Автор: Сергеева Гульнара Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – д/с № 44 "Росинка"
Населённый пункт: Альметьевск
Наименование материала: Доклад
Тема: Воспитание нравственной культуры детей дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – д/с № 44 «Росинка»
Отчет по самообразованию на тему:
«Воспитание нравственной культуры детей дошкольного возраста при
ознакомлении с родным краем»
Выполнила: Сергеева Г.В.
Альметьевск
2019 г.
Очень часто в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа»,
«феномен русской души». И пугающие, жёсткие: «деградация общества», «падение
нравственных устоев», «потерянное поколение». Поэтому сегодня как никогда
актуальны вопросы духовно-нравственного воспитания детей.
Невозможно переоценить роль культурно-исторического наследия в духовно-
нравственном воспитании дошкольников. Дети, приобщаясь к лучшим образцам
народных произведений, учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках,
сами не замечая этого.
Народное искусство Курской области многогранно, оно является составной
частью русской народной культуры. Мы почти не знаем имён народных мастеров –
крестьян, ремесленников, чьим трудом и талантом создавались замечательные
произведения, предметы быта, которые восхищают нас и сегодня. Изучая народные
традиции, народные костюмы, собирая предметы быта, изготавливая своими
руками глиняные и деревянные игрушки, мы всегда старались сохранить
особенности культуры нашего края и в доступной форме передать свои знания и
умения детям, поделиться опытом работы с коллегами.
О важности духовно-нравственного воспитания на основе приобщения
ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к
отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой
живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих
предков.Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в
дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других
народов.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из
основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Духовно-нравственное воспитание дошкольника включает в себя передачу им
знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту.
Чувство духовности очень многогранно и сложно по – своему содержанию. Оно не
всегда доступно детям дошкольного возраста. У дошкольников наблюдается
равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток
сочувствия и сострадания к чужому горю.
Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в
сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное и
материальное благосостояние человечества и цивилизации. Ознакомление
детей с родным краем – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от
случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к
родному краю, воспитанию нравственных чувств можно достичь только
систематической работой. Организуя работу с детьми дошкольного
возраста по данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:
- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему
родного края;
- показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Курского
края;
- развивать эмоционально-целостное отношение к семье, дому, улице, родному
краю, стране;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что
происходит в городе, сопричастность к этому;
- познакомить с достопримечательностями родного края;
- воспитывать чувство гордости за малую родину.
Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных
блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города. В
основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между
тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром
природы.
Воспитание нравственных
чувств в ходе ознакомления с родным городом я начала с учебного года. Работу в
данном направлении я начала с бесед, в которых выяснила имеющиеся знания
детей о семье, родной улице и городе. Оказалось, что эти знания пока невелики:
дети имели представления лишь о семье, детском саде, да и то не очень ясные.
Я
считаю, что наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о
родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются, прежде всего,
экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
Знакомство детей с ближайшим
окружением мы начали с территории детского сада, с улицей Примакова, на
которой он расположен.
Проводя экскурсии «Наша улица», «Транспортные
средства на улице», я помогала дошкольникам понять увиденное, я старалась
вызвать интерес, эмоциональное отношение, стремилась развивать логическое
мышление и грамматически правильную речь.
Далее диапазон целевых прогулок и
экскурсий планирую расширить – это город в целом, его природа,
достопримечательности, исторические места и памятники.
Знакомя детей с природой родного края, мы с ребятами побывали у реки Сейм, а
затем рисовали свои впечатления на интегрированном занятии «Животный и
растительный мир родного края». В ходе проведения непосредственно
образовательной деятельности с использованием фотографий, макетов,
иллюстраций я побуждала детей делать выводы, давать нравственные оценки
увиденному.
В своей работе по воспитанию у дошкольников нравственных чувств
часто использовала поэтическое слово. Очень нравились детям стихи о родном
крае.
Стихи запоминаются очень быстро, у детей меняется выражение лица, осанка
– ребёнок преображается, что объясняется доступностью детям данного
стихотворения и по мысли, и по чувствам, которые оно пробуждает.
На мой взгляд, важно, чтобы именно в дошкольном возрасте дети
познакомились с такими произведениями, на которых они учатся любить свою
Родину, сопереживать.
В воспитании у дошкольников нравственных чувств велика
роль информации о защитниках города Льгова и всей нашей необъятной Родины.
Прежде чем рассказать детям о памятниках героям ВОВ в нашем городе мы
рассмотрели иллюстрации в книгах о героических подвигах советских людей в
годы Великой Отечественной Войны. После чтения рассказов беседовали с детьми
и выяснили, что знают дети о героях войны, кого называют героями. Может быть не
все до конца было, понятно детям, но я надеялась, что какая-то крупица
обязательно останется в их памяти, затронет благородные чувства уважения,
благодарности к людям, защищавшим наш город, к родному городу, и все это на
долгие годы сохранится в их сердцах. И эта крупица зародилась. Я поняла это,
когда задала детям вопрос: «Зачем был установлен этот памятник?»
Дети сказали «Чтобы помнили!» Этих слов и жеста было достаточно, чтобы
понять, что дети не остались равнодушными.
Дети в дошкольном возрасте
начинают проявлять интерес к историческим событиям, а также таким объектам
материальной культуры, как марки, флаги, значки, гербы. Эти возрастные
особенности детей позволяют познакомить детей с гербом города Льгова, России.
Рассказывая детям о гербе города Льгова, мы знакомили их со значением символов,
изображенных на гербе: куропатки – изобилие различной живностью, желтый цвет
– изобилие хлеба.
Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно духовно-нравственное
развитие детям, было проведено несколько пробных занятий по разным разделам
программы: «Тряпичная кукла», «Ярмарка игрушек», «Старый друг-помощник
утюг», «Дымковская игрушка» и другие.
В результате проведения было отмечено, что дети эмоционально реагируют на
речевой, игровой материал, с интересом рисуют элементы народных росписей,
внимательно слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время
повторяют считалки, песенки. Это говорит о том, что русская народная культура
доступна, понятна и интересна для детского восприятия.
Благодаря совместной работе воспитателей детского сада и работников
библиотеки были проведены экскурсии в музей. Где дети увидели предметы
русского быта: чугун, ухват, рубель, серп, пряха, гребень, народные костюмы,
игрушки. Больше узнали о жизни и творчестве нашего земляка писателя
А.П.Гайдара, и истории «Соловьиного края».
Широко использовались современные развивающие формы и методы обучения,
современные технические средства обучения (компьютер, телевидение,
видеофильмы). Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с
современностью позволяет активизировать интерес детей к культурному наследию
своего народа.
Занятия познавательного, художественно-эстетического цикла знакомят
дошкольников с различными формами народной культуры на доступном
фольклорно-этнографическом материале и, тем самым, помогают зажечь искру
любви и интереса к жизни своего народа.
Для ознакомления и обучения детей русским народным играм были подобраны
- подвижные,
- игры-соревнования,
- игры-шутки,
- игры-забавы,
- игры-загадки,
- хороводные игры.
Занятия, проводимые в игротеке, построены по принципу системности и
последовательности.
На первых занятиях дети вспоминают ранее знакомые игры «Ловишки»,
«Колечко, колечко… » и др., правила к ним, считалки, после чего из ларца
«появляется» атрибут (элемент костюма, маска, шапочка и др., вызывающий у
детей интерес к новой игре. Все занятия сопровождаются разнообразным речевым
материалом: припевками, закличками, считалками, дразнилками, загадками.
Практически на каждом занятии дети получают домашнее задание, т. е.
воспитатель предлагает детям к следующей встрече с учетом новой игры разучить
речевой материал: считалочку, приговорку, попевку, закличку или слова,
сопровождающие данную игру. Система занятий в игротеке включает не только
разучивание детьми новых разнообразных народных игр, но и активное знакомство
с истоками народной культуры: традициями, обрядами, трудом людей,
календарными праздниками Курской области.
Незабываемое впечатление на детей оказало проведение таких календарных
праздников, как Калядки, Святки, Сороки, Пасха, которым предшествовала
предварительная работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен,
знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным
желанием катали «крашенки», пели песни, водили хороводы, рассказывали
пословицы, поговорки. Большую помощь по ознакомлению детей с родным краем,
привитию любви к его историческим и современным местам, нам оказали
родители. Я считаю, что активное взаимодействие с родителями при ознакомлении
дошкольников с родным краем просто необходимо, т.к. в семье ребёнок имеет
больше возможностей сходить в музей, поехать или пойти на экскурсию,
посмотреть город, походить по его окрестностям, услышать рассказы родителей.
Для родителей были составлены рекомендации «Как знакомить дошкольников с
родным городом», предложены консультации «Духовно-нравственное воспитание
дошкольников в семье», «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к
родному городу». Совместная деятельность с родителями стали основой для
дальнейшего формирования духовно-нравственных чувств у детей.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, я вовсе не ставила
целью освоение дошкольниками курса истории родного края. Для меня было важно
воспитать интерес к его прошлому и настоящему, расширить знания о родном
городе и крае, его достопримечательностях, истории и символах. Т.к. ознакомление
с родным городом является действенным методом нравственного воспитания, в
ходе которого каждый воспитанник проникается славой родного города, чувствует
себя сопричастным к событиям, происходящим в нем, гордится тем, что здесь жили
люди, известные всей стране и даже миру. И если этими чувствами ребёнок
проникнется с ранних лет, если они войдут в его сердце, как самое дорогое, то это
значит, что наша работы была проведена не напрасно.
Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная и другие виды
детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у
детей не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но
и закладывает основы будущего успешного обучения ребенка в школе, развивают
важнейшие психические процессы, формируют компоненты различных
способностей.
Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и
утверждение у наших детей определенного набора нравственных качеств. Дети и
взрослые стали понимать, что кроме понятия «достаток» есть еще и более важное
понятие «достоинство» и, прежде всего нравственное, духовное достоинство. И
чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в
обществе моральных устоев у них наблюдается. Конечно, процесс становления
личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными
рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без
которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому
обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать
ребенку «путеводную нить».
Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из
крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет,
когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость
и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.