Автор: Карпова Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино, Томская область
Наименование материала: Публикация
Тема: «Элементарные опыты как метод формирования представлений о свойствах и качествах объектах неживой природы»
Раздел: дошкольное образование
«Элементарные опыты как метод формирования
представлений о свойствах и качествах
объектах неживой природы»
Наблюдая за детьми, я вижу, как они тянутся к играм с песком, водой, в
меньшей
степени
с
глиной,
так
как
реже
сталкиваются
с
ней.
Мы,
воспитатели часто не удовлетворяем естественный интерес детей к воде,
песку, ограничиваем детей в их желании поиграть с водой вовремя умывания
или когда они тянутся к луже на прогулке. Песок – обязательный атрибут
участка детского сада. Дети с удовольствием играют с ним. Вода, песок,
глина, играют важную роль в жизни человека. Вода абсолютно необходима
для всего живого. Без воды не может быть жизни на земле.
По
мнению
Куликовой
Т.
А.
«Способы
чувственного
познания,
умение
выделить те или иные свойства и качества предметов развиваются у ребенка
постепенно. Результативность этого процесса определяется двумя условиями.
Первое-организация содержательной, интересной для детей деятельности, в
ходе
которой
раскрываются
различные
признаки
предметов
и
явлений.
Второе
условие
–
последовательное
обучение
детей,
направленное
на
развитие
у
них
анализирующего
восприятие
предметов,
формирование
действий на их обследование, усвоении правильных словесных обозначений
признаков».
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в
процессе
ознакомления,
будет
использован
комплекс
средств,
приемов,
способствующих
формированию
экологического
представления
на
эмоционально чувственной основе. Ребенок будет вовлечен в элементарную
экспериментированию деятельность, в ходе которой формируется интерес к
приобретению знания о природе и ее явлениях. Объекты неживой природы
обладают
признаками,
непосредственно
воспринимаемыми
при
помощи
органов чувств и скрытыми, не поддающимися такому восприятию. Вода,
песок, глина имеют свойства и качества непосредственно воспринимаемые
(цвет, величина, форма, запах) и скрытые (хрупкость, переход воды из одного
состояния в другое и т.д.) Усвоение скрытых признаков осуществляется с
помощью
простейших
опытов.
Объектом
нашей
работы
является
формирование
познавательного
интереса
у
детей
младшего
дошкольного
возраста.
Предметом
являются
элементарные
опыты
в
формировании
познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста.
Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой проводились различные эксперименты с песком.
Проводя опыт «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из
сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с
детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С
помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке
остаются
следы
и
отпечатки.
Помимо
этого,
мы
с
детьми
проводили
наблюдения в природе, на прогулке, где было выявлено, что песок – это
множество песчинок.
Сухой песок сыплется и имеет жёлтый цвет.
Сухой песок не лепится.
Мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на
мокром песке остаются следы и отпечатки.
Тема: «Камни»
В образовательной деятельности, по ознакомлению с окружающим «Лёгкий –
Тяжёлый» и «Какой формы камень?», дети получили представление о том,
что камни бывают тяжёлые и лёгкие, и что камни имеют различную форму.
Опытническим путём детей выяснили, что камни тонут в воде, потому что
они тяжёлые. Для этого в таз с водой дети опускали бумажные кораблики и
камни. Когда дети сжимали в руках камень и комок ваты, то выяснили что
камни твёрдые.
Сравниваем по форме.
Дети сравнивают камни по весу.
В таз дети опустили бумажный кораблик и камни. Камни утонули. Дети
сделали вывод, что камни тяжёлые.
Тема: «Воздух»
С
помощью
предметно
–
манипулятивной
деятельности
и
в
режимных
моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды. При
проведении дидактической игры «Поймаем воздух», дети «ловили» воздух в
полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, о он есть. В
игре «Буря в стакане», малыши дули через соломинку в стакан с водой и
увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой весёлый звонкий
мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много
воздуха. На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети
убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на
прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это
движение воздуха.
Тема: «Вода»
С
помощью
предметно
–
манипулятивной
деятельности
и
в
режимных
моментах дети убедились в том, что водой можно умываться; что вода может
литься, что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет
вкуса. С помощью экспериментов дети получили представление о том, что
вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета,
но её можно покрасить; что вода может быть тёплой и холодной. Совместно с
детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода
прозрачная;
что
прозрачная
вода
может
стать
мутной;
что
некоторые
вещества в воде растворяются; что некоторые вещества растворяясь, могут
передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лёд может
превращаться в воду.
Вода может литься.
Дети убедились, что вода прозрачная и что водой можно умываться.
Прозрачная вода может стать мутной.
Дети убедились, что некоторые вещества растворяясь в воде, могут
передавать воде свой цвет.