Напоминание

Использование технологии проектной деятельности в ДОУ


Авторы: Контарева Юлия Валерьевна, Прокопец Елена Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Здоровый ребенок"
Населённый пункт: г. Таганрог Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование технологии проектной деятельности в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Использование технологии проектной деятельности в ДОУ»

В

дошкольном

образовании

на

смену

традиционному

обучению

приходит

развивающие

обучение,

которое

направлено

на

развитие

творческой

личности.

Одним

из

перспективных

методов,

является

метод

проектной

деятельности.

Метод

проектов

актуален

и

эффективен,

он

развивает

познавательную

активность,

исследовательское

мышление,

коммуникативные

и

практические

навыки

ребенка-дошкольника,

способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Работа с детьми в нашей группе направлена на решение целей и задач по

развитию личности ребенка, его познавательных, коммуникативных и

творческих способностей посредством проектного метода. Этот метод

повысил детскую самостоятельность и любознательность. Так же позволил

привлечь родителей в образовательный процесс. В совместной деятельности

с взрослым ребенок способен к выполнению действий, которые

самостоятельно он выполнить еще не может. Доля участия ребенка в его в

совместной деятельности с взрослым закономерно растет с его возрастом. В

каждом возрастном периоде может быть выявлено основное, характерное для

этого периода содержание совместной деятельности малыша с взрослым

(А.В. Венгер). Роль педагога в проектной деятельности очень важна, так как

он должен организовать проблемную ситуацию, но при этом не навязывать

свои варианты решения, то есть уйти от привычного традиционного действия

по заранее заданному образцу. Проектная деятельность развивает

наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину,

культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной

жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в

группе.

Проекты классифицируются по разным признакам:

-по составу участников;

-по целевой установке;

-по тематике;

-по срокам реализации.

В нашем дошкольном учреждении используются следующие виды проектов:

- исследовательские- дети экспериментируют, осуществляется

исследовательский поиск, затем результаты оформляются в виде какого-либо

творческого продукта (газеты, атласы, драматизации).

- творческие – оформляется результат в виде детского праздника, выставки.

-игровые - с элементами творческих игр, дети входят в образ персонажей

сказки и по-своему решают поставленные проблемы.

-информационно – практико - ориентированные - дети собирают

информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

Нами были разработаны и применены такие проекты:

«Животные Севера и Юга»

Цель проекта: уточнить и закрепить у детей представлений о животных

севера и жарких стран.

Задачи:

- закрепление знаний о животных севера и животных жарких стран (название,

особенности внешнего вида, название детенышей).

- Уточнение и активизация словаря детей; - закрепление знаний о частях

света (Север и Юг);

- развитие умений детей в продуктивной и других видах детской

деятельности;

- воспитание интереса к окружающему миру, бережному и заботливому

отношению к животным;

- вовлечение родителей в активное сотрудничество.

Участники проекта: дети старшей группы «Звездочка», родители и

педагоги.

Материалы и оборудование: фотографии, книжные иллюстрации,

компьютер, видеоматериалы, материалы для конструктивной и

изобразительной деятельности, ландшафтные макеты «Саванна и

тропический лес» и «Север».

Предполагаемый продукт: на основе собранного материала создать атлас

«животные Севера и Юга» и творческую работу «Саванна» - «Веселые

слоны», «Жирафы» и «Север» - «Мишки на севере».

При исследовании исходили из следующей гипотезы: если тщательно

изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые

факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и

развивать творческие способности и способности к самостоятельному труду.

В качестве объекта исследования выбрали животных Севера и Юга.

Подготовительный этап:

- Сбор литературы, содержащей информацию о животных севера и юга, а

также об окружающей их среде;

- Подбор иллюстраций к информационным встречам;

- Подбор художественной литературы;

- подбор игрового материала.

Основной этап:

- Познавательно-речевое развитие:

Рассказы воспитателя: «Самый холодный континент», «Природные зоны

Африки». Беседы: «Климат Саванны и Севера».

Свободное общение: «Как приспосабливаются к жизни животные севера и

юга», «Почему животные севера не могут жить на юге?», «Почему животные

юга не могут жить в жарких странах?».

Рассматривание иллюстраций, картин, плакатов, фотографий с

изображением природы, животных севера и юга.

Поисково-исследовательская деятельность: «Как не заблудиться в пустыне?»,

«Какие растения растут на севере, юге» Опытно-экспериментальная

деятельность: «Как северные животные приспосабливаются к суровому

климату», «Определение возможности проживания верблюда в пустыне,

неделями обходясь без воды».

- Ознакомление с художественной литературой: чтение произведений

писателей и поэтов о природе, о животных севера и жарких стран;

обсуждение прочитанного; заучивание стихов, отгадывание загадок.

Энциклопедии: Юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный»,

эвенкийская сказка «Почему олень быстро бегает», тувинская сказка «Как

верблюд стал некрасивым». Г.Снегирев «Про пингвинов», «Пингвиний

пляж», «Белек». Стихи: А.Милн «Почему мне нравится слон», Б.Заходер

«»Кенгуру», «Жираф», В.Джайн «Обезьянка», С.Маршак «Детки в клетке».

Просмотр презентации «Животные Севера и Юга».

- Социально-личностное развитие: Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк»,

«Ветеринарная лечебница», «Путешествие в Африку»

Совместные игры: «Зверинец», «К нам приехал цирк».

Строительные игры: «Строим зоопарк» из мелкого и крупного конструктора,

«Саванна».

Дидактические игры: «Природные зоны Земли», лото «Зоопарк», «Четвертый

лишний», «Чьи следы, ноги , хвосты?», «Кто где живет?», «Закончи

предложение».

Подвижные игры: «Белые медведи», «Волк и олени», «Веселые обезьянки».

Пальчиковые игры: «Пингвины», «Жители севера», «Жители юга».

- Художественно-эстетическое развитие: Рисование с элементами

аппликации: «Мишки на Севере». Аппликация: «Веселые слоны» «Жирафы».

Работа с родителями:

Работа над проектом прошла в тесном сотрудничестве с родителями и

детьми. После обсуждения плана работы проекта родители стали нашими

помощниками при создании атласа «Животные Севера и Юга»

Результат:

У детей появился интерес к представителям животного мира.

Дети усвоили нормы и правила взаимодействия с окружающим миром.

У дошкольников значительно расширился словарный запас.

Выводы: Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. Задача

воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы

вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может

сохранять и приумножать ее красоту.

«Чудо птички - снегири»

Цель проекта:

формирование у детей бережного и гуманного отношения к природе,

проявление заботы о птицах, создание условия для творческих способностей.

Задачи проекта:

-Развивать интерес к миру птиц.

- Обогатить словарь.

- Учить детей наблюдать и переносить свои наблюдения в игровую

деятельность.

- Расширять представления об охране природы.

- Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе родного

края.

- Расширять общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих

способностей.

Предполагаемый результат проекта

-Знание детьми внешнего вида и образа жизни снегирей.

-Умение отражать снегирей в рисунке, аппликации.

-Умение работать в коллективе.

Актуальность

-Проект «Чудо птички - снегири» направлен на формирование у детей

дошкольного возраста экологической культуры и развитие познавательных

навыков- умение наблюдать и рассуждать.

Участники проекта

- Педагоги

- Дошкольники

- Специалисты

Ход реализации проекта

-Чтение и обсуждение литературных произведений о птицах: М. Горький

«Воробьишко», Н. Сладков «Синичкина кладовая», чтение стихов о

снегирях, отгадывание загадок.

-Просмотр презентации «Снегирь – птица зимы».

-Познавательные беседы: «Наши пернатые соседи», «Меню птиц»

-Рассматривание иллюстраций

-Разучивание считалок и пальчиковой гимнастики.

-НОД коллективная аппликация на тему «Чудо птички – снегири».

-Изготовление кормушек и подкормка птиц зимой.

Просмотр презентации

«Снегирь- птица зимы»

«Эколята-дошколята»

Цель проекта:

формирование у детей бережного и гуманного отношения к природе,

животному и растительному миру.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с разнообразием животного и растительного мира

родного края.

- Показать неповторимость и красоту родной природы.

- Расширять представления об охране природы.

- Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе родного

края.

- Расширять общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих

способностей.

Предполагаемый результат проекта

Повышение уровня знаний по экологии у детей.

Расширение знаний о природе родного края.

Формирование у ребенка системы ценностных отношений к окружающей

природной среде.

Актуальность

Проект «Эколята-дошколята» направлен на формирование у детей

дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Участники проекта

- Педагоги

- Дошкольники

- Специалисты

Ход реализации проекта

Чтение и обсуждение литературных произведений о природе: Д.Н.Мамин –

Сибиряк «Серая шейка», М. Горький «Воробьишко», Н. Сладков «Синичкина

кладовая» и др.

Просмотр презентации «Дикие животные», «Зимующие птицы».

Познавательные беседы: «Наши пернатые соседи», «Воздух и вода»

Рассматривание иллюстраций с изображением зимних, весенних, осенних,

летних пейзажей.

Проведение спортивного праздника

«В гостях у осени».

Беседа о пользе овощей и как их выращивать.

Посадка рассады томатов и перцев на огороде.

Посещение Станции юных натуралистов

Взаимодействие со специалистами

-

Беседа с педагогом Станции юных натуралистов.

Наблюдение за изменениями в природе.

«В гостях у осени»

Изготовление кормушек и подкормка птиц зимой.

Заключение.

Проектная деятельность положительно влияет на развитие дошкольника. В

проектной деятельности расширяются знания об окружающем мире. Так же

проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей.

Игра становится более разнообразной, сложно структурированной.

Список используемой литературы

1. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной

деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие.

– М.: Издательский дом «Цветной мир»,2013. – 144с.

2. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества

образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для

педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.:

Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

4. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для

воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-

Пресс, 2008. - 208 с.

5. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность

дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез,2017. – 80

с.

6.Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-

методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. –

144с.

7. Организация познавательно исследовательской деятельности в

дошкольном образовательном учреждении [Текст]: методическое пособие

/авт.-сост. О.В. Глазырина. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РИПК и ППРО,

2017. -60с.



В раздел образования