Автор: Симченко Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№110"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Безударные окончания существительных в ед.ч."
Раздел: начальное образование
Урок обобщения и систематизации знаний по теме:
«Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных в единственном числе»
Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании
безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Задачи урока:
- создать условия для расширения представлений обучающихся о грамматических
признаках имен существительных с целью практического умения писать безударные
падежные окончания имен существительных единственного числа;
- формировать у обучающихся способность к рефлексии;
- систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
- научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен
существительных;
- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Умение работать в паре, группе.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
. Сегодня на уроке нас ждет интересная работа.
Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера.
II.
Минутка чистописания.
III.
Повторение.
1)
На доске слова
к сирени
на берёзке
на листьях
на сосне
на тополе
-найдите общий признак для этих слов (это существительные, у всех есть предлоги, все
неодушевлённые)
- как будут выбывать эти существительные?
Дети:
- Выбывает имя существительное на листьях, т. к. множественное число, остальные
единственного.
- Выбывает слово на сосне, т. к. ударное окончание, у остальных имён существительных
окончание безударное.
- Выбывает имя существительное к сирени, т. к. стоит в Дательном падеже, остальные в
Предложном.
- Выбывает слово на тополе, это существительное 2 склонения.
- Остаётся слово на берёзке.
- Какая тема урока? (слайд 1)
- Какие цели поставим?
- Зачем мы изучаем правописание слов?
- Какие знания необходимы, чтобы безошибочно писать безударные окончания
существительных? (слайд 2, 3)
- Составить со словом на берёзе предложение. Разобрать по членам предложения и по
частям речи (у доски).
2)
Работа в парах. (слайд 4)
Выберите и запишите из предложенных, слова для диктанта по теме: «Правописание
безударных окончаний имён существительных в единственном числе», выделите
окончания, доказывая выбор буквы.
Сторож, игрушка, в колыбели, задумался, проиграл, по математике, на ветке, зубки,
чудесный, прекрасный, к избушке, задумался, о мыши, тетрадь, для загадки, капустный, с
игрушки.
3)
Работа по учебнику.
Стр.30, упр.27. (проверка).
IV.
Физ. минутка.
V.
Продолжение работы по теме.
4)
Работа в группах.
(списать, вставить пропущенное окончание, способ проверки).
1 группа.
К печке…, на верхушк…, с обложк…, без сладост…, в тетрад…, о сестр…, в
деревн…
2 группа.
На дудочк…, к сосн…, для дедушк…, на ветк…, из чашк…, в печк…, в шапк…
3 группа.
К дочер…, по тропинк…, на опушк…, на огород…, у сирен…, на запад… пустын…
4 группа.
На автомобил…, в поезд…, у сорок…, на балкон…, из глазур…, на лужайк…, у
тётушк…
5 группа.
В мебел…, на коленк…, в конверт…, в букет…, о пирамид…, на местност…, о
жизн…
6 группа.
На переход…, в деревушк…, на бульвар…, на площад…, к бабушк…, от груст…, в
пещер…
5)
Самостоятельная работа. (слайд 5)
на площад… - …скл., …п.
по пристан… - …скл., …п.
в кроватк… - …ско., …п.
в Казан… - …скл., …п.
к подружк… - …скл., …п.
на автомобил… - …скл., …п.
Самопроверка. На полях ставят + или –
(слайд 6)
на площади – 3 скл., П.п.
по пристани – 3 скл., Д.п.
в кроватке – 1 скл., П.п.
в Казани – 3 скл., П.п.
к подружке – 1 скл., Д.п.
на автомобиле – 2 скл., П.п.
- кто все правильно сделал – поставьте себе 5 и т.д.
- какие ошибки допустили?
VI.
Рефлексия. (красный, жёлтый, зелёный карандаши).
VII.
Домашнее задание. (слайд 7)
1)
Стр.31, упр.28.
2)
По желанию – записать 2 пословицы, в которых есть существительные с
безударными окончаниями.
VIII.
Устная работа. (слайд 8)
. Работа с текстом. Исправь ошибки:
Один мальчик написал письмо другу. Когда он дал его почитать сестре, то она нашла в
письме ошибки, но исправлять их она не стала.
Нам нужно найти эти ошибки.
Текст письма на экране.
Дима, сейчас я живу у бабушке в деревни. Деревня находится на возвышенносте. Дом
бабушке стоит на берегу речке. Утром я часто хожу на рыбалку, а вечером играю в мяч на
площадки.
IX.
Итог урока.
Повторение правила.