Автор: Шаромова Любовь Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР – детский сад № 210
Населённый пункт: Пермский край. город Пермь
Наименование материала: из опыта работы
Тема: «Туристические тропинки дошколят»
Раздел: дошкольное образование
«Туристические тропинки дошколят».
Шаромова Любовь Геннадьевна
Критерии
Содержание
Тема опыта работы
«Туристические тропинки дошколят»
Длительность
функционирования
опыта
Опыт работы обобщался на протяжении 3-х лет.
Обоснование
актуальности опыта
и его значение для
образовательно –
воспитательного
процесса
В данном опыте представлена система использования элементарных формы туризма в оздоровлении детей
среднего и старшего дошкольного возраста, а также способствует становлению эффективного взаимодействия
ДОУ с родительской общественностью. Работа актуальна и несет в себе оздоровительную, образовательную
(познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и
эстетического воспитания.
Форма работы с
детьми
●
туристические экскурсии, походы, путешествия, семейные туристические слеты туристские
соревнования,
•
чтение литературных произведений о туристах,
•
совместные мероприятия с привлечением родителей,
•
развивающие игры, сюжетно-ролевые игры,
•
работа с природными материалами
•
изготовления туристического оборудования,
•
презентации для родителей и коллег.
Какой ППО был
использован и как
Реализация инновационных здоровье сохраняющих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности:
•
внедрение новых здоровье сохраняющих технологий в деятельность ДОУ (туристические маршруты на
территории ДОУ);
•
использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни:, «Как вести себя в
походе»; «В гости к Лесовичку»
•
использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни
(мультфильмы о туристах, презентация: «Мы туристы». «Юные туристы иут в поход).
Новизна опыта
Целью данного опыта является создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников
через внедрение элементарных форм детского туризма.
Были поставлены следующие задачи:
•
формировать понимание необходимости вести здоровый образ жизни, совершенствовать двигательную
активность детей;
•
активизация практических умений простейшего туризма (расстановка палаток, складывание костра);
•
способствовать усвоению знаний о лекарственных растениях; о правилах поведения в природе;
познакомить с элементарными опытами и экспериментами, необходимыми туристу;
•
формировать межличностные дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской
деятельности, адаптированной к их возрастным особенностям.
•
привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами ДОУ.
Краткое содержание
опыта
Весь процесс реализации работы проходил в несколько этапов:
1 этап: диагностика - прогностический.
Цель: изучение возможностей и потребностей группы.
Реализован в:
Работе с родителями - ознакомление с целями и задачами детского туризма, анкетирование и анализ
опроса;
Подборке информационного материала для родителей;
Подготовке спортивного оборудования;
Разработке сценариев проведения туристических мероприятий;
Беседах с детьми о правилах поведения в природе;
Чтении художественной литературы о туристах;
Разучивании стихов, песен, пословиц и поговорок;
Знакомство с картой и планом местности;
Просмотре презентаций, мультфильмов о туристах.
2 этап: практический.
Цель: введение валеологических знаний, здоровье сберегающих технологий в воспитательно-образовательный
процесс туристической деятельности.
Реализован в:
Консультации для родителей: «Детский туризм – дело серьезное», «Отправляемся в поход»;
Прогулке – игре «Следопыты с картой»;
Проведении туристических мероприятий с детьми и родителями: «Юные туристы идут в поход», «Зимний
туризм»; ряда туристических занятий экологической направленности.
Изготовление буклета для родителей «Лето - время семейного туризма»;
Изготовление правил - знаков «Правила поведения в природе»;
Продуктивная деятельность «Мы - туристы!»;
Дидактические игры «Собери рюкзак туриста», подвижные игры, игры – аттракционы «Игры озорного
рюкзачка».
3 этап: обобщающий.
Цель: подведение итогов, совершенствование результатов работы по данной проблеме.
Реализован в:
Мультимедийные презентации к проекту «Мы туристы»;
Мультимедийные презентации к проекту «Мы туристы» - «Подружись с картой»;
Фотоотчет семейного туристического отдыха .
Выставка рисунков «Вместе с папой. вместе с мамой путешествовать люблю»
Результативность
работы
Представленный опыт работы направлен не только на физическое развитие (скорость, сила, выносливость,
ловкость), но и на формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств дошкольника (выдержка,
смелость, взаимопомощи друг другу).
Отмечается снижение количества простудных заболеваний и снижение утомляемости у детей. По результатам
анализа анкетирования родителей отмечается положительная динамика в дружеских взаимоотношениях с детьми,
повышению процентного показателя совместного семейного туристического отдыхах на 50 % (в 2017г. – 40 %, а в
2018г.- 90%).
Наличие
приложений и их
целесообразность
Имеются приложения к опыту работы: анкеты для родителей, консультационный материал, конспекты занятий,
презентационный материал. Предоставленный материал может быть использован, как в системе опыта работы,
так и каждый элемент самостоятельно. Могут применять в работе с детьми среднего и старшего возраста, как
воспитатели ДОУ, так и инструкторы по физической культуре.
Возможность
использования
опыта в массовой
педагогической
практике.
Занятия детским туризмом в ДОУ имеют много преимуществ:
−
знакомит детей их родителей с различными формами туризма;
−
учит детей дружно действовать в любой ситуации, взаимопомощи;
−
способствует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую
подготовленность детей;
−
формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей
приобщает детей и родителей к ЗОЖ;
- помогает оздоровлению семьи, укреплению дружеских отношений между родителями и детьми.
Таким образом, данный опыт работы может быть использован педагогами в массовых детских садах, вне
зависимости от реализуемых программ воспитания и обучения.