Напоминание

химические свойства кислорода


Автор: Джахангирова Нина Таджаддиновна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №32
Населённый пункт: г.Улан–Удэ Республика Бурятии
Наименование материала: методическая разработка
Тема: химические свойства кислорода
Раздел: полное образование





Назад




Джахангирова Нина Таджаддиновна

Учитель химии МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

"Химические свойства кислорода".

Тип урока:комбинированный.

Основная часть – формирование новых знаний и умений.

Дидактические:

способствовать формированию знаний учащихся о кислороде, его

химических свойствах;

обеспечить условия для усвоения учащимися понятий: реакция окисления,

реакция горения, оксиды;

сформировать умения записывать уравнения химических реакций горения

простых и сложных веществ в кислороде, давать названия полученным

веществам;

способствовать осмыслению учащимися роли кислорода на земле и в жизни

человека.

Развивающие:

способствовать формированию: умений выделять общие и существенные

признаки и свойства; умений увидеть проблему и найти пути её решения;

умений применять полученные знания на практике и оценивать результаты

выполненных действий;

Воспитательные: положительного отношения к знаниям, инициативности,

настойчивости, способности преодолевать трудности для достижения цели.

Основные понятия

Окисление

Горение

Оксиды

Оборудование и реактивы: учебник; периодическая система химических

элементов Д.И.Менделеева; реактивы для демонстрации химических свойств

кислорода; закрытых спиртовка, лучинка, спички, стаканы, ложки для

сжигания веществ, гидроперит + MnO2

Планируемые результаты обучения.

Знать определения: окисление, горение, оксиды.

Уметь записывать химические уравнения реакций, отражающие химические

свойства кислорода; расставлять коэффициенты в химических уравнениях,

называть полученные вещества.

Дидактический материал: учебник “Химия 8 класс” Рудзитис Г.Е.,

Фельдман Ф.Г. М.: Просвещение, 2018г

План-конспект урока

Эпиграф к уроку:

Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия.

Берцелиус

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Отмечает

отсутствующих в классе. Объявляет оценки за прошлый урок- практическую

работу.

Далее обращает внимание ребят на эпиграф, написанный на

экране: “Кислород-восьмой по счету, если вес за меру брать.Если ж мера

место в жизни- номер надо б поменять!»

– Учитель:Ребята, в чём заключается роль кислорода на Земле и в жизни

человека?

Учащиеся: используя информацию прошлого урока, в устной форме

проговаривают, что роль кислорода на Земле и в жизни человека глобальна.

После краткой беседы эмоциональное напряжение начального этапа снято, и

учащиеся проявляют психологическую готовность к познавательной

деятельности.

II. Актуализация знаний учащихся

На столах уч-ся находится стихотворение.

Учитель: ребята, прочитайте стихотворение о кислороде.

От нужды, порой от скуки были созданы науки.

Век за веком пролетали- люди многое узнали,

Тем не менее , народ знать не знал про кислород.

Да и как о том узнать, что не можешь в руки взять?

Газ без запаха, без вкуса, незаметен на просвет.

На весах его не взвесить, и нужды в нем вроде нет.

Были , правда, рассужденья о дыханье, о горенье,

Даже был предсказан он под названьем ФЛОГИСТОН.

Англичанин Джозеф Пристли свойства газов изучал,

Взявши линзу, жаром солнца все что увидел , нагревал.

Над окалиною ртути как-то опыт проводил

Получилась капля ртути, плюс какой-то газ открыл.

В нем свеча горела ярче, дольше мышь могла дышать,

При нагреве в этом газе ртуть окислилась опять.

Воздух, взятый для сравненья. Раза в три «слабее»был

Так попутно в атмосфере и азот еще открыл!

Шведский химик Карл Шееле раньше кислород открыл

Но об опытах в журнале чуть позднее сообщил.

Но не Пристли, ни Шееле, не сумели оценить.

Или где-то для чего-то, газ открытый применить.

Антуан Лавуазье эти опыты проверил

Все старательно измерил и научно доказал:

Флогистона нет в природе, а все дело в кислороде!

И дыханье и горенье-это просто окисленье!

III. Целеполагание и планирование

Определение темы и целей урока.

– Читая стихотворение, подумайте: Какие фразы из этого стихотворения

говорят о признаках реакции?

Стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться.

Следовательно, какая тема сегодняшнего урока?

Учащиеся: “Химические свойства кислорода”.

– Цели урока:

• Познакомиться с химическими свойства кислорода;

• Научиться записывать химические уравнения реакций, отражающие

химические свойства кислорода;

• Закрепить знания по расстановке коэффициентов в химических уравнениях;

• Научиться давать названия оксидам, запомнить некоторые

исторические(тривиальные названия)

Учитель: какие признаки реакций вы знаете?

Учащиеся отвечают, что горение, выделение теплоты и света, превращение

одного вещества в другое вещество – это и есть признаки химической

реакции,

Записывают тему в тетрадь.

IV. Изучение нового материала

Изучение химических свойств кислорода.

Кислород энергично реагирует со многими веществами: простыми –

металлами и неметаллами и сложными.(схема на доске)

– Ребята, обратите внимание на доске написано новое для вас понятие

– реакция окисления. Давайте дадим ему определение:

Реакция окисления – реакция, в результате которой вещество

взаимодействует с кислородом.

– Сейчас я предлагаю вам на конкретном примере пронаблюдать, как

происходит окисление некоторых веществ в кислороде.

1.

С неметаллами

Учитель: демонстрирую взаимодействие кислорода с неметаллами –

углеродом, серой, фосфором.

(Демонстрация опытов)

Разобраться в сущности процессов, которые происходили в наблюдаемых

опытах, помогут уравнения химических реакций:

С углеродом

2Mg + O

2

––>2MgO

С серой

S + O

2

––>SO

2

С фосфором

4P + 5O

2

––> 2P

2

O

5

ставлю перед ребятами проблемный вопрос:

2) С металлами

С большинством металлов кислород реагирует уже при комнатной

температуре

Железо сгорает в кислороде при температуре с треском и разбрасыванием

искр, при этом образуется железная окалина Fe

3

O

4

– это соединение двух

оксидов железа: FeO в валентности (II) и Fe

2

O

3

в валентности (III):

Учитель: записываю на доске уравнение химической реакции взаимодействия

железа с кислородом:

Реакция горения – реакция, при которой происходит окисление веществ с

выделением теплоты и света.

Обращаю внимание учащихся на то, какие вещества образуются в процессе

взаимодействия с кислородом.

– Вы правильно определили состав образовавшихся веществ, они

действительно состоят из двух элементов, один из которых кислород, такие

вещества называют оксидами. Оксиды – сложные вещества, состоящие из

двух элементов, один из которых кислород.

Общая формула оксидов:

ЭхОу

где Э – это химический элемент в валентности = Nгруппы (для элементов

главных подгрупп «А»),

О – это кислород в валентности (II),

Х и У – это индексы, полученные исходя из валентностей элемента.

Организую разрешение проблемной ситуации и одобряет активность

учащихся:

Как назвать вещества:

Na

2

O, CaO, Al

2

O

3

,CO,CO

2

,

Проблема: оксид натрия, оксид калия или алюминия называются прекрасно.

А как быть с двумя разными оксидами углерода?

Если у элемента возможно несколько оксидов, то в названии обязательно

указывается валентность этого элемента:

CO-оксид углерода (II), CO

2

-оксид углерода (IV).

А есть еще исторически сохраненные названия веществ:

N

2

O-оксид азота (I), закись азота, веселящий газ.

NO-оксид азота(II), окись азота

NO

2

-оксид азота (IV), (диокись) диоксид азота, бурый газ, лисий хвост

N

2

O

3

-оксид азота(III),триокись (триоксид)азота

CO-оксид углерода(II), закись углерода, угарный газ

CO

2

-оксид углерода(IV), диокись(диоксид углерода) углерода, углекислый газ

Теперь попробуем самостоятельно написать уравнения горения

бора, лития, бария.

3) сложными веществами

Кислород реагирует и со многими сложными соединениями

записываем уравнение химической реакции горения сложного вещества в

кислороде:

CH

4

+ 2O

2

––> CO

2

+ 2H

2

O

SiH

4

+2O

2

––>SiO

2

+2H

2

O

CuS+O

2

––>CuO+SO

2

– Ребята, обратите внимание на химические формулы образовавшихся

веществ, что вы можете сказать об их составе?

Вывод: при реакции горения сложного вещества получаются оксиды тех

элементов, из которых состоит вещество.

Учащиеся знакомятся с определением понятия реакция окисления.

Учащиеся называют признаки показанных реакций: выделение света и

теплоты.

Учащиеся знакомятся с определением понятия реакция горения.

Дети отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ

находятся два элемента, один из которых кислород.

Учащиеся знакомятся с определением понятия оксиды.

Учащиеся приходят к выводу, что кислород – это газ, поддерживающий

горение; интенсивность протекания реакций резко увеличивается в

атмосфере кислорода.

Один учащийся у доски, а остальные в своих тетрадях записывают уравнение

химической реакции.

Учащиеся записывают уравнение химической реакции в тетрадь.

Дети отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ

находятся два элемента, один из которых кислород.

Вспоминают пройденный материал, пытаются ответить на вопрос.

Учащиеся знакомятся с определением понятия медленное окисление.

Ребята привести примеры из жизни.

Ребята осознают содержание понятия реакция окисления.

(по необходимости записывают в тетрадь)

Перед ребятами возникает проблемная ситуация, почему взаимодействие

углерода и фосфора с кислородом воздуха отличается от взаимодействия этих

веществ с чистым кислородом.

Школьники верно называют признаки реакции.

V. Закрепление и обобщение изученного материала

Работа по закреплению полученных знаний.

Организую самостоятельную деятельность детей с целью проверки

полученных ими новых знаний.

Для этого раздаёт на каждую парту проверочный лист и просит выполнить

задание индивидуально каждого.

Вариант 1

1.

Какое название соответствует данному веществу Р

2

О

5

, если известно,

что валентность фосфора переменная?

А.Оксид фосфора

Б.Оксид фосфора (III)

В. Оксид фосфора (V)

2. Выберите формулу вещества, отвечающую названию «оксид серы (VI)»

А.SO

3

Б. SO

2

В. SO

6

3.Допишите уравнение реакции горения , расставьте коэффициенты

Na + O

2

III

P + O2→

Вариант 2

1.

Какое название соответствует

данному веществу

2

, если известно,

что валентность углерода переменная?

А.Оксид углерода

Б.Оксид углерода (IV)

В. Оксид углерода (II)

Выберите формулу вещества,

отвечающую названию «оксид серы (IV)»

А.SO

3

Б. SO

2

В. SO

6

3.Допишите уравнение реакции горения ,

расставьте коэффициенты

Сa + O

2

V

P + O2→

Вариант 3

1.

Какое название соответствует данному веществу Al

2

О

3

, если известно,

что валентность алюминия постоянная?

А.Оксид алюминия

Б.Оксид алюминия (III)

В. Оксид алюминия (V)

2. Выберите формулу вещества, отвечающую названию «оксид хлора (V)»

А.Сl

2

O

3

Б. Cl

2

O

5

В. Cl

2

O

7

3.Допишите уравнение реакции горения , расставьте коэффициенты

Zn + O

2

IV

S + O2→

После выполнения задания учащиеся сдают листочки учителю.

Учащиеся определяют границы известного материала путём применения для

выполнения заданий полученных знаний.

Результатом работы является определение достаточности собственных

знаний.

VI. Рефлексия

Подведение итогов урока.

Учащиеся выявляют степень выполнения учебных целей.

VII. Задание на дом

§ 20, 21 читать, учить свойства, выучить определения из словарика и ответить

на вопросы 4-12,

*задачи 1-3 стр.60.

Конспект открытого урока по химии

В 8 а классе

ГБОУ СОШ №81(филиал №1293)

по теме

«Химические свойства кислорода»

Учитель химии Александрова М.А.

12.11.2013.

Москва.



В раздел образования