Автор: Ащеулова Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 21 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: «Педагогические и психологические аспекты общения воспитателя с детьми дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Педагогические и психологические аспекты
общения воспитателя с детьми дошкольного возраста»
Ащеулова Ирина Васильевна
воспитатель МАДОУ № 21
«Детский сад комбинированного вида»
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что в воспитании всѐ основано на
личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из жи-
вого источника человеческой личности. Только личность формирует другую лич-
ность, только характером можно образовать характер.
Где же тот канал, по которому «изливается воспитательная сила педагога?
Единственным таким каналом является общение воспитателя с детьми.
Межличностные отношения в педагогическом процессе включает две сто-
роны:
−
Внутренняя, невидимая – «педагогическое отношение»;
−
Внешняя, проявляемая – «педагогическое общение».
Выделяют следующие типы отношения воспитателя к детям:
1.
Устойчиво-положительный – ровное душевное отношение к детям, забота о
них, преобладание положительной оценки действий детей. Воспитатель сло-
вом, улыбкой, жестом даѐт понять, что ребѐнок ему небезразличен.
2.
Пассивно-положительный – преобладает ситуативность поведения педагога.
Оценка зависит от настроения, тон нередко сухой, официальный.
3.
Неустойчивый – ситуативность поведения при общей положительной направ-
ленности.
4.
Открыто отрицательный – негативное отношение к детям, к педагогической
работе. Педагог подчѐркивает, что он «выше детей». Создаѐтся напряжѐнная
атмосфера, вызывающая противостояние детей требованиям воспитателя.
5.
Пассивно-отрицательный – скрытая отрицательная направленность к детям, к
работе. Внешне может создаваться впечатление порядка, хорошей организа-
ции, но в душе – безразличие к детям.
Внешняя сторона межличностных отношений выражается в педагогическом об-
щении.
Общение осуществляется через педагогические воздействия. В процессе
общения воспитатель воздействует на детей осознанно и неосознанно.
Осознаваемые педагогические воздействия воспитатель строит сознательно,
чтобы прямо или косвенно воздействовать на детей.
Неосознаваемые педагогические воздействия – воспитатель не осознаѐт, но
объективно они воздействуют на ребѐнка, формируя его личность.
А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребѐнка только
тогда, когда с ним разговариваете, или приучаете его, или приказываете ему. Вы
воспитываете его в любой момент, даже тогда, когда вас нет дома… В воспита-
тельной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечас-
но, из них складывается жизнь.
Неосознаваемые воздействия – это внешнее проявление, выражение лично-
сти педагога: его характера, кругозора, интеллекта.
Воздействия могут быть прямые и косвенные. Прямые воздействия прямо
обращены к детям. Это объяснение, показ, указание, одобрение, порицание.
Косвенными считаются воздействия через других лиц, или через опреде-
лѐнную организацию со сменой деятельности, или через оценку деятельности де-
тей.
Наиболее эффективны в воспитании дошкольников, косвенные воздействия:
через игру, сказку, песню, произведения искусства. Известно, что произведения
искусств дают возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, и в
процессе этого переживания усвоить нравственную норму несравнимо глубже,
чем ту же нравственную норму, сообщаемую ребѐнку взрослым.
Что такое общение?
Прежде всего – это деятельность, но со своими специфическими свойствами. Об-
щение возможно только при наличии не менее двух партнѐров.
Таким образом, скорее это взаимодействие с целью обмена разнообразной
информацией, а также для согласования действий по совместному достижению
цели в определѐнном виде деятельности:
−
цели и мотивы;
−
способы и средства;
−
предмет деятельности.
В разных формах общения эти характеристики разные. Формы общения детей во
многом зависят от возраста.
Младенец желает привлечь к себе внимание взрослых, чтобы с ним погово-
рили ласково, переменили позу, поменяли пелѐнки и т.д. Это первоначально воз-
никающая форма общения получила название ситуативно-личностной формы об-
щения или непосредственно эмоциональной.
Какие средства для поддержания общения выбирает малыш? Это вокализа-
ции, яркая мимика, выражение радости от общения ввиде так называемого «ком-
плекса оживления»
В процессе ситуативно – личностного общения происходят важные для ре-
бѐнка изменения психики. Вскидывании ручек в момент оживления становится
начальным этапом хватания, которое необходимо для предметного манипулиро-
вания – ведущего вида деятельности этого возраста.
Со второго полугодия жизни ребѐнок хорошо захватывает предметы, мани-
пулирует ими, начинает садиться. Круг интересов существенно расширяется, ре-
бѐнок овладевает предметной деятельностью. Взрослый, вступая в общение с ре-
бѐнком, показывает ему новые игрушки, новые способы действия с игрушками и
другими предметами. С помощью взрослого ребѐнок быстрее осваивает окружа-
ющий мир. А это значит, что со взрослыми интересно. Мотивом общения с этого
времени становится взаимодействие со взрослым для скорейшего достижения ре-
зультата в игровой или практической деятельности. Средства общения на этом
этапе:
−
локомоции (приближение и удаление);
−
предметные мануальные действия (прикосновение, ощупывание рук и
одежды, протягивание и вручение игрушек).
Эту новую форму общения называют ситуативно-деловой формой общения.
В форме ситуативно-делового общения развивается предметная деятельность, и
складываются условия для появления первых слов. Ситуативно-деловая форма
общения сохраняется и в более старшем возрасте, но средства общения становят-
ся более сложными, завуалированными. Зачастую дети выполняют игровую и
трудовую операции главным образом для того, чтобы на них обратили внимание,
похвалили. Одновременно происходит и обратный процесс: похвала взрослого,
готовность общаться стимулирует игровую и трудовую деятельность дошкольни-
ков. Вот почему так важна положительная оценка, похвала в общении с ребѐнком.
Д.Б. Эльконин предположил, что именно распространение эмоций, родив-
шихся в сфере общения с окружающими, на новые виды деятельности, выводят
ребѐнка из состояния сосредоточенности на одном человеке и переводят его вни-
мание на окружающие предметы и взаимоотношения между ними.
Возникает внеситуативно познавательная форма общения. Для неѐ харак-
терно появление вопросов «почему?», «отчего?», «как?». Возникновение вопросов
означает переход малыша на более высокую ступень развития психических про-
цессов. Изменяются и мотивы общения ребѐнка со взрослыми. Теперь ребѐнку
необходимо узнать как можно больше об окружающем мире, о взаимозависимо-
сти. Ответы на его вопросы рождают новые вопросы, и поэтому вопросам не вид-
но конца. Как относиться к этому явлению? Главное – показать ребѐнку серьѐз-
ное отношение к его вопросам. Можно предложить ему подумать вместе или ска-
зать, что ответ вы поищете в книгах. Но нельзя погасить любознательность ма-
лыша.
Переход к внеситуативно-познавательной форме общения знаменует гро-
мадный сдвиг в психическом развитии дошкольников. Происходит настоящий пе-
реворот в психике, на более высокий уровень поднимается чувственное познание,
стимулируются новые формы мышления.
С 3-4 лет дошкольник начинает осознавать себя как субъект общества, по-
нимать, что вокруг него такие же люди. С этого времени внимание ребѐнка начи-
нают привлекать взаимоотношения не только в мире вещей, но и в мире людей.
Возникает наивысшая ситуативно-личностная форма общения.
Еѐ мотивы: потребность ребѐнка в уважении к себе, как личности, желание све-
рить со взрослыми свои ощущения, получить оценку поступка и привести еѐ в со-
ответствие со своей оценкой, потребность участвовать в жизни общества.
Средство общения как и при внеситуативно-познавательной форме служит
речь, однако при этом речь несѐт двойную нагрузку: как средство общения с
окружающими людьми (межличностная), как средство организации собственных
психических процессов на вербальном уровне (внутри личностную).
Ребѐнок становится способным к самооценке и к саморегуляции. Порой
воспитатели сетуют на частые жалобы детей по разному поводу. Имея ввиду вы-
шесказанное, можно рассматривать большинство жалоб как стремление вступить
в личностный контакт с воспитателем, чтобы сверить с ним свои оценки и приве-
сти их в соответствие с оценками взрослого. Воспитателю следует быть внима-
тельным и распознавать такие жалобы, чтобы правильно на них реагировать.
Итак, общение со взрослыми – это решающий фактор развития ребѐнка, через
взрослых он познаѐт мир, взаимоотношения в этом мире, поступает по ступень-
кам психического и умственного развития. Для этого необходимо, чтобы общение
было правильно организованно. Воспитатель должен уметь распознавать, на ка-
ком уровне общения находится ребѐнок и опираясь на достигнутый уровень до-
биваться перехода на более высокую стадию общения.
Бывает так, что до конца дошкольного детства интересы ребѐнка ограниче-
ны предметными действиями, высказывания касаются, в основном, окружающих
предметов или сиюминутных событий. Это говорит о серьѐзном отставании в раз-
витии общения.
Как определить уровень общения ребѐнка? Уровень общения определяется
по
наивысшим
достижениям
во
внеситуативном
общении,
т.к.
это
общение
наиболее сложное. Поэтому, для определения уровня общения, воспитатель во-
влекает детей в разные виды деятельности и отмечает высказывания и поведение
ребѐнка в ходе этой деятельности. Так известно, что познавательное общение
начинается с вопросов «почему?», «отчего?», «как?» примерно к 3 годам. Овла-
деть этим видом общения в норме ребѐнок должен к 4-5 годам. О достаточном
уровне общения говорят следующие признаки:
−
ребѐнок увлечѐн беседой, активно высказывается без отступлений от темы
беседы;
−
задаѐт разнообразные вопросы по теме беседы.
При несформированном познавательном общении ребѐнок 4-5 лет часто отвлека-
ется, перескакивает с одной темы на другую.
Внеситуативно – личностное общение сложно для дошкольников по следу-
ющим причинам:
−
некоторые события, по поводу которых нужно высказаться не содержат
опоры на наглядный материал, не могут быть представлены в реальной
жизни. Это определѐнная абстракция.
−
вступая в личностное общение, ребѐнок должен уметь анализировать своѐ
состояние, ощущения и уметь передать это в словах другому человеку.
−
такое общение предполагает способность ребѐнка понимать и учитывать
мнение другого человека, согласовывать свои оценки с оценками взрослого.
Определить уровень развития личностного общения можно в результате
анализа работ детей по изодеятельности или любой продуктивной деятельности
(анализируют дети).
При сформированном внеситуативно-личностном общении
−
оценки ребѐнка развѐрнуты, глубоки;
−
оценка объективна и не зависит от взаимоотношений;
−
оцениваются не только внешние признаки, но и характер, поступки, причи-
ны поступков.
Проверить уровень личностного общения можно в беседах «Как мы играли?»,
«Как мы трудились?», в обсуждении прочитанных книг, если это обсуждение по-
строено не на воспроизведение текста, а на анализе событий, характеристике дей-
ствий героев, а так же в повседневной жизни.
Внеситуативно-личностное развитие можно считать достаточно сформиро-
ванным если
−
дошкольник активно ищет бесед на личностные темы, с интересом поддер-
живает такие беседы, начатые взрослым;
−
его споры нацелены на уточнение, проверку того, правильно ли он понима-
ет, как нужно в этом случае поступить;
−
несогласие педагога его огорчает, но не вызывает отказа от деятельности, а
влечѐт еѐ усовершенствование;
−
малыш может обсуждать отвлечѐнные темы, связанные с взаимоотношени-
ями людей.
Как перевести ребѐнка на более высокий уровень общения? Этого можно добить-
ся с помощью специальных занятий. Общий принцип организации таких занятий:
−
опережающая инициатива педагога;
−
взрослый даѐт ребѐнку образцы такого общения, которым ребѐнок пока не
владеет.
Внеситуативно-познавательное общение формируется в беседах с детьми на
познавательные темы. Начать следует с того уровня, которого дети уже до-
стигли. Вначале к беседе привлекается разнообразный наглядный материал,
делается опора на личный опыт детей. Материал первых бесед должен быть
несложным, но увлекательным, например, беседы «От зѐрнышка до яблочка»,
«Из чего делают сыр?». Воспитатель побуждает детей к активности, хвалит за
интересные вопросы по теме, стимулирует вопросы и высказывания. То есть
втягивает детей в общение. Такие беседы проводятся 1-2 раза в неделю, посте-
пенно познавательные беседы всѐ меньше опираются на наглядный материал,
продолжительность их увеличивается. Можно считать, что цель достигнута,
если
−
дети достаточно часто и увлечѐнно беседуют на познавательные темы;
−
проявляют инициативу в разговоре со взрослыми о предметах и явлени-
ях, не представленных в личной ситуации.
Литература:
1.
Белкина В. Н. «Педагогическая регулирование взаимодействия детей со
сверстниками» Ярославль 2000 г.
2.
Белкина В. Н. «Психология раннего и дошкольного детства» Ярославль
1998 г.
3.
Бодалев А. А. Личность и общение М. 1983г.
4.
Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя
детского сада 2-е издание М. 1985г.
5.
Возрастные
особенности психического
развития
детей
/
под
редакцией
Дубровиной И. В., Лисиной М. И., М. 1982г.
6.
Галигузова Л. Н., Смирнова О. Е. Ступени общения: от года до шести М.
1996г.
7.
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учите детей общению. Характер, коммуни-
кабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль
1997г.
8.
Коломинский Я., Панько Е. «Что такое педагогическое общение» //журнал
«Дошкольное воспитание» 1985 г. №6
9.
Леонтьев А. А. Психология общения М. 1997
10.
Лисина М. И. «Проблемы онтогенеза общения» Москва 1986 г.
11.
Социально-психологическая характеристика группы сверстников детского
сада /под редакцией Репиной Т. А. Москва 1986/1987 гг.