Напоминание

«Элементарные опыты как метод формирования представлений о свойствах и качествах объектах неживой природы»


Автор: Карпова Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино, Томская область
Наименование материала: Публикация
Тема: «Элементарные опыты как метод формирования представлений о свойствах и качествах объектах неживой природы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Элементарные опыты как метод формирования

представлений о свойствах и качествах

объектах неживой природы»

Наблюдая за детьми, я вижу, как они тянутся к играм с песком, водой, в

меньшей

степени

с

глиной,

так

как

реже

сталкиваются

с

ней.

Мы,

воспитатели часто не удовлетворяем естественный интерес детей к воде,

песку, ограничиваем детей в их желании поиграть с водой вовремя умывания

или когда они тянутся к луже на прогулке. Песок – обязательный атрибут

участка детского сада. Дети с удовольствием играют с ним. Вода, песок,

глина, играют важную роль в жизни человека. Вода абсолютно необходима

для всего живого. Без воды не может быть жизни на земле.

По

мнению

Куликовой

Т.

А.

«Способы

чувственного

познания,

умение

выделить те или иные свойства и качества предметов развиваются у ребенка

постепенно. Результативность этого процесса определяется двумя условиями.

Первое-организация содержательной, интересной для детей деятельности, в

ходе

которой

раскрываются

различные

признаки

предметов

и

явлений.

Второе

условие

последовательное

обучение

детей,

направленное

на

развитие

у

них

анализирующего

восприятие

предметов,

формирование

действий на их обследование, усвоении правильных словесных обозначений

признаков».

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в

процессе

ознакомления,

будет

использован

комплекс

средств,

приемов,

способствующих

формированию

экологического

представления

на

эмоционально чувственной основе. Ребенок будет вовлечен в элементарную

экспериментированию деятельность, в ходе которой формируется интерес к

приобретению знания о природе и ее явлениях. Объекты неживой природы

обладают

признаками,

непосредственно

воспринимаемыми

при

помощи

органов чувств и скрытыми, не поддающимися такому восприятию. Вода,

песок, глина имеют свойства и качества непосредственно воспринимаемые

(цвет, величина, форма, запах) и скрытые (хрупкость, переход воды из одного

состояния в другое и т.д.) Усвоение скрытых признаков осуществляется с

помощью

простейших

опытов.

Объектом

нашей

работы

является

формирование

познавательного

интереса

у

детей

младшего

дошкольного

возраста.

Предметом

являются

элементарные

опыты

в

формировании

познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой проводились различные эксперименты с песком.

Проводя опыт «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из

сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с

детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С

помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке

остаются

следы

и

отпечатки.

Помимо

этого,

мы

с

детьми

проводили

наблюдения в природе, на прогулке, где было выявлено, что песок – это

множество песчинок.

Сухой песок сыплется и имеет жёлтый цвет.

Сухой песок не лепится.

Мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на

мокром песке остаются следы и отпечатки.

Тема: «Камни»

В образовательной деятельности, по ознакомлению с окружающим «Лёгкий –

Тяжёлый» и «Какой формы камень?», дети получили представление о том,

что камни бывают тяжёлые и лёгкие, и что камни имеют различную форму.

Опытническим путём детей выяснили, что камни тонут в воде, потому что

они тяжёлые. Для этого в таз с водой дети опускали бумажные кораблики и

камни. Когда дети сжимали в руках камень и комок ваты, то выяснили что

камни твёрдые.

Сравниваем по форме.

Дети сравнивают камни по весу.

В таз дети опустили бумажный кораблик и камни. Камни утонули. Дети

сделали вывод, что камни тяжёлые.

Тема: «Воздух»

С

помощью

предметно

манипулятивной

деятельности

и

в

режимных

моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды. При

проведении дидактической игры «Поймаем воздух», дети «ловили» воздух в

полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, о он есть. В

игре «Буря в стакане», малыши дули через соломинку в стакан с водой и

увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой весёлый звонкий

мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много

воздуха. На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети

убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на

прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это

движение воздуха.

Тема: «Вода»

С

помощью

предметно

манипулятивной

деятельности

и

в

режимных

моментах дети убедились в том, что водой можно умываться; что вода может

литься, что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет

вкуса. С помощью экспериментов дети получили представление о том, что

вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета,

но её можно покрасить; что вода может быть тёплой и холодной. Совместно с

детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода

прозрачная;

что

прозрачная

вода

может

стать

мутной;

что

некоторые

вещества в воде растворяются; что некоторые вещества растворяясь, могут

передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лёд может

превращаться в воду.

Вода может литься.

Дети убедились, что вода прозрачная и что водой можно умываться.

Прозрачная вода может стать мутной.

Дети убедились, что некоторые вещества растворяясь в воде, могут

передавать воде свой цвет.



В раздел образования