Напоминание

Модель выпускника по ФГОС


Автор: Царегородцева Ангелина Эдуардовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18
Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Модель выпускника по ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Модель выпускника по ФГОС

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.

Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный

ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции,

характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но

углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной

школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами

умения учиться, способный к организации собственной деятельности,

выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность

образования и самообразования для жизни и деятельности, способный

применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене

необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои

поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально

активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с

нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей,

обществом, Отечеством.

Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены

направления и компоненты, определяемые целями основной ступени

образования и возрастными особенностями ученика, например: осознание

им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире

профессий, понимание значения профессиональной деятельности для

человека. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к

результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент

стандарта мы считаем ведущим и системообразующим. Формируя эту

составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые

образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного

минимума содержания образования к достижению индивидуального

максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели

образования трансформируются в требования к результатам, а после их

конкретизации и операционализации — в планируемые результаты.

Требования к результатам представлены описанием предметных,

метапредметных и личностных результатов и конкретизируется в примерных

основных образовательных программах в виде планируемых результатов по

учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ

(программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа

с текстом» и другие).

Модель выпускника начальной школы (4-й класс)

Выпускник начальной школы должен:

1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана

на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного

общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и

навыками).

2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий,

культурой поведения и речи.

3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм

работы с информацией, порядок организации деятельности: установление

последовательности действий, выполнение инструкций, определение

способов контроля, определение причин возникающих трудностей,

нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).

4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами

теоретического мышления.

5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться,

понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.

6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Выпускник основной школы должен:

1. Освоить на уровне требований государственных программ учебный

материал по всем предметам школьного учебного плана.

2. Овладеть необходимыми знаниями и навыками социальных и культурных

норм жизни в обществе.

3. Овладеть простейшими знаниями о профессиях.

4. Проявлять первоначальное владение ключевыми компетентностями:

• овладение культурой учебного труда;

• овладение информационно-коммуникативной деятельностью;

• овладение рефлексивной деятельностью;

• умение вести диалог и взаимодействовать с социумом (коллективом,

семьей, друзьями);

• способность вести здоровый образ жизни;

• иметь знаний о себе как личности;

• умение решать проблемные ситуации и брать на себя ответственность;

• проявлять активную жизненную позицию.

Модель выпускника средней школы (11-й класс)

Выпускник средней школы должен:

1. Успешно освоить все программы по предметам школьного учебного плана.

2. Овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях:

трудовыми, учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и

способами деятельности: планированием, проектированием,

моделированием, прогнозированием, исследованием.

3. Овладеть ключевыми компетентностями:

• компетентностью в сфере самостоятельной познавательной деятельности,

основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных

источников информации;

• компетентностью в сфере гражданско-общественной деятельности

(выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык,

уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи,

гражданского общества, многонационального российского народа,

человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда,

науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и

самообразования для жизни и деятельности, способный применять

полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий

свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности

перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог,

достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих

результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически

целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его

среды;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение

профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого

развития общества и природы.



В раздел образования