Автор: Завьялова Светлана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ "Белочка"
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко – Сале
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Что такое доброта?"
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД » ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»
г. ТАРКО – САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
ВОСПИТАТЕЛЬ: С.В. ЗАВЬЯЛОВА
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?»
Пояснительная записка
В
нашем
детском
саду
одна
и
годовых
задач
на
2018
–
2019
учебный
год
«Совершенствование
работы
по
социально
–
коммуникативному
развитию
воспитанников
в
соответствии
с
ФГОС
ДО.
формирование
навыков
общения
у
дошкольников,
социально
приемлемых
форм
поведения
и
моральных
норм,
через
проектную деятельность. На основании этого была организована проектная деятельность
по реализации проекта «Что такое доброта?»
Проект «Что такое доброта?»
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Сроки реализации проекта: октябрь - ноябрь
Тип проекта: групповой, социально – коммуникативный, познавательный, творческий.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное,
художественно – эстетическое, речевое развитие.
Актуальность
Социально
–
коммуникативное
развитие
детей
относится
к
числу
важнейших
проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с
особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит
воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях
людей,
в
трудовой
деятельности.
Следовательно,
в
рамках
реализации
ФГОС
и
содержании
образовательной
деятельности
необходимо
большое
внимание
уделить
достижению целей и решению задач социально – коммуникативного развития.
Дети
дружат, ссорятся, мирятся, обижаются. Все это происходит в процессе
общения между ними. В наше время в общении между детьми все чаще приходится
наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь
сверстнику,
посочувствовать,
порадоваться
вместе
с
ним.
Искажения
нравственного
сознания,
эмоциональная,
волевая,
душевная
и
духовная
незрелость
прослеживаются
сегодня
у
детей
дошкольного
возраста.
Поэтому,
главной
целью,
которой
является
формирование
первоначальных
представлений
о
нравственных
чувствах
и
эмоциях
представляется на сегодняшний момент очень актуальной.
Цель проекта
Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению
коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо
других людей.
Задачи проекта:
1. Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;
положительное отношение ко всем людям.
2. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве
человека.
3. Закреплять знание правил вежливого общения.
4. Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать
умения высказывать свою точку зрения;
5. Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других
людей, принести им пользу.
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:
обогащение предметно – развивающей среды;
Создать развивающее пространство в группе необходимо руководствуясь принципами:
насыщенность среды;
трансформируемость;
полифункциональность;
вариативность;
доступность;
безопасность.
Организовать предметно – пространственную среду в соответствии с ФГОС – центры
активности:
В работу с детьми включить:
чтение художественной литературы;
просмотр мультфильмов;
беседы;
игровую деятельность;
наблюдения;
рисование и лепку;
конструирование и аппликацию;
решение проблемных ситуаций;
проведение акции.
Ожидаемые результаты по проекту:
1.
Создание в группе необходимых условий по приобщению к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми.
2.
Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
3.
Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
4.
Обогатился словарный запас по данной теме.
5.
Воспитание гуманных чувств.
Форма проведения итогового мероприятия проекта
Игра – путешествие «В поход за «Цветочком «Добра»
Проект реализуется в 3 этапа:
1. Подготовительный этап
подбор иллюстративного, художественного и дидактического материала и
оборудования для бесед и сюжетно – ролевых игр с детьми.
2. Основной этап
План реализации проекта.
Виды деятельности
Формы методы
Игровая
Игры по формированию общения: «Учимся общаться»,
«Давайте поздороваемся», «Комплименты»
(Приложение № 1)
Игры
по
социально-коммуникативному
развитию
в
средней группе «Назови себя», «Назови ласково», «Замри»,
«Словарь вежливых слов»,
«Вежливо - невежливо», «Можно
– нельзя» (Приложение № 2)
Сюжетно - ролевые игры: «Семья»; «День рождения»;
«Парикмахерская», «Большая стирка».
(Приложение № 3 )
Игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом»
(Приложение № 4 )
Игровые и проблемные ситуации, направленные на
усвоение детьми общественных норм и ценностей,
принятых в обществе «Вежливая просьба», «Об
уступчивости», «Утешение», «Обращение к взрослому
человеку», решение проблемных ситуаций»
(Приложение № 5)
Упражнения, этюды, игры, направленные на развитие
познавательной и эмоционально-личностной сферы
« Жадный пес», «Спаси птенца», «Найди друга»,
«"Позитрон». (Приложение № 6 )
Подвижные и хороводные игры: игра с мячом «Добрые и
вежливые слова»; игра «Волшебные заросли», «Делай как
я»; «Хитрая лиса»; «Птички и кошка»; «Трамвай»; «Найди
себе пару», игра «Маленькие привидения», «Встаньте дети,
встаньте в круг»
Коммуникативная
Беседы «Доброта, что солнце!», «Зачем говорят
«Здравствуй?» «Праздник вежливости», «К чему ведут ссоры
в игре?», «Доброе дело – правду говорить смело», «Почему
нужно уметь уступать?»,
«Добрый человек – это тот, кто…», «Что такое вежливость?
», «Об уступчивости», «Чем можно порадовать маму?»
(Приложение № 7 )
Заучивание и чтение стихотворений о доброте: «Что
такое доброта?» И. Полюшко, «Добрым быть совсем не
просто»,
«Пожалуйста, добрым будь!» Л. Ерохиной, «Доброе утро»
И. Романова, «Мир добрых сердец» Н. Анишиной.
(Приложение № 8 )
Заучивание мирилок: «Тёплый лучик», «Не дерись, не
дерись», «Мирись, мирись», «Хватит нам уже сердиться»,
Ссориться не будем»
(Приложение № 9 )
Обсуждение пословиц и поговорок о добре: «Кто живет в
добре, тот ходит в серебре», На добрый привет – добрый и
ответ.», «Жизнь дана на добрые дела»
(Приложение № 10 )
Заучивание утренних игр – приветствий: « Утро в детском
саду», Н. Самоний, «Смайлики - журавлики» Н. Самоний,
(Приложение № 11 )
Акция по группам детского сада с памяткой на тему
«Цветочек Добра»
(Приложение № 15 )
Познавательная
НОД. «Наши добрые дела»
Презентация «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Просмотр мультфильмов «Кот Леопольд», «Гуси – лебеди».
Музыкально-
художественная
Слушание песен о доброте: «Если добрый ты» муз. М.
Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День
рождения кота Леопольда», «Доброта» из мультфильма
«Приключения поросенка Фунтика», «Что такое доброта?»
(группа «Барбарики»); « В разлуке» А. Гречаниновой, С.
Прокофьев «Упрямец»
Слушание музыки; Л. Фетисова « Бабушка – бабулечка».
Д. Кабалевский «Упрямый братишка»
Этюд «Маме улыбаемся»
Танцы под песню «Доброта» исполняют Барбарики.
Развлечение «День добра»
(Приложение № 12 )
Продуктивная
Рисование: «Теплые ладошки»
Лепка: . «Встречаем гостей»,
Аппликация: «Сердечко для мамочки».
Конструирование: «Весёлый клоун»
(Приложение № 13)
Итоговое мероприятие: «В поход за Цветочком Добра»
(Приложение № 14)
Трудовая
Панорама «Наши добрые дела»
(Приложение № 16)
Чтение художественной
литературы
Чтение стихотворений: «Добрым быть совсем не
просто…», «Уж обедать все хотят, все вокруг помочь спешат.
М. Агашиной « Старший брат»
Чтение рассказов Л. Толстой « Саша был трус», А. Барто
«Вовка добрая душа», » Т. Шорыгина «Как попугай Таню
Вежливости научил., В. Маяковский “Что такое хорошо, что
такое плохо”,Г. Шалаева «Правила поведения для
воспитанных детей.
Чтение сказок венгерская сказка « Два жадных
медвежонка», Т, А. Шорыгина «Вежливые сказки» рассказ
упрямый утенок
Сотрудничество с
родителями
- Консультация «Воспитание добротой»;
- Консультация «Как воспитать ребенка вежливым?»;
- Консультация «Книга – это неотъемлемая часть воспитания
доброты и добрых качеств у детей дошкольного возраста»
- Памятка «Волшебный справочник»
- Домашнее задание выучить пословицу или поговорку о
доброте.
- День открытых дверей «Доброта в наших сердцах»
- Альбом для родителей и педагогов «Афоризмы, цитаты о
добре и доброте»;
- Сборник стихотворений, песен, баллад, пословиц и
поговорок о добре и зле.
(Приложение № 17)
3. Заключительный этап.
Презентация проекта;
акция для детей « Цветочек добра» - продуктивная деятельность;
игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом»;
изготовление панорамы « Наши добрые дела»;
развлечение для детей средней группы «День Добра»;
создание картотеки «Утренние приветствия»;
создание картотеки ««Пословицы и поговорки о добре»;
создание картотеки «Стихи о доброте для детей»;
создание картотеки «Мирилки для детей дошкольного возраста»;
создание картотеки «Игры по социально-коммуникативному развитию в средней
группе»;
подбор игр и проблемных ситуаций, направленных на усвоение детьми
общественных норм и ценностей, принятых в обществе;
создание картотеки «Игры и упражнения на развитие навыков общения»;
подбор этических бесед по теме проекта;
день «открытых» дверей «Доброта в наших сердцах»;
альбом для родителей и педагогов «Афоризмы, цитаты о добре и доброте»
сборник для родителей и педагогов стихотворений, песен, баллад, пословиц и
поговорок о добре и зле.
Список используемой литературы
1.. Алексеев, К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии / К.И.
Алексеев //Вопросы психологии. 1996. №2. С. 73-85.
2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под
общей редакцией д.ф.н. М.С. Мацковского/ Э. Берн. СПб -М.: «Университетская книга».
1997.
3. Булашевич, Т.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними
миром /Т.С. Булашевич // Журнал практического психолога. 1997. №6. С.123-126.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга
для учителя / Л.С. Выготский М.: «Просвещение», 1991.
5. Горшенина, В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. 2-е
изд. / В.В Горшенина, И.В. Самошкина, Н.П. Черкасова. М.: Глобус, Волгоград: Панорама,
2007. 160 с.
6. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире /С. А. Козлова
//Дошкольное воспитание. 2001. № 9.
7. Юдина, Л.А. «Уроки вежливости»/ Л.А. Юдина. Дошкольное воспитание. 1988. № 4.
8.
Алешина
Н.В.
«Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
и
социальной
действительностью» - М.ООО «ЭЛИЕЗЕ ТРЕЙДИНГ», 2002 – 128 с.
9. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.
10.
Слебцова И.Ф., Абрамова Л.В., Цветкова Е.В. Педагогические условия реализации
положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования. 2011.-65 с.
11. Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье
12. Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
13. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования
14. Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - Спб.: Речь; М.: Сфера,
2011. - 128 с