Автор: Царегородцева Ангелина Эдуардовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18
Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Модель выпускника по ФГОС
Раздел: полное образование
Модель выпускника по ФГОС
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.
Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный
ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции,
характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но
углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной
школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами
умения учиться, способный к организации собственной деятельности,
выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность
образования и самообразования для жизни и деятельности, способный
применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене
необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои
поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально
активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с
нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей,
обществом, Отечеством.
Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены
направления и компоненты, определяемые целями основной ступени
образования и возрастными особенностями ученика, например: осознание
им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире
профессий, понимание значения профессиональной деятельности для
человека. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к
результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент
стандарта мы считаем ведущим и системообразующим. Формируя эту
составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые
образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного
минимума содержания образования к достижению индивидуального
максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели
образования трансформируются в требования к результатам, а после их
конкретизации и операционализации — в планируемые результаты.
Требования к результатам представлены описанием предметных,
метапредметных и личностных результатов и конкретизируется в примерных
основных образовательных программах в виде планируемых результатов по
учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ
(программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа
с текстом» и другие).
Модель выпускника начальной школы (4-й класс)
Выпускник начальной школы должен:
1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана
на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного
общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и
навыками).
2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий,
культурой поведения и речи.
3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм
работы с информацией, порядок организации деятельности: установление
последовательности действий, выполнение инструкций, определение
способов контроля, определение причин возникающих трудностей,
нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).
4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами
теоретического мышления.
5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться,
понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.
6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Выпускник основной школы должен:
1. Освоить на уровне требований государственных программ учебный
материал по всем предметам школьного учебного плана.
2. Овладеть необходимыми знаниями и навыками социальных и культурных
норм жизни в обществе.
3. Овладеть простейшими знаниями о профессиях.
4. Проявлять первоначальное владение ключевыми компетентностями:
• овладение культурой учебного труда;
• овладение информационно-коммуникативной деятельностью;
• овладение рефлексивной деятельностью;
• умение вести диалог и взаимодействовать с социумом (коллективом,
семьей, друзьями);
• способность вести здоровый образ жизни;
• иметь знаний о себе как личности;
• умение решать проблемные ситуации и брать на себя ответственность;
• проявлять активную жизненную позицию.
Модель выпускника средней школы (11-й класс)
Выпускник средней школы должен:
1. Успешно освоить все программы по предметам школьного учебного плана.
2. Овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях:
трудовыми, учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и
способами деятельности: планированием, проектированием,
моделированием, прогнозированием, исследованием.
3. Овладеть ключевыми компетентностями:
• компетентностью в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных
источников информации;
• компетентностью в сфере гражданско-общественной деятельности
(выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык,
уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи,
гражданского общества, многонационального российского народа,
человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда,
науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и
самообразования для жизни и деятельности, способный применять
полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий
свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности
перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих
результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически
целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его
среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого
развития общества и природы.