Автор: Оноприенко Юлия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№ 250
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Что такое народная игрушка"
Раздел: дошкольное образование
Что такое народная игрушка?
Консультация для родителей и воспитателей
История народной игрушки уходит корня в глубокую древность. Это самая
ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию,
которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит
и многогранность культуры нашего народа.
Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из
всего, что давало человеку природа : глина, солома, еловые шишки и дерево.
Как было малышу не любить такую детскую игрушку, ведь всё из чего она
была изготовлена, было таким знакомым и привычным, как будто сама
природа дала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать
жизнь новому творению.
Как только малыш появился на свет, его верным спутником становилась
игрушка или «потешка» , как называли её наши предки. Самые маленькие
получали погремушки или «шаркуны» . Это могло быть засушенная
коробочка мака с семенами, трещотка, яркие лоскуток ткани с
колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения эти
игрушки по мнению родителей служили для привлечения к малышу доброго
духа ангела-защитника, оберегающие ребенка от нечистой силы и сглаза.
Погремушка или мяч, символизирующие по мнению предков небо и
небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное,
что в игрушках нашего народа не встретишь изображение злого или
страшного персонажа. В старину считалось, что такая игрушка может
принести зло малышу.
Ребёнок рос, менялись игрушки, окружающие его. Они усложнились,
помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его
пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке.
Всё гениальное- просто. На палке крепились колесные оси с подвижными
деталями.
Игрушка увлекала ребёнка звуками, которые издавали колокольчики или
трещотки, закрепленные на ней. Ритмичным движением колёс- и малыш
начинал ходить вслед за палочкой, с прикрепленной игрушкой. Наступала
очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь, как символ
солнца. Ребёнок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный
воле хозяина . Таким образом ребёнок впервые мог почувствовать себя
сильным и смелым другом для своей игрушки.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка,
они давали ему, ту самую детскую игрушку, которая не только развлекала, но
и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни.
А во что же играли деревенские девочки? Конечно же, в тряпичных кукол.
Мамы ловко мастерили дочкам кукол из кусков ткани и верёвок, причём
такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к
дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо
такой кукла обычно не прорисовывалось и это позволяло ребёнку самому
придумать характер и внешность тряпочные подружки. Наши предки
считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью
и хозяйкой в доме.
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах
русской земли, это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков
изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину, это и
«крупенички» куклы-мешочки, в которых хранили зерно гречихи для нового
урожая. Такие куклы делались и для женщин, которые хотели чтобы у них
поскорее появились дети.
Сюда же можно отнести и Рождественского ангела, куклу изготовленную из
ткани, простую, но в тоже время необычную. Такими куклами украшали елку
в Рождество.
Были куклы –пеленашки. Такая дерзкая кукла легко уменьшалась на ладонь,
её укладывали в колыбельку к новорождённому чаду, чтобы именно она
приняла на себя всё то зло, что предназначалось младенцу. Кукла
вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а
также вставлялась складочки одежды ребенка, если приходили гости, то они
хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.
Ттакже были куклы- «московки», «столбушки» и «толстушки-
костромушки» . Встречались детские игрушки, характерные для какой-то
определённой местности, такие игрушки сохранились в нашей культуре и по
сей день. Дымковская игрушка -это очень древний промысел, в старину
праздновали «свистопляску»- праздник, на котором люди свистели в
свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что
в селе Дымково делали свистульки и игрушки.
Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев
человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а всё плохое от него,
перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие
игрушки традиционно хранили у окна.
В селе целое семейство изготавливали самые разнообразные игрушки из
глины. Это барыни, фантастические животные и птицы, петушки –
свистульки. Промысел сохранился и до наших дней, конечно, способы
изготовления игрушек немного изменились, но всё равно до сих пор мастера
изготавливают такую игрушку, не заводским способом а вручную.
Вручную же расписывают кукол так, что каждая кукла уникальна и
неповторима.
Пластика этих игрушек проста, а роспись ее красочна и оригинальна. Такая
игрушка пронизана теплом человеческих рук, близка детям своей простотой
и тонким юмористическим стилем изображения персонажа.