Автор: Курбачева Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Семицветик" г. Белоярский"
Населённый пункт: город Белоярский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение грамоте детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Белоярский район
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение Белоярского района
"Детский сад "Семицветик" г. Белоярский"
(МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский)
Методическая разработка,
обеспечивающая реализацию ФГОС дошкольного
образования (из опыта работы)
по образовательной области речевое развитие
Планирование образовательной деятельности
по звуковой культуре речи и подготовки к обучению
грамоте
для детей 2-7 лет
Автор: Курбачева Оксана Викторовна
воспитатель высшей категории
учитель-логопед первой категории
МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский»
г. Белоярский
МАДОУ
«
Детский
сад
«
Семицветик
»
г
.
Белоярский
»|
Курбачева
О
.
В
. «
Планирование
образовательной
деятельности
по
звуковой
культуре
речи
и
обучению
грамоте
детей
2-7
лет
»
1
2019 год
Сод
е
ржани
е
1. Вв
е
д
е
ни
е
………………………………………………………………………3
2.
О
с
новн
ая
ч
ас
ть……………………………………………………………..8
2.1. Цели и задачи методической разработки……………………………8
2.2.М
е
х
а
низм р
еа
лиз
а
ции обобщ
е
нной мод
е
л и «Р
а
звити
я
н
а
выков звуко-
букв
е
нного
а
н
а
лиз
а
и подготовки к обуч
е
нию гр
а
мот
е
»..10
3. З
а
ключ
е
ни
е
………………………………………………………………...20
4. Спи
с
ок и
с
пользу
е
мых и
с
точников……………………………………….23
5. Прилож
е
ни
я
………..………………………………………………………24
МАДОУ
«
Детский
сад
«
Семицветик
»
г
.
Белоярский
»|
Курбачева
О
.
В
. «
Планирование
образовательной
деятельности
по
звуковой
культуре
речи
и
обучению
грамоте
детей
2-7
лет
»
2
Вв
е
д
е
ни
е
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом
месте
стоит
задача
развития
ребенка,
которое
позволит
сделать
более
эффективным и качественным процесс обучения и воспитания. Установка на
развитие
—
современная
стратегия
обучения
родному
языку
детей
дошкольного возраста.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными
процессами,
памятью,
мышлением
воображением,
эмоциями.
Все
эти
процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном
возрасте. Своевременное
овладение
правильной
хорошо
развитой
речью
имеет
важное
значение
для
формирования
полноценной
личности.
К.С.
Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира». Человек с хорошо развитой
речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и
желания,
задавать
вопросы,
договариваться
с
партнерами
о
совместной
деятельности,
руководить
коллективом.
И
наоборот,
неясная
бедная
речь
весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает
тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь
является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, а
недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность
малыша
в
своих
силах,
а
это
будет
иметь
далеко
идущие
негативные
последствия.
Согласно
ФГОС
ДО
содержание
образовательной
области
«Речевое
развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и
навыков
речевого
общения
с
окружающими
на
основе
владения
литературным
языком
своего
народа
и
является
одним
из
приоритетных
направлений
системы
дошкольного
образования.
Поэтому
определение
направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших
педагогических
задач.
Проблема
развития
речи
является
одной
из
актуальных.
К
сожалению,
количество
детей,
которые
могут полноц
е
нно
овл
а
д
е
ть н
а
вык
а
ми родного
я
зык
а
в дошкольном возр
ас
т
е, с каждым годом
уменьшается.
МАДОУ
«
Детский
сад
«
Семицветик
»
г
.
Белоярский
»|
Курбачева
О
.
В
. «
Планирование
образовательной
деятельности
по
звуковой
культуре
речи
и
обучению
грамоте
детей
2-7
лет
»
3
Ежегодное обследование детей средних групп в МАДОУ «Семицветик»
с 2014 по 2019 года показывает увеличение количества детей (81% - 93%) с
нарушениями
в
речевом
развитии.
Поэтому
необходимо
выстроить
целенаправленный
образовательный процесс, который будет объединять
всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов)
одной темой и используемой технологией
.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя:
1) овладение речью как средством общения и культуры;
2) обогащение активного словаря;
3)
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи;
4) развитие речевого творчества;
5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
6)
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры,
фонематического
слуха;
7)
формирование
звуковой
аналитико-синтетической
активности
как
предпосылки обучения грамоте.
Подготовка
к
обучению
грамоте
занимает
особое
место
в
развитии
детской речи. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят
его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в
целом.
Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом
аналитико-синтетическом
методе
обучения
чтению,
предложенном
К.
Д.
Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со
звуками
происходит
при
выделении
их
непосредственно
из
живой
речи. Сначала
усваиваются
гласные
звуки
а,
о,
и,
е,
у,
ы.
Задания
усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а
затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только
после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что
научить детей определять согласные в составе слова — это самая важная и
сложная задача, она является «ключом к чтению».
В
большинстве
случаев
сегодня
используются
варианты
звукового
аналитико - синтетического метода (звуко - слоговой метод В.Г. Горецкого,
В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько; метод Д.Б. Эльконина и др.).
В основе этого
метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной
МАДОУ
«
Детский
сад
«
Семицветик
»
г
.
Белоярский
»|
Курбачева
О
.
В
. «
Планирование
образовательной
деятельности
по
звуковой
культуре
речи
и
обучению
грамоте
детей
2-7
лет
»
4
фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за
ней гласной фонемы.
Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение,
чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д.Б.Эльконин считал, что
от
того,
как
ребенку
будут
открыты
звуковая
действительность
языка,
строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка -
грамматики и связанной с ней орфографии.
Готовность
к
обучению
грамоте
заключается
также
в
достаточном
уровне развития аналитико - синтетической деятельности, поскольку уже
первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений
анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Таким образом, в подготовку к обучению грамоте входят общеречевая и
специальная языковая (когнитивная) и речевая (рефлексивная) подготовка,
связанная с анализом языковых явлений, с развитием речевой рефлексии, а
также развитие личности дошкольника.
В настоящее время существует большое количество методик
по подготовке к обучению грамоте дошкольников. Методическая
сложность работы заключается в том, что нет структурированной
и
последовательной
(по
принципу:
от
простого
–
к
сложному)
методической
разработки
по
подготовке
к
обучению
грамоте
дошкольников 2 – 7 лет. Использование разных методик в разные
возрастные
периоды
дошкольного
возраста,
как
показывает
практика,
не
способствует
подготовке
в
ходе
дошкольного
обучения
функционально – грамотной личности.
Актуальность методической
разработки обусловлена поиском путей
совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей среднего
и старшего дошкольного возраста и звуковой культуры речи детей младшего
дошкольного
возраста,
с
учетом
тенденций
развития
всей
системы
образования,
современной
научной
и
научно-методической
литературы,
предполагающей единство содержания и методов обучения грамоте детей
дошкольного возраста.
Новизна методической разработки заключается в структурированной и
последовательной подготовке к обучению грамоте детей среднего и старшего
дошкольного
возраста
и
звуковой
культуры
речи
детей
младшего
дошкольного
возраста
с
использованием
современных
инновационных
и
здоровьесберегающих технологий, цель которых – предупреждение ошибок в
МАДОУ
«
Детский
сад
«
Семицветик
»
г
.
Белоярский
»|
Курбачева
О
.
В
. «
Планирование
образовательной
деятельности
по
звуковой
культуре
речи
и
обучению
грамоте
детей
2-7
лет
»
5
чтении и письме, развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных
способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Как известно,
технологический
подход,
то
есть
новые
педагогические
технологии
гарантируют
достижения
дошкольника
и
в
дальнейшем
гарантируют
их
успешное
обучение
в
школе,
что
является
основанием
преемственности
дошкольного
и н
а
ч
а
льного общ
е
го обр
а
зов
а
ни
я
. Также разработаны темы
недели
(Приложение
1,
2,
3,
4,
5)
для
каждого
возрастного
периода
дошкольного
возраста,
что
помогает
выстроить
целенаправленный
образовательный
процесс,
который
будет
объединять
всех
участников
образовательного процесса.
Практическая значимость обусловлена тем, что методики, приемы и
технологии и формы работы с детьми, используемые в процессе реализации
методической
разработки, подобраны
из
числа
адаптированных
к
особенностям
физиологии
и
психологии
ребёнка.
Образовательная
деятельность
осуществляется
средствами
игры,
являющейся
основной
формой
работы
с
детьми
дошкольного
возраста
и
ведущим
видом
деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и
задания
позволяют
развить
оптико-пространственные
представления,
расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать
свои мысли, проявлять словесное творчество, то есть развивают грамотность
ребенка.
К методической разработке
для каждой темы недели разработано
перспективное
планирование
(Приложение
6,
7,
8,
9,
10)
и
составлены
тщательно
продуманные
технологические
карты
образовательной
деятельности
(Приложение
11,
12,
13,
14,
15)
для
каждого
возрастного
периода
дошкольного
возраста
с
наглядным
материалом,
что
оказывает
существенную помощь молодым специалистам.
Методическая
разработка
является
«открытой»
и
предусматривает
вариативность,
интеграцию,
изменения
и
дополнения
по
мере
профессиональной необходимости.
Цели и задачи программы
Цель
программы
– формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Исходя из цели, ставятся задачи:
овладение речью, как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
МАДОУ
«
Детский
сад
«
Семицветик
»
г
.
Белоярский
»|
Курбачева
О
.
В
. «
Планирование
образовательной
деятельности
по
звуковой
культуре
речи
и
обучению
грамоте
детей
2-7
лет
»
6
развитие связной речи;
грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование
звуковой
аналитико
–
синтетической
активности
как
предпосылки обучения грамоте.
Т
е
ор
е
тич
ес
кой
о
с
новой
опыт
а
я
вл
я
ют
ся:
теоретические
положения,
разработанные П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным
Программа составлялась в соответствии с принципами развития речи:
Принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи;
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
Принцип обеспечения активной языковой практики;
Принцип формирования элементарного осознания языка;
Принцип развития языкового чутья.
При
составлении
технологических
карт
образовательной
деятельности
применялись
следующие методы и приемы развития речи.
Методы:
наглядные
(непосредственное
наблюдение
и
его
разновидности
(наблюдения
в
природе,
целевые
прогулки,
экскурсии,
опосредованное
наблюдение
(изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, презентаций));
словесные
(чтение
и
рассказывание
художественных
произведений,
заучивание
наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный
материал);
практические
(дидактические
игры,
игры
драматизации,
инсценировки,
дидактические упражнения, хороводные игры, пластические этюды, икт).
Приемы:
o
словесные
(речевой
образец,
повторное
проговаривание,
объяснение,
указания,
вопрос, положительная оценка детской речи);
o
наглядные
(показ
иллюстративного
материала,
показ
положения
органов
артикуляции при обучении правильному звукопроизношению);
o
игровые (игровое событийное развертывание, игровые проблемно – практические
ситуации,
игра
драматизация
с
акцентом
на
эмоциональное
переживание,
имитационно – моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические
игры).
Содержание программы делится на 3 этапа обучения:
1 этап – формирование звуковой культуры речи (младший дошкольный возраст);
2
этап
– подготовка
к
звуковому
анализу
слова,
развитие
фонематического
слуха,
ознакомление со слоговым составом слова (средний дошкольный возраст);
МАДОУ
«
Детский
сад
«
Семицветик
»
г
.
Белоярский
»|
Курбачева
О
.
В
. «
Планирование
образовательной
деятельности
по
звуковой
культуре
речи
и
обучению
грамоте
детей
2-7
лет
»
7
3 этап - знакомство со всеми звуками и буквами русского языка, формирование навыков
звукобуквенного анализа слов, ознакомление со словесным составом предложения.
Задачи и содержание работы первого этапа обучения грамоте дошкольников.
Младший дошкольный возраст (2-4 года).
Содержание занятий по подготовке к обучению грамоте в младшей
группе заключается в развитии звуковой культуры речи. Развитие звуковой
культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного
языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и
фраз,
правильного
речевого
дыхания,
а
также
умения
использовать
достаточную
громкость
голоса,
нормальный
темп
речи
и
различные
интонационные
средства
выразительности
(мелодику,
логические
паузы,
ударения, темп, ритм и тембр речи).
На данном возрастном этапе большое внимание педагога направлено
на
развитие
у
ребенка
слухового
восприятия,
которое,
как
доказали
исследователь детской речи (А.Н. Гвоздев, В.И. Бельткжов, Н.Х. Швачкин,
Г.М.
Лямина
и
другие),
развивается
очень
рано.
Развитие
слухового
восприятия
является
важной
предпосылкой
для
формирования
звукопроизношения.
Благодаря
хорошо
развитому
слуховому
восприятию
ребенок овладевает умением слышать и дифференцировать различные звуки,
различать громкость и скорость их произнесения. Поэтому в образовательной
деятельности используются игры
и упражнения, обучающие слушать и
слышать
речь
окружающих
(игры:
«Где
позвонили?»,
«Скажи,
что
ты
слышишь?» и т.д.).
Работе
по
формированию
звукопроизношения
уделяется
самое
серьезное внимание. В течение учебного года отрабатывается произношение
всех звуков русского языка, кроме групп шипящих и соноров. Обучение
звукопроизношению начинается с гласных звуков: А, У, О, И, и простых по
артикуляции
согласных:
М,
Н,
П,
Б,
В,
Ф,
Т,
Д,
несмотря
на
то,
что
большинство малышей этого возраста могут правильно их произносить.
Задачи:
развивать
понимание
речи
и
активизация
словаря
на
основе
расширения
ориентировки детей в ближайшем окружении;
развивать
умение
по
словесному
указанию
педагога
находить
предметы
по
названию, цвету, размеру;
упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных
звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении
звукоподражаний, слов, нескольких фраз;
развивать
артикуляционный
и
голосовой
аппарат,
речевое
дыхание,
слуховое
внимание;
МАДОУ
«
Детский
сад
«
Семицветик
»
г
.
Белоярский
»|
Курбачева
О
.
В
. «
Планирование
образовательной
деятельности
по
звуковой
культуре
речи
и
обучению
грамоте
детей
2-7
лет
»
8
формировать умение пользоваться высотой и силой голоса;
формировать
умение
отвечать
на
простейшие
и
более
сложные
вопросы;
поощрение попыток детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя
рассказать об изображённом на картине, о новой игрушке, о событии из личного
опыта;
во
время
игр-инсценировок
формировать
умение
повторять
несложные
фразы,
формировать умение слушать небольшие рассказы.
Режим занятий: занятия в количестве 30 (в первой младшей группе 28 занятий в
учебном
году,
так
как
первый
учебный
месяц
является
адаптационным
периодом)
в
учебном году, проводятся 1 раз в неделю с октября в первой младшей группе и с сентября
во второй младшей группе по май, длительностью 10 минут – первая младшая группа (2-3
года),
15
минут
–
вторая
младшая
группа
(3-4
года),
включая
в
себя
игровые,
занимательные
упражнения,
сопровождаемые
иллюстрированным
материалом,
упражнения для развития артикуляционной, мелкой и общей моторики, физминутки, в
соответствии с темой недели.
МАДОУ
«
Детский
сад
«
Семицветик
»
г
.
Белоярский
»|
Курбачева
О
.
В
. «
Планирование
образовательной
деятельности
по
звуковой
культуре
речи
и
обучению
грамоте
детей
2-7
лет
»
9