Напоминание

Конспект группового занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с обучающимися 8 класса


Автор: Никулица Елена Владимировна
Должность: учитель–дефектолог (сурдопедагог)
Учебное заведение: МКОУ "СОШИ № 19 г. Сарапула"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, г. Сарапул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект группового занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с обучающимися 8 класса
Раздел: среднее образование





Назад




Групповое занятие

по развитию слухового восприятия с обучающимися 8 «А» класса.

Тема: «Волшебный мир театра».

Задачи:

- Продолжать знакомить обучающихся с театральным искусством и его видами.

-

Формировать

умение

работать

с

текстом,

выделять

главное,

правильно

строить

речевое высказывание. Формировать коммуникативные

навыки, умение слушать и

слышать другого человека, взаимодействовать друг с другом.

- Развивать слуховое восприятие, внимание и память обучающихся на материале

текста и заданий к нему.

-

Совершенствовать

произносительные

навыки,

связную

и

разговорную

речь,

расширять кругозор и словарный запас обучающихся.

- Воспитывать интерес к театральному искусству, культуру речевого общения.

Ход занятия.

1.

Организационный момент. Проверка ЗУА. Вопросы для знакомства.

Задайте вопросы друг другу, чтобы наши гости лучше вас узнали.

Представься, пожалуйста.

В каком году ты родился? (родилась?)

Чем ты увлекаешься?

Чем любишь заниматься в свободное время?

Сколько человек в твоей семье?

Какие школьные предметы тебе нравятся?

С кем ты любишь общаться?

Много ли у тебя друзей?

2.

Дикционный тренинг.

А сейчас проведем дикционный тренинг, чтобы на занятии четко и понятно говорить.

Что такое темп? ( скорость речи)

П

роизнесите тараторку громко и четко в медленном темпе (быстром темпе)

«Тараторка».

Вот тараторка для ребят:

Когда молчат, не говорят.

Когда стоят на том же месте,

Не совершают путешествий.

Нельзя приехать, не уехав,

И грызть орех, коль нет орехов.

Нельзя писать на белом мелом.

И называть безделье делом.

(Дж. Родари)

3.

Выразительное чтение стихотворения.

Прежде чем назвать тему занятия, я вам предлагаю выразительно прочитать одно

стихотворение.

Давайте вспомним правила выразительного чтения:

Правильно ставь ударения в словах.

Соблюдай паузы.

Выделяй голосом логическое ударение.

Читай с нужной интонацией.

Прочитайте про себя.

« Что такое театр» ( слова Л. Калиновской)

Что такое театр?

Это новое платье,

И волненье в груди

Невозможно вместить…

Это праздник средь будней

И чудесное Завтра –

Поскорей до него бы дожить!

Что такое театр?

Это радость и муки,

Это боль за друзей,

Что на сцене живут.

Ведь к тебе они тянут

Тревожные руки

И в свой мир настоящий

Зовут!

Что такое театр?

Ты сидишь в тёмном зале,

Всё затихло вокруг,

Только сердце поёт.

Ты сидишь в тёмном зале

Рядом с друзьями…

Ты ждёшь чуда –

И чудо придёт!

4.

Сообщение темы и цели занятия.

О чем говорится в стихотворении? Догадались о чем мы будем говорить на занятии?

Угадайте тему нашего занятия . «Волшебный мир театра»

Вы знаете, что 2019 год объявлен годом театра, а 27 марта отмечался международный

день

театра.

Он

всегда

проходит

под

единым

девизом:

«Театр

как

средство

взаимопонимания и укрепления мира между народами».

Что такое театр?

5.

Работа с текстом:

Я вам предлагаю познакомиться с текстом о театре. Каждый будет работать с одной

частью. Внимательно прочитайте, выделите главное, подготовьтесь к пересказу,

подберите себе нужные иллюстрации. (часы 5 минут)

Театр зародился в глубокой древности. В древней Греции было принято праздновать

значимые события: наступление весны и сбор урожая. Особенно Греки любили

праздник бога Диониса. Люди пели песни, переодевались, надевали маски, делали

чучела животных. Сначала праздник устраивался на городских площадях, а потом для

проведения представлений стали строить специальные архитектурные

сооружения. Здание театра строилось на склоне холма. У подножия была круглая

площадка - орхестра, на которой выступали певцы, декламаторы, актёры. За орхестрой

располагалась скена - палатка для переодеваний актёров и реквизита.

Представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь

продуктами, и рассаживались на возвышениях.

Актёрами в древнегреческом театре могли быть только мужчины: они играли и

мужские, и женские роли. Выступали всегда в масках. Это была очень уважаемая

профессия.

На Руси первыми артистами были скоморохи. Они путешествовали по городам,

веселили людей своими представлениями, танцами. Они придумывали шутки, сценки

с кукольными персонажами. Самой популярной куклой у скоморохов был Петрушка.

Он считается самым древним актером на Руси. Там, где Петрушка, всегда было весело,

он никому не давал скучать.

Первый придворный театр появился в 1672 г. при царе Алексее Михайловиче. В

одном из летних царских дворцов был сыгран первый спектакль.

Во времена правления Елизаветы Петровны появились самодеятельные театры и

устраивались представления для горожан.

В начале XIX века появились Императорские театры: Мариинский театр в Петербурге,

Большой театр Москве. Постепенно театры появились и в малых городах.

Существуют различные виды театров.

Драматический театр.

В этом театре роли исполняют актеры, которые перевоплощаются в различных

персонажей. Актеры выражают мысли и эмоции с помощью слов и мимики. Они могут

исполнять песни, и танцы. Руководит всем режиссер.

Опера.

Это целое произведение. Оно соединяет музыку и действие, которое происходит на

сцене. Здесь актеры не говорят, а поют, чтобы выразить свои мысли и чувства.

Балет.

Это

такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: только музыкой и

танцем. Обо всех событиях, отношениях героев друг с другом артисты балета

рассказывают с помощью танца.

Особую роль играет в балете костюм: он должен быть

лёгким, удобным для танца, красивым.

Театр кукол.

Здесь все роли исполняют куклы-актеры. Каждую куклу создает человек вручную.

Каждой куклой в театре управляет актер. Он называется кукловодом

Пантомима.

Это театр, в котором актеры не говорят и не поют. Они создают образы при помощи

мимики и пластичности тела.

Подводный театр.

В нем сочетаются подводное плавание и балет. Длительность спектаклей - всего 40

минут. Актёры задерживают дыхание на несколько минут, а потом всплывают за

воздухом.

6.

Пересказ текста

Посмотрите на план текста:

1.

Театр в древности.

2.

Театр на Руси.

3.

Виды театров.

Перескажите текст по плану.

7.

Игра « Угадайте вид театра» Видеопрезентация о видах театра.

8.

Повтор предложений, словосочетаний, слов из текста.

Послушайте и повторите:

Театр зародился в Древней Греции.

Актёрами в древнегреческом театре могли быть только мужчины.

В кукольном театре все роли исполняют куклы.

Придворный театр появился в 1672 г.

9. Вопросы к тексту. Придумай и задай товарищу вопрос (вопросный кубик)

Где зародился театр?

Назови виды театров.

В каком театре роли исполняют куклы?

Как назывались первые артисты на Руси?

10. Физминутка Упражнение «Марионетки»:

Представьте, что вы - кукла-марионетка,

которую после выступления повесили в

шкаф на гвоздик. Вас подвесили за: за шею, палец, ухо, пояс.

Тело должно быть зафиксировано только в этой точке, а все остальное – расслаблено и

болтается.

А в нашем городе есть театр?

11.

Слуховое восприятие текста. Видеозапись.

Послушайте

рассказ

об

истории

возникновения

нашего

Сарапульского

театра.

Выложите предложения по-порядку.

В начале 20 века в Сарапуле развивалось театральное искусство. По Каме в Сарапул

приезжали актеры из Казани и Москвы. В 1911 году в Сарапуле стала работать

профессиональная труппа артистов. В октябре состоялось их первое выступление. Был

представлен спектакль «Ямщики». Театр был размещен в доме купца Пенькина по

улице Первомайской, где находится и сейчас. Жители и гости нашего города посещают

театр с большим удовольствием.

Почитайте выразительно.

12. Театральный словарик.

А

сейчас

пополним

наш

словарный

запас

новыми

словами.

Заглянем

в

театральный словарик. Кто знает значение этих слов?

Капельдинер - работник театра, который проверяет билеты, провожает зрителей

на места, следит за порядком в зале.

Реквизит - предметы сценической обстановки, которыми пользуются актеры по

ходу действия пьесы.

Софиты —светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.

13.Правила поведения в театре.

Всегда важно соблюдать Правила поведения в театре

Никогда не покупайте актёрам цветы. Актёры итак получают зарплату.

Купите в буфете шоколад. Идите в зал. Когда актеры выйдут на сцену, разверните его,

звонко шуршите фольгой.

Больше двигайтесь во время спектакля: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь

ногами в спинку переднего кресла.

В конце спектакля не дожидайтесь выхода актёров на поклон. Быстрее бегите в

гардероб – ведь потом там образуется очередь.

Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во

время концентра. Именно для этого на номерках сделана дырка.

Как же нужно вести себя в театре?

14.Упражнение на внимание.

Внимательно

посмотрите

на

буквы

и

найдите

среди

них

слова

-

название

профессий в театре.

лрнкуактеруыфгримерджхукостюмербичяцнрежиссертьлшсуфлермотп

15.

Развитие памяти.

Послушайте и запомните слова. Проверим, кто больше назовет.

Театр петрушка балет режиссер опера актер скоморох

Греция аплодисменты тишина

16.Итог занятия.

Что нового и интересного вы узнали на занятии?

Театр

может

перенести

своего

зрителя

в

далёкое

прошлое,

показать

настоящее,

будущее или погрузить в сказку. Ходите в театр, любите театр, удивляйтесь игре

актеров, будьте культурными людьми.



В раздел образования