Автор: Хлыбова Светлана Аркадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №66 "Аистенок2
Населённый пункт: г.Железногорск Красноярского края
Наименование материала: программа фольклорного кружка
Тема: Кружок "Подсолнушки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №66 «Аистёнок» компенсирующей, оздоровительной и
общеразвивающей направленности»
П Р О Г Р А М М А
музыкального фольклорного кружка «Подсолнушки»
(5-6) лет
Музыкальный руководитель:
Хлыбова С.А.
Железногороск
Пояснительная записка
Приобщение
детей
к
народной
культуре
как
направление
отечественной
педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия,
когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение
к
народному
опыту
как
основанию
жизненного
пространства,
его
духовно-
нравственного наполнения.
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим
признаком
организации
которого
является
единство
поэтики,
музыки,
манеры
исполнения
и
функции
произведения (М.Н.
Мельников). Его
особенность
обусловлена
народным
художественным
мышлением
и
требованиями
народной
педагогики.
К
примеру,
в
поговорках,
потешках,
детских
песенках,
прибаутках
объединены
импровизационность,
изобразительность,
ритмичность
и
наставительность (М.Ю.
Новицкая).
Это
своеобразная
школа
игры,
призванная
обеспечить
ребёнку
адекватный
способ
познания
окружающего
мира (А.М.
Мартынова). Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он
ориентирован
на
взаимодействие,
необходимость
слушать
и
отвечать.
К
сказке,
созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный
смысл.
Программа
дошкольного
фольклорного
кружка
составлена
на
основе
обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного
возраста
федерального
компонента
государственного
стандарта,
примерной
программы
дошкольного
образования
Л.М.Васильевой
с
учётом
авторской
программы
“Ладушки”
И.М.Каплуновой
и
И.А.Новоскольцевой,
на
основе
программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой “Приобщение детей к истокам
русской
народной
культуры»,
рекомендованной
Министерством
образования
Российской Федерации.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение
этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы
эмоционального
воздействия.
Что
позволяет
комплексно
подойти
к
проблеме
социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и
речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания,
таящее в себе огромные дидактические возможности.
Познавая,
творчески
осваивая
опыт
прошлых
поколений,
дети
не
только
изучают
его,
но
и
реализуют
полученные
знания
в
повседневной
жизни.
Фольклорные
произведения
учат
детей
понимать
добро
и
зло,
противостоять
плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Программа «Музыкальный фольклор» имеет следующие разделы:
Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».
Раздел 2. «Народная песня».
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Раздел 4. «Хоровод».
Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».
Структура
построения
и
освоения
детьми
программы
заключается
в
следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному.
Через
посредство
простых
произведений
детского
фольклора,
а
потом
более
сложных
мелодий,
игровых,
песенных
припевов;
через
интонирование
сказок
с
2
напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более
сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного
материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и
взрослых и с участием родителей.
Цель
работы
кружка:
приобщение
дошкольников
к
духовной
культуре
русского народа.
Задачи программы:
Образовательные:
Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным
творчеством, традиционными праздниками;
Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования,
движения;
Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих
хозяина (хозяйку), мужа (жену).
Воспитательные:
Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к
традициям своего народа и людям труда;
Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
Развивать
самостоятельность,
инициативу
и
импровизационные
способности у детей;
Развивать
активное
восприятие
музыки
посредством
музыкального
фольклора;
Развивать
музыкальные
способности:
чувство
ритма,
ладовое
чувство,
музыкально-слуховые представления;
Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев,
игр, забав.
Методические приемы:
наглядный, словесный, практический;
беседы с детьми;
слушание русских народных песен, сказок;
разыгрывание детьми русских народных сказок с привлечением взрослых.
инсценировки песен.
Организация работы кружка:
Занятие проводится 4 раза в месяц в определённый день недели (1 занятие в
неделю). Продолжительность занятия – 25 минут.
3
Структура занятия с детьми
1.
Приветствие.
2.
Артикуляционная гимнастика.
3.
Основная часть:
-Беседа.
-Пение, инсценировки.
-Музыкально - ритмические движения.
4.
Игра.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей:
*Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
*Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
*Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
*Слышать и правильно интонировать в пределах октавы.
*Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины,
Святки, Масленица, Пасха).
*Использовать
в
повседневной
жизни
произведения
малых
форм
фольклора
(колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
*Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
*Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки,
балалайка) и различать их по звучанию.
*Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка»,
«Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять
движения в свободной пляске.
*Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
*Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
*Проявлять внимание и заботу к близким.
*Передавать полученные знания малышам.
Взаимодействие со специалистами и родителями: Работа кружка проходит
более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации
педагога-психолога
прибегаем
для
решения
социально-нравственных
проблем
у
детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников.
Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей.
Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в
качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять
знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых
нами результатов.
Необходимые
условия
реализации
программы:
технические
средства,
русские народные музыкальные и шумовые инструменты,
народные костюмы,
устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.
4
Форма отчёта:
фольклорные
праздники:
«Осенние
посиделки»,
«Встреча
весны»;
развлечения:
«Рождественские
колядки»,
«Масленица»,
конкурс
–
фестиваль
фольклорной песни «Перезвоны Новолетья», конкурс детского инструментального
творчества «Хрустальный колокольчик».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
РАЗДЕЛ I
«Детский музыкальный фольклор»
Тема: «Потешки, считалки, дразнилки, частушки».
РАЗДЕЛ II«Русские народные песни»
РАЗДЕЛ III
«Игровой фольклор»
РАЗДЕЛ IV
«Хоровод»
РАЗДЕЛ V
«Игра на детских музыкальных инструментах»
План работы кружка
План работы кружка
Сентябрь
Занятие 1.
Беседа о календарных песнях. Слушание песни (по усмотрению музыкального
руководителя)
Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим»
Народные игры «Капуста», «Огородная»
Игра на детских музыкальных инструментах (шумовых)
Занятие 2.
Слушание
р.н.п.
(по
усмотрению
музыкального
руководителя)
Беседа
о
содержании песни
Распевание. Закличка «Осень, осень, в гости просим»
Разучивание слов к хороводу «Как пошли наши подружки»
Народные игры «Капуста», «Огородник»
Занятие 3.
Разучивание хоровода «Во саду ли, в огороде»
Слушание р.н.песни «Во саду ли, в огороде»
5
Игра «Колечко»
Знакомство с русским народным инструментом – трещоткой и др.
Занятие 4.
Хоровод «Во саду ли, в огороде»
Загадки
Игра «Колечко»
Октябрь
Занятие 1.
Разучивание частушек
Хоровод «Во саду ли, в огороде»
Игра на детских музыкальных инструментах
Народные игры
Занятие 2.
Исполнение частушек
Игра на детских музыкальных инструментах
Хоровод «Во саду ли в огороде»
Игра «Золотые ворота»
Занятие 3.
Загадывание загадок об овощах
Исполнение песни «Ярмарка»
Игра на музыкальных инструментах
Игра «Пустое место»
Фольклорный праздник « Осенние посиделки» (с родителями)
Ноябрь
Занятие 1.
Беседа о прошедшем празднике
Разучивание песни «Говорят у нас вот так!»
Игры по желанию детей
Занятие 2.
Беседа о колыбельных песнях.
Разучивание песни « Долговязый журавель»
Исполнение песни «Говорят у нас вот так!»
Игра «Горшок»
Занятие 3.
Заучивание потешек « на сон»: «Баю – баю – баюшки» и др.
Слушание колыбельной «Гули»
Пение «Вдоль по улице ребятушки идут»
Игра «Всем, Надюша, расскажи»
Занятие 4.
Игра на детских музыкальных инструментах
Слушание дразнилок. Заучивание «Барашеньки крутороженьки»
Песня «Как у наших у ворот»
Игра «Яша»
Выступление на детском конкурсе инструментального творчества «Хрустальный
колокольчик» (оркестр)
6
Декабрь
Занятие 1.
Беседа о празднике «Святки» (от рождества до Крещения), о традициях,
обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни
Разучивание Рождественских колядок
Разучивание слов к хороводу «Ой ты, зимушка – зима»
Игра «Пирог»
Занятие 2.
Пение рождественских колядок
Хоровод «Ой, ты, зимушка – зима!»
Игра на детских музыкальных инструментах
Игра «Пирог»
Занятие 3.
Разучивание прибаутки «Зайка белый»
Исполнение колядок
Хоровод» Ой, ты, зимушка – зима»
Игра на детских музыкальных инструментах
Занятие 4.
Повторение Рождественских колядок
Игра на музыкальных инструментах
Хоровод «Ой, ты, зимушка – зима»
Игра «Метелица»
Январь
Рождественские каникулы
Занятие 1
Фольклорное развлечение «Рождественские колядки»
Занятие 2.
Исполнение знакомых песен
Игра на музыкальных инструментах
Народные игры
Февраль
Занятие 1
Слушание «Баю – баю - баюшок»
Разучивание песни «Шёл Ванюша».
Игра – хоровод «Всем, Надюша, расскажи»
Игра на музыкальных инструментах
Занятие 2
Беседа о празднике «Масленица», традициях, обрядах. Слушание «Выходила
наша масленица»
Разучивание песни «Ой, блины, мои блины»
Игра «Горшок»
Игра на музыкальных инструментах
Занятие 3
Разучивание слов к хороводу «А мы масленицу провожали»
Повторение песни «Блины»
7
Игра «Горшок»
Игра на музыкальных инструментах
Занятие 4
Разучивание прибауток, приговорок к масленице
Хоровод «А мы Масленицу провожали»
Игра «Сковорода»
Игра на музыкальных инструментах
Март
Занятие 1
Заучивание закличек о весне
Пение «Блины», «Шёл Ванюша», «Как повадился коток».
Хоровод «А мы Масленицу провожаем»
Игра «Горшок»
Занятие 2
Развлечение «Масленица – Кривошейка» (с родителями)
Занятие 3
Беседа о приходе весны
Разучивание слов к хороводу «Идёт Матушка Весна»
Повторение знакомых песен
Игра «Колечко»
Занятие 4
Слушание «Уж я сею – посеваю»
Разучивание песни «Ой, сад во дворе»
Хоровод «Идёт Матушка Весна»
Игра «Капуста»
Фестиваль фольклорной песни «Перезвоны Новолетья»
Апрель
Занятие 1
Слушание дразнилок, заучивание
Пение «Ой, сад во дворе», «Шёл Ванюша»
Игра на детских музыкальных инструментах
Хоровод «Идёт Матушка Весна»
Занятие 2
Беседа о празднике Пасхи
Разучивание пасхальных приговорок
Повторение знакомых песен
Игра «Ручеёк»
Занятие 3
Развлечение «Пасхальные игрища»
Май
Занятие 1,2
Слушание песни «Утушка луговая
Заучивание песни «Дождик, дождик, поливай!»
Хоровод
8
Игра «Ручеёк»
9