Напоминание

Использование инновационных технологий в познавательном развитии дошкольников


Автор: Трофимова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – д/с № 44 "Росинка"
Населённый пункт: Альметьевск
Наименование материала: Краткосрочный проект
Тема: Использование инновационных технологий в познавательном развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – д/с № 44 «Росинка»

Отчет по самообразованию на тему:

«Использование инновационных технологий в познавательном развитии

дошкольников»

Выполнила: Трофимова Н.И.

Альметьевск

2019 г.

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного

развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов

дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и

познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт

направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Таким образом, проблема

развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны

педагогов, поиска и применения эффективных технологий и методов работы с дошкольниками.

Профессор Л.А. Венгер и сотрудники его лаборатории исследовали основные закономерности

развития познавательных способностей дошкольника и выяснили, что познавательные

(когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие.

Сенсорные способности тесно связаны с восприятием ребенка предметов и их качеств, они

составляют основу умственного развития.

Восприятие - первая ступень познания мира; на основе его образов строятся память,

мышление и воображение. Интеллектуальные способности обеспечивают легкое и продуктивное

овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира. Основу развития

интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение,

использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между

заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план

игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами

начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками,

например стол - кружком, а шкаф - прямоугольником.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку найти

оригинальные способы средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел

игры (сюжет) и замысел рисования, лепки и др.

Познавательные способности обеспечивают ребенку познание предметов и явлений

окружающего мира, и они тесно связаны с познавательными процессами.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей -

склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость,

удовольствие. Ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать

картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. Наиболее интенсивно и ярко

способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие

предпосылки их становления. Достижения раннего детства продолжают развиваться в

дошкольном возрасте.

Формирование познавательных способностей включено в становление образных форм

познания действительности : восприятие, образную память, наглядно-образное мышление,

воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта. Центральное место в структуре

познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства

предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

И так рассмотрим развитие способностей через развивающие технологии.

Что же такое технология?

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок,

определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,

воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий

педагогического процесса.

Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка,

оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В развивающем обучении, предметом

которого является не способ действия, а принцип, этот метод не пригоден по той причине, что

принцип, в отличие от способа, нельзя продемонстрировать. Выяснение принципа возможно

только в результате самостоятельного анализа действия, ситуации, условий и обобщения тех

объективных связей, на которые опирается данный способ.

Качество и объем выполненной ребенком работы оценивается с точки зрения субъективных

возможностей ребенка. Иными словами, оценка отражает персональное развитие детей,

совершенство его учебной деятельности. Если ребенок работает на пределе своих возможностей,

он заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ребенка это

весьма посредственный результат.

Поставленная цель должна быть достигнута ребенком, только тогда она для него

приобретает смысл, но достигнута в процессе решения задачи. Значит, надо организовывать

действия детей: разбить эту задачу на ряд частных простых задач, каждая из которых приводит

ребенка к постепенному решению основной. В этом заключается основной метод развивающего

обучения (постановка учебных задач и организация их решения)

Задача педагога - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а

вывести личность каждого в режим развития, пробудить в ребенке инстинкт познания,

самосовершенствования.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития способностей ребенка

потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание

познавать окружающий мир. Этому способствует использование в образовательной деятельности

различных технологий и методик. Более актуальной ,на мой взгляд, является технология

проблемного обучения.

Современная система образования должна быть построена на предоставлении детям

возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать

собственную точку зрения, опираясь на разные знания фактов, закономерностей, на собственные

наблюдения, свой и чужой опыт. Мы должны побуждать детей думать и поощрять их мышление,

толь тогда у них будет желание познавать, узнавать, размышлять. Все это поспособствует

формированию «способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта

отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО, раздел 1, ч. 1.6).

При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-деятельностный характер,

предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых

для него проблем. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий,

которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную

самостоятельную деятельность воспитанника по их разрешению, в результате чего и происходит

творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих

способностей.

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не

преподносятся детям в готовом виде, не предполагаются правила и инструкции. Сущность

проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создаёт

познавательную задачу, проблемную ситуацию и предоставляет детям возможность изыскать

средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. И весь смысл обучения как раз

и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника, в результате чего

происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие способностей.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к

самостоятельности в процессе познания.

В дошкольном детстве игра-ведущий вид деятельности и поэтому применение игровой

технологииявляется обязательной частью воспитательно-образовательного процесса. Игровая

педагогическая технология это организация педагогического процесса в форме различных

педагогических игр.

Необходима последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке

игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов,

результатов игровой деятельности.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для

формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования

дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

1 Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и

умений за счёт собственной активности ребёнка.

2 Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её

результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать

следующим требованиям:

1 Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на

логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2 Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных

целей.

3 Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей,

целостностью.

4 Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса

обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции

результатов.

5 Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения,

быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6 Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной

работы детского сада и решением его основных задач.

Проблема, которая в настоящее время стоит перед образованием, заключается в том, чтобы

попытаться перейти от функционального обучения, к развивающему, которое давало бы ребенку

возможность быть не просто исполнителем каких-то ролей в обществе, а полноценным

участником различных форм общественной жизни.



В раздел образования