших дошкольников на музыкальных
занятиях»
Из опыта работы музыкального руководителя Николаенко Е.Л.
Ребенок... Малыш... Это маленькое солнышко, чудо, радость для папы и
мамы... Но вот и пора в детский сад. И родители слышат пугающее их слово:
«Адаптация». Им и в голову не приходит, что вместе с малышом они уже
проживали этот процесс. Дословно понятие «адаптация» означает
приспособление. Но это не только приспособление к новым условиям, но и
этап развития находящихся в этом процессе. После момента рождения
малыша ребенок и родители прожили процесс адаптации и каждый получил
свою долю нового для себя.
И вот новый этап в жизни малыша. Он идет в детский сад. Кардинально
меняется обстановка и его окружение. Из мира семьи, где около него
ежеминутно были родные с первых минут жизни люди, он попадает в совсем
иной, разнообразный, привлекательный, но и пугающий его мир. Ребенок
входит в социум.
Для наиболее оптимального и комфортного существования ребенка в период
адаптации одним из компонентов этих условий используется музыка.
Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у
большинства из них постоянный интерес. Чтобы развитие детей в этом
направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по
музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных
возможностей детей.
Термин «маленькие» дети применим скорее к их росту. У «маленьких» детей
нет маленьких проблем, для них все очень важно и серьезно, в их сознании
идет ежесекундная работа, формирующая дальнейшее отношение к миру, и к
нам, взрослым, мотивация поступков, и конечно, их любовь к музыке,
желание творить и познавать. И нельзя решение «маленьких» проблем
перенести на завтра, на следующую неделю.
Моя задача пробудить у малышей желание познать мир музыки.
Какую же роль в период адаптации выполняю я - музыкальный
руководитель?
В этот период у меня не только музыкальная деятельность.
В течение месяца -полутора (это зависит от контингента новичков, от
времени формирования группы и ее состава) регулярно посещаю группу.
Первые посещения только наблюдаю за детьми, у воспитателей получаю
сведения об особенностях каждого ребенка, о его семье, о течении
адаптационного периода. По мере привыкания ребенка к обстановке делаю
первые попытки сближения, т.е. в зависимости от ситуации могу помочь
воспитателям проводить на прогулку, взять ребенка на руки, пожалеть его,
посочувствовать, разглядеть его игрушку, похвалить и т.д.
Наконец, я понимаю, что перестала быть чужой. Дети привыкли к моим
посещениям, чаще идут на контакт. Созрел момент для первого
музыкального занятия. Это занятие должно быть проведено обязательно в
группе и без использования музыкальных инструментов. Голос - это
универсальный музыкальный инструмент, знакомый и доступный детям.
В помощь себе беру игрушку (собачку или кошку). Сообщаю, что к ним
пришли гости. Усаживаю детей вокруг себя, даю возможность пообщаться с
игрушкой и предлагаю послушать меня: «Я сейчас буду петь». И исполняю
песню. Как правило, это песня «Жучка» муз. Клоковой, или «Кошка» муз.
А.Н.Александрова. Первое знакомство с музыкой не должно быть затянуто.
Чаще это всего 4-5 минут, пока детям интересно. Далее могу зайти в группу в
течение дня и предложить детям меня послушать. Каждый раз заостряю
внимание на фразе: «Я пою». Моя задача в этот период - научить детей
слушать меня и пробудить зачатки желания делать как я. Далее прошу детей
помочь спеть для кошки или собачки. Активизирую процесс подпевания:
«Как кошка молочка просила?» «Мяу» «А как спасибо говорила?» «Мур» «А
как Жучка лаяла?».
Следующая установка: «я пою, я широко открываю рот». Открыть рот - это
же так знакомо детям. И они делают это с удовольствием - просто открывают
рот, без звука. Не стоит смеяться, они уже целенаправленно запоминают это
ощущение открытого рта. А затем соединяют эти два действия - открыть рот
и извлечь звук. Вот так дети поняли смысл слова петь. На первом этапе
поощряю любые «упражнения со звуком» - пение, подпевание, допевание,
запаздывающее пение и любой набор звуков. Главное, чтобы ребенок
включился в этот процесс, а не замолчал.
Но вот на занятие Жучка «приносит» погремушку. И опять знакомая тема. Я
пою и манипулирую погремушкой, предлагаю наиболее активным детям
повторить - рукой с погремушкой управляю сама. Даю далее возможность
попробовать каждому ребенку в отдельности, помогая ему, если нужно
(песенка звучит многократно). И, наконец, приношу погремушки для всех
детей. Как правило, к этому времени большая часть детей справляется с
заданием самостоятельно и с удовольствием. Под сопровождение
погремушки теперь уже можно выполнить несложные танцевальные
движения.
Теперь уже дети воспринимают мой приход в группу с радостью, могут
просто подбежать и обнять. Значит пришла пора познакомиться с залом.
В группу приходят игрушки. Я им сообщаю: «Жучка вас приглашает в гости.
Хотите посмотреть, где живут Жучка и Кошка?». Дети озадачены. Но
любопытство берет вверх.
При помощи воспитателя и няни «кучкой» идем в зал, проходим по его
периметру и приближаемся к инструменту . Дети располагаются на
стульчиках около инструмента. Игрушки усаживаю на фортепиано и говорю:
«Сейчас я буду исполнять музыку. Хотите послушать? Жучка и Кошка тоже
любят слушать музыку. А какую вам сыграть музыку - веселую или
грустную?». Чаще дети выбирают веселую. Затем предлагаю помочь мне
«Вы будете хлопать, а я играть».
Игровая форма проведения занятий становится основной. Занятия
превращаются в маленький спектакль. Мы «гуляем» и пляшем,
превращаемся в цветочки и листочки, ищем любимые игрушки и для них
поем, приглашаем в гости игрушки из группы или из дома и учим их тому,
чему уже сами научились, катаемся на лошадке, на поезде, на самолете.
И я рада, когда в конце занятия дети говорят мне: «Мы еще прилетим (или
приедем)», в зависимости от ситуации.
Таким образом, в условиях особого взаимодействия музыкального
руководителя и детей формируется баланс в отношениях взрослый —
ребенок и выстраиваются гармоничные отношения ребенка со сверстниками;
малыши начинают активно проявлять себя в музыкальной деятельности.
При такой организации музыкальной деятельности в период адаптации дети
чувствуют себя комфортно, не испытывают психологических стрессов.