Автор: Шадрина Анна Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 18 комбинированного вида
Населённый пункт: Пушкинского района Санкт–Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные педагогические технологии в формировании дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Современные педагогические технологии в формировании дорожной безопасности
у детей старшего дошкольного возраста
«Самое дорогое у человека – это жизнь» Н.А. Островский
Одна из главных целей педагогических коллективов всех дошкольных образовательных учреждений — создание
условий для охраны жизни и здоровья детей.
Безопасность дорожного движения является одной из важных проблем в
детском саду. Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за
транспортных средств, деревьев и сооружений, игра вблизи дороги – самые распространенные причины наездов на детей.
Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам,
взрослым. Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью.
Поэтому знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге, формировать у них навыки правильного
поведения на улицах является жизненной необходимостью. Сама тема «Дорожная безопасность» очень сложна для
ребенка, тяжела своими терминами и понятиями. Поэтому необходимо донести до него очень сложные вопросы, причем
донести так, чтобы он, затаив дыхание, поглощал информацию.
В век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования важно ввести новые формы
работы
с
дошкольниками.
Наши
дети
ждут
от
педагогов
высокотехнологичных
приёмов,
в
противном
случае
образовательный процесс становится им не интересен, а, следовательно, и не результативен. В связи с этим, для более
успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, можно использовать следующие современные
педагогические технологии. опираясь на принципы:
системности и последовательности;
наглядности и доступности;
учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
сотрудничества детей и взрослых;
интеграции.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из
окружающего мира впечатлений, знаний, поэтому этот вид деятельности – основной. Данная технология опирается на
принцип
активности
ребенка,
характеризуется
высоким
уровнем
мотивации
и
определяется
естественной
потребностью
дошкольника. Технология направлена на двигательную, игровую, коммуникативную, музыкально-
художественную деятельности.
При формировании дорожной безопасности у детей мною используются самые разнообразные игры:
Сюжетно-ролевые
игры,
в
которых
дети
разыгрывают
проблемные
ситуации
(«Пешеходы
и
водители»,
«Пассажиры автобуса», «Автомастерская» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли.
Настольно-печатные
игры. В группе есть макет улиц города. С этим макетом дети работают постоянно:
расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания:
помоги пешеходу перейти перекрёсток, расставь дорожные знаки, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и
т.д.
Дидактические
игры
–
одно
из
действенных
средств
воспитания
ума.
Игры
с
готовыми
правилами
используются как средство развития познавательной активности детей. Особое место отводится играм: «Подумай,
выбери, объясни», «Опасные ситуации», «Дорожное лото», «Собери дорожный знак», «Найди пару», «Распредели знаки
по группам и др.
Квест-технология Интересной и эффективной формой работы с детьми является квест-игра. Подбор игр
объединяется одним сюжетом, тематикой, в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр
развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. В процессе игры детям
предоставляется возможность проявить смекалку, логическое мышление, получить море положительных эмоций.
Информационно – коммуникационные технологии
При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма огромное внимание
следует
уделять
использованию
информационно
–
коммуникационных
технологий,
т.к.
использование
анимации,
презентаций, мультфильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей. А способы визуальной
поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного
воздействия сразу на несколько органов чувств ребенка. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие
привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Однако содержание деятельности не должно сводиться только к работе с детьми. Осуществлять формирование
дорожной
безопасности
у
детей
невозможно
без
помощи
родителей,
ведь
именно
они
являются
для
ребенка
непосредственным
образцом
поведения
на
улице.
Поэтому,
чтобы
работа
была
более
эффективной,
осуществляю
целенаправленное взаимодействие с родителями и стараюсь сделать их своими помощниками. Совместными усилиями
обогащается развивающая предметно-пространственная среда, в которой родители оказывают помощь в в подготовке
практического материала. Также помогают в подготовке детей к участию в конкурсах.
В
заключение
хочется
отметить,
что
в
условиях
детского
сада
возможно,
необходимо
и
целесообразно
использовать
современные
педагогические
технологии
в
различных
видах
образовательной
деятельности
по
формированию у дошкольников дорожной безопасности. Я уверена, что знания дорожной грамоты, приобретаемые в
детском
саду,
помогут
стать
детям
более
дисциплинированными
и
самостоятельными.
Поэтому
считаю,
что
это
направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов и родителей. Нужно сделать все,
чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми и шагали вместе с нами по безопасной дороге в безопасный мир!