Напоминание

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.


Авторы: Астаева Ирина Николаевна, Сухоногова Оксана Валентиновна
Должность: учитель –логопед учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 47 "Гусельки"
Населённый пункт: г. Сургут Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей

дошкольного возраста.

Подготовили: учителя логопеды Астаева И.Н., Сухоногова О.В.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,

взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им,

неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а

осмысленно. Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников

существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых

важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с

отклонениями в развитии речи.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности

движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у

детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты

мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые

отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих

импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую

моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в

интересные и полезные игры.

Развитие мелкой моторики рук ведется по двум направлениям: пальчиковая гимнастика

(пальчиковые игры со стихотворным сопровождением без предметов) и игры и

упражнения с применением различных предметов. Речевое сопровождение имеет

большое значение, так как ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц

способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С

помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм

дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью,

настраивая детей на игру.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к

возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной

деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение

подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую

активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими

стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и

усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук

и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия.

7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую

подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Хочется обратить внимания - для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего

покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые

прищепки, бумага и т. д.

Предлагаем вашему вниманию несколько примеров упражнений (здесь родителям

предлагается наглядный материал с содержанием пальчиковых игр)

Упражнения с мячом-ежиком.

Я мячом круги катаю.

Взад вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк;

Мяч летает между рук.(движения выполняются согласно текста, можно использовать

любое другое стихотворение или потешку).

Упражнения с бусами (например -бусы) предложите ребенку пропустить бусы через

кулачок, сделать качельку, спрятать бусы в ручке и покатать между ладошками.

Также это может быть: нанизывание бус, выкладывание узоров из бусин.

Упражнения с природными материалами. перебирание и пересыпание круп, а также

рисование пальчиками по крупе. Очень увлекают малышей так называемые игры в

«прятки», эти игры предполагают использование ёмкостей (бассейнов) с песком или

различными крупами, в которые прячутся мелкие игрушки (это могут быть игрушки от

«киндер-сюрпризов»). Детям предлагается найти спрятанные игрушки. Начало игры

можно сопровождать следующими словами:

«В прятки пальчики играли, и игрушки все искали…». Далее ребенок вытаскивает

то, что нашел и называет предмет или действия предмета(например, Ребенок нашел

зайца, проговорите с ним, что это заяц, он может прыгать и т.д.)

Некоторым детям нравится просто перебирать и ощупывать предметы. Эти игры

доставляют малышам огромное удовольствие, стимулируют развитие чувственного

восприятия. Кроме того, это отличный прием релаксации.

Так же мы можем предложить игры с прищепками : например - сделать лучики

солнышку проговаривая слова текста.

Есть у тарелки круглое донце

Похожа тарелка на желтое солнце.

Лучики солнышку сделаю я.

Вот удивится мама моя.

Игры с четками: перебирание пальцами чёток позволяет сосредоточить внимание на

форме перебираемых чёток, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным

темпом деятельности) или увеличивается темп (для детей с замедленным темпом

деятельности, нормализует ритм дыхания, успокаивает. Полезно перебирать чётки или

бусы, сопровождая движения рук речью – чтением стихотворения либо скороговорками.

Чётки мы перебираем,

Всё на свете мы считаем.

За день всходит только раз

В синем небе солнца глаз.

И гордится голова:

У неё-то глаза два!

Мы пускаем пузыри:

Раз пузырь и два, и три.

Мы считаем дырки в сыре:

Раз и два, и три, четыре.

Будем пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Упражнения с пуговицами. Дети накрывают ладошкой пуговки, которые лежат горкой,

набирают их щепотку, раскладывают в ряд, произнося текст, а потом считают пуговки.

Затем следует сделать упражнение другой рукой.

Пуговки лежат горою.

Я ладошкой их накрою.

Нужно их в щепотку взять,

Разложить и сосчитать.

Упражнение с пробками Берём пластмассовые крышки от бутылок(4шт) и надеваем

их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не

отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия- смена рук.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку.

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была эффективной,

целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:

-работа должна быть систематичной и постоянной;

-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

-работа должна соответствовать возрастным требованиям;

-работа должна приносить ребенку радость.

Желаем успеха!



В раздел образования