Автор: Иванова Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Береславская СШ"
Населённый пункт: поселок Береславка Волгоградская область
Наименование материала: "Основы проектной деятельности"
Тема: Внеурочная деятельность
Раздел: начальное образование
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Основы проектной деятельности» для обучающихся 1 класса
Пояснительная записка
В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная
форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые
шаги по проектной деятельности, так как по мере освоения работы над проектами во
внеурочное время в более старших классах проектная деятельность может использоваться
как одна из форм учебной деятельности.
Младший
школьный
возраст
является
начальным
этапом
вхождения
в
проектную
деятельность,
закладывающим
фундамент
дальнейшего
овладения
ею.
Содержание
проектной деятельности младших школьников формируется путем отбора доступного
материала, вводящего учащихся в мир технологий.
В первом классе происходит подготовка к её осуществлению. Учащиеся овладевают
элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые
задания и упражнения в совместной деятельности с учителем и родителями.
Программа
«Основы
проектной
деятельности»
создана
на
основе
федерального
государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным
планом МКОУ «Береславская СШ» на проектную деятельность в 1 классе отводится 1 час
в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа.
Данная
программа
построена
в
соответствии
с
требованиями
Государственного
образовательного стандарта по проектной деятельности.
В
современном
динамично
развивающемся
информационном
обществе
нужны,
действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно
добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на
поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения
или
рассмотрения
и
делает
метод
проектов
столь
привлекательным
для
системы
образования.
В основе организации работы над проектом лежат следующие психолого -педагогические
принципы:
–
интерес
к
теме
должен
выстраиваться
с
учётом
имеющегося
у
детей
учебного
и
житейского опыта, их возрастных особенностей;
– проектная деятельность возможна и эффективна только на добровольной основе;
– для успешной её реализации необходимо сотрудничество и согласованность действий
детей и учителя, их общение и взаимопонимание.
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
-
Определять
цель
деятельности,
планировать
ее,
выполнять
действия
и
операции,
соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
-
Проводить
наблюдения.
Ставить
простые
эксперименты,
строить
простые
модели
объектов и явлений окружающего мира.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции,
их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Работая
над
проектами,
учащиеся
знакомятся
с
разнообразием
окружающего
мира,
получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся
самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется
ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с
партнерами.
Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук.
Следовательно,
важной
задачей
является
вооружение
учащихся
методами
научного
познания.
Обучение
должно
строиться
на
основе
самостоятельной
деятельности,
воспроизводящей
основные
моменты,
присущие
исследовательской
и
проектной
деятельности.
Цели программы:
Удовлетворить познавательный интерес обучающихся по научно- исследовательской
деятельности, поставить каждого учащегося в ситуацию успеха. Независимо от учебных
успехов ученика, развивать творческие и интеллектуальные способности и нравственные
качества детей.
Задачи программы:
Формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
Формирование навыков организации рабочего пространства и использование рабочего
времени;
Формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
Формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать
осознанный выбор;
Расширять область знаний учащихся;
Формировать интерес к научно- исследовательской деятельности.
Воспитательные:
Формировать чувство коллективизма;
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ;
Воспитывать уважение к труду;
Воспитывать нравственные качества детей (взаимопонимание, взаимопомощь, честность,
добросовестность).
Развивающие:
Формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой, эксперементально -
исследовательской деятельности;
Развивать настойчивость. Самостоятельность;
Развивать навыки публичного выступления;
Содействовать развитию всесторонне- развитой личности;
Развивать оценочные умения;
Презентационные умения и навыки: монологической речи, артистические умения, умения
отвечать на незапланированные вопросы.
Мотивационные:
Создавать комфортную обстановку на занятиях и мероприятиях;
Создавать условия для атмосферы доброжелательности, сотрудничества;
Развивать активную деятельность.
Эстетические:
Развивать аккуратность, опрятность.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах,
парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Формы контроля:
защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Этапы работы над проектом
Этапы работы
над проектом
Цели и задачи
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Деятельность
родителей
1. Погружение
в проект
Цель –подготовка
учащихся к
проектной
деятельности.
Задачи:
– определение
проблемы, темы и
целей проекта в
ходе совместной
деятельности
педагога и
обучающихся;
– создание
группы (групп)
учащихся для
работы над
проектом.
Отбирает
возможные темы и
предлагает их
учащимся.
Побуждает у
учащихся интерес
к теме проекта.
Помогает
сформулировать:
• проблему
проекта;
• сюжетную
ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует
учащихся к
обсуждению,
созданию проекта.
Организует поиск
учащимися
оптимального
способа
достижения
поставленных
целей проекта.
Помогает в
анализе
и синтезе,
наблюдает,
контролирует.
Консультирует
учащихся при
постановке цели и
задач, при
необходимости
корректирует их
формулировку.
Осуществляют
вживание в
ситуацию.
Обсуждают тему
проекта, предмет
исследования с
учителем.
Получают
дополнительную
информацию.
Определяют свои
потребности.
Принимают в
составе группы
(или
самостоятельно)
решение по
поводу темы
(подтем) проекта
и аргументируют
свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов
и поиск
оптимального
способа
достижения цели
проекта;
• личностное
присвоение
проблемы.
Формулируют
(индивидуально
или в результате
обсуждения в
группе) цель
проекта.
Помогают в
выборе
тематического
поля, темы; в
формулировке
проблемы, цели
и задач проекта.
Мотивируют
детей.
2.
Планирование
Цель –
пооперационная
Направляет
процесс поиска
Осуществляют:
• поиск, сбор,
Консультируют
в процессе
деятельности
разработка
проекта с
указанием
перечня
конкретных
действий и
результатов,
сроков и
ответственных.
Задачи:
– определение
источников
информации,
способов сбора и
анализа
информации, вида
продукта и
возможных форм
презентации
результатов
проекта, сроков
презентации;
– установление
процедур и
критериев оценки
результатов и
процесса;
– распределение
задач
(обязанностей)
между членами
группы.
информации
учащимися (при
необходимости
помогает
определить круг
источников
информации,
рекомендует
экспертов).
Предлагает
учащимся:
• различные
варианты и
способы хранения
и систематизации
собранной
информации; •
организовать
группы;
• распределить
роли в группах;
• спланировать
деятельность по
решению задач
проекта;
• продумать
возможные формы
презентации
результатов
проекта;
• продумать
критерии оценки
результатов и
процесса.
Формирует
необходимые
специфические
умения
и навыки.
Организует
процесс контроля
(самоконтроля)
разработанного
плана
деятельности и
ресурсов.
систематизацию и
анализ
информации;
• разбивку на
группы;
• распределение
ролей в группе;
• планирование
работы;
• выбор формы и
способа
презентации
предполагаемых
результатов;
• принятие
решения по
установлению
критериев
оценивания
результатов и
процесса.
Продумывают
продукт
групповой и/или
индивидуальной
деятельности на
данном этапе.
Проводят оценку
(самооценку)
результатов
данного этапа
работы.
поиска
информации.
Оказывают
помощь в
выборе
способов
хранения и
систематизации
собранной
информации, в
составлении
плана
предстоящей
деятельности.
3.
Осуществление
деятельности
по решению
проблемы
Цель – разработка
проекта.
Задачи:
– самостоятельная
работа учащихся
по своим
индивидуальным
или групповым
задачам проекта.
– промежуточные
обсуждения
полученных
данных в группах,
на консультациях
(на уроках и/или
во внеурочное
время).
Наблюдает,
советует, косвенно
руководит
деятельностью,
отвечает на
вопросы
учащихся.
Контролирует
соблюдение
правил техники
безопасности.
Следит за
соблюдением
временных рамок
этапов
деятельности.
Выполняют
запланированные
действия
самостоятельно, в
группе или в
комбинированном
режиме.
При
необходимости
консультируются
с учителем
(экспертом).
Осуществляют
промежуточные
обсуждения
полученных
данных в
группах.
Наблюдают.
Контролируют
соблюдение
правил техники
безопасности.
Следят за
соблюдением
временных
рамок этапов
деятельности.
Оказывают
помощь в сборе
информации,
оформлении
материалов и
портфолио
проектной
деятельности.
4. Оформление
результатов
Цель –
структурирование
полученной
информации и
интеграции
полученных
знаний, умений,
навыков.
Задачи:
– анализ и синтез
данных;
–
формулирование
выводов.
Наблюдает,
советует,
направляет
процесс анализа.
Помогает в
обеспечении
проекта.
Мотивирует
учащихся, создает
чувство успеха;
подчеркивает
социальную и
личностную
важность
достигнутого.
Оформляют
проект,
изготавливают
продукт.
Участвуют в
коллективном
анализе проекта,
оценивают свою
роль,
анализируют
выполненный
проект, выясняют
причины успехов,
неудач.
Проводят анализ
достижений
поставленной
цели. Делают
выводы.
Наблюдает,
советует.
Помогает в
обеспечении
проекта.
Мотивирует
учащихся,
создает чувство
успеха.
5. Презентация
результатов
Цель –
демонстрация
материалов,
представление
результатов.
Задачи:
– подготовка
презентационных
материалов;
– подготовка
Организует
презентацию.
Продумывает и
реализует
взаимодействие с
родителями.
При
необходимости
консультирует
учащихся по
вопросам
Выбирают
(предлагают)
форму
презентации.
Готовят
презентацию.
Продолжают
оформлять
портфолио.
При
необходимости
Консультируют
в выборе
формы
презентации.
Оказывают
помощь в
подготовке
презентации.
Выступают в
качестве
эксперта.
публичного
выступления;
– презентация
проекта.
подготовки
презентации и
оформления
портфолио.
Репетирует с
учениками
предстоящую
презентацию
результатов
проектной
деятельности.
Выступает в
качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и
резюмирует
полученные
результаты;
• подводит итоги
обучения;
• оценивает
умения: общаться,
слушать,
обосновывать свое
мнение,
толерантность и
др.;
• акцентирует
внимание на
воспитательном
моменте: умении
работать в группе
на общий
результат и др.
консультируются
с учителем
(экспертом).
Осуществляют
защиту проекта.
Отвечают на
вопросы
слушателей.
Демонстрируют:
• понимание
проблемы, цели и
задач;
• умение
планировать и
осуществлять
работу;
• найденный
способ решения
проблемы;
• рефлексию
деятельности и
результата.
Выступают в
качестве эксперта,
т.е. задают
вопросы и
высказывают
критические
замечания (при
презентации
других групп \
учащихся) на
основе
установленных
критериев
оценивания
результатов и
процесса.
6. Оценка
результатов и
процесса
проектной
деятельности
Цель – оценка
результатов и
процесса
проектной
деятельности.
Задачи:
– коллективное
обсуждение
результатов
проекта;
– самоанализ
проектной
Оценивает усилия
учащихся,
креативность,
использование
источников,
неиспользованные
возможности,
потенциал
продолжения,
качество отчета,
мотивирует
учащихся.
Осуществляют
оценивание
деятельности и ее
результативности
в ходе:
• коллективного
обсуждения;
• самоанализа.
Консультируют
в оформлении
отчета.
деятельности.
Наблюдает,
направляет
процесс.
2. Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год.
Всего: 33 часа, 1 час в неделю
№
занятия
Тема проекта
Содержание,
методические приемы
Кол-
во
часов
Дата
защиты
Ответственные
Наша школа
Экскурсия по
территории школы.
2
сентябрь
Конкурс рисунков
«Моя школа».
Наша
безопасность.
Беседа о правилах
дорожного движения.
2
сентябрь
Конкурс рисунков «По
безопасной дороге в
безопасное будущее».
Краски осени
Экскурсия в осенний
парк для сбора
природного материала.
3
октябрь
Обсуждение
возможных
композиций поделок из
собранного материала.
Выставка работ
«Природа и фантазия».
Люди и их
занятия.
Беседа «Наши
увлечения»
2
октябрь,
ноябрь
Встреча – интервью
«Профессии обычные и
необычные».
Наш дом
Беседа «Мой дом – моя
крепость».
2
ноябрь
Конкурс рисунков
«Дом моей мечты».
Наши имена.
Беседа «Что значит моё
имя?»
2
декабрь
Рассказы детей о своих
именах.
Ёлочки
Беседа «Как и из чего
можно сделать
ёлочку?»
2
декабрь
Выставка работ.
Пернатые
друзья
Беседа «Как помочь
птицам зимой?»
3
январь
Изготовление
кормушек для птиц.
Выставка работ и
вывешивание их на
улице.
С витаминами
дружу, я
здоровьем
дорожу
Подготовка к
утреннику «День
здоровья».
2
февраль
Утренник «День
здоровья».
Сувенир в
подарок
Изготовление
сувениров,
посвященных 23
февраля.
2
февраль,
март
Изготовление
сувениров,
посвященных 8 марта.
Алфавит
Беседа «история
Алфавита».
3
март
Обсуждение тематики
будущих работ.
Выставка работ.
Сказки
Беседа «Герои русских
народных сказок».
2
апрель
Выставка рисунков и
поделок «Мой
любимый герой
русских народных
сказок».
Мой город
Беседа «Береславка –
моя малая родина»
2
апрель
Я хочу, чтобы мой
посёлок был чистым!
День моей
фамилии
Беседа «Каждая
фамилия – это история
семьи».
2
май
Рассказ о
происхождении своей
фамилии или о своей
семье.
Конкурс рисунков
«Моя семья».
Праздники в
России
Беседа «Главные
праздники страны».
2
май
Рассказ о своем
любимом празднике.
Конкурс рисунков
«Мой любимый
праздник».
4. Ожидаемые результаты программы
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им
для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат,
планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые
ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с
другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности
публично.
Предполагается, что применение метода проектов будет способствовать формированию у
учащихся следующих компетентностей:
Коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести
взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);
Информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной
информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и
электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);
Личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого
самовыражения, самопрезентации).