Автор: Шереметова Татьяна Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Рябинушка"
Населённый пункт: п. Селенгинск, Кабанский район, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Пальчиковые игры в младшем возрасте
Раздел: дошкольное образование
Пальчиковые игры
с детьми
младшего возраста
Упражнения, в которых дети запоминают правила
столового этикета
«За столом, я ем с помощью ложки, вилки и ножа»
Воспитатель показывает детям, как правильно держать столовые приборы в руках и на
тарелке. Затем дает задание: положите ложку так, чтобы молено было понять: вы
продолжаете есть суп, вы больше не будете есть суп; положите нож и вилку так,
чтобы было понятно: вы продолжаете есть второе горячее блюдо; вы не будете больше
есть.
«Съедим кусочек хлеба»
Воспитатель предлагает каждому ребенку хлеб с общей тарелки (его берут руками и
кладут на свою хлебную тарелку). От куска, лежащего на тарелке, надо отломить :
ломтик и съесть его. Нельзя скатывать из хлеба шарики, бросать их на пол, желательно
съедать его весь, чтобы потом не выбрасывать.
Кто-то из детей заранее выучивает стихотворение и декламирует его для всех:
Хлеб очень рад, когда его едят.
И обижается, и плачет,
Когда он ничего не значит
Для легкомысленных ребят.
«Сервировка стола»
Дети сервируют свои столики следом за рассказом и показом воспитателя. Они ставят
тарелки — закусочную и хлебную, кладут на закусочную тарелку полотняную салфетку,
ложку и нож справа от тарелки, вилку слева. Бумажная салфетка должна находиться в
салфетнице.
«Кавалеры и дамы рассаживаются за столом»
Определяется, кто кому помогает сесть к столу, кто за кем ухаживает. Мамы и папы
ухаживают за дочками, дети — за мамами и бабушками, мальчики помогают мамам и
девочкам. К столу воспитателя вызываются мальчик и девочка: мальчик отодвигает от
стола стул, девочка встает очень близко к столу; мальчик осторожно придвигает стул к
ее ногам, девочка садится за стол и благодарит своего кавалера за помощь. Затем это
упражнение проделывает каждая пара за своим столом.
Воспитатель предлагает всем сесть так, чтобы стало ясно, кто за кем ухаживает.
Тот, кто ухаживает, садится слева от того, за кем он
ухаживает: мальчик или девочка
должны сидеть слева от мамы или бабушки, папа сидит слева от дочки, дедушка —
слева от внучки.
«Моя помощница — салфетка»
Воспитатель показывает, а дети повторяют, как правильно положить полотняную
салфетку на колени. Затем им предлагается положить салфетку на стол так, чтобы
было понятно: вы еще будете есть; вы закончили трапезу и не вернетесь к столу.
Показав правила пользования бумажной салфеткой, воспитатель просит положить ее
так, чтобы было понятно: вы еще едите это блюдо; вы больше не будете есть это
блюдо.
«Вкусный суп придает нам силы»
Отрабатывается навык правильной еды супа и бульона: как держать тарелку (чашку),
ложку, что следует есть с первым горячим блюдом — хлеб или пирожок. Детям дается
задание: положить ложку в тарелку так, чтобы было ясно: вы еще едите суп; вы больше
не будете есть суп.
«Благодарность за угощение»
Дети произносят слова благодарности, отрабатывая тем самым умение благодарить
хозяйку дома за угощение. Выбирается лучшее по содержанию высказывание, при этом
учитывается, как оно было произнесено (обязательно с улыбкой и глядя в глаза хозяйке).
Роль хозяйки может взять на себя кто-то из присутствующих гостей.
«За столом я ем вилкой и ножом»
Дети упражняются в правильном пользовании столовыми приборами: взять приборы в
руки, положить в тарелку (ребенок продолжает есть; не будет больше есть данное
блюдо), разрезать кусок мяса (колбасы, ветчины, сыра — кто что принес);
приготовиться для еды одной вилкой.
«Как что едят»
Детям предлагается съесть то, что лежит у каждого на тарелке (колбасу, сыр, яйцо,
огурец, помидор). Воспитатель подсказывает своим подопечным и помогает им в
овладении навыка пользования приборами.
Затем воспитатель предлагает всем взять в руки столовые приборы для того, чтобы
есть: кусок мяса; котлету (в первом случае понадобятся нож и
вилка, во втором —
только вилка, левой рукой придерживают тарелку).
«Сервировка фруктового стола»
Небольшая группа детей сервирует кукольный стол, остальные ребята сервируют свои
столы. Затем совместно обсуждается правильность выполнения игрового задания.
«Как есть фрукты и фруктовый салат»
Воспитатель рассказывает и показывает, как есть яблоко. Дети повторяют.
Рассказывая о других фруктах, воспитатель предлагает проделать упражнение тем
ребятам, у которых на столе есть данные фрукты (груша, апельсин и мандарин, банан и
др.). Можно предложить поделиться с другими: дать дольку яблока, груши, апельсина
или мандарина и т. д. Тогда получится фруктовый салат.
«Бокал сока»
Воспитатель обучает детей, как правильно держать бокал: бокал без ножки держат за
нижнюю его часть, бокал с ножкой (фужер) — за ножку, не опуская при этом мизинец
под дно бокала или круг ножки.
«Сервировка чайного стола»
Дети упражняются в сервировке кукольного стола и своих столов.
«Чашечка чая»
Сев за стол, дети накрывают колени полотняными салфетками, кладут в чашку с чаем
сахар и лимон, беззвучно размешивают чай и выпивают его, не торопясь.
«Как есть сладости»
Воспитатель рассказывает и показывает, как есть конфету, печенье, пирожное, торт,
варенье и т. д. Дети повторяют.
«Веселое чаепитие»
В заключительной части занятия устраивается чаепитие за общим столом. Желательно
обратить внимание на то, как все расселись за столом, кто за кем ухаживает, как пьют
чай и едят сладости, как ведут застольную беседу. Для создания радостного настроения
можно послушать музыку, рассказать увлекательную историю, загадать загадки.