Напоминание

Наглядность, как одно из эффективных средств обучения иностранному языку


Автор: Храмова Ирина Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ № 15
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Наглядность, как одно из эффективных средств обучения иностранному языку
Раздел: среднее образование





Назад




Наглядность, как одно из эффективных средств обучения иностранному

языку

В своей практике учителя английского языка стремятся использовать

наглядность как стимулирование процесса усвоения материала, как

дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий

опорный сигнал, способствующий развитию таких способностей ребенка, как

воображение, зрительная и эмоциональная память.

Наглядность один из принципов обучения. Наглядный образ возникает не сам

по себе, а результате активной познавательной деятельности ребенка.

Образы представления значительно отличаются от образов восприятия. По

содержанию они богаче образов восприятия, но у разных детей они различны

по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте, длительности

запоминания. Степень наглядности образов представления может быть

различной в зависимости от индивидуальных способностей ребенка, от его

знаний, от уровня его воображения, а также от степени наглядности исходных

образов восприятия. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет

существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым

помогает создавать более обобщенные, боле глубокие по содержанию

психические образы познаваемых запоминаемых объектов (лексем), что

очень важно при изучении языков.

Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные

объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений.

Наглядность обучения, как дидактический принцип построения учебного

процесса с опорой на средства наглядности в процессе обучения языкам

может быть использован и при изложении нового материала, и при проверке

освоения учебного материала, и в оформлении учебных пособий, книг, карт,

схем, таблиц и т.д.

Наглядность в обучении относится к различным видам восприятия

(зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных

пособий не обладает абсолютным преимуществом перед другими. Например,

при изучении природы (темы «Времена года», «Погода» и др.), наибольшее

значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре. На

уроках грамматики удобнее применение условных изображений,

выражающих отношения между словами, частями предложения с помощью

стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т.п. В

таких случаях сопоставительное обучение языкам получает еще одно

преимущество, так как он зрелищнее, дает дополнительные точки

соприкосновения или различий изучаемых объектов. Применение этого

способа осуществить и легко и сложно одновременно. Необходимо не

загромождать предлагаемый материал излишним сравнением, рассеивающим

внимание, а акцентировать внимание на самых главных моментах. Например,

при изучении времен в грамматике русского, английского языков достаточно

упомянуть существование трех времен в русском языке и большее наличие их

в английском языках.

Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных

средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно

использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождая уроки

большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся

сосредоточиться, и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое

применении наглядных пособий в обучении не приносит пользы, а скорее

вредит и усвоению знаний, и развитию учащихся. Когда у учащихся имеются

необходимые образные представления, следует использовать их для

формирования понятий, для развития отвлеченного мышления ребенка. Это

правило относится не только к средним и старшим классам, но и к начальным

классам.

Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом

зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами

обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе.

Наглядность является показателем простоты и понятности того психического

образа, который обучаемый создаёт в процессе восприятия, памяти,

мышления и воображения.

Наглядное восприятие предметов и явлений облегчает процесс усвоения

знаний учащимися на всех этапах обучения.

При обучении иностранным языкам учащиеся овладевают языком как

средством общения, т.е. навыками и умениями и частично знаниями. Знания

являются ориентировочной основой при формировании языковых навыков.

Психологически роль наглядного материала состоит в том, что он служит как

бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под

руководством учителя в процессе овладения знаниями.

В практике обучения применение наглядных средств обязательно сочетается

со словом учителя. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их

вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю

творчески применять средства наглядности сообразно поставленной

дидактической задачи, особенностям учебного материала и конкретными

условиями обучения.

Сочетание слова и наглядности – это одно из самых распространенных

явлений в современной практике обучения. Задачи обучения решаются

успешнее в том случае, когда использование языка опирается на

непосредственное восприятие обучающимися предметов, процессов и их

изображений. При сочетании словесного обращения с применением

наглядных средств умственная деятельность характеризуется соединением

непосредственного восприятия и понятийным аппаратом мышления.

Принцип наглядности предполагает использование средств наглядного

обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия и

представлений, создающихся на основе применения этих средств, в

умственную деятельность обучающихся, стимулируют и облегчают её.

Проведенные опыты подтверждают тот факт, что наглядный материал,

независимо от возрастных особенностей, запоминается намного лучше.

Наглядность – это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и

формируются речевые процессы обучающихся. Использование средств

наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании

связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу

предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент

говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие .



В раздел образования