Автор: Овчинникова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №13 "Ромашка"
Населённый пункт: город Полярный, Мурманская область
Наименование материала: НОД по экспериментированию
Тема: «Приключения рыбки Нэмо» (старшая группа)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 «Ромашка»
НОД по экспериментированию
«Приключения рыбки Нэмо»
(старшая группа)
Подготовила и провела воспитатель
I квалификационной категории
Овчинникова С. А.
г. Полярный
2019 год
Цель:
развивать познавательно-исследовательскую активность.
Задачи:
расширять представления детей об окружающем мире;
развивать представление о свойстве воды - плотность;
дать представление о том, что вода может приводить в движение предметы;
познакомить детей со способом очистки воды – фильтрованием.
Материалы
и
оборудование: каждому ребёнку: стакан с пресной водой и стакан с
солёной водой, сырое яйцо, ложка, палочка; стакан с грязной водой, пустой стакан,
воронка, ватные диски, полотенца. Водяная мельница, бутылка с водой, тазик.
Ход НОД
Воспитатель. «Далеко
на
Севере,
в
прибрежных
водах
Баренцева
моря,
жила-была
весёлая, общительная и очень любознательная рыбка Нэмо. Ей нравилось плавать, изучать
новые территории, и каждый её новый день был похож на маленькое приключение. И вот
однажды Нэмо заинтересовало что-то на поверхности моря. Это оказалась рыболовная
сеть, куда и угодила наша любознательная рыбка. Корабль увёз её далеко-далеко от
родного дома, но ей всё - же удалось спастись. Оказалась рыбка в неизвестном месте, и
перед ней было две дороги – два водоёма. Один водоём был с пресной водой, другой – с
солёной водой. «Какая же дорога приведёт меня домой?», - подумала Нэмо».
Эксперимент - где солёная вода
Воспитатель. Ребята, давайте поможем нашей рыбке. Как вы думаете, водоём с какой
водой поможет рыбке вернуться домой и почему?
Дети. Водоём с солёной водой, потому что рыбка живёт в море, а в море вода солёная.
Воспитатель. А как можно узнать, в каком водоёме вода солёная, а в каком пресная?
Дети. Воду можно попробовать на вкус (это очень частый ответ детей и не стоит отвергать
эту версию).
Воспитатель. Ребята, оказывается, узнать, где какая вода можно при помощи обычного
яйца. Как вы думаете, что для этого надо сделать?
(Перед детьми на столах стоят стакан с солёной водой и стакан с пресной водой,
лежит яйцо (вода кипячёная)).
Дети. Наверное, яйцо надо опустить в воду?!
(Дети самостоятельно проводят эксперимент, в ходе которого узнают, что яйцо в
пресной воде тонет, а в солёной нет).
Воспитатель. Солёная вода обладает большей плотностью, чем пресная, и поэтому у неё
большая выталкивающая сила (яйцо не тонет).
Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, в пресной воде – тонет.
Дети, воспитатель. «Плыви, рыбка, по водоёму с солёной водой».
«Спасибо, ребята», - ответила Нэмо и отправилась домой по нужной дороге. Плыла она
вперёд, радуясь тёплому солнечному дню, глядя по сторонам и запоминая всё интересное,
чтобы рассказать потом при встрече своим друзьям. И вдруг на её пути появился затор из
множества брёвен. «Что же мне делать? Как переправиться через это препятствие?»
Эксперимент – вода может двигать предметы
Воспитатель. Ребята, чем мы сможем помочь рыбке? Представьте, что мы с вами стоим на
берегу.
Дети. Мы можем достать брёвна из водоёма.
Воспитатель. Верно, нас много и мы быстро справимся. А как вы думаете, а сама вода
сможет помочь рыбке? Умеет ли вода двигать предметы?
Дети. Мнения разделились.
Воспитатель. Чтобы узнать это, я предлагаю вам провести эксперимент с водой и водяной
мельницей.
(Дети самостоятельно проводят эксперимент: льют воду на лопасти мельницы и она от
этого начинает крутиться).
Вывод: вода может двигать предметы.
Дети, воспитатель. «Рыбка, тебе поможет сама вода».
«Забурлила
вода,
собралась
с
силою
и
пробила
затор!
И
наша
путешественница,
поблагодарив воду за помощь, поплыла дальше, играя и забавляясь с ней. Через некоторое
время погода испортилась: задул ветер, поднялись волны, и рыбке пришлось спрятаться
среди водорослей, чтобы переждать непогоду. Со временем ветер стих, вновь выглянуло
солнышко: «Путь свободен! Я чувствую, что скоро буду дома!», - подумала рыбка и
поплыла. Но вдруг на её пути появилось очередное препятствие – в водоёме плавал мусор.
Рыбка попробовала плыть сквозь него – никак, попробовала плыть около берега – и снова
неудача. «Как же быть, как я попаду домой?!»
Эксперимент – очищение воды
Воспитатель. Ребята, а сейчас мы можем помочь рыбке?
Дети. Да, надо очистить речку от мусора.
(Перед детьми на столах стоят стаканы с грязной водой (в воде бумажки, стружки,
кусочки дерева, железо) Дети самостоятельно достают мусор из стакана ложкой или
палочкой).
Воспитатель.
Молодцы, весь крупный мусор вы собрали, а как же очистить воду от
мелкого мусора? Что нужно для этого использовать?
Дети. Затрудняются ответить.
Воспитатель. Для того чтобы очистить воду от мелкого мусора можно использовать
фильтр, а сделать его можно из воронки и ватного диска. Как вы думаете, как его можно
изготовить?
(Дети пробуют самостоятельно изготовить фильтр, при затруднении воспитатель
помогает. Дети самостоятельно проводят эксперимент по очищению воды).
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.
Дети, воспитатель. «Плыви рыбка, счастливого тебе пути!»
«Какой водоём стал чистый! Большое спасибо, ребята! Ничего теперь не помешает мне
вернуться домой!», - сказала рыбка и, вильнув хвостом, быстро поплыла. За поворотом,
воды водоёма влились в воды Баренцева моря, и Нэмо оказалась дома среди своих друзей,
которым рассказала о своих приключениях и о любознательных ребятах, которые помогли
ей вернуться домой!»