Напоминание

Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями


Автор: Галустова Карина Артемовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа№924
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Проект
Тема: Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ Школа№924

Проект

«Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями»

Выполнила:

Воспитатель

Галустова Карина Артемовна

Москва, 2019г.

1

Содержание

1.

Введение…………………………………………………………………….3

2.

Паспорт проекта…………………………………………………………….6

3.

Реализация проекта………………………………………………………...9

4.

Литература………………………………………………………………….20

5.

Приложение………………………………………………………………...21

2

Введение

Актуальность

работы:

работа

с

родителями

по

экологическому

воспитанию

дошкольников

является

одной

из

составной

частей

работы

дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными

усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой

буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый

план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали

актуальными?

Причина

в

деятельности

человека

в

природе,

часто

безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная,

ведущая к нарушению экологического равновесия.

В

соответствии

с

ФГОС

,

в

каждом

образовательном

учреждении

утверждается

и

реализуется

основная

общеобразовательная

программа

дошкольного

образования.

Программа

опирается

на

лучшие

традиции

отечественного

дошкольного

образования,

его

фундаментальность:

комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей,

всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе

разнообразных видов детской творческой деятельности.

Программа,

признавая

ценность

семьи

как

уникального

института

воспитания

и

необходимость

развития

ответственных

и

плодотворных

отношений

с

семьями

воспитанников,

выделяют

в

Программе

работу

с

родителями в отдельный раздел.

Ведущие

цели

взаимодействия

дошкольного

образовательного

учреждения с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для

развития

ответственных

и

взаимозависимых

отношений

с

семьями

воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника,

повышение компетентности родителей в области воспитания.

Одной из форм взаимодействия с семьёй Программа предусматривает

совместную деятельность: привлечение родителей к организации вечеров

3

музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, маршрутов выходного дня (в театр,

музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция),

семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в

детской исследовательской и проектной деятельности.

На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта

«Экологическое

воспитание

дошкольников

в

работе

с

родителями»

является актуальной.

Цель

работы:

формирование

начал

экологической

культуры,

становление

осознанно-правильного

отношения

к

природе

во

всем

её

многообразии, к людям, охраняющим её. И, кроме того, отношение к себе как

части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от

окружающей среды.

Задачи:

показать

родителям

необходимость

воспитания

у

детей

экологической культуры.

Ожидаемые результаты:

Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей.

Увеличение

непосредственного

участия

родителей

и

детей

в

организации и проведении различных экологических мероприятий.

Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного

города, охране природы.

Формы и методы работы с родителями:

Консультации

и

сообщения

экологической

направленности

для

родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».

Изготовление фотоальбома.

Привлечение родителей к пополнению уголка природы.

Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.

Участие родителей в субботниках.

Сбор пластиковых отходов.

Проведение совместных экологических экскурсий.

4

Анкетирование

родителей

с

целью

выявления

их

экологической

компетентности.

Цель экологического воспитания— становление начал экологической

культуры

у

детей,

развитие

экологического

сознания,

мышления,

экологической

культуры

у

взрослых,

их

воспитывающих,

формирование

ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе

экологического

сознания.

Это

предполагает

соблюдение

нравственных

и

правовых

принципов

природопользования

и

пропаганду

идей

его

оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей

местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к

человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека.

Именно

в

семье

формируются

основы

духовного

и

культурного

облика,

закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от

своей семьи, поскольку она обеспечивает:

физическое

благополучие,

включая

еду,

жилье,

одежду

заботу

о

здоровье;

эмоциональное

благополучие,

включая

любовь,

поддержку,

постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить,

бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Детский

сад

является

первым

звеном

системы

непрерывного

экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает

задача

формирования

у

дошкольников

основ

культуры

рационального

природопользования.

Сотрудничество

с

семьями

детей

по

экологическому

направлению,

совместно

организованные

мероприятия

не

только

помогают

обеспечить

единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот

процесс

необходимую

ребенку

особую

положительную

эмоциональную

окраску

5

Паспорт проекта

Название проекта

«Экологическое воспитание дошкольников в

работе с родителями»

Автор

Галустова Карина Артемовна

Участники

Воспитатель, дети, родители

Срок реализации

В течение года

Новизна проекта

Заключается в содержании и в форме

организации экологической работы с детьми

и их родителями.

Цель проекта

формирование экологической компетентности

и природоохранной деятельности родителей в

улучшении качества окружающей среды и в

деле воспитания детей.

Задачи проекта

1.

Подведение

к

пониманию

важности

проблемы

взаимоотношения

человека

с

природой

и

последствий

деятельности

человека в ней.

2.

Расширение представления родителей о

том,

что

в

природе

ничто

не

исчезает

бесследно

и

очень

важно

научить

ребёнка

защищать

природу,

любить

её

и

уметь

охранять.

3.

Повышение

уровня

экологической

культуры и информированности родителей о

проблеме обращения с отходами с помощью

6

информационных сообщений.

4.

Побуждение

интереса

к

созданию

благоприятной окружающей среды города и

микрорайона.

5.

Формирование

детско-родительских

отношений

в

духе

воспитания

интереса

и

экологически

правильного

поведения

в

природе.

6. Обучение родителей на личном примере

относиться к природе бережно, охранять и

защищать её.

Функции проекта

Диагностическая – фиксирует изменения в

формировании

экологических

знаний

у

дошкольников

и

их

родителей

в

процессе

экологического образования и воспитания.

Целеполагательная – поддерживает учебные

цели (чему мы обучаем ребёнка и родителей и

для чего).

Мотивационная

поощряет

достигнутые

ребёнком

и

родителями

результаты

в

познании окружающего мира.

Содержательная – раскрывает весь спектр

выполняемых

работ

по

формированию

экологических знаний у детей дошкольного

возраста и их родителей.

Развивающая – обеспечивает непрерывность

процесса обучения и развития от года к году.

Рейтинговая

п о к а з ы в а е т

д и а п а з о н

спо собно стей

и

компетенций

д е т е й

дошкольного возраста.

Интеграция

П о з н а н и е ,

к о м м у н и к а ц и я ,

ч т е н и е

7

познавательных областей

художественной

литературы,

муз ыка ,

художественное творчество, труд, физическая

культура.

Предполагаемый результат

по сильное

участие

родителей

в

экологическом образовании детей;

непосредственное участие родителей и

д е т е й

в

о р г а н и з а ц и и

р а з л и ч н ы х

экологических мероприятий;

повышение уровня знаний у родителей

и детей об экологии родного города, охране

природы.

Реализация проекта.

1 этап. Подготовительный

8

Проектная

деятельность

Задачи

Сроки реализации

Изучение уровня знаний

по теме «Экологическое

воспитание»

Определение

а ктуа л ь н ы х

з н а н и й

детей

о

р а с т е н и я х ,

ж и в о т н ы х

в

окружающем мире

За

неделю

до

начала

проекта

Подбор

методической

литературы

Методическое

обеспечение проекта

В

течение

недели

до

начала проекта

Подбор художественной

литературы

Информационное

обеспечение проекта

В

течение

недели

до

начала проекта

Изготовление

дидактических

пособий

по теме

Обеспечение

проекта

наглядными

материалами

В

течение

недели

до

начала проекта

Написание

конспектов

занятий

Планирование

предстоящей работы

В

течение

недели

до

начала проекта

2 этап. Содержательный

Проектная деятельность

Задачи

Сроки

реализации

9

Проведение

родительского

с о б р а н и я

с

ц е л ь ю

привлечения

родителей

к

у ч а с т и ю

в

п р о е к т е .

П р о в е д е н и е

б е с е д ы

с

р о д и т е л я м и

с

предварительным

анкетированием

на

тему

«Берегите природу».

У т о ч н е н и е

з н а н и й

р о д и т е л е й

о

т о м ,

н а с к о л ь к о

о н и

компетентны

в

вопросах

экологии.

Сентябрь

Создание семейных архивов

«Отдыхаем,

не

в р е д я ! »

(семейные

фотографии

отдых на природе: парк, лес,

на даче).

Формирование

культуры

правильного

поведения

в

природе

Сентябрь

Групповые

экскурсии

с

детьми

и

родителями

по

городу

«Клуб

выходного

дня».

Закрепление

знаний

о

правилах

поведения

на

улицах города

Октябрь

Оформление

фотостенда

в

группе

«Природа

нашего

города».

Обучение

во сприятию

к р а с о т ы

п р и р о д ы

с

помощью

изобразительных средств

Октябрь

Привлечение

родителей

к

с о з д а н и ю

с т е н г а з е т ы ,

п о с в я щ е н н о й

о х р а н е

природы.

О б у ч е н и е

д е т е й

передавать

отношение к

п р и р о д е ,

и с п о л ь з у я

технику

о ф о рм л е н и я .

Развитие

воображения,

эмоциональной

сферы,

трудовых навыков.

Октябрь

Проведение

консультации

«Мусор-проблема №1».

Донесение

до

родителей,

насколько

важна

э т а

Ноябрь

10

проблема в нашем городе.

Рассказать

о

способах

переработки

мусора,

о

в о з м о ж н о с т я х

е г о

вторичного

использования.

Показать

на примерах, какой ущерб

наносят отходы городу.

С о зд а н и е

с о в м е с т н о

с

р од и т е л я м и

р е к л а м н ы е

листовки для мусорных урн

типа:

«Пусть

город

будет

ч и с т ы м ! »

« О т д а й

м н е

мусор!» и т.п.

Привлечение

внимания

к

экологическим проблемам

г о р о д а ,

п р и в и т и е

правильного

экологического поведения

детям

и

их

родителям,

формирование

активной

жизненной позиции.

Ноябрь

«Клуб

выходного

дня»

проведение

совместно

с

д е т ь м и

и

р о д и т е л я м и

экологических экскурсий по

городу.

О б у ч е н и е

д е т е й

и

р о д и т е л е й

у м е н и ю

подмечать

проблемы

экологического характера,

проводить наблюдения за

объектами природы.

Ноябрь

Привлечение

родителей

к

пополнению уголка природы

в экологической комнате.

Ознакомление родителей с

правилами

содержания

и

ухода

за

комнатными

растениями и животными

уголка природы.

Ноябрь

С о зд а н и е

бу к л е т а

д л я

р од и т е л е й :

« Куд а

д е т ь

мусор?»

Информирование

взрослых

о

том,

куда

можно

сдать

в

нашем

городе

промышленные

Ноябрь

11

отходы для переработки.

Разработка

совместно

с

родителями

ст атьи

д л я

журнала,

выпускаемого

в

дошкольном учреждении, на

тему

«Как

научить

ребенка

защищать природу».

О бу ч е н и е

р о д и т е л е й

оформлению и написанию

статей

на

экологическую

тематику.

Декабрь

«Экологический

десант»

проведение

совместно

с

р о д и т е л я м и

и

д е т ь м и

прогулки по городу с целью

сбора пластика.

Расширение

представлений

родителей

и

д е т е й

о

природоохранной

деятельности,

защите

окружающей

среды

от

загрязнения,

формирование

элементов

экологической культуры.

Декабрь

Дома шн е е

за д а н и е

д л я

родителей

«Отходы

ка к

ресурс»

Привлечение

к

с бору

пластиковых

отходо в.

Формирование

знаний

о

ресурсосбережении.

Декабрь

Подготовка информационной

странички для родительского

уголка:

«Вода

источник

жизни!»

Напоминание взрослым о

том, как важна проблема

сбережения наших водных

ресурсов. Мало того, что в

некоторых

населенных

пункт ах

о ст ро

с т о и т

проблема

с

п и т ь е в о й

водой (ее не хватает, либо

очень низкое качество), но

она еще и является местом

о б и т а н и я

м н о ж е с т в а

Январь

12

р а с т е н и й

и

ж и в ы х

организмов.

Изготовление

совместно

с

д е т ь м и

п а м я т к и

д л я

родителей

«Долой

мусор!»,

«Не

бросайте

мусор,

где

попало!»

Формирование интереса к

правильному

экологическому

поведению.

Объяснение,

как

важно

с ох р а н я т ь

чистоту

тех

мест,

где

р о д и т е л и

и

д е т и

отдыхают.

Январь

«Экологический

десант»

проведение

совместно

с

р о д и т е л я м и

и

д е т ь м и

прогулки по городу с целью

сбора пластика.

Расширение

представлений

родителей

и

д е т е й

о

природоохранной

деятельности,

защите

окружающей

среды

от

загрязнения,

формирование

элементов

экологической культуры.

Январь

Конкурс

для

родителей

на

лучшую

листовку

на

тему

«Сделаем наш город чище».

Ознакомление

детей

с

особенностями

родной

природы, её обитателями,

п р и з ы в ат ь

ц е н и т ь

и

беречь

красоту

родной

Январь

13

земли

Проведение

консультации

для

родителей

« И г р а я ,

познаем природу».

Показать, как с помощью

и г р

э к о л о г и ч е с к о й

направленности

можно

учить

детей

беречь

и

охранять

природу,

дать

несколько примеров игр.

Февраль

Проведение

конкурса

для

р о д и т е л е й

н а

л у ч ш у ю

экологическую

игру

для

детей.

О бу ч е н и е

р о д и т е л е й

умению

ф о рм и р о ват ь

экологические

знания

у

детей с помощью игровых

технологий.

Февраль

Оформление

передвижной

папки

для

родительского

уголка

«Люби

и

охраняй

окружающую природу».

Формирование

экологических

знаний

у

родителей

Февраль

Изготовление

фотоальбома

из

семейных

архивов

«Как

мы

отдыхаем

на

природе

(даче, в лесу и пр.).

Привлечение

внимания

к

правильному

экологическому

п о в е д е н и ю

п р и

нахождении

на

отдыхе

с

детьми.

Февраль

«Клуб

выходного

дня»

выступление

родителей

на

тему

«Дом,

в

котором

мы

живем».

Выяснение

у

родителей,

к а к

в ы г л я д и т

и х

придомовая

территория,

как выглядят их подъезды,

что они делают для того,

ч т о б ы

ул у ч ш и т ь

и х

внешний вид, и делают ли

вообще?

Что

могли

бы

или хотели бы сделать для

Февраль

14

улучшения

придомовых

территорий?

«Экологический

десант»

проведение

совместно

с

р о д и т е л я м и

и

д е т ь м и

прогулки по городу с целью

сбора пластика.

Расширение

представлений

родителей

и

д е т е й

о

природоохранной

деятельности,

защите

окружающей

среды

от

загрязнения,

формирование

элементов

экологической культуры.

Февраль

«Клуб

выходного

дня»

проведение

совместно

с

д е т ь м и

и

р о д и т е л я м и

экологических экскурсий по

городу.

О б у ч е н и е

д е т е й

и

р о д и т е л е й

у м е н и ю

подмечать

проблемы

экологического характера,

проводить наблюдения за

объектами природы.

Февраль

Д о м а ш н е е

з а д а н и е

придумать сказки, частушки,

речевки

на

экологические

темы.

Ра зв ит ие

т в о р ч е с к и х

способностей,

познавательного

интереса

к

э к о л о г и ч е с к и м

проблемам.

Февраль

Ко н к у р с

р и с у н ко в

д л я

родителей

и

детей

на

тему

«Мой

красивый,

чистый

город!»

Ра зв ит ие

т в о р ч е с к и х

способностей,

познавательного

интереса

к

э к о л о г и ч е с к и м

Февраль

15

проблемам.

Прогулка-наблюдение

на

тему «Весна пришла. А город

чистый?»

Расширение

представлений

родителей

и

д е т е й

о

природоохранной

деятельности,

защите

окружающей

среды

от

загрязнения,

формирование

элементов

экологической культуры.

Апрель

П р о в е д е н и е

б е с е д ы

с

р о д и т е л я м и

н а

т е м у

«Животные

в

городе».

У

многих из нас есть домашние

животные,

и

весной,

на

газонах,

мы

видим

остатки

их

жизнедеятельности.

Все

это выглядит ужасно. Мы бы

хотели

поинтересоваться

у

родителей, как они относятся

к этой проблеме, и что, по их

мнению,

можно

было

бы

сделать

Ф о р м и р о в а н и е

у

родителей

правильного

экологического поведения

п р и

с о д е р ж а н и и

домашних животных.

Апрель

«Экологический

десант»

совместно

с

родителями

прове сти

субботник

п о

уборке

территории

детского

сада.

Приобщение

детей

к

мероприятиям,

которые

проводятся

в

детском

с аду,

в

том

числе

и

совместно

с

родителями.

Р а з в и т и е

т р у д о в о й

деятельности,

Апрель

16

формирование

элементов

экологической культуры.

Подготовка

буклета

«А

знаете

ли

вы,

что...»

(Как

долго разлагается различный

мусор:

бумага,

с т е к л о ,

пластик).

Продолжение

формирования

знаний

в

области

ресурсосбережения

Апрель

«Клуб

выходного

дня»

п р о в е д е н и е

б е с е д ы

с

родителями на тему «Огонь –

беда

для

ле с а!»

С ко р о

начнется

лето,

и

все

мы

поедем отдыхать за город. Но

в с е

л и

м ы

з н а е м ,

к а к

правильно вести себя в лесу?

С помощью этого сообщения

мы

бы

хотим

предупредить

родителей о том, какой вред

может

нанести

природе

случайно

забытый

костер,

брошенная сигарета и т.д.

Формирование

правильного

экологического поведения

в природе

Май

«Экологический

десант»

п р о в е с т и

с у б б о т н и к

с

родителями

по

озеленению

территории детского сада.

Приобщение

детей

к

мероприятиям,

которые

проводятся

в

детском

с аду,

в

том

числе

и

совместно

с

родителями.

Р а з в и т и е

т р у д о в о й

деятельности,

формирование

элементов

Май

17

экологической культуры.

Изготовление фотостенда из

фотографий

о

субботнике

«Вот как стало зелено!».

Ра зв ит ие

т в о р ч е с к и х

способностей,

познавательного

интереса

к

э к о л о г и ч е с к и м

проблемам.

Май

3 этап. Итоговый

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Подготовка

и

проведение

экологического

праздника

д л я

д е т е й

с

у ч а с т и е м

родителей.

Подведение

итогов

совместной

деятельности

детей, родителей и

воспитателей.

Демонстрация

д о с т и ж е н и й

в

области

совместной

деятельности

по

охране

окружающей

среды.

Май

Выставка детских рисунков

Представление

результатов

совместного

творчества детей и

Май

18

родителей.

Разработка

методических

рекомендаций для педагогов

Д О У

п о

с о в м е с т н о й

д е я т е л ь н о с т и

д е т е й

и

р о д и т е л е й

в

п р о ц е с с е

экологического воспитания.

Анализ

результативности

поставленных

задач

Май

Литература

1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева

и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

2.

Голицына

Н.С.

Экологическое

воспитание

дошкольников.

Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие.

– М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика

экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-

Пресс, 2007.

5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском

19

саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников:

Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. –

М.: Академия, 2002.

8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика.

2007. - № 5. - С. 22-27

9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой.-М.: Мозаика-синтез, 2010.-304 с.

10. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников //

Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.

Приложение

Приложение 1

Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах

экологии?»

1. Ф.И.О.

2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы?

Какие?

4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе

нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А

20

вы?

7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические

темы в группе или для города?

8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с

бытовыми отходами? Какие?

Приложение 2

Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по

экологическому воспитанию

1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)

2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать

об их пользе, о том, как их беречь.)

3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах Подмосковья, рассказать,

какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

4.

Крылатые

доктора.

(Познакомить

с

птицами,

за

которыми

можно

проводить наблюдения;

на

что

обращать

внимание,

какую

помощь

можем

оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от

леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с

ними, охрана ядовитых растений.)

Приложение 3.

Примерная тематика ширм для родителей по экологическому

воспитанию

1. Азбука поведения в природе.

2. Прогулки в природу.

3. Войди в природу другом!

4. Очей очарованье!

5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).

21

6. В лес по грибы.

7. Поможем крылатым докторам (о птицах).

8. Наши друзья — насекомые.

9. Защитим друзей леса!

10. Пожар — это беда леса!

11. Сбережем нашу елочку.

12. Цветы — земной красы начало.

13. Первоцветы — вестники весны.

14. Давайте беречь воду!

Приложение 4.

Сбережем родную природу

Материал круглого стола для родителей

1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.

• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

• Оказывает ли общество влияние на природную среду?

• Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека

к природе?

2. Разобрать следующие ситуации.

• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку

с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила

сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы

посмотрим в книге и узнаем ее название».

Вопросы

Правильно ли поступила мать?

Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

Как

Вы

считаете,

можно

ли

ловить

бабочек

и

других

насекомых?

Что

воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

22

Саша,

помогая

бабушке

ухаживать

за

земляникой

в

саду,

заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила

мальчику

понаблюдать

за

образованием

плодов

земляники.

Она

обратила

внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по

форме и окраске.

Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о

росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить

процесс

образования

из

цветов

ягод

смородины,

плодов

огурцов.

У

него

сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое

впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями

сада и огорода? Что это дает?

Как

Вы

считаете,

если

ребенок

будет

принимать

участие

в

трудовой

деятельности

вместе

со

взрослыми

на

огороде

и

цветнике,

сможет

ли

он

проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

3. Концерт силами детей «Русская природа».

4. Обсуждение с родителями увиденного.

Считают

ли

они,

что

такая

работа

с

детьми

будет

способствовать

воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.

Можно

ли

относиться

к

природе

как

средству

воспитания

в

человеке

прекрасного?

«Прекраснее

всего

сама

природа.

В

нее-то

и

вглядывайтесь

как

можно

пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры

мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы

природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это

заставит

внимание

сильнее

вникать

в

наблюдаемый

объект,

сознательнее

относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь...

к

исследованию

всего,

что

попадается

вам

на

глаза

и

что

помогает

23

вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский)

5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по

охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском

саду).

Приложение 5

Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой»

Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с

природой».

Участвуют

во спитатели

и

родители

детского

с а д а .

На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по

части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две

команды.

Пожалуйста,

посовещайтесь,

придумайте

название

команды

и

выберите капитана.

Конкурс 1. «Разминка».

Командам

по

очереди

задаются

вопросы,

оценивается

правильность

и

быстрота ответов.

1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов.

(Экология)

2.Документ,

содержащий

краткие

сведения

о

распространении

и

мерах

охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)

3. Как называется растительный мир? (Флора)

4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого

«витамина роста»? (Морковь)

5.

Цветы

этого

дерева

применяют

в

качестве

чая

при

простудных

заболеваниях? (Липа)

6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и

комаров. (Герань)

7.

Витаминное

блюдо,

приготовленное

из

измельченных

овощей

с

добавлением соли и растительного масла. (Салат)

8.

Великий

русский

полководец

А.В.Суворов

очень

ценил

эту

злаковую

24

культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не

только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)

9. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе

крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она

может вырасти до невероятных размеров. (Репа)

10. Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной

песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)

Конкурс 2. « Урожай плодов».

Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в

ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с

природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.

Музыкальная пауза.

Конкурс 3. «Загадалки».

Ведущий. У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая

команда

берет

по

одной

карточке,

не

показывая

соперникам.

Необходимо

составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница

должна

угадать,

о

ком

идет

речь.

Жюри

оценивает

лучший

рассказ

и

правильный ответ.

Информационная справка для зрителей «Известное об известном»

1. Самый крупный:

- из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров

- из птиц – страус 90 кг, высота 270 см

- из змей – анаконда длина 5-10 метров

2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м

Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности

Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину

3.Быстрее всех:

бегает гепард

плавает меч-рыба

летает стриж

25

4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота

– 36 метров.

5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.

Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.

6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков.

Появляется 1200 новых одуванчиков.

7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.

8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.

9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.

10. При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на

разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.

Конкурс 4. «Угадай мелодию».

Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.

Подсказки:

1. Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)

2. Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)

3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой

погоды)

4. О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)

5.О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха

в саду)

6.

Песня

о

тех

местах,

где

можно

услышать

красивое

пение

птиц.

(Соловьиная роща)

7. Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони в

цвету)

8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)

Конкурс 5. «Домашнее задание».

Командам дано задание нарисовать плакаты экологической направленности,

придумать им название и защиту. Жюри оценивает домашнее задание по этим

критериям.

26

Конкурс 6. «Театр-экспромт»».

Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.

1 команда – басня «Свинья под дубом»

2 команда – басня «Ворона и лисица»

жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов, язык

пантомимы.

Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из

каких сказок эти отрывки?

«…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на

лужайках,

и

под

камнями,

и

под

деревьями!...

стебельки

пушистые,

точно

бархатные,

лепестки

будто

хрустальные.»

(С.

А.

Маршак

«Двенадцать

месяцев»).

«Слыхал,

что

есть

такой

цветок.

Видеть

его

нашему

брату

нельзя.

Кто

поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов.«Каменный цветок»)

«…зернышко

сразу

дало

росток,

а

из

ростка

вырос

большой

чудесный

цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у

нераспустившегося бутона. ( Х.К.Андерсен.«Дюймовочка»)

«Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки.У него было семь

прозрачных

лепестков,

каждый

другого

цвета:

желтый,

красный,

синий,

зеленый,

оранжевый,

фиолетовый

и

голубой»

(В.П.Катаев.

«Цветик-

семицветик»).

«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный,

любимый цветок? Я хронил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался,

на

него

глядючи,

а

ты

лишил

меня

всей

утехи

в

моей

жизни».

(С.

Т.

Аксаков.«Аленький цветочек».)

«В

городе

было

очень

красиво.

Вокруг

каждого

дома

росли

цветы:

маргаритки,

ромашки,

одуванчики.

Там

даже

улицы

назывались

именами

ц в е т о в :

у л и ц а

Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался

цветочным городом». (Н. Н. Носов.«Приключения Незнайки и его друзей»)

27

Подведение итогов конкурсов. Слово жюри.

28



В раздел образования