Автор: Шестеперова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1015
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Материал для кружка
Тема: Перспективное планирование для кружка " Чудеса из соленого теста"
Раздел: дошкольное образование
Ч
удеса из соленого теста
Соленое тесто- чудесный материал для работы пластичный ,мягкий,
приятный на ощупь экологически безопасный и неаллергенный. Оно очень
хорошо подходит для занятий лепки, как в домашних условиях, так и в
условиях современного детского сада. Из этого волшебного материала
можно лепить обьемные фигурки и создавать целые композиции. Лепка из
соленого теста доступна и для детей различного возраста и для взрослых. Это
занятие приносит помимо удовольствия еще и неоценимую пользу для
здоровья и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное
расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы,
стресс, а если работаешь с любовью и желанием, то можно отдохнуть и
восстановить силу. Для детей работа с соленым тестом доставляет массу
удовольствия и вмести с этим развивает мелкую моторику, синхронизирует
работу обеих рук, повышает сенсорную чувствительность, пространственное
мышление, общую умелость рук и способствует развитию творчества и
эмоционального мира ребенка.
украшения и т. д.);- умение украшать вылепленные изделия методом
налепа, углубленногорельефа, а также дополнительными элементами
из природного ибросового материала;- умение расписывать изделие
краской;- навыки работы со стеками- навыки аккуратной лепки и
росписи.Обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребёнку,
развивать у него познавательные и творческие
способностиВоспитывать эстетический вкус у детей и чувство
прекрасного, приобщать ребёнка к домашнему хозяйству.
Принципы:
Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания
программы с учётом природных особенностей в данный момент
деятельности.
Цикличности: построение содержания программы с постепенным
усложнением
Принцип обогащения сенсорного опыта.
Последовательности и систематичности.
Личностно-ориентированный подход.
Культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по
тестопластике, в соответствии особенностями
познавательного развития детей разных возрастов.
Получить полный текст
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами
детской активности.
Принцип организации тематического пространства(информационного
поля) – основы для развития образных представлений.
Технологии:
Игровое обучение
Педагогика сотрудничества
Методы:
Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
Практический
Формы:
индивидуальные, групповые.
Средства:
соленое тесто, пластилин, глина, стеки доски, кисти, краска, гуашь.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:
- Возрастающий уровень его
работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.
- Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе
их способов успешного выполнения.
- Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
- Оригинальность предлагаемых художественных решений.
- Окрепшая моторика рук.
ателей
Опубликовать статью
Свидетельство
План работы кружка по лепке из солёного теста «Чудеса из
соленого теста»
в старшей группе
Цель:
Развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать
силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.
Развивать творчество и фантазию, образное мышление и любознательность,
наблюдательность и воображение.
Воспитывать аккуратность, уважение к труду товарищей.
Сентябрь:
Занятие 1. Тема «Яблоки и груши». (игра в «магазин»)
Цель: Учить лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре « Магазин».
Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного
материала для дополнения поделки.
Материал: Солёное тесто, муляжи фруктов, веточки, гвоздика ,перец.
Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками яблок и груш.
Цель: Учить раскрашивать изделия после просушки.
Упражнять в смешивании красок.
Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.
Материал: Краски «Гуашь», кисточки.
Занятие 3. Тема: Декоративная тарелка «Роза».
Цель: Учить ,из отдельных частей , лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать,
составлять цветок из 6-8 лепестков.
Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.
Материал: Солёное тесто, стеки, тарелка.
Занятие 4. Тема: Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы».
Цель: Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски,
смешивать, для получения нужного оттенка.
Оформлять работу на тарелке.
Материал: Краски «Гуашь», тарелка.
Октябрь:
Занятие 1. Тема: «Колючий ёжик».
Цель: Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку.
Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали , смачивая водой.
Дополнять работу грибками, яблочками.
Материал: солёное тесто, семена от яблок, вишни, кисточка, вода
Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками ёжика.
Цель: Учить детей раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет,
смешивая краски.
Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, лак.
Занятие 3. Тема: «Пингвины на льдине».
Цель: Учить лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания,
сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции.
Использовать фольгу при лепке туловища.
Развивать фантазию детей, сообразительность.
Материал: Солёное тесто, фольга, пенопласт.
Занятие 4. Тема: Раскрашивание красками «Пингвин на льдине».
Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую
композицию.
Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей.
Ноябрь:
Занятие 1. Тема: «Божья коровка» (на листике)
Цель: Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы,
дополнительный материал для оформления.
Пользоваться формочкой для вырезания листика.
Уметь регулировать силу нажима при выполнении налепов.
Материал: Солёное тесто, формочка «листик»,семена яблок, веточки, игрушка.
Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками «Божья коровка ».
Цель: Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы.
Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования - пальчиком, для рисования точек.
Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы на листике.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей
Декабрь:
Занятие 1. Тема: «Снеговики».
Цель: Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом,
пользоваться водой для соединения деталей.
Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы.
Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.
Материал: солёное тесто, семена вишни, фундука, шарф, шапка.
Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками «Снеговики».
Цель: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие,
чувство цвета.
Учить видеть конечный результат задуманной работы.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка.
Занятие 3. Тема: «Нарядная ёлочка»
Цель: Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной
водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать
гибкость пальцев рук,
Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.
Материал: Трафарет «Ёлка» из картона, стека, семена разных фруктов, бисер.
Занятие 4. Тема: раскрашивание красками « Нарядная ёлочка».
Цель: Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при
выполнении работы.
Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке.
При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы
Материал: Краски «Гуашь», кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти.
Январь:
Занятие 1. Тема: «Дед Мороз».
Цель:Учить детей использовать знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету,
скатывание.
Уметь пользоваться чесночницей для выдавливания теста для волос и бороды.
Развлечь детей.
Материал: Солёное тесто, чесночница, стека, веточка ели.
Занятие 2.Тема: Раскрашивание красками «Дед Мороз».
Цель: Учить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способам
работы с ними.
Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.
Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой.
Учить радоваться результатам своего труда.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, веточка ели, конфетти.
Занятие 3. Тема: «Собачка Жучка».
Цель: Продолжать учить детей лепить животных ,используя трафарет, чесночницу для
выдавливания теста для шерсти.
Закрепить в речи детей породы собак, лепить болонку.
Воспитывать интерес к работе, творческое воображение.
Дополнять работу , угощая собачку косточкой.
Материал: Солёное тесто белого и бежевого цвета, чесночница, стека, кисточка, вода.
Занятие 4. Тема: «Рамка для собачки».
Цель: Учить детей обмазывать рамку из толстого картона солёным тестом, обрезать
излишки теста стекой, заравнивать края рамки кисточкой с водой.
Дополнять работу косточками для собачки, располагая их по краям рамки.
Прививать любовь животным, желание помогать им.
Материал: Цветное солёное тесто, стека.
Февраль:
Занятие 1. Тема: «Кружка для папы».
Цель: Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в
нём углубление, защипывать края.
Лепить начальную букву имени для украшения.
Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.
Материал: Солёное тесто.
Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками
кружки для папы
Цель: продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно
подбирая цвет.
Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку.
Материал: Краски «Гуашь», семена фруктов, кисточка.
Занятие 3. Тема: «Рамка для фото».
Цель: Закрепить технические навыки и приёмы при лепке рамки из солёного теста.
Упражнять в лепке цветов из отдельных частей, составлять цветок из 6-8 частей,
составлять композицию из отдельных деталей.
Воспитывать интерес к творчеству.
Материал: Солёное тесто, рамка из картона разной формы, образцы цветов.
Занятие 4. Тема: Роспись рамки для фото.
Цель: Продолжать учить рисовать красками.
Самостоятельно подбирать цвет, уметь смешивать краски для получения нужного оттенка.
Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета.
Материал; краски «Гуашь», кисточки, бусинки.
Март
Занятие 1. Тема: «Корзина с цветами»
Цель:Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать
корзинку по трафарету, процарапывать вилкой.
Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка.
Лепить знакомые цветы и листья.
Развивать воображение, желание дарить радость другим.
Материал: Соленое тесто коричневого, красного, жёлтого, зелёного цвета, вилка, трафарет
корзинки, стека.
Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками (по необходимости ) корзинки и цветов.
Цель: Разложить цветы, после просушки, в корзину приклеить, покрыть лаком.
(баллончик)
Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия,
Материал: Краски «Гуашь», лак, кисточка.
Занятие 3. Тема: «Подковка на счастье».
Цель:Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы.
Закрепить умение ,из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы.
Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.
Материал: Солёное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка.
Занятие 4.Тема: Раскрашивание красками подковки, цветов.
Цель: Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные
цвета.
Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть
творческую фантазию детей в процессе работы.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, семена фруктов, бисер.
Апрель
Занятие 1.Тема: «Весёлые человечки »
Цель: Учить лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов,
сплющивание, оттягивание.
Для соединения частей использовать спички, палочки.
Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой.
Учить работать коллективно.
Материал: Солёное тесто, зубочистки, семена фруктов кисточка.
Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками весёлых человечков.
Цель: Формировать навыки аккуратности при работе с красками.
Научить видеть конечный результат задуманной работы.
Дополнять работу, украшая одежду своих человечков,
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, бусинки, бисер.
Занятие 3.Тема: «Сердечко с птичками».
Цель: Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать сердечко по шаблону, обрабатывать края
кистью, смоченной водой.
Лепить птичек, используя приёмы оттягивания, сплющивания, передавая пропорции,
характерные особенности.
Воспитывать интерес к творчеству.
Материал: Солёное тесто, шаблон, стека, семена разных фруктов, бусинки.
Занятие 4. Тема: Раскрашивание сердечка с птичками.
Цель: Продолжать учить ловко действовать кистью, развивать мелкую моторику рук.
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, бусинки, бисер.
Май.
Занятие 1. Теме «Поросёнок в тазике».
Цель: Учить составлять фигурку поросёнка из нескольких частей, соблюдая пропорции,
использовать палочки для скрепления деталей.
Уметь применять навыки и умения, полученные ранее.
Закрепить умение лепить тазик, используя приём вдавливания, выравнивания краёв.
Вызвать интерес к творчеству.
Материал: Солёное тесто, палочки бусинки. Семена фруктов.
Занятие 2. Тема: раскрашивание красками поросёнка в тазике, оформление в рамку.
Цель: Учить смешивать краски для получения нужного оттенка.
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, круглая крышка (от майонеза), клей.
Занятие 3. Тема: «Мышки на сыре».
Цель: Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей
работе.
Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание
краёв).
Развивать творческое воображение, интерес к работе.
Материал: Соленое тесто, стека, кисточка, нитки (для хвоста).
Занятие 4. Тема: « Раскрашивание красками « Мышки на сыре».
Цель: Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть
творческую фантазию в процессе работы.
Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей
работы.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, нитки разного цвета.
Литература:
1.
В. А. Хоменко Солёное тесто Шаг за шагом.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб
Семейного Досуга». 2007.- 64с
2.
Воспитатель ДОУ №2/2007.
3.
Анна Фирсова Чудеса из солёного теста АЙРИС - ПРЕСС Москва 2008.
ЧУДЕСА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
Известно, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно
связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень
развития
мелкой
моторики
–
один
из
показателей
интеллектуальной
готовности
к
школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения
письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта,
развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка
в школу способствуют занятия по лепке.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей
—
соленое
тесто.
Солёное
тесто
–
это
самый
экономичный
и
безопасный
способ
попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно.
Тесто – доступный всем, дешёвый, эластичный и лёгкий в применении материал, его
можно приготовить заранее. Дети с большим удовольствием замешивают его вместе с
воспитателем.
Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу
после окончательного высыхания.
Красота
и
изящество «солёных
поделок» дадут
пищу
для
творческого
размышления.
Работы отличаются легкостью, прочностью. Техника лепки проста, ее нетрудно освоить,
если
под
рукой
есть
соль,
мука,
вода.
Это
универсальный
материал,
который
дает
возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
В
нашем
детском
саду
уже
более
1,5
лет
работает
кружок «Волшебное
тесто».
На
занятиях
ребята
занимаются
тестопластикой.
Работа
с
этим
материалом
приносит
огромное
удовольствие
детям.
Тесто
можно
рвать,
тянуть,
мять
–
полный
набор
тактильных ощущений! На нем остаются замечательные отпечатки от любых предметов –
пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого
вам интересен.
Оно обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается,
безопасно
для
детей,
экологически
чистый,
натуральный
материал,
не
вызывающий
аллергию. Забавные композиции, сделанные своими руками, могут стать прекрасными
подарками. ( «Цветочек для мамы», «Корзиночки для фруктов»).
Лепка из соленого теста способствует развитию воображения, художественного вкуса,
конструктивного мышления. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные
движения
пальцев,
происходит
развитие
глазомера.
Она
заканчивается
определенным
результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить
усидчивость, терпение.
Важно,
чтобы
дети
испытывали
радость
от
самостоятельно
выполненной
работы,
почувствовали веру в свои силы и возможности.