Авторы: Асташова Светлана Ивановна, Лемехова Надежда Васильевна
Должность: учитель географии и биологии, учитель социально–бытовой ориентировки
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия нравственного развития личности ребенка в семье
Раздел: среднее образование
Асташова Светлана Ивановна
учитель географии и биологии
Лемехова Надежда Васильевна
учитель социально-бытовой ориентировки
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №14
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Губкин, Белгородская область
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.
Определяющая роль семьи в формировании личности подтверждается
жизненной
практикой.
Исследователи
объясняют
это
прежде
всего
воздействием на ребенка атмосферы родственных эмоциональных связей,
эмоциональной близости между членами семьи. Отсутствие такой близости в
семейных отношениях обедняет эмоциональный мир ребенка, может явиться
причиной недоразвития у него социально важных чувств. Влияние семьи на
формирование детской личности
взаимосвязано
с другими факторами,
прежде всего с такими, как социальные установки семьи, ее нравственные
ценности.
Своеобразие
внутренней
жизни
каждой
семьи,
семейных
вза-
имоотношений,
традиций
обычно
выражают
понятием
"семейный
микроклимат".
Микроклимат
каждой
семьи
-
это
что-то
неповторимо
индивидуальное. Но можно выделить в нем и такие общие черты, наличие
которых определяет направленность, характер микроклимата любой семьи.
Так, нравственный характер семейного микроклимата определяют: высокий
моральный облик родителей, общественная направленность их потребно-
стей,
интересов,
убеждений,
которая
сочетается
с
взаимопо мощью,
взаимопониманием, доверием, взаимной заботой членов семьи друг о друге.
Наличие этих условий позволяет говорить о таком семейном микроклимате,
который способствует нравственному развитию детей. Но для нравственного
воспитания ребенка эти условия необходимы, но недостаточны, то есть их
наличие само по себе еще не обеспечивает формирования нравственных
качеств детской личности.
Порой
родители задают вопрос, почему в их трудолюбивой семье
вырос лентяй? Анализ таких фактов показывает, что в этих семьях бла-
гоприятные условия, положительный пример родителей не сочетались с их
осознанной
целенаправленной
педагогической
деятельностью
по
нравственному
воспитанию
детей.
Успех
же
такой
деятельности
определяется знанием как общих, так и конкретных задач нравственного
воспитания ребенка, пониманием его возрастных особенностей, умением
отца и матери применять эти знания в практике семейного воспитания.
Влияние взрослого на ребенка младшего возраста сильнее, чем в более
старших
возрастах.
Однако
уже
в
этот
период
на
принятие
ребенком
требований
взрослого
влияет
и
его
авторитет,
и
то,
в
какой
мере
сформирована
у
ребенка
нравственная
потребность
в
положительной
оценке, одобрении его поведения окружающими взрослыми.
Ребенок
воспринимает
нравственные
нормы,
правила
поведения
от
взрослого, и усвоение их ребенком проходит определенный путь. Основу для
переживания эмоционального благополучия составляют его положительные
отношения со взрослым, их нарушение - неодобрение, наказание - тяжело
переживается
ребенком,
поэтому
он
старается
вести
себя
так,
чтобы
соответствовать
требованиям
взрослого.
Затем
поведение,
вызывающее
одобрение взрослого (и, соответственно, положительные эмоции ребенка)
начинает переживаться им как нечто положительное само по себе. Таким
образом,
мотив
поведения
ребенка
-
заслужить
одобрение
взрослого
-
является
необходимым
этапом,
определяющим
последующий,
когда
само
правило
поведения,
одобряемое
взрослым,
становится
мотивом
детских
поступков.
Однако в жизни мы довольно часто сталкиваемся с тем, что оценка
взрослого не вызывает соответствующей реакции ребенка. Почему же эта
оценка не имеет побудительной силы?
Анализ
психологической
литературы,
посвященной
формированию
потребностей и мотивов деятельности ребенка, показывает, что развитие
потребностей происходит благодаря изменению положения ребенка в жизни,
в системе его отношений с окружающими людьми, в связи с усвоением им
новых
форм
поведения
и
деятельности,
овладением
новыми
предметами
культуры.
Оценка взрослым поступков ребенка является для последнего мотивом
поведения тогда, когда у него сформирована "потребность во взрослом", то
есть, когда взрослый является источником удовлетворения "ненасыщаемых"
потребностей
ребенка
-
в
эмоциональном
и
познавательном общении, в
разнообразной деятельности.
Отношение ребенка к взрослым формируется, прежде всего, в семье,
что
обусловлено
эмоциональной
близостью
родителей
и
ребенка,
не-
посредственными личностными контактами между ними, индивидуальным
воздействием
взрослых
членов
семьи
на
ребенка.
Характер
отношений
ребенка
со
взрослыми,
сложившийся
в
семье,
определяет
не
только
его
отношение к взрослым и детям вне семьи, но и весь образ его поведения.
Поэтому важно, чтобы в семье у ребенка формировалось такое отношение
к
взрослым,
которое
вызывало
бы
у
него
потребность
в
их
одобрении,
положительной
оценке,
чтобы
такая
оценка
сопровождалась
радостными
переживаниями ребенка, чувством удовлетворения.
Для
нравственного
воспитания
ребенка
важно
также
и
то,
какие
поступки его одобряются взрослыми членами семьи как нравственные и
какие порицаются как безнравственные, какие требования с точки зрения
моральных норм предъявляются к поведению ребенка. Это, прежде всего,
зависит от знаний родителями конкретных задач нравственного воспитания
детей.
Педагогу,
стремящемуся
воздействовать
на
нравственное
развитие
детей в семье, необходимо представлять, каковы знания родителей в этой
области,
как
складываются
их
взаимоотношения
с
ребенком,
как
организована
его
жизнь
в
семье,
созданы
ли
необходимые
условия
для
развития и удовлетворения его интересов и духовных потребностей: наличие
достаточного по времени эмоционального и делового общения со взрослыми
членами семьи, создание материальной среды для разнообразной детской
деятельности
(игры,
труда,
занятий),
руководство
этой
деятельностью
со
стороны родителей, степень их участия в ней. Эти сведения педагог получает
из бесед с родителями и при посещении семьи.
Задавая родителям вопрос о том, каким они хотят воспитать своего
ребенка, какие нравственные качества хотели бы сформировать у него, на
основе
полученных
ответов
педагог
может
составить
представление
о
направленности нравственного воспитания в семьях.
Нередко
родители
пытаются
строить
нравственное
воспитание
"на
пустом
месте", в этом чаще всего заключается причина их педагогических
неудач. Так, родители сетуют на отсутствие у ребенка заботы, внимания к
членам семьи, на его неорганизованность, неаккуратность, непослушание, в
то время как сами не привлекают его к посильному труду, не создают условий
для интересных игр и занятий. Если в семье не удовлетворяется потребность
ребенка
в
активной
деятельности,
в
общении
со
взрослыми,
в
ярких
эмоциональных
переживаниях,
то
создается
благоприятная
почва
для
возникновения отклонений в детском поведений, а следовательно, и для
конфликтов между взрослыми и ребенком.
Представления
некоторых
родителей
о
методах
нравственно го
воспитания, как преимущественно методах словесных, неумение правильно
использовать
оценку
-
одобрение,
порицание
-
как
регулятор
детского
поведения
подчас
сводит
на
нет
самые
благие
их
намерения.
Многие
родители
злоупотребляют
отрицательными
оценками,
что
приводит
к
снижению
самооценки
ребенка,
не
способствует
формированию
у
него
чувства
собственного
достоинства.
Неумелое
использование
порицания,
осуждения, злоупотребление этими методами воздействия нередко ведет не к
исправлению
поведения
ребенка,
а
лишь
усугубляет
трудности
его
воспитания.
Ребенок
перестает
реагировать
на
отрицательную
оценку,
нарушается
близость,
исчезает
доверие
к
взрослому,
стремление
к
личностным контактам с ним. Ребенок становится менее восприимчивым к
требованиям.
Таким образом, для нравственного формирования личности ребенка в
семье
необходимо,
чтобы
нравственная
направленность
семейного
микроклимата
сочеталась
с
педагогическими
знаниями
родителей,
их
умением
организовать
жизнь
и
деятельность
ребенка
в
семье,
грамотно
использовать методы педагогического воздействия.
Всестороннее
изучение
условий,
влияющих
на
формирование
нравственного
облика
ребенка,
позволяет
педагогу
сделать
правильные
выводы о причинах отклонений в его поведении, целенаправленно строить
работу с семьей, оказывать родителям конкретную помощь.