Автор: Никулица Елена Владимировна
Должность: учитель–дефектолог (сурдопедагог)
Учебное заведение: МКОУ "СОШИ № 19 г. Сарапула"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, г. Сарапул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект группового занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с обучающимися 8 класса
Раздел: среднее образование
Групповое занятие
по развитию слухового восприятия с обучающимися 8 «А» класса.
Тема: «Волшебный мир театра».
Задачи:
- Продолжать знакомить обучающихся с театральным искусством и его видами.
-
Формировать
умение
работать
с
текстом,
выделять
главное,
правильно
строить
речевое высказывание. Формировать коммуникативные
навыки, умение слушать и
слышать другого человека, взаимодействовать друг с другом.
- Развивать слуховое восприятие, внимание и память обучающихся на материале
текста и заданий к нему.
-
Совершенствовать
произносительные
навыки,
связную
и
разговорную
речь,
расширять кругозор и словарный запас обучающихся.
- Воспитывать интерес к театральному искусству, культуру речевого общения.
Ход занятия.
1.
Организационный момент. Проверка ЗУА. Вопросы для знакомства.
Задайте вопросы друг другу, чтобы наши гости лучше вас узнали.
Представься, пожалуйста.
В каком году ты родился? (родилась?)
Чем ты увлекаешься?
Чем любишь заниматься в свободное время?
Сколько человек в твоей семье?
Какие школьные предметы тебе нравятся?
С кем ты любишь общаться?
Много ли у тебя друзей?
2.
Дикционный тренинг.
А сейчас проведем дикционный тренинг, чтобы на занятии четко и понятно говорить.
Что такое темп? ( скорость речи)
П
роизнесите тараторку громко и четко в медленном темпе (быстром темпе)
«Тараторка».
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Нельзя писать на белом мелом.
И называть безделье делом.
(Дж. Родари)
3.
Выразительное чтение стихотворения.
Прежде чем назвать тему занятия, я вам предлагаю выразительно прочитать одно
стихотворение.
Давайте вспомним правила выразительного чтения:
Правильно ставь ударения в словах.
Соблюдай паузы.
Выделяй голосом логическое ударение.
Читай с нужной интонацией.
Прочитайте про себя.
« Что такое театр» ( слова Л. Калиновской)
Что такое театр?
Это новое платье,
И волненье в груди
Невозможно вместить…
Это праздник средь будней
И чудесное Завтра –
Поскорей до него бы дожить!
Что такое театр?
Это радость и муки,
Это боль за друзей,
Что на сцене живут.
Ведь к тебе они тянут
Тревожные руки
И в свой мир настоящий
Зовут!
Что такое театр?
Ты сидишь в тёмном зале,
Всё затихло вокруг,
Только сердце поёт.
Ты сидишь в тёмном зале
Рядом с друзьями…
Ты ждёшь чуда –
И чудо придёт!
4.
Сообщение темы и цели занятия.
О чем говорится в стихотворении? Догадались о чем мы будем говорить на занятии?
Угадайте тему нашего занятия . «Волшебный мир театра»
Вы знаете, что 2019 год объявлен годом театра, а 27 марта отмечался международный
день
театра.
Он
всегда
проходит
под
единым
девизом:
«Театр
как
средство
взаимопонимания и укрепления мира между народами».
Что такое театр?
5.
Работа с текстом:
Я вам предлагаю познакомиться с текстом о театре. Каждый будет работать с одной
частью. Внимательно прочитайте, выделите главное, подготовьтесь к пересказу,
подберите себе нужные иллюстрации. (часы 5 минут)
Театр зародился в глубокой древности. В древней Греции было принято праздновать
значимые события: наступление весны и сбор урожая. Особенно Греки любили
праздник бога Диониса. Люди пели песни, переодевались, надевали маски, делали
чучела животных. Сначала праздник устраивался на городских площадях, а потом для
проведения представлений стали строить специальные архитектурные
сооружения. Здание театра строилось на склоне холма. У подножия была круглая
площадка - орхестра, на которой выступали певцы, декламаторы, актёры. За орхестрой
располагалась скена - палатка для переодеваний актёров и реквизита.
Представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь
продуктами, и рассаживались на возвышениях.
Актёрами в древнегреческом театре могли быть только мужчины: они играли и
мужские, и женские роли. Выступали всегда в масках. Это была очень уважаемая
профессия.
На Руси первыми артистами были скоморохи. Они путешествовали по городам,
веселили людей своими представлениями, танцами. Они придумывали шутки, сценки
с кукольными персонажами. Самой популярной куклой у скоморохов был Петрушка.
Он считается самым древним актером на Руси. Там, где Петрушка, всегда было весело,
он никому не давал скучать.
Первый придворный театр появился в 1672 г. при царе Алексее Михайловиче. В
одном из летних царских дворцов был сыгран первый спектакль.
Во времена правления Елизаветы Петровны появились самодеятельные театры и
устраивались представления для горожан.
В начале XIX века появились Императорские театры: Мариинский театр в Петербурге,
Большой театр Москве. Постепенно театры появились и в малых городах.
Существуют различные виды театров.
Драматический театр.
В этом театре роли исполняют актеры, которые перевоплощаются в различных
персонажей. Актеры выражают мысли и эмоции с помощью слов и мимики. Они могут
исполнять песни, и танцы. Руководит всем режиссер.
Опера.
Это целое произведение. Оно соединяет музыку и действие, которое происходит на
сцене. Здесь актеры не говорят, а поют, чтобы выразить свои мысли и чувства.
Балет.
Это
такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: только музыкой и
танцем. Обо всех событиях, отношениях героев друг с другом артисты балета
рассказывают с помощью танца.
Особую роль играет в балете костюм: он должен быть
лёгким, удобным для танца, красивым.
Театр кукол.
Здесь все роли исполняют куклы-актеры. Каждую куклу создает человек вручную.
Каждой куклой в театре управляет актер. Он называется кукловодом
Пантомима.
Это театр, в котором актеры не говорят и не поют. Они создают образы при помощи
мимики и пластичности тела.
Подводный театр.
В нем сочетаются подводное плавание и балет. Длительность спектаклей - всего 40
минут. Актёры задерживают дыхание на несколько минут, а потом всплывают за
воздухом.
6.
Пересказ текста
Посмотрите на план текста:
1.
Театр в древности.
2.
Театр на Руси.
3.
Виды театров.
Перескажите текст по плану.
7.
Игра « Угадайте вид театра» Видеопрезентация о видах театра.
8.
Повтор предложений, словосочетаний, слов из текста.
Послушайте и повторите:
Театр зародился в Древней Греции.
Актёрами в древнегреческом театре могли быть только мужчины.
В кукольном театре все роли исполняют куклы.
Придворный театр появился в 1672 г.
9. Вопросы к тексту. Придумай и задай товарищу вопрос (вопросный кубик)
Где зародился театр?
Назови виды театров.
В каком театре роли исполняют куклы?
Как назывались первые артисты на Руси?
10. Физминутка Упражнение «Марионетки»:
Представьте, что вы - кукла-марионетка,
которую после выступления повесили в
шкаф на гвоздик. Вас подвесили за: за шею, палец, ухо, пояс.
Тело должно быть зафиксировано только в этой точке, а все остальное – расслаблено и
болтается.
А в нашем городе есть театр?
11.
Слуховое восприятие текста. Видеозапись.
Послушайте
рассказ
об
истории
возникновения
нашего
Сарапульского
театра.
Выложите предложения по-порядку.
В начале 20 века в Сарапуле развивалось театральное искусство. По Каме в Сарапул
приезжали актеры из Казани и Москвы. В 1911 году в Сарапуле стала работать
профессиональная труппа артистов. В октябре состоялось их первое выступление. Был
представлен спектакль «Ямщики». Театр был размещен в доме купца Пенькина по
улице Первомайской, где находится и сейчас. Жители и гости нашего города посещают
театр с большим удовольствием.
Почитайте выразительно.
12. Театральный словарик.
А
сейчас
пополним
наш
словарный
запас
новыми
словами.
Заглянем
в
театральный словарик. Кто знает значение этих слов?
Капельдинер - работник театра, который проверяет билеты, провожает зрителей
на места, следит за порядком в зале.
Реквизит - предметы сценической обстановки, которыми пользуются актеры по
ходу действия пьесы.
Софиты —светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.
13.Правила поведения в театре.
Всегда важно соблюдать Правила поведения в театре
Никогда не покупайте актёрам цветы. Актёры итак получают зарплату.
Купите в буфете шоколад. Идите в зал. Когда актеры выйдут на сцену, разверните его,
звонко шуршите фольгой.
Больше двигайтесь во время спектакля: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь
ногами в спинку переднего кресла.
В конце спектакля не дожидайтесь выхода актёров на поклон. Быстрее бегите в
гардероб – ведь потом там образуется очередь.
Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во
время концентра. Именно для этого на номерках сделана дырка.
Как же нужно вести себя в театре?
14.Упражнение на внимание.
Внимательно
посмотрите
на
буквы
и
найдите
среди
них
слова
-
название
профессий в театре.
лрнкуактеруыфгримерджхукостюмербичяцнрежиссертьлшсуфлермотп
15.
Развитие памяти.
Послушайте и запомните слова. Проверим, кто больше назовет.
Театр петрушка балет режиссер опера актер скоморох
Греция аплодисменты тишина
16.Итог занятия.
Что нового и интересного вы узнали на занятии?
Театр
может
перенести
своего
зрителя
в
далёкое
прошлое,
показать
настоящее,
будущее или погрузить в сказку. Ходите в театр, любите театр, удивляйтесь игре
актеров, будьте культурными людьми.