Напоминание

"Роль физической культуры в формировании личности современного школьника".


Авторы: Пизова Виктория Валентиновна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка iii курса 331 группы и преподаватель физической культуры, теории и методики физического воспитания с практикумом
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж №10"
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Роль физической культуры в формировании личности современного школьника".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Роль физической культуры в формировании личности современного

школьника.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении!»

Ж.Ж. Руссо

В настоящее время физическая культура стала одним из важнейших

направлений государственной политики России. Одна из причин этого –

снижение уровня здоровья населения. В связи с этим первоочередная задача

поиск

более

эффективных

путей,

форм,

средств,

методов,

методик

физического воспитания подрастающего поколения.

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры

связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного

средства

интеллектуального,

нравственного,

эстетического

воспитания.

Огромное

влияние

занятия

физическими

упражнениями

оказывает

на

биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие и

развитие духовности.

Результативный

аспект

физической

культуры

включает

в

себя

всю

совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе

деятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни.

К таким полезным результатам можно отнести:

полученные

в

процессе

физкультурных

занятий

двигательные

умения и навыки;

способность быстро овладевать новыми движениями, развитую в

ходе занятий;

возросшую физическую работоспособность;

пропорционально развитое телосложение и осанку;

нравственные и эстетические качества, возвышающие личность

человека;

волю к жизни и активной деятельности;

способность

преодолевать

трудности,

как

физические,

так

умственные;

желание и стремление самореализоваться в своей жизни.

Термин

«физическая

культура

личности»

можно

определить,

как

реальную

физкультурно-спортивную

деятельность

конкретного

человека,

мотивом которого является удовлетворение его индивидуальных интересов и

потребностей в физическом и духовном самосовершенствовании.

Личностное

развитие

физической

культуры

человека

предполагает

наличие двух моделей самореализации.

Прогрессивный

вариант

характеризует

процесс

постоянного

преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного раскрытия

своих

сил

и

способностей.

В

этом

случае

происходит

непрерывное

наращивание

личностного

потенциала

через

самоотрицание

и

самоопределение

в

результатах

и

процессе

физкультурно-спортивной

деятельности.

Регрессивный

вариант

представляет

собой

уход

на

узкие

сферы

самореализации,

основой

которого

служат

иллюзии

прошлого

опыта,

успокоенности.

Будучи

интегрированным

результатом

гуманитарного

образования,

физическая культура личности как деятельностная категория проявляется в

трех основных направлениях:

Во-первых,

определяет

способность

к

саморазвитию,

отражает

направленность

личности

«на

себя»,

обеспечивает

ее

стремление

к

творческой «самореализации», самосовершенствованию.

Во-вторых,

она

является

основой

самодеятельного,

инициативного

самовыражения индивида, проявлением творчества в использовании средств

физической

культуры,

направленных

на

предмет

и

процесс

своего

профессионального труда.

В-третьих,

отражает

творчество

личности,

направленное

на

общественные

отношения,

возникающие

в

процессе

деятельности

в

физкультурно-спортивной,

обще ственной,

п р о ф е с с и о н а л ь н о й ,

рекреационной, реабилитационной и других сферах жизни.

Занятия

физкультурой

представляют

собой

благодатное

поле

для

формирования

положительных

черт

личности,

лидерства,

борьбы

со

страхами,

развития

соревновательных

способностей,

воспитания

чувства

коллективизма,

моральной

и

физической

подготовки

к

переживанию

различных стрессовых состояний. Постоянно преодолевая нагрузки, иногда

заставляя

себя,

действуя

через

напряжение,

человек

борется

со

второй

стороной своей личности — медлительной, слабой, ленивой, трусливой. В

ходе занятий спортом человек учится мобилизовать свою волю, проявлять

волевые качества, необходимые для достижения цели, уметь рассчитывать

силы, управлять поединком, эффективно действовать при нехватке времени.

Для

воспитания

личности

средствами

физкультуры

целесообразно

использовать игровой и соревновательный методы. При этом использование

игрового метода более целесообразно для детей, а соревновательного — для

более старших школьников и взрослых.

Игры и соревнования удовлетворяют потребности в самосознании и

внешнем

контактировании,

духовном

и

физическом

развитии,

отдыхе

и

развлечении.

В игровом методе присутствуют предпосылки для развития ловкости,

силы,

быстроты,

находчивости,

самостоятельности,

инициативности,

выносливости

в

усложненных

условиях.

Он

является

также

весьма

действенным

средством

для

воспитания

коллективизма,

товарищества,

сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре

проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и

делать выводы.

Главная

черта

соревновательного

метода —

сопоставление

сил

в

условиях упорядоченного соперничества или борьбы за первенство. Фактор

соперничества в процессе состязаний, условия их организации и проведения

создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает

воздействие

физических

упражнений

и

может

спо собствовать

максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

Командные

соревнования

характеризуются

отн ош ен и я м и

взаимопомощи,

взаимной

ответственности

перед

целым

коллективом

за

достижение победы. Соревнования ставят человека перед необходимостью

предельного

выявления

своих

возможностей

и

требуют

в

то

же

время

способности владеть собой в самых сложных ситуациях.

Значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых

качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости,

способности преодолевать трудности, самообладании очень велико. Фактор

соперничества

и

связанные

с

ним

отношения

могут

способствовать

проявлению

как

положительных,

так

и

отрицательных

черт

характера

(эгоизма,

чрезмерного

честолюбия,

тщеславия).

Соревновательный

метод

оправдывает

свою

роль

в

нравственном

воспитании

лишь

при

условии

высококвалифицированного педагогического руководства.

Таким образом, роль физкультуры в формировании личности состоит в

том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности заставляют

человека

проявлять

волевые

качества,

преодолевать

себя,

а

по

мере

их

развития

и

закрепления

эти

качества

генерализуются —

переносятся

на

внеспортивную жизнь.

Физическая культура проявляет себя в жизни современного человека и

общества неотъемлемым компонентом образа жизни – общества в целом,

социальной общности, группы и личности. Более того, в прогрессирующем

цивилизованном

обществе

все

более

актуализируется

и

выдвигается

на

передний план именно физическая культура личности. Она как сознательная

и

целеустремленная,

рационально

организованная,

оптимально

нормированная и научно управляемая деятельность обеспечивает развитие

телесно-двигательной основы человека.



В раздел образования