Напоминание

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: КАК, СКОЛЬКО, КОГДА?


Авторы: Демченко Ольга Павловна, Ларионова Лидия Васильевна
Должность: преподаватели профессиональных модулей специальности 31.02.03. Лабораторная диагностика
Учебное заведение: ГБПОУ "Краснодарский краевой базовый медицинский колледж" МЗ КК
Населённый пункт: г.Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: КАК, СКОЛЬКО, КОГДА?
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: КАК, СКОЛЬКО, КОГДА?

Демченко О.П., Ларионова Л.В.

ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

…Занятия в школе могут только вдолбить в

обучающегося

все

правила,

добытые

чужим

пон им ан ием ,

н о

с пособ н ос т ь

п р а в и л ь н о

пользоваться

ими

разовьет

только

домашний

самостоятельный труд…

Иммануил Кант

Эффективность

обучения

возможна

только

при

знании

и

умелом

использовании

разнообразных форм организации педагогического процесса и при условии, что учебная

работа на занятии подкрепляется хорошо организованной самостоятельной работой дома.

Многовековая практика и педагогические законы доказывают, что если знания не

подкреплены,

то

они

достаточно

быстро

забываются.

Особенно

это

важно

в

системе

профессионального

образования,

поэтому

домашняя

работа

представляет

собой

необходимый элемент обучения.

Несмотря на это, методика организации выполнения домашней работы остается одним

из самых слабых звеньев в образовательной деятельности, являясь актуальной проблемой и в

настоящее время.

Зачастую, в процессе занятия, домашнее задание вообще не выделяется как

самостоятельный

этап. Иногда,

домашнее

задание

носит

случайный,

непродуманный

характер.

Плохо

осуществляется

подготовка

к

его

выполнению,

формально

строится

проверка. Следствием этих недостатков является перегрузка обучающихся, что отрицательно

влияет на их активность и работоспособность, как на занятиях, так и на интерес к обучению

вообще.

Между тем, целью современного образования становится развитие обучающего, как

субъекта познавательной деятельности. В ФГОС СПО определены виды деятельности и

требования к результатам подготовки специалистов среднего звена, т.е. какими общими и

профессиональными компетенциями, в соответствии с профилем обучения, должен обладать

специалист среднего звена.

Для реализации поставленных целей и задач, необходимо четко определить формы и

виды самостоятельной внеаудиторной (домашней) работы обучающихся. Важно понимать,

что не количество самостоятельной работы дома, а характер, качество её выполнения и та

система,

при

которой

каждая

самостоятельная

работа

становится

движущей

силой

умственного

развития

студентов.

Для

этого

домашнее

задание

должно

выполнять

следующие задачи:

- подготавливать студентов к самостоятельному и сознательному выполнению задания;

-

помогать в овладении профессиональными навыками деятельности по профилю обучения и

усвоении специальных знаний;

- формировать стремление к самообразованию и ответственность за выполняемую работу,

готовность действовать самостоятельно;

- развивать творческий подход к решению учебных и профессиональных задач.

Для успешного решения поставленных задач, при создании учебно-методических

рекомендаций

по

подготовке

домашнего

задания,

преподаватель

должен

следовать

определённому порядку действий.

Для начала необходимо проанализировать требования ФГОС, рабочую программу по

учебной дисциплине, МДК, профессиональному модулю и тематический план. Определить

цели, задачи, тип и структуру работы по каждому разделу, а также объём и содержание

материала выносимого на самостоятельную внеаудиторную работу, т.е. домашнее задание.

Провести

подготовительную

работу

по

сбору

перечня

основной

и

дополнительной

литературы по теме (разделу), определить вид занятий и объем времени, которое должен

будет затратить обучающийся на их выполнение.

Весомое значение здесь будет иметь устойчивая и серьезная мотивация студента на

получение необходимых знаний, для успешного овладения выбранной специальностью и

подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Чтобы максимально

заинтересовать

студентов

в

выполнении

домашнего

задания,

необходимо

правильно

их

мотивировать. Для этого надо активно использовать результаты их самостоятельной работы в

образовательной деятельности, чтобы они видели пользу от выполняемого труда. Здесь очень

важную роль может играть публичная демонстрация лучших работ студентов. Не лишними

будут практические конференции на выбранные темы, систематически обновляемые работы

на специализированном стенде, а также защита творческих проектов и т.д. Публикация работ

станет

стимулом

для

развития

творческих

способностей

студентов

и

навыков

самообразования, вызовет желание расширять свои знания и самосовершенствоваться. Это

могут быть публикация научных, исследовательских, проектных или методических статей в

студенческих

журналах,

участие

в

конференциях

всероссийского

или

международного

масштаба, либо в предметных олимпиадах.

Обязательным

является

осуществление

системного

контроля

разного

уровня

с

оценкой результатов самостоятельной работы.

Управление

самостоятельной

работой

студентов

без

обратной

связи

невозможно.

Обеспечение достаточной прочности занятий требует регулярной и систематической работы

студента в течение семестра, поэтому контроль должен осуществляться так же регулярно.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной (домашней)

работы могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических

занятиях, зачеты, тестирования, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ

и др.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач, например,

на практическом занятии;

- полнота учебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме;

- обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по домашней работе вопрос;

- оформление домашней работы, в соответствии с заданными требованиями преподавателя.

Таким образом, для организации и выполнения самостоятельной работы необходимы

следующие условия:

-готовность самих студентов к самостоятельному труду;

-мотивация в получении заданий;

-наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

-система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

-консультативная помощь преподавателя.

Виды

и объем самостоятельной работы определяются требованиями ФГОС СПО,

базовым

уровнем

подготовки

обучающегося

(степенью

подготовленности

студентов),

содержанием учебной дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.

Они должны быть согласованы на предметной/цикловой комиссии при составлении рабочей

программы

учебной

дисциплины/профессионального

модуля. По

дидактическим

целям

выделяют следующие задания:

подготавливающие к восприятию нового материала.

направленные на закрепление и применение знаний, полученных на занятиях, а так же на

выработку умений и навыков.

способствующие расширению и углублению учебного материала.

направленные на формирование и развитие умений самостоятельно выполнять задания.

направленные на развитие умения выполнять такие логические операции, как анализ,

синтез, сравнение, классификация, обобщение, выявление закономерностей.

способствующие развитию самостоятельного мышления путем выполнения

индивидуальных заданий, в объеме, выходящем за рамки программного материала, но

отвечающим возможностям студентов.

Виды заданий для домашней самостоятельной работы и их содержание могут иметь

вариабельный

и

разграничивающий

характер,

учитывающий

особенности

изучаемой

дисциплины/междисциплинарного

курса,

специфику

профессионального

уклона

и

индивидуальных особенностей студента, т.е. должны иметь дифференцированный характер.

В

зависимости

от

цели

условно

выделяют

базовую

и

дополнительную

самостоятельную работу студентов.

Базовая самостоятельная работа (БСР) обеспечивает подготовку студента к

текущим

аудиторным

занятиям

и

контрольным

мероприятиям

для

всех

учебных

и

общепрофессиональных

дисциплин,

ПМ

(МДК),

учебного

плана.

Результаты

этой

подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных

контрольных

работ,

тестовых

заданий,

сделанных

докладов

и

других

форм

текущего

контроля.

Базовая самостоятельная работа может включать следующие виды работ:

работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и

учебной

литературы;

поиск,

подбор,

обзор

литературы

и

электронных

источников

информации по заданной теме (разделу) курса;

выполнение домашнего задания или домашней контрольной работы, предусматривающих

решение задач, выполнение упражнений, выдаваемых на практических занятиях;

изучение материала, выносимого на самостоятельную проработку;

практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения;

подготовка к лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям;

подготовка к контрольной работе;

подготовка к дифференцированному зачету и (или) зачету, аттестации;

написание реферата доклада по заданной проблеме (теме).

Дополнительная самостоятельная работа (ДСР) направлена на углубление и

закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной

дисциплины.

ДСР может включать следующие виды работ:

подготовку к экзамену;

выполнение курсовой работы

или проекта; исследовательскую работу и участие в научных

студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;

анализ научной публикации

по заранее определённой преподавателем теме;

анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов,

составление схем и моделей на основе статистических материалов.

Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию обо

всех

видах

самостоятельной

работы

по

курсу

с

выделением базовой самостоятельной

работы (БСР) и дополнительной самостоятельной работы (ДСР), в том числе по выбору.

По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий:

для овладения знаниями:

чтение

текста

(учебника,

первоисточника,

дополнительной

литературы);

составление

плана текста; графическое изображение структуры текста;

конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными

документами;

учебно-исследовательская

работа;

использование

аудио

и

видеозаписей;компьютерной техники, Интернет и др.;

для закрепления и систематизации знаний:

работа с конспектом лекции (обработка текста);

повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной

литературы, аудио - и видеозаписей);

составление плана и тезисов ответа;

составление

таблиц

для

систематизации

учебного

материала;

изучение нормативных

материалов;

ответы на контрольные вопросы;

аналитическая

обработка

текста

(аннотирование,

рецензирование,

реферирование,

конспект, анализ и др.);

подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов,

докладов;

тестирование и др.;

для формирования умений:

решение задач и упражнений по образцу;

решение вариантных задач и упражнений;

решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;

подготовка к деловым играм;

проектирование

и

моделирование

разных

видов

и

компонентов профессиональной

деятельности;

подготовка проектов и экспериментальная работа;

рефлексивный

анализ

профессиональных

умений,

с

использованием

аудио

-

и

видеотехники и др.

Домашняя

работа

осуществляется

студентами

самостоятельно

по

заданию

преподавателя, при этом сами преподаватели не вмешиваются в процесс, но могут оказывать

консультативную

помощь.

Задания

для

самостоятельной

образовательной

деятельности

должны быть направлены на приобретение общих и профессиональных компетенций.

Для

организации

самостоятельной

работы

студентов

необходимы

следующие

условия:

наличие

и

доступность

справочных,

учебно-методических

и

информационно-

коммуникационных материалов;

система слежения и оценки;

консультационная помощь преподавателя;

обеспеченность учебными и методическими пособиями;

готовность самих студентов.

Когда давать домашнее задание?

Домашнее задание разъясняется и задаётся в соответствии с хронологической картой

до звонка с занятия, оно должно быть прокомментировано преподавателем и предельно

понятно студентам. Еще на занятии преподаватель должен быть уверен, что обучающиеся

знают, что, зачем и как делать дома.

Задание должно быть посильным для большинства, но, в то же время, не очень

простым для «сильных» обучающихся, для них должно быть предусмотрено дополнительное

индивидуальное задание.

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на занятии, органически вытекает из

предыдущего занятия, является его продолжением и готовит студентов к

восприятию

материала

последующих

занятий.

Недопустимо,

когда

плохо

подготовленное

занятие

заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на занятия

нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое

недопонимание.

Важно

помнить

о

сопоставлении

намеченных

задач

с

реальностью.

Домашнее задание – составная часть занятия. Только лишь при объединении урочной и

внеурочной работы студентами будут достигнуты воспитательные и образовательные цели.

Домашнее задание служит развитию личности

.

Таким образом, можно выделить следующие принципы, которыми необходимо

руководствоваться при решении отдельных аспектов проблемы домашнего задания:

1.

Стремиться к тому, чтобы задания для самостоятельной работы на усвоение основных

знаний и умений развивали определенные качества личности: любознательность, интерес

к

учебе,

творческие

способности,

для

чего

домашние

задания

должны

быть

многообразными.

2.

Перспективно

планировать

домашнее

задание,

если

хотим

использовать

его

с

целью

развития личностных качеств у студентов. Задавать на дом только тогда, когда уверены,

что сможем выделить на занятии время для проверки и оценки выполненного задания.

3.

Не считать, что все студенты обязательно выполнят данные нами задание. Мотивировать

задания, чтобы развивать в студентах любознательность, радость открытия и фантазию;

обращаться

к

их

чувству

долга,

используя

их

стремление

к

признанию

и

хорошим

оценкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.

4.

Удостовериться,

все

ли

студенты

поняли,

в

чем

заключается

их

домашнее

задание.

Никогда не давать задание на дом по звонку или после него. Сообщать домашнее задание

тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику занятия.

5.

Использовать

дифференцированные

домашние

задания

для

закрепления

материала

и

развития индивидуальных способностей студентов. Давать индивидуальные домашние

задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных

детей.

6.

С помощью постоянного контроля добиваться, чтобы у студентов не возникали сомнения в

обязательности выполнения домашнего задания.

7.

Использовать различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели

домашнего задания. Добиваться, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была

выполнена позже.

По плану на самостоятельную домашнюю работу отводится не более 50% от объёма

времени по дисциплине. Особенно это касается студентов, которым не исполнилось 18 лет.

Для

них

на

основании

Сан.

Пин.

«Гигиенические

требования

к

условию

обучения

в

общеобразовательных учреждениях» и стандартов ФГОС, домашнее задание рекомендуется

давать в объеме, не превышающем 4 – х часов.

Приложение №1

Список литературы:

1.Гребень З.И. Домашние задания – это интересно // Русский язык и литература. – 2006. – №

7. – С. 19–23.

2. Пидкасистый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2001. – 536 с.

3 . Хмельницкая Н.Е. Система домашних заданий // Издательский дом “Первое сентября”.

Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” [Электронный ресурс]

4. Волкова Л.Н. Самостоятельная работа студентов как средство активизации их

познаватель

ной деятельности // СПО. 2012. № 2. с.34-37.

5.

Дудчак Г.И. Педагогическое руководство самостоятельной работой будущих учителейначаль

ных классов// Инновации в образовании. 2014. № 2. с.42-52.

6.Кокорина О.Р., Никитин Ю.В. Самостоятельная работа как средство организации учебно-

познавательной деятельности студентов педагогического колледжа // СПО. 2013.

9. с.15-

17.

7.Скорынина А.А. Возможность самореализации и самоутверждения к а к

м о т и в а ц и я

самостоятельной и творческой работы студентов // СПО.2014. № 1. с.41-43.

8. Тимофеева Е.В., Пастухова И.П. Самостоятельная работа студентов с учебником: учебно-

методическое обеспечение // СПО. 2013. № 6. с.16-20.

9. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы

студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,

2008 – 64 с.

10. Т.В. Валентей, Н.В. Гвозданная, Н.Л. Колесникова, М.В. Луканина,

Н.В. Сухова. Методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов:

Учебно-методическая литература- М.: Спутник, 2015 -33 с.



В раздел образования