Напоминание

Воспитание нравственной культуры детей дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем


Автор: Сергеева Гульнара Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – д/с № 44 "Росинка"
Населённый пункт: Альметьевск
Наименование материала: Доклад
Тема: Воспитание нравственной культуры детей дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – д/с № 44 «Росинка»

Отчет по самообразованию на тему:

«Воспитание нравственной культуры детей дошкольного возраста при

ознакомлении с родным краем»

Выполнила: Сергеева Г.В.

Альметьевск

2019 г.

Очень часто в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа»,

«феномен русской души». И пугающие, жёсткие: «деградация общества», «падение

нравственных устоев», «потерянное поколение». Поэтому сегодня как никогда

актуальны вопросы духовно-нравственного воспитания детей.

Невозможно переоценить роль культурно-исторического наследия в духовно-

нравственном воспитании дошкольников. Дети, приобщаясь к лучшим образцам

народных произведений, учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках,

сами не замечая этого.

Народное искусство Курской области многогранно, оно является составной

частью русской народной культуры. Мы почти не знаем имён народных мастеров –

крестьян, ремесленников, чьим трудом и талантом создавались замечательные

произведения, предметы быта, которые восхищают нас и сегодня. Изучая народные

традиции, народные костюмы, собирая предметы быта, изготавливая своими

руками глиняные и деревянные игрушки, мы всегда старались сохранить

особенности культуры нашего края и в доступной форме передать свои знания и

умения детям, поделиться опытом работы с коллегами.

О важности духовно-нравственного воспитания на основе приобщения

ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к

отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой

живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих

предков.Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в

дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других

народов.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из

основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Духовно-нравственное воспитание дошкольника включает в себя передачу им

знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту.

Чувство духовности очень многогранно и сложно по – своему содержанию. Оно не

всегда доступно детям дошкольного возраста. У дошкольников наблюдается

равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток

сочувствия и сострадания к чужому горю.

Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в

сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное и

материальное благосостояние человечества и цивилизации. Ознакомление

детей с родным краем – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от

случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к

родному краю, воспитанию нравственных чувств можно достичь только

систематической работой. Организуя работу с детьми дошкольного

возраста по данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:

- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему

родного края;

- показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Курского

края;

- развивать эмоционально-целостное отношение к семье, дому, улице, родному

краю, стране;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что

происходит в городе, сопричастность к этому;

- познакомить с достопримечательностями родного края;

- воспитывать чувство гордости за малую родину.

Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных

блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города. В

основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между

тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром

природы.

Воспитание нравственных

чувств в ходе ознакомления с родным городом я начала с учебного года. Работу в

данном направлении я начала с бесед, в которых выяснила имеющиеся знания

детей о семье, родной улице и городе. Оказалось, что эти знания пока невелики:

дети имели представления лишь о семье, детском саде, да и то не очень ясные.

Я

считаю, что наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о

родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются, прежде всего,

экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

Знакомство детей с ближайшим

окружением мы начали с территории детского сада, с улицей Примакова, на

которой он расположен.

Проводя экскурсии «Наша улица», «Транспортные

средства на улице», я помогала дошкольникам понять увиденное, я старалась

вызвать интерес, эмоциональное отношение, стремилась развивать логическое

мышление и грамматически правильную речь.

Далее диапазон целевых прогулок и

экскурсий планирую расширить – это город в целом, его природа,

достопримечательности, исторические места и памятники.

Знакомя детей с природой родного края, мы с ребятами побывали у реки Сейм, а

затем рисовали свои впечатления на интегрированном занятии «Животный и

растительный мир родного края». В ходе проведения непосредственно

образовательной деятельности с использованием фотографий, макетов,

иллюстраций я побуждала детей делать выводы, давать нравственные оценки

увиденному.

В своей работе по воспитанию у дошкольников нравственных чувств

часто использовала поэтическое слово. Очень нравились детям стихи о родном

крае.

Стихи запоминаются очень быстро, у детей меняется выражение лица, осанка

– ребёнок преображается, что объясняется доступностью детям данного

стихотворения и по мысли, и по чувствам, которые оно пробуждает.

На мой взгляд, важно, чтобы именно в дошкольном возрасте дети

познакомились с такими произведениями, на которых они учатся любить свою

Родину, сопереживать.

В воспитании у дошкольников нравственных чувств велика

роль информации о защитниках города Льгова и всей нашей необъятной Родины.

Прежде чем рассказать детям о памятниках героям ВОВ в нашем городе мы

рассмотрели иллюстрации в книгах о героических подвигах советских людей в

годы Великой Отечественной Войны. После чтения рассказов беседовали с детьми

и выяснили, что знают дети о героях войны, кого называют героями. Может быть не

все до конца было, понятно детям, но я надеялась, что какая-то крупица

обязательно останется в их памяти, затронет благородные чувства уважения,

благодарности к людям, защищавшим наш город, к родному городу, и все это на

долгие годы сохранится в их сердцах. И эта крупица зародилась. Я поняла это,

когда задала детям вопрос: «Зачем был установлен этот памятник?»

Дети сказали «Чтобы помнили!» Этих слов и жеста было достаточно, чтобы

понять, что дети не остались равнодушными.

Дети в дошкольном возрасте

начинают проявлять интерес к историческим событиям, а также таким объектам

материальной культуры, как марки, флаги, значки, гербы. Эти возрастные

особенности детей позволяют познакомить детей с гербом города Льгова, России.

Рассказывая детям о гербе города Льгова, мы знакомили их со значением символов,

изображенных на гербе: куропатки – изобилие различной живностью, желтый цвет

– изобилие хлеба.

Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно духовно-нравственное

развитие детям, было проведено несколько пробных занятий по разным разделам

программы: «Тряпичная кукла», «Ярмарка игрушек», «Старый друг-помощник

утюг», «Дымковская игрушка» и другие.

В результате проведения было отмечено, что дети эмоционально реагируют на

речевой, игровой материал, с интересом рисуют элементы народных росписей,

внимательно слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время

повторяют считалки, песенки. Это говорит о том, что русская народная культура

доступна, понятна и интересна для детского восприятия.

Благодаря совместной работе воспитателей детского сада и работников

библиотеки были проведены экскурсии в музей. Где дети увидели предметы

русского быта: чугун, ухват, рубель, серп, пряха, гребень, народные костюмы,

игрушки. Больше узнали о жизни и творчестве нашего земляка писателя

А.П.Гайдара, и истории «Соловьиного края».

Широко использовались современные развивающие формы и методы обучения,

современные технические средства обучения (компьютер, телевидение,

видеофильмы). Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с

современностью позволяет активизировать интерес детей к культурному наследию

своего народа.

Занятия познавательного, художественно-эстетического цикла знакомят

дошкольников с различными формами народной культуры на доступном

фольклорно-этнографическом материале и, тем самым, помогают зажечь искру

любви и интереса к жизни своего народа.

Для ознакомления и обучения детей русским народным играм были подобраны

- подвижные,

- игры-соревнования,

- игры-шутки,

- игры-забавы,

- игры-загадки,

- хороводные игры.

Занятия, проводимые в игротеке, построены по принципу системности и

последовательности.

На первых занятиях дети вспоминают ранее знакомые игры «Ловишки»,

«Колечко, колечко… » и др., правила к ним, считалки, после чего из ларца

«появляется» атрибут (элемент костюма, маска, шапочка и др., вызывающий у

детей интерес к новой игре. Все занятия сопровождаются разнообразным речевым

материалом: припевками, закличками, считалками, дразнилками, загадками.

Практически на каждом занятии дети получают домашнее задание, т. е.

воспитатель предлагает детям к следующей встрече с учетом новой игры разучить

речевой материал: считалочку, приговорку, попевку, закличку или слова,

сопровождающие данную игру. Система занятий в игротеке включает не только

разучивание детьми новых разнообразных народных игр, но и активное знакомство

с истоками народной культуры: традициями, обрядами, трудом людей,

календарными праздниками Курской области.

Незабываемое впечатление на детей оказало проведение таких календарных

праздников, как Калядки, Святки, Сороки, Пасха, которым предшествовала

предварительная работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен,

знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным

желанием катали «крашенки», пели песни, водили хороводы, рассказывали

пословицы, поговорки. Большую помощь по ознакомлению детей с родным краем,

привитию любви к его историческим и современным местам, нам оказали

родители. Я считаю, что активное взаимодействие с родителями при ознакомлении

дошкольников с родным краем просто необходимо, т.к. в семье ребёнок имеет

больше возможностей сходить в музей, поехать или пойти на экскурсию,

посмотреть город, походить по его окрестностям, услышать рассказы родителей.

Для родителей были составлены рекомендации «Как знакомить дошкольников с

родным городом», предложены консультации «Духовно-нравственное воспитание

дошкольников в семье», «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к

родному городу». Совместная деятельность с родителями стали основой для

дальнейшего формирования духовно-нравственных чувств у детей.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, я вовсе не ставила

целью освоение дошкольниками курса истории родного края. Для меня было важно

воспитать интерес к его прошлому и настоящему, расширить знания о родном

городе и крае, его достопримечательностях, истории и символах. Т.к. ознакомление

с родным городом является действенным методом нравственного воспитания, в

ходе которого каждый воспитанник проникается славой родного города, чувствует

себя сопричастным к событиям, происходящим в нем, гордится тем, что здесь жили

люди, известные всей стране и даже миру. И если этими чувствами ребёнок

проникнется с ранних лет, если они войдут в его сердце, как самое дорогое, то это

значит, что наша работы была проведена не напрасно.

Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная и другие виды

детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у

детей не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но

и закладывает основы будущего успешного обучения ребенка в школе, развивают

важнейшие психические процессы, формируют компоненты различных

способностей.

Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и

утверждение у наших детей определенного набора нравственных качеств. Дети и

взрослые стали понимать, что кроме понятия «достаток» есть еще и более важное

понятие «достоинство» и, прежде всего нравственное, духовное достоинство. И

чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в

обществе моральных устоев у них наблюдается. Конечно, процесс становления

личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными

рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без

которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому

обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать

ребенку «путеводную нить».

Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из

крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет,

когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость

и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.



В раздел образования