Автор: Татаринова Анастасия Германовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Лицей №9
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка по системе "чтение с остановками"
Тема: Рассказ Веры Карасевой «Кирюшка»
Раздел: начальное образование
I часть В одном со мной доме, в соседней квартире, жила девочка. Было ей одиннадцать
лет, и звали её Кирой.
Все наши жильцы называли её Кирюшкой. Уж очень была она похожа на сорванца-
мальчишку. Худенькая, быстроглазая, курчавая и подвижная, как волчок, она минуты не
могла усидеть на месте и командовала не только девчонками, но и всеми ребятами нашего
двора.
Никто никогда не видел Кирюшку с куклой в руках. Но зато она играла в футбол и в
городки и ловко мастерила рогатки.
Помню, сидела я однажды у себя дома и вдруг услышала звон разбитого стекла.
Морозный ветер прямо ворвался в комнату. Я побежала за стекольщиком.
В конторе топтались у двери двое самых озорных мальчишек и Кира.
— Это я… — виноватым голосом говорила Кира домоуправу. — Только я совсем не
думала разбивать окно. Я просто поспорила с Андреем и Генкой, что собью сосульку у
тёти Нади над форточкой. Мне так неприятно… Я сейчас побегу искать стекольщика. …И
вдруг эта озорная девчонка, эта Кирюшка совершенно изменилась
II часть Началась война. Кирин отец ушёл на фронт, мать её стала работать в
госпитале. Многих ребят увезли в тыл, а те, что остались, вместе со взрослыми стали
оборонять свой дом. Собирали бутылки, ящики, вёдра, наполняли их песком и водой и
сносили
на
чердак,
чтобы
гасить
зажигательные
бомбы.
Они
заботились
о
самых
маленьких. Притащили детскую мебель, книжки, игрушки. В большом бидоне всегда была
свежая
вода,
и
под
потолком
горела
электрическая
лампочка.
А
когда
не
стало
электричества,
ребята
приносили
самодельные
лампочки-коптилки.
Как
только
на
Ладожском озере окреп лёд, снова начали вывозить из города людей.
III часть Но Кира уехать не согласилась. Она сказала:
— На кого я оставлю маму? Кто ей печку истопит, кто волы принесёт?.. А за Леночкой
кто ухаживать будет? Её папа тоже на фронте, а мама больна…
И Кира осталась. Она хозяйничала у себя дома и помогала Леночкиной маме, которая
жила со своей годовалой дочкой двумя этажами выше нас.
А тяжёлые блокадные дни складывались в недели, недели в месяцы. Однажды, это было
уже в феврале, я, уходя на работу, увидела Киру. Она медленно спускалась по лестнице с
ребёнком на руках. По розовому стёганому одеяльцу я догадалась, что Кирюшка несла
Леночку. И я поняла: ещё один маленький ленинградец осиротел в осаждённом городе.
IV часть Я помогла Кире внести девочку в комнату и развернула одеяло. Леночка была
такая маленькая и худенькая, что казалась не годовалым, а пятимесячным, да к тому же
ещё очень слабеньким ребёнком. Мы хотели посадить её на диван, но ничего не вышло.
Леночка даже не могла держать головку.
Вечером я снова зашла к Кире. В комнате было тепло. Топилась печка-времянка, и на
ней грелось ведро с водой. Кира разрезала на куски большую простыню.
— Делаю пелёнки, чтобы завернуть Леночку после купанья, — сказала она.
— Где же ты воду брала? — спросила я. — Неужели ходила на Неву?
Кирюшка усмехнулась:
— Что вы! До Невы далеко, а Леночку одну оставлять нельзя. Я снегу набрала и
растопила. У нас во дворе снежок белый-белый! Даже голубой.
А потом Кира кормила её с ложечки манной кашей и поила тёплым чаем.
— Хорошо, что крупы у нас чуточку сбереглось, — радовалась Кира.
Когда Леночка уснула, я сказала:
— Надо отдать её в ясли: ты ведь одна всё равно с ней не справишься. В яслях ребятам
дают вкусное соевое молоко и рис.
V часть — Нет, — ответила Кира. — В яслях ребят много, а няня одна. А я буду с
Леночкой всё время. И мама теперь будет посвободней: в госпитале прибавилось врачей. А
молока соевого и рису я достану. Пойду в ясли и попрошу. И никто не откажет.
…Врачей в госпитале, может, и прибавилось, но раненых тоже стало больше, и Кирина
мама была занята по-прежнему. Кира одна нянчила Леночку.
А в Ленинград тем временем шла весна, и жить становилось легче. В город привезли
продукты и семена — садить огороды; оттаял водопровод; загорелось электричество, и,
«звенящий, гремящий, совсем настоящий», пошёл ленинградский трамвай.
В общем, назло озверевшим фашистам, город-герой не только не покорился врагам, но
даже постепенно налаживал свою жизнь.
Как-то раз, возвращаясь домой, я ещё издали увидела Кирюшку. Она сидела возле
нашего парадного и держала на руках Леночку.
— А мы гуляем, — весело сообщила мне Кира и добавила гордо: — Смотрите, Леночка
уже сидит.
В самом деле, одетая в тёплую кофточку, Леночка сидела у Киры на коленях.
— Вот видите! Совсем поправилась Леночка, — радовалась Кира. — А вы говорили:
«Не справишься, в ясли её отдай». Ведь говорили, верно?
Конечно, говорила. Потому, что я совсем не знала Киру, нашу ленинградскую девочку.
Разработка по системе «чтение с остановками»
по рассказу Веры Карасевой «Кирюшка»
Стадия «Вызов»
- Запишите свои ассоциации к слову «Война»
- В стихотворении А. Твардовского говорится: «Война — жесточе нету слова. Война —
печальней нету слова». И наверняка многие из, записывая свои ассоциации перечисляли
все то, что приносит страдания, боль, несчастье. А как вы считаете, есть ли место среди
всех варварств, которые приносит за собой война, поступкам, которые дают надежду на то,
что есть еще милосердие, добродушие?
- А есть ли вера в то, что даже когда весь мир «погряз в крови и порохе» самое главное –
это оставаться человеком?
- Как вы понимаете фразу «оставаться человеком»?
- Сегодня мне хочется познакомить вас с писательницей, о жизни и творчестве которой, к
сожалению, мало чего известно. Вера Евгеньевна Карасева – писательница, которая была
свидетелем страшных дней блокады Ленинграда. Об этом она и писала. У нее много
рассказов, каждый из которых дает ответы на ранее заданные мной вопросы. Сейчас мы с
вами познакомимся с рассказом под названием «Кирюшка».
- Как вы думаете, о ком или о чем этот рассказ?
Давайте составим корзину идей.
Поместите в нее свои идеи, касающиеся развития сюжета, предположительных героев,
основываясь на том, что я сейчас рассказала.
Стадия «Осмысление»
Работа с текстом.
Чтение I части
В одном со мной доме, в соседней квартире, жила девочка. Было ей одиннадцать лет, и
звали её Кирой.
Все наши жильцы называли её Кирюшкой. Уж очень была она похожа на сорванца-
мальчишку. Худенькая, быстроглазая, курчавая и подвижная, как волчок, она минуты не
могла усидеть на месте и командовала не только девчонками, но и всеми ребятами нашего
двора.
Никто никогда не видел Кирюшку с куклой в руках. Но зато она играла в футбол и в
городки и ловко мастерила рогатки.
Помню, сидела я однажды у себя дома и вдруг услышала звон разбитого стекла.
Морозный ветер прямо ворвался в комнату. Я побежала за стекольщиком.
В конторе топтались у двери двое самых озорных мальчишек и Кира.
— Это я… — виноватым голосом говорила Кира домоуправу. — Только я совсем не
думала разбивать окно. Я просто поспорила с Андреем и Генкой, что собью сосульку у
тёти Нади над форточкой. Мне так неприятно… Я сейчас побегу искать стекольщика. …И
вдруг эта озорная девчонка, эта Кирюшка совершенно изменилась.
- Верны ли бы ли ваши догадки, касаемо героев рассказа?
- Кирюшка - кто это? Почему именно Кирюшкой называют девочку?
- Как вы думаете, каковы черты характера Кирюшки?
- Как вы думаете, что изменится в Кирюшке? Что этому поспособствовало? Запишите
свои предположения в корзину идей.
- Что же будет дальше?
Чтение II части
Началась война. Кирин отец ушёл на фронт, мать её стала работать в госпитале.
Многих ребят увезли в тыл, а те, что остались, вместе со взрослыми стали оборонять свой
дом. Собирали бутылки, ящики, вёдра, наполняли их песком и водой и сносили на чердак,
чтобы гасить зажигательные бомбы. Они заботились о самых маленьких. Притащили
детскую мебель, книжки, игрушки. В большом бидоне всегда была свежая вода, и под
потолком горела электрическая лампочка. А когда не стало электричества, ребята
приносили самодельные лампочки-коптилки. Как только на Ладожском озере окреп лёд,
снова начали вывозить из города людей.
- Верны ли были ваши догадки?
- Что вам известно о событиях в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны?
- Как отразится война на жизни Кирюшки? Как теперь изменилась ее жизнь? Запишите
свои предположения в корзину идей.
- Что с ней произойдет дальше?
Чтение III части
Но Кира уехать не согласилась. Она сказала:
— На кого я оставлю маму? Кто ей печку истопит, кто волы принесёт?.. А за Леночкой
кто ухаживать будет? Её папа тоже на фронте, а мама больна…
И Кира осталась. Она хозяйничала у себя дома и помогала Леночкиной маме, которая
жила со своей годовалой дочкой двумя этажами выше нас.
А тяжёлые блокадные дни складывались в недели, недели в месяцы. Однажды, это было
уже в феврале, я, уходя на работу, увидела Киру. Она медленно спускалась по лестнице с
ребёнком на руках. По розовому стёганому одеяльцу я догадалась, что Кирюшка несла
Леночку.
- Что не позволило Кирюшке покинуть осажденный Ленинград?
- Меняется ли ваше мнение о Кирюшке и ее характере?
-
Кто
такая
Леночка?
И
почему
Кирюшка
несла
ее
на
руках? Запишите
свои
предположения в корзину идей.
Чтение IV части
И я поняла: ещё один маленький ленинградец осиротел в осаждённом городе. Я помогла
Кире внести девочку в комнату и развернула одеяло. Леночка была такая маленькая и
худенькая,
что
казалась
не
годовалым,
а
пятимесячным,
да
к
тому
же
ещё
очень
слабеньким ребёнком. Мы хотели посадить её на диван, но ничего не вышло. Леночка
даже не могла держать головку.
Вечером я снова зашла к Кире. В комнате было тепло. Топилась печка-времянка, и на
ней грелось ведро с водой. Кира разрезала на куски большую простыню.
— Делаю пелёнки, чтобы завернуть Леночку после купанья, — сказала она.
— Где же ты воду брала? — спросила я. — Неужели ходила на Неву?
Кирюшка усмехнулась:
— Что вы! До Невы далеко, а Леночку одну оставлять нельзя. Я снегу набрала и
растопила. У нас во дворе снежок белый-белый! Даже голубой.
А потом Кира кормила её с ложечки манной кашей и поила тёплым чаем.
— Хорошо, что крупы у нас чуточку сбереглось, — радовалась Кира.
Когда Леночка уснула, я сказала:
— Надо отдать её в ясли: ты ведь одна всё равно с ней не справишься. В яслях ребятам
дают вкусное соевое молоко и рис.
- На какой ответственный шаг решилась Кирюшка? Почему он именно «ответственный»?
- Мы знаем, что Кирюшка девочка 11 лет. Она уже не маленькая, но и совсем еще не
взрослая. Но детский ли поступок совершила она? Или же как раз наоборот, она маленькая
девочка, совершившая взрослый поступок? Обоснуйте свое мнение.
- Блокада Ленинграда – один из самых страшных эпизодов войны. По несколько раз в день
на город падали вражеские бомбы. С каждым днем все меньше и меньше оставалось
продовольствия, вода перемерзала от суровых морозов. Наступал голод. Количество жертв
в осажденном городе становилось все больше и больше. Причем не от пуль и снарядов, а
именно от холода, голода, вовремя не оказанной медицинской помощи.
Как вы думаете, зная и видя все это, отдаст ли Кирюшка Леночку в ясли? Под силу ли
маленькой девочке справится. Запишите свои предположения в корзину идей.
Чтение V части
— Нет, — ответила Кира. — В яслях ребят много, а няня одна. А я буду с Леночкой всё
время. И мама теперь будет посвободней: в госпитале прибавилось врачей. А молока
соевого и рису я достану. Пойду в ясли и попрошу. И никто не откажет.
…Врачей в госпитале, может, и прибавилось, но раненых тоже стало больше, и Кирина
мама была занята по-прежнему. Кира одна нянчила Леночку.
А в Ленинград тем временем шла весна, и жить становилось легче. В город привезли
продукты и семена — садить огороды; оттаял водопровод; загорелось электричество, и,
«звенящий, гремящий, совсем настоящий», пошёл ленинградский трамвай.
В общем, назло озверевшим фашистам, город-герой не только не покорился врагам, но
даже постепенно налаживал свою жизнь.
Как-то раз, возвращаясь домой, я ещё издали увидела Кирюшку. Она сидела возле
нашего парадного и держала на руках Леночку.
— А мы гуляем, — весело сообщила мне Кира и добавила гордо: — Смотрите, Леночка
уже сидит.
В самом деле, одетая в тёплую кофточку, Леночка сидела у Киры на коленях.
— Вот видите! Совсем поправилась Леночка, — радовалась Кира. — А вы говорили:
«Не справишься, в ясли её отдай». Ведь говорили, верно?
Конечно, говорила. Потому, что я совсем не знала Киру, нашу ленинградскую девочку.
- Оказались ли верну ваши догадки?
- Почему же Кирюшка не отдала Леночку в ясли? Как ее характеризует этот поступок?
- Что изменилось в жизни города и в жизни Кирюшки с приходом весны?
- Почему автор говорит, что совсем не знала Кирюшку? А можете ли вы сказать, что знали
ее и что поступки девочки для вас были предсказуемы? Или все же ее решения были для
вас неожиданными? Посмотрите на свою корзину идей для того, чтобы дать ответ на этот
вопрос.
Стадия рефлексии
-
Вернемся к нашему вопросу, заданному в начале урока.
Есть ли место среди всех
варварств, которые приносит за собой война, поступкам, которые дают надежду на то, что
есть еще милосердие, добродушие?
- Есть ли вера в то, что даже когда весь мир «погряз в крови и порохе» самое главное – это
оставаться человеком?
- Можно ли сказать, что Кирюшка – это наглядный пример того, что только милосердные и
бескорыстные поступки помогут сделать первый шаг на пути к миру без войны?
Задание:
Письменно (в 5-7 предложениях) ответить на вопрос «Что я могу сделать для того, чтобы
жить в мире?»